ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5654/2023 от 13.11.2023 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0039-01-2023-004911-72

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 ноября 2023 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самара в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5654/2023 по административному исковому заявлению прокуратуры г. Самара к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г. о. Самара о признании незаконным бездействия,

установил:

Прокуратура г. Самара обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой города проанализировано исполнение органами местного самоуправления законодательства об антитеррористической защищенности объектов на территории городского округа Самара.

Установлено, что в нарушение норм действующего законодательства по 14 объектам транспортной инфраструктуры не проведена дополнительная проверка уязвимости, не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности, объекты не оснащены сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

Таким образом, Департаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара ненадлежащим образом организована работа по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов.

Указанные нарушения были отражены в представлении прокуратуры города от 03.04.2023 № 07-02-2023/Прдп345-23-201, вместе с тем, до настоящего времени не устранены.

Ссылаясь на данные обстоятельства, после уточнения, прокурор просит: признать незаконным бездействие Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, выразившееся в неприведении в соответствие с требованиями законодательства об антитеррористической защищенности и транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в виде мостов и путепроводов; возложить на Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара обязанность по проведению дополнительной проверки уязвимости, разработке планов обеспечения транспортной безопасности, оснастить сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности по следующим объектам транспортной инфраструктуры: мосты - «Подстепновка», «Самарский», «Южный», мост через реку «Татьянка», путепроводы – «Кировский» «Физкультурный», «Казачий», «116 км», «Ракитовский», «139», «Заводское шоссе», «Аврора», «Смышляевский», «XXII Партсъезда» в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Лепшина А.С. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика по доверенности Шигина Т.С. иск не признала по доводам, изложенным в отзыве, согласно которому в целях обеспечения безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры Департаментом заключены муниципальные контракты на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог, мостов, путепроводов в части защиты объектов транспортной инфраструктуры с использованием инженерно-технических систем (средств) обеспечения транспортной безопасности. Обновленные сведения для проведения категорирования ОТИ направлены в Управление транспортной безопасности Федерального дорожного агентства 27.09.2023. Иные необходимые мероприятия будут реализовываться после присвоения ОТИ категорий транспортной безопасности в соответствии с действующим законодательством при выделении необходимого финансирования.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу требований статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон о транспортной безопасности) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов.

Согласно статье 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора (п. 2 ст. 5).

Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

Согласно ст. 6 Закона о транспортной безопасности объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2201 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее - Требования).

Подпунктом 7 пункта 7 Требований на субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность реализовать план обеспечения транспортной безопасности.

На территории городского округа Самара расположено 18 объектов транспортной инфраструктуры (7 мостов, 11 путепроводов) общей площадью 4259, 25 п.м.

На основании договора безвозмездного временного владения муниципальным имуществом от 30.06.2020 № 00090ЗЛ указанные объекты находятся в безвозмездном бессрочном пользовании Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара.

В соответствии с положениями пунктов 2.3.2, 2.3.3 вышеуказанного договора на Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара возложена обязанность по содержанию имущества в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации и обеспечения его сохранности, а также по поддержанию имущества в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на его содержание.

Согласно сведениям реестра категорирования объектов дорожного хозяйства, размещенного на сайте ФДА «Росавтодор», 15 объектов подлежат категорированию: мосты - «Подстепновка», «Самарский», «Южный», мост через реку «Татьянка», путепроводы – «Кировский» «Физкультурный», «Казачий», «116 км», «Ракитовский», «139», «Заводское шоссе», «Аврора», «Смышляевский», «XXII Партсъезда», путепровод по ул. Ташкентской.

Техническими средствами обеспечения транспортной безопасности оборудован 1 объект – путепровод по ул. Ташкентской.

Решением Думы городского округа Самара от 10.09.2020 № 572 в Положение о Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара включены полномочия по обеспечению транспортной безопасности (ОТИ).

Из материалов дела следует, что прокуратурой города проанализировано исполнение органами местного самоуправления законодательства об антитеррористической защищенности объектов на территории городского округа Самара.

Установлено, что в нарушение норм действующего законодательства по 14 объектам транспортной инфраструктуры не проведена дополнительная проверка уязвимости, не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности, объекты не оснащены сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

Таким образом, Департаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара ненадлежащем образом организована работа по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов.

Указанные нарушения были отражены в представлении прокуратуры города от 03.04.2023 № 07-02-2023/Прдп345-23-201, вместе с тем, до настоящего времени не устранены.

При таких обстоятельствах, учитывая, что длительное несоблюдение требований законодательства об антитеррористической защищенности может послужить причиной причинения вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что административным ответчиком допущено бездействие, выразившееся в неприведении в соответствие с требованиями законодательства об антитеррористической защищенности и транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в виде мостов и путепроводов.

В силу ст. 227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.

В целях устранения нарушений на ответчика следует возложить обязанность по проведению дополнительной проверки уязвимости, разработке планов обеспечения транспортной безопасности, оснащению сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. С учетом значительного объема работ суд считает необходимым определить срок устранения нарушений в течение 12 месяцев после вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г. Самары к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, выразившееся в неприведении в соответствие с требованиями законодательства об антитеррористической защищенности и транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в виде мостов и путепроводов.

Обязать Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара устранить нарушения путем проведения дополнительной проверки уязвимости, разработки планов обеспечения транспортной безопасности, оснащения сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности по следующим объектам транспортной инфраструктуры: мосты - «Подстепновка», «Самарский», «Южный», мост через реку «Татьянка», путепроводы – «Кировский» «Физкультурный», «Казачий», «116 км», «Ракитовский», «139», «Заводское шоссе», «Аврора», «Смышляевский», «XXII Партсъезда» в течение 12 месяцев после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 27.11.2023.