ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5658/2023 от 05.09.2023 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-5658/2023

59RS0007-01-2023-004325-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 сентября 2023 года г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Лучниковой С. С.,

при помощнике Гуляевой Ю. А.,

с участием представителя административного истца ФИО9, действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика (заинтересованного лица) ФИО4, действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика адвоката ФИО5, действующего на основании ордера и удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края о признании приказа незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края о признании приказа Государственной инспекции по охране культурного наследия Пермского края от 12.04.2023 № , возложении ообязанности на Государственную инспекцию по охране культурного наследия Пермского края подготовить мотивированный ответ по его заявлению о включении объекта «Урочище Галяшор», расположенного по адресу: <адрес> в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В обоснование требований указано, что Приказом Государственной инспекции по охране культурного наследия Пермского края от 12.04.2023 № на основании его заявления ему было отказано о включении объекта «Урочище Галяшор», расположенного по адресу: <адрес> в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр объектов культурного наследия).

Считает действия административного ответчика по отказу о включении объекта «Урочище Галяшор» в Реестр объектов культурного наследия незаконными по следующим причинам:

В соответствии с п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства Пермского края № 866-п от 11.10.2022 года «Об утверждении порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного населения, расположенного на территории Пермского края» устанавливает 2 критерия, которыми должен обладать объект для признания его объектом культурного наследия, подлежащим включению в Реестр объектов культурного наследия:

Объект должен обладать признаками, определенными ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002г №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации), а именно, являться памятным местом, связанным с историческими событиями в нашей стране (п.1.4.1 Постановления). Период массовых политических репрессий в нашей стране является историческим событием, что подтверждено Федеральным законом от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Наличие спецпоселения в поселке Галяшор подтверждается историческими опубликованными исследованиями и «Историко-культурным исследованием объекта обладающего признаками объекта культурного наследия «Урочище Галяшор Пермский край, Кудымкарский муниципальный округ» (ГКБУК «КЦОП»).

2. С даты исторических событий должно пройти не менее 40 лет (п. 1.4.2 Постановления). Период существования спецпоселения в поселке Галяшор с 1940 по 1970 годы с момента присутствия репрессированных ссыльных в поселке Галяшор прошло от 83 до 53 лет, соответствует данному требованию нормативного акта.

Таким образом, объект «Урочище Галяшор, Пермский край, Кудымкарский муниципальный округ» полностью соответствует требованиям Постановления Правительства Пермского края № 866-п от 11.10.2022 года «Об утверждении порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта обладающего признаками объекта культурного населения, расположенного территории Пермского края». Оснований для отказа во включении данного объекта в Реестр объектов культурного наследия административным ответчиком не указано.

Кроме того, заключение ГИООКН ПК «Историко-культурные исследования объекта обладающего признаками культурного наследия «Урочище «Галяшор» Пермский край Кудымкарский муниципальный округ», выполненное в рамках поданного заявления о признании «Урочища Галяшор» объектом культурного наследия, также подтверждает соблюдение критериев, предъявляемых к объекту исторического наследия Постановлением Правительства Пермского края № 866-п от 11.10.2022 года « Об утверждении порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного населения, расположенного на территории Пермского края».

Приказ нарушает реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, так как отказ в присвоении «Урочищу Галяшор» статуса памятного места, как типичному спецпоселению, не позволяет увековечить память обо всех спецпоселениях (более 1000), существовавших в годы массовых репрессий в Пермском крае.

Заключение ГИООКН ПК «Историко-культурные исследования объекта, обладающего признаками культурного наследия «Урочище «Галяшор» Пермский край Кудымкарский муниципальный округ» в разделе натурные исследования не содержит обязательных в соответствии с требованиями Приказа Министра культуры РФ от 02.07.2015 № 1905 данных по визуальному осмотру объекта и его фотофиксации, что позволяет сделать заключение о несоответствии данного документа вышеуказанному приказу. В частности, заключении отсутствуют описание имеющихся на объекте строений, и все фотоснимки относятся к ранним периодам, а не времени написания заключения.

