Адм. дело № 2а-5631/2018 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2018 года
Канавинский районный суд Н.Новгорода в составе:
председательствующего судьи Соколова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Храпцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура, действующая в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с административным иском к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности совершить действия, мотивировав свои требования следующим.
Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти законодательства об особо охраняемых территориях регионального значения.
Проверкой установлено, что Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области не реализуются требования федерального законодательства об установлении границ особо охраняемых территорий в Канавинском районе города Нижнего Новгорода.
Решением Горьковского облисполкома от 20.10.1965 №915 был взят под охрану памятник природы регионального (областного) значения, расположенные в границах Канавинского района города Нижнего Новгорода- «Железнодорожные дачи», площадь памятника природы 1034, 9 га.
Решением Горьковского облисполкома от 14.02.1984 № 56 были взяты под охрану памятники природы регионального (областного) значения, расположенные в границах города Нижнего Новгорода:
- «Озеро «Больничное»», площадь памятника природы 5 га;
- «Озеро Вторчермета», площадь памятника природы 1 га;
- «Озеро у пос.Сортировочный», площадь памятника природы 23 га;
- «Тополь-долгожитель на пересечении улиц Октябрьской революции и ФИО1», площадь и охранная зона не определены;
- «Два тополя-долгожителя по ул.ФИО1, д. 11», площадь и охранная зона не определены.
В ходе проверки выявлен факт, что из 403 ООПТ регионального значения на кадастровый учет не поставлено 353 ООПТ регионального значения, как особо охраняемые природные территории, в которые входят 6 вышеизложенных ООПТ регионального значения в границах Канавинского района города Нижнего Новгорода.
Однако до настоящего времени, несмотря на внесенное ранее представление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора от 10.09.2018 №01-12-2018, установление границ особо охраняемых территорий ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона.
На основании вышеизложенного, с учетом уточнения требований административного истца в порядке ст. 46 КАС РФ, административный истец просит суд:
- признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по не обеспечению постановки на кадастровый учет, как особо охраняемых природных территорий, памятников природы регионального (областного) значения «Железнодорожные дачи», «Озеро Больничное», «Озеро Вторчермета», «Озеро у по. Сортировочный», «Тополь-долгожитель на пересечении улиц Октябрьской революции и ФИО1», «Два тополя-долгожителя по ул. ФИО1, д. 11» в Канавинском районе г. Н.Новгорода.
- возложить обязанность на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в течение 24 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда:
1) установить и описать границы особо охраняемой природных территорий - памятников природы: «Железнодорожные дачи», «Озеро «Больничное», «Озеро Вторчермета», «Озеро у пос. Сортировочный», «Тополь-долгожитель на пересечении улиц Октябрьской революции и ФИО1», «Два тополя-долгожителя по ул. ФИО1, д. 11» в Канавинском районе города Нижнего Новгорода, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах;
2) предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятников природы: «Железнодорожные дачи», «Озеро «Больничное», «Озеро Вторчермета», «Озеро у пос. Сортировочный», «Тополь-долгожитель на пересечении улиц Октябрьской революции и ФИО1», «Два тополя-долгожителя по ул. ФИО1, д. 11» в Канавинском районе города Нижнего Новгорода.
Помощник прокурора А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, в их удовлетворении просила отказать.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу статьи 227 КАС РФ административное исковое заявление может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам; нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом по делу установлено следующее.
Помощником Нижегородского природоохранного прокурора В., 26 октября 2018 года проведен анализ реестра ООПТ регионального значения, размещенный на официальном сайте Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по адресу http://mineco-im.ru/osobo-okhranyaemye-prirodnye-territorii-oopt/.
В ходе проведения вышеуказанного анализа установлено, что на следующие ООПТ регионального значения отсутствуют данные о кадастровом учете:
• «Лиственница лировидной формы по улице Красноводской, д. 12», охранная зона 400 кв. метров;
• «Маньчжурский орех на углу ул.Ошарской и ул.Невзоровых, д.46», охранная зона 400 кв. метров;
• «Старое дерево дуба по ул.Студеной, 10а», охранная зона 400 кв. метров;
• «Дуб-долгожитель по ул.Коминтерна-Новосибирской», охранная зона 400 кв. метров;
• «Лиственничная обсадка по ул.Кима», охранная зона 800 кв. метров;
• «Старое дерево дуба около музея «Домик Каширина», охранная зона 800 кв. метров;
• «Ботанический сад Нижегородского университета», площадь памятника природы 35,2 га;
• «Урочище Слуда», площадь памятника природы 75 га;
• «Лиственница сибирская на углу ул.Ошарская и ул.Белинского», охранная зона 400 кв. метров;
• «Два дуба-долгожителя по ул.Белинского, д.86», охранная зона 400 кв. метров;
• «Ель колючая по ул.Короленко, д.42», охранная зона 400 кв. метров;
• «Лиственница-долгожитель по улице Минина, д.20», охранная зона 400 кв. метров;
• «Сосна Веймутова по ул.Минина д. 17», охранная зона 400 кв. метров;
• «Орех маньчжурский (два дерева) по ул.Новой, д. 10а», охранная зона 600 кв. метров;
• «Гнилицкие дачи», площадь памятника природы 456 га;
• «Доскинские дачи», площадь памятника природы 199, 5 га;
• «Железнодорожные дачи», площадь памятника природы 1034, 9 га;
• «Малиновая гряда», площадь памятника природы 215,5 га;
• «Таланова роща», площадь памятника природы 81 га;
• «Стригинский бор», площадь памятника природы 170,9 га;
• «Озеро «Больничное»», площадь памятника природы 5 га;
• «Озеро Вторчермета», площадь памятника природы 1 га;
• «Озеро у пос.Сортировочный», площадь памятника природы 23 га.
• «Тополь-долгожитель на пересечении улиц Октябрьской революции и ФИО1», площадь и охранная зона не определены;
• «Два тополя-долгожителя по ул.ФИО1, д. 11», площадь и охранная зона не определены (л.д. (№)).
По данному факту Министру экологии и природных ресурсов Нижегородской области было вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства (л.д. 18-23).
Установление границ особо охраняемых территорий ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона.
Статьей 27 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяется режим особой охраны территорий памятников природы. Так, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Пункт 3 статьи 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Согласно статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).
Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений.
Статьей 32 указанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории (п.п. 8,10 ч.1).
В соответствии со статьями 56, 94, Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.
В соответствии с п.6 ст.56 Земельного кодекса ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст.44 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Кроме того, Приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о границах особо охраняемых природных территорий (приводится описание утвержденных границ ООПТ с указанием реквизитов документов об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий.
Статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
С соответствии с п. 3.6 Положения о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 N 965 министерство организует работу по ведению комплексного территориального кадастра природных ресурсов на основе геоинформационных технологий и систем, включая инвентаризацию и картографическую привязку природных ресурсов (объектов) и оценку их состояния, государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения, являющихся собственностью Нижегородской области, ведет в установленном законом порядке региональный кадастр отходов.
Таким образом, установление и описание границ особо охраняемой природных территорий, а также направление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы постановки на государственный кадастровый учет границ памятников природы, относится к компетенции министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Суд, с учетом приведенных положений нормативных правовых актов приходит к выводу, что обязанность, возложенная на упомянутый орган исполнительной власти в силу закона, не исполнена, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования.
Доводы административного ответчика об отсутствии финансового обеспечения соответствующих мероприятий, а также паспортов у части памятников природы регионального значения, не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку не основаны на законе и относятся к организационным вопросам самого министерства.
Определяя срок для исполнения административным ответчиком настоящего решения, суд приходит к выводу, с учетом заслушанного мнения сторон и объективной необходимости временных затрат на выполнения соответствующих мероприятий по устранению нарушений действующего законодательства, суд полагает возможным установить срок 24 месяца для исполнения решения суда со дня его вступления в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании незаконным бездействия - удовлетворить
Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по не обеспечению постановки на кадастровый учет, как особо охраняемых природных территорий, памятников природы регионального (областного) значения «Железнодорожные дачи», «Озеро Больничное», «Озеро Вторчермета», «Озеро у пос. Сортировочный», «Тополь-долгожитель на пересечении улиц Октябрьской революции и ФИО1», «Два тополя-долгожителя по ул. ФИО1, д. 11» в Канавинском районе г. Н.Новгорода.
Обязать Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в течении 24 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда установить и описать границы особо охраняемых природных территорий, памятников природы регионального (областного) значения «Железнодорожные дачи, «Озеро Больничное», «Озеро Вторчермета», «Озеро у пос. Сортировочный», «Тополь-долгожитель на пересечении улиц Октябрьской революции и ФИО1», «Два тополя-долгожителя по ул. ФИО1, д. 11» в Канавинском районе г. Н.Новгорода с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах;
предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы для постановки на государственных кадастровый учет границ памятников природы регионального (областного) значения «Железнодорожные дачи, «Озеро Больничное», «Озеро Вторчермета», «Озеро у пос. Сортировочный», «Тополь-долгожитель на пересечении улиц Октябрьской революции и ФИО1», «Два тополя-долгожителя по ул. ФИО1, д. 11» в Канавинском районе г. Н.Новгорода.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Канавинский районный суд города Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Д.В.Соколов
Мотивированное решение суда изготовлено – 09.01.2019 г.
Копия верна.
Судья: Д.В.Соколов
Секретарь судебного заседания: Е.А.Храпцова
Подлинный текст решения хранится в материалах административного дела № 2а-5631/2018 в здании Канавинского районного суда г. Н.Новгорода.