РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2022 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Митюковой А.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Иркутского района Иркутской области Скрипкарева И.М., представившего приказ от 08.02.2022 № 96-о, служебное удостоверение ТО № 289193 от 13.08.2021,
представителя административного ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от 10.01.2022, представившей диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» ВСВ 1515626 от 05.06.2006, удостоверение № 90 от 03.02.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-695/2022 по административному исковому заявлению прокурора Иркутского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о возложении обязанности направить предложения по мероприятиям по установлению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иркутского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области, в котором, уточнив в порядке части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предмет административного искового заявления, просит обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области направить предложения по мероприятиям по установлению местоположения береговой линии, границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Куда на территории Оёкского муниципального образования Иркутской области в границах д. Жердовка Оёкского муниципального образования, подлежащих реализации за счет субвенций, в территориальный орган Росводресурсов для получения заключения в течение года с момента вступления в силу решения суда.
Административное исковое требование мотивировано тем, что прокуратурой Иркутского района проведена проверка по исполнению Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области полномочий по охране водных объектов, по результатам которой установлено, что министерством до настоящего момента не установлены границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Куда на территории Оёкского муниципального образования Иркутского района Иркутской области в границах д. Жердовка Оёкского муниципального образования непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков. До настоящего момента мероприятия, предусмотренные пунктом 4 Правил определения местоположения береговой полосы (границы водного объекта), случаев и периодичности её определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, не проведены, меры к исполнению не приняты. При этом государственные полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, согласно пункту 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации преданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории <адрес> органом, уполномоченным на осуществление переданных государственных полномочий в указанной части наделено Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>. Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной или иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос. Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> длительный период времени не исполняет полномочия по охране водных объектов, предусмотренные действующим законодательством. Указанное может привести к их загрязнению, иному негативному воздействию и в целом неблагоприятно скажется на состоянии окружающей среды. Данными нарушениями затрагиваются интересы и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации. В частности Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> не приняты меры к обращению в установленном законом порядке в федеральное агентство водных ресурсов за получением субвенций из федерального бюджета с целью установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Куда в границах отдельных населенных пунктов Оёкского муниципального образования. Водный объект – река Куда соответствует пункту 8 Методических указаний, ввиду наличия антропогенного влияния. На территории Оёкского муниципального образования вблизи д. Жердовка расположены канализационные сети с кадастровым номером № (<адрес>, <адрес><адрес>), которые являются муниципальной собственностью <адрес> муниципального образования. Сброс жидких бытовых отходов производится непосредственно в <адрес> вблизи д. Жердовка. Также непосредственно к <адрес> прилегают участки земель сельхозназначения (2 земельных участка с кадастровыми кварталами № В границах Оёкского муниципального образования на автомобильных дорогах общего пользования, находящихся в государственной собственности <адрес>, расположены мосты, перечень которых утвержден ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог <адрес>». Расположение в непосредственной близости от вышеуказанной реки населенных пунктов Оёкского муниципального образования дорог и улиц, мостовых сооружений оказывает дополнительное антропогенное влияние на реку. Кроме того, река Куда внесена в Государственный рыбохозяйственный реестр как водоток рыбохозяйственного значения высшей категории. Изложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о значительной степени антропогенного воздействия на водный объект – реку Куда, о необходимости принятия мер для охраны объекта высшей рыбохозяйственной категории – реки Куда, что невозможно сделать без установления границ береговой линии, водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы в границах Оёкского муниципального образования. Указанный объект подлежит включению в перечень приоритетных водных объектов, который подлежит согласованию с Росводресурсами. Река Куда на территории Оёкского муниципального образования протекает в границах <адрес> Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> предприняты меры к установлению местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос по реке Куда в границах <адрес> в рамках государственного контракта №. На основании государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос <адрес> в пределах населенного пункта <адрес>.
Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство водных ресурсов.
Представитель административного истца помощник прокурора Иркутского района Иркутской области Скрипкарев И.М. в судебном заседании на удовлетворении заявленного административного искового требования настаивал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его уточнения.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения заявленного административного искового требования возражала, поддержав доводы письменных возражений на административное исковое заявление и дополнений к ним, указав, что водный объект – река Куда не имеет приоритета для целей включения в Перечень по отношению к водным объектам, которые в спорный период были включены в Перечень водных объектов для реализации мероприятий по охране водных объектов, в связи с чем, просила в удовлетворении заявленного требования отказать.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в представленных суду письменном отзыве и письменных пояснениях на административное исковое заявление просили о рассмотрении административного дела без их участия.
Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд с согласия лиц, участвующих в деле, рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из части 4 статьи 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 17 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ВК РФ) охрана водных объектов представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
Как следует из пункта 1 статьи 3 ВК РФ, водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.
В соответствии с положениями с частей 1 и 2 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26 ВК РФ полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В силу требований части 3 статьи 26 ВК РФ средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий, определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенной определенному субъекту Российской Федерации, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, протяженности береговой линии (границы водного объекта) в границах поселения (часть 4 статьи 26 ВК РФ).
Средства на осуществление указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (часть 6 статьи 26 ВК РФ).
Согласно пункту 1 части 8 статьи 26 ВК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водных объектов вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг, а также издавать обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из части 18 статьи 65 ВК РФ, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено, что мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении поверхностных водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и поверхностных водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением поверхностных водных объектов, указанных в подпунктах "а" и "г" настоящего пункта.
Как следует из пункта 2 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Согласно пункту 3 названных Правил установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В пункте 4 названных Правил предусмотрено, что в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков.
Как следует из пункта 6 Правил, органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
В части 1 статьи 55 ВК РФ предусмотрено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Как следует из подпункта 27 пункта 7 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пп, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере водных отношений по осуществлению мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности <адрес>, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>.
В порядке реализации полномочий, предусмотренных частью 8 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации, Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены «Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации» (далее по тексту - Методические указания).
Согласно пункту 1 Методических указаний их требования распространяются на водные объекты или их части, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водоемов, полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации и используемых для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, перечень которых установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, и предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации.
В <адрес> к таким объектам относятся Иркутское, Братское, Усть-Илимское водохранилища и озеро Байкал.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний для реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо решить следующие основные задачи: выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, водные объекты или их части, подверженные наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной или иной деятельности, вызывающему загрязнение, засорение и истощение вод (далее по тексту - Перечень водных объектов); установить причины возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов или их частей; разработать перечень мероприятий, целью которых является охрана водных объектов или их частей от загрязнения, засорения и истощения, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования; согласовать в Росводресурсах значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и перечень мероприятий, направленных на их достижение, в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений»; обеспечить выполнение планируемых в рамках утвержденных мероприятий работ и достижение целевых прогнозных показателей; подготовить отчетность о расходах бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий по охране водных объектов или их частей, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, и о достижении целевых прогнозных показателей.
Как следует из пункта 7 Методических указаний, в Перечень водных объектов включаются водные объекты или их части, расположенные в границах поселений, городских округов, для которых требуется установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
В соответствии с пунктом 8 Методических указаний при формировании Перечня водных объектов приоритет отдается водным объектам или их частям, которые: являются источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; используются в рекреационных целях; испытывают наибольшее антропогенное влияние объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства; отнесены к водным объектам высшей или первой рыбохозяйственной категории.
Программа мероприятий, направленных на охрану водных объектов, в соответствии с требованиями пункта 9 Методических указаний формируется на основе перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов и параметров водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации, установленных в схемах комплексного использования и охраны водных объектов; примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно пункту 10 Методических указаний примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает, в том числе, мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.
Мероприятия по охране водных объектов или их частей, реализуемые за счет субвенций из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации должны носить последовательный и комплексный характер, способствовать улучшению состояния водного объекта, предотвращению загрязнения, засорения и истощения (пункт 31 Методических указаний).
В соответствии с требованиями пункта 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что прокуратурой <адрес> в ходе надзорных мероприятий по исполнению Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> полномочий по охране водных объектов выявлены нарушения требований водного законодательства, выразившиеся в не установлении на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>, в том числе обозначению их на местности посредством специальных информационных знаков, а именно: реки Куда в границах Оёкского муниципального образования <адрес>, на что указано в представлении прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№.
Водохозяйственные мероприятия по установлению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос названного водного объекта не реализовывались. Границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы вышеуказанного водного объекта до настоящего времени не установлены.
Из представленных в материалы административного дела Перечней мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, согласованных с Федеральным агентством водных ресурсов, следует, что в период с 2017 по 2022 годы, мероприятия по установлению местоположения береговой линии, а также установлению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в отношении спорного водного объекта на территории Оёкского муниципального образования <адрес> в границах <адрес> муниципального образования не включались в названный Перечень, что свидетельствует о том, что министерством не предпринималось мер для обеспечения перечисленных водоохранных мероприятий необходимым финансированием. Водный объект – река Куда в границах <адрес> муниципального образования не включалась в Перечень мероприятий.
Указанные обстоятельства также подтверждаются ответом Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> в адрес и.о. прокурора <адрес> по результатам рассмотрения представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, из которого следует, что бюджету <адрес> предоставлены субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений: на 2021 год – 248,2 млн. рублей, из них: 24,5 млн. рублей – на реализацию мероприятий; 223,3 млн. рублей – средства, направленные на ликвидацию ЧС 2019 года; на 2022 год – 224,4 млн. рублей, из них: 24,5 млн. рублей – на реализацию мероприятий; 199,9 млн. рублей – средства, направленные на ликвидацию последствий ЧС 2019 года; на 2023 год – 64,6 млн. рублей, из них: 27,7 млн. рублей – на реализацию мероприятий; 36,9 млн. рублей - средства, направленные на ликвидацию последствий ЧС 2019 года. Мероприятия по установлению местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек, расположенных на территории Оёкского муниципального образования, не включались в Перечни мероприятий за прошедшие годы и в Перечень мероприятий на 2021 год.
Из письменных пояснений представителя заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что после обращения в установленном порядке уполномоченного органа государственной власти <адрес> за согласованием целевых прогнозных показателей и размера субвенций на мероприятия по определению местоположения береговой линии, границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, являющихся предметом спора, Росводресурсы проводят комплекс мероприятий, направленных на поверку разработанных мероприятий на предмет их целесообразности и полноты, возможности достижения поставленных целей и задач, а также заявленного размера субвенций на их осуществление. Уполномоченный орган государственной власти <адрес> не обращался в Росводресурсы в установленном порядке за соответствующим согласованием целевых прогнозных показателей и за получением субвенций из федерального бюджета в целях выполнения мероприятий по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Куда в границах Оёкского муниципального образования <адрес>, и, как следствие, Росводресурсы не отказывали уполномоченному органу государственной власти <адрес> в получении субвенций на указанные мероприятия.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «Об отдельных вопросах охраны окружающей среды в <адрес>» определены полномочия органов государственной власти области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Отраслевым органом в области охраны окружающей среды на территории <адрес> является Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, которое в соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пп «О министерстве природных ресурсов и экологии <адрес>» осуществляет функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
Как следует из пункта 6 названного Положения, задачей министерства является, в том числе, управление в сфере водных отношений.
В пунктах 22-29 названного Положения определены функции министерства сфере водных отношений, а именно:
- обеспечение осуществления владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности <адрес>;
- предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, установленных законодательством;
- участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;
- подготовка предложений об осуществлении резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- принятие решений об установлении, изменении и прекращении существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- разработка и реализация государственных программ <адрес> по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории <адрес>;
- осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности <адрес>, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>;
- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности <адрес>, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории <адрес>.
В соответствии с частью 5 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах Российской Федерации.
Использование при распределении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета показателей, характеризующих собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), не допускается.