20.07.2023 в ходе судебного заседания к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО11.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного истца в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика (заинтересованного лица) в судебном заседании с иском не согласился, просит отказать в его удовлетворении.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие неявившихся участников судебного заседания, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, выслушав участников судебного заседания, полно и всесторонне исследовав материалы административного дела, пришёл к следующему выводу.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 62 КАС РФ, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено судом, 30.11.2022 в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Пермского края поступило заявление от ФИО12 и ФИО1 о включении объекта, «Урочище Галяшор», расположенного по адресу: <адрес>, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации (л.д.5-8).

На основании вышеуказанного заявления, ФИО13 проведено историко-культурное исследование объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – «Урочище Галяшор» Пермский край, Кудымкарский муниципальный округ (л.д. 14-23, 51).

12.04.2023 приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края № отказано во включении объекта «Урочище Галяшор», расположенного по адресу: <адрес>, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия (л.д. 13).

14.04.2023 в ответ на заявление Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края ФИО1, ФИО14 направлено письмо об отказе во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия Пермского края (л.д. 48).

Как следует из вышеуказанного письма, в ходе проведенных исследований установлено, что объект не рекомендуется к включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО7 не подлежат удовлетворению в полном объеме в виду следующего.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по текст Федеральный закон № 73-ФЗ от 25.06.2002), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

Статьей 4 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 определены категории историко-культурного значения объектов культурного наследия, так объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, относятся:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением;

2) разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

4) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

4.1) осуществление регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия);

4.2) установление порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия;

5) принятие решений об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения в случаях и порядке, установленных пунктом 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, решений об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в случаях и порядке, установленных пунктом 3 статьи 22 настоящего Федерального закона;

6) определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

7) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;

8) определение порядка организации историко-культурного заповедника регионального значения;

9) утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (далее - исторические поселения регионального значения), предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах;

10) согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения;

11) установление требований к сохранению объектов культурного наследия федерального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), требований к сохранению объектов культурного наследия регионального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия регионального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия регионального значения, требований к сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, подготовка и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона;

12) принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр;

12.1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

13) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ установлено, что федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.

В случае обнаружения места захоронения жертв массовых репрессий орган местного самоуправления направляет в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.

Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 11.10.2022 № 866-п "Об утверждении Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, расположенного на территории Пермского края" (далее по тексту Постановление Правительства Пермского края от 11.10.2022 № 866-п) критериями установления историко-культурной ценности объекта являются следующие обстоятельства:

1.4.1. Объект обладает признаками, определенными статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ);

1.4.2. Со времени возникновения, или с даты создания объекта, или с даты исторических событий, с которыми объект связан, прошло не менее 40 лет (за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией и (или) Пермским краем, и которые могут быть отнесены к объектам культурного наследия до истечения указанного срока после смерти таких лиц).

1.5. Историко-культурная ценность объекта устанавливается с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.

Региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 N 1905 (ред. от 24.09.2020) "Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия" (зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2015 N 38812) утверждена организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, которая может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.

Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика и представляют собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя:

- визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксацию объекта;

- сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта;

- изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.

Решение о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия Пермского края либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень принимается в форме приказа Инспекции (Раздел 4.1. Постановления Правительства Пермского края от 11.10.2022 № 866-п).

Инспекция принимает решение об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия Пермского края в случае отсутствия обстоятельств, соответствующих критериям установления историко-культурной ценности объекта, указанным в пункте 1.4 настоящего Порядка.

Уведомление о принятом Инспекцией решении, предусмотренном настоящим пунктом, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения направляется заявителю почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении (Раздел 4.1. Постановления Правительства Пермского края от 11.10.2022 № 866-п).

Как установлено судом, на основании заявления ФИО15 и ФИО1 о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации ФИО16 проведено историко-культурные исследования объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – «Урочище Галяшор» Пермский край, Кудымкарский муниципальный округ (л.д.14-23)

По результатам историко-культурного исследования комиссией дано заключение о нецелесообразности включения указанного места в реестр в качестве объекта культурного наследия, в связи с тