Дело № 2а-814/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 мая 2018 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Герасимовой Е.В.
при секретаре Богдановой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лазарева Игоря Алексеевича к Межрайонной инспекции ФНС № 1 по Калининградской области о признании незаконным и отмене решения от 21 июня 2017 года об отказе в государственной регистрации, обязании зарегистрировать внесенные изменения,
УСТАНОВИЛ:
Лазарев И.А. обратился в суд с административным иском, указав, что 06 апреля 2017 г. приобрел долю в уставном капитале ООО «Торговый дом «Услуга». Договор купли-продажи был заверен нотариусом ФИО, личности участников сделки были установлены, дееспособность проверена, принадлежность имущества проверена. Заявление о внесении записи в ЕГРЮЛ (смена участника/собственника) было подано в регистрирующий орган нотариусом от его имени. Все необходимые документы были подготовлены и предоставлены нотариусом. Регистрация была приостановлена без объяснения причин. 03 июля 2014 г. через нотариуса был получен отказ регистрирующего органа от < Дата > в государственной регистрации. Основание для отказа - непредоставление заявления о внесении изменений по форме Р14001. Расшифровано – так как в ЕГРЮЛ содержались сведения о том, что он является генеральным директором сторонней организации, которая не находится по месту регистрации, то форма Р14001 считается не представленной. Сведения о том, что данная сторонняя организация не находится по месту регистрации, были внесены в ЕГРЮЛ < Дата >, то есть через 72 дня после покупки доли и за 3 дня до отказа. Данный отказ был им обжалован в Управление ФНС по Калининградской области 18 августа 2017 г. Одновременно он дал пояснения в Межрайонной ИФНС № 1 по Калининградской области и в последующем доказал в суде, что не имеет отношение к третьей организации уже несколько лет. Управление ФНС по Калининградской области оставило жалобу без удовлетворения, о чем уведомило в решении от 06 сентября 2017 г. Данный отказ считает необоснованным и незаконным, поскольку внесение сведений о собственнике имущества в государственный реестр носит уведомительный характер, так как согласно п. 12 ст. 21 Закона «Об Обществах с ограниченной ответственностью», доля считается перешедшей к покупателю с момента нотариального удостоверения договора купли-продажи. Просит решение Межрайонной ИФНС № 1 по Калининградской области об отказе в государственной регистрации от 21 июня 2017 г. № отменить, зарегистрировать внесенные 17 апреля 2017 г. изменения по ООО «Торговый дом «Услуга».
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Торговый дом «Услуга», УФНС России по Калининградской области.
В судебном заседании административный истец Лазарев И.А. требования поддержал, просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции ФНС № 1 по Калининградской области Клюйкова А.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, ссылалась на доводы письменных возражений.
Представитель заинтересованного лица УФНС России по Калининградской области Дубовик А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержав письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица ООО «Торговый дом «Услуга» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, и исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В ходе рассмотрения спора судом установлено, что 17 апреля 2017 г. в Межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области от Лазарева И.А. за входящим № поступили документы: заявление по форме № Р14001, сопроводительное письмо от нотариуса.
21 июня 2017 г. Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области принято решение № об отказе в государственной регистрации на основании подпунктов «а», «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Решением УФНС России по Калининградской области от 06 сентября 2017 г. №, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Лазарева И.А., вышеуказанное решение Инспекции оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Обращаясь в суд с административным иском, Лазарев И.А. ссылается на то, что основания для отказа в государственной регистрации у налогового органа отсутствовали, поскольку пятилетний срок его полномочий, как директора сторонней организации, которая не находится по месту регистрации, истек, в этой связи считает вывод налогового органа неправомерным.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регламентирован главой VI Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу положений, предусмотренных п. 2 ст. 17 названного Федерального закона при государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
Как указано в п. 1.2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Форма заявления № Р14001 утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
В предусмотренных Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
В соответствии с п. 12 ст. 21 Закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
В силу пункта 4.2 статьи 9 Закона о регистрации проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости.
Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРЮЛ содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном названным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
В ходе проведенной проверки Инспекцией было установлено, что Лазарев И.Н. причастен к государственной регистрации ООО «АРИУС ПРОМГРУПП» ОГРН №, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений.
В названной организации Лазарев И.Н. является генеральным директором.
В отношении ООО «АРИУС ПРОМГРУПП» ОГРН № в ЕГРЮЛ 19.06.2017 внесена запись ГРН № о недостоверности сведений о юридическом лице, полученных в результате проверки местонахождения организации (ее адреса) (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ).
Статья 23 ФЗ Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в Инспекцию) содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных Законом № 129-ФЗ и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с Законом № 129-ФЗ или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
Согласно подпункту «ф» пункта 1 ст. 23 названного выше ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных пп. «в» или «л» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, внесена в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном п. 5 ст. И Закона № 129-ФЗ, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных пп. «в» или «л» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Запись о недостоверности сведений о юридическом лице ООО «АРИУС ПРОМГРУПП» в установленном законом порядке не оспорена. Доказательств, опровергающих выводы регистрирующего органа относительно недостоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ в отношении ООО «АРИУС ПРОМГРУПП», в ходе рассмотрения дела не представлено.
То обстоятельство, что постановление начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Калининградской области № от 03 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «АРИУС ПРОМГРУПП» Лазарева И.Н. отменено и производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывает на недоказанность фактов, послуживших основанием для вынесения постановления, и не свидетельствует о незаконности решения налогового органа от 21 июня 2017 года об отказе в государственной регистрации.
При таком положении суд приходит к выводу о том, у Межрайонной инспекции ФНС № 1 по Калининградской области имелись правовые основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации, со ссылкой на подпункты «а» и «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
Руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Лазарева Игоря Алексеевича – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 11 мая 2018 года.
Судья Е.В.Герасимова