Из представленной в ходе судебного разбирательства по делу министерством информации следует, что в период с 2015 по 2021 годы согласованы следующие размеры субвенций <адрес> из средств федерального бюджета в области водных отношений (согласно утвержденным перечням мероприятий): 2015 год - 35 млн. 785 тыс. рублей; 2016 год - 32 млн. 141 тыс. рублей; 2017 год - 32 млн. 141 тыс. рублей; 2018 год - 32 млн. 196 тыс. рублей; 2019 год - 26 млн. 130 тыс. рублей; 2020 год - 146 млн. 918 тыс. рублей, в 2020 году размер субвенций увеличен в связи с необходимостью ликвидации последствий обильного паводка рек в июне-июле 2019 года; 2021 год – 248 млн. 179 тыс. рублей, в 2021 году размер субвенций увеличен в связи с необходимостью ликвидации последствий обильного паводка рек в июне-июле 2019 года.
Сведений о том, что мероприятия по предотвращению негативного воздействия в отношении реки Куда на территории Оёкского муниципального образования <адрес> в границах д. Жердовка Оёкского муниципального образования включены в Перечень не имеется, соответствующая субвенция на проведение мероприятий по реке Куда на территории Оёкского муниципального образования <адрес> в границах д. Жердовка Оёкского муниципального образования не предоставлялась.
Согласно пункту 3 Приказа Росводресурсов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении регламента формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в части мероприятий, реализация которых предполагается за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на реализацию федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов», а также за счет субвенций, предоставляемых бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя на осуществление части полномочий Российской Федерации в области водных отношений», инициаторами предложений по включению водохозяйственных и водоохранных мероприятий в перечни мероприятий, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в 2021 - 2023 годах, выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что в настоящее время инициатором обращения в Росводресурсы за согласованием целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятий, направленных на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, является соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Иные федеральные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации таким правом не наделены.
В связи с чем, доводы административного ответчика о наличии у иных государственных органов полномочий по направлению предложений по мероприятиям не обоснованы.
В пунктах 21-23 Методических указаний предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, направляют свои предложения по мероприятиям, планируемым к реализации за счет субвенций, в территориальные органы Росводресурсов, которые по итогам рассмотрения их на заседаниях соответствующих бассейновых советов готовят заключения по каждому мероприятию, предлагаемому к финансированию за счет средств федерального бюджета. Состав обосновывающих материалов для согласования мероприятий, направленных на охрану водных объектов или их частей, приведен в Приложении к настоящим Методическим указаниям. Бюджетные заявки с заключениями территориальных органов Росводресурсов и комплектом обосновывающих материалов представляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия, в Росводресурсы и рассматриваются в порядке, установленном регламентом формирования бюджетных проектировок Росводресурсов на соответствующий финансовый год и плановый период.
По итогам рассмотрения Росводресурсами согласуется:
- перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год, утвержденный руководителем высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сводная таблица значений целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана субъектам Российской Федерации, согласованная руководителем органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ приведенных норм права свидетельствует, что предложения по мероприятиям, планируемым к реализации за счет субвенций, направляемые в территориальные органы Росводресурсов, по сути, являются предварительным этапом, направленным на выявление тех водных объектов, которые требуют охраны и входят в полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, который действовал до ДД.ММ.ГГГГ, перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает, в том числе, мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками, мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов).
Аналогичные положения содержит действующий с ДД.ММ.ГГГГ Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Указанные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, являются обязательными для применения административным ответчиком – Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> при реализации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.
Из представленных суду документов следует, что имеются основания, предусмотренные пунктом 8 Методических указаний, для вывода о приоритетном значении реки Куда на территории Оёкского муниципального образования <адрес> в границах д. Жердовка Оёкского муниципального образования, ввиду наличия антропогенного влияния на неё, отнесения данной реки к водным объектам высшей рыбохозяйственной категории.
Так, по информации администрации Оёкского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) и от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) река Куда протекает в границах <адрес> на территории Оёкского муниципального образования в <адрес>. В границах Оёкского муниципального образования на автомобильных дорогах общего пользования, находящихся в государственной собственности <адрес>, расположены мосты, перечень которых утвержден ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог <адрес>». Непосредственно к <адрес> прилегают участки земель сельхозназначения: земельный участок с кадастровым кварталом № и земельный участок в составе ЕЗП с кадастровым номером №. На территории Оёкского муниципального образования вблизи д. Жердовка расположены канализационные сети с кадастровым номером № (<адрес><адрес>), которые являются муниципальной собственностью <адрес> муниципального образования. Сброс жидких бытовых отходов производится непосредственно в <адрес> вблизи <адрес>, в подтверждение чего представлена схема расположения указанной канализационной сети.
Как следует из сведений, представленных ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) Байкальским филиалом ФГБУ «Главрыбвод», река Куда внесена в Государственный рыбохозяйственный реестр как водоток рыбохозяйственного значения высшей категории. В водном объекте <адрес> обитают такие виды рыб, как таймень, ленок, сиг, щука, плотва, карась, пескарь, окунь, налим, голец-усач, сибирская щиповка, песчаная и каменные широколобки, а также данный водоток является местом обитания, размножения, нагула, путем миграции таких промысловых видов рыб, как хариус и гольян. К видам водных биоресурсов с особым статусом охраны в бассейне <адрес> относятся ценный вид – таймень (находится под угрозой исчезновения), промысловый вид – ленок (уязвимый вид (категория 2)), занесенные в Красную книгу Российской Федерации и <адрес>.
Расположение в непосредственной близости от вышеуказанной реки населенных пунктов Оёкского муниципального образования, дорог и улиц, мостовых сооружений оказывает дополнительное антропогенное влияние на реку Куда.
Доказательств того, что Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, осуществляя переданные полномочия, направляло свои предложения по мероприятиям, планируемым к реализации за счет субвенций, в территориальные органы Росводресурсов в отношении реки Куда на территории Оёкского муниципального образования <адрес> в границах д. Жердовка Оёкского муниципального образования не представлено.
Доводы административного ответчика об отсутствии финансирования на эти цели, а также о том, что на текущий момент приоритетными к включению в перечень мероприятий являются мероприятия, имеющие разработанную проектную документацию, так как срок действия проектной документации ограничен, а также на мероприятия, направленные на ликвидацию последствий обильного паводка рек, произошедшего в июне-июле 2019 года на территории <адрес>, не могут служить основанием для исключения такого водного объекта, как река Куда на территории Оёкского муниципального образования <адрес> в границах д. Жердовка Оёкского муниципального образования, из охраны от негативного влияния.
Направление предложений по мероприятиям в отношении водных объектов является начальным этапом, и только на основании таких предложений может быть принято решение о включении водных объектов в перечень и выделение финансирования на мероприятия по их охране.
При этом, направление предложений по мероприятиям в Росводресурсы не находится в зависимости от размера бюджетного финансирования и их целесообразности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понятие охраны окружающей среды включает в себя, в том числе, деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Основными принципами охраны окружающей среды, закрепленными в статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», являются, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
Административный ответчик доказательств того, что им в полном объеме выполнены функции, возложенные на него вышеуказанными нормами закона, не представил.
Бездействие государственного органа в части не направления предложений по мероприятиям по установлению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, может привести к ухудшению состояния реки и, тем самым, повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту водных объектов от негативного воздействия.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд полагает требование прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии <адрес> с учетом уточнения предмета иска законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Разрешая вопрос о разумности срока для устранения нарушений природоохранного законодательства, в соответствии с положениями части 3 статьи 227 КАС РФ, суд учитывает, что прокурор просит установить срок в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. Данный срок, по мнению суда, является разумным и применимым для восстановления нарушенного права.
Принимая во внимание предмет административного иска, суд считает возможным положения статьи 219 КАС РФ к спорным правоотношениям не применять.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое требование прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии <адрес> – удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> направить предложения по мероприятиям по установлению местоположения береговой линии, границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Куда на территории <адрес> муниципального образования <адрес> в границах <адрес> муниципального образования, подлежащих реализации за счет субвенций, в территориальный орган Росводресурсов для получения заключения в течение года с момента вступления в силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 29.04.2022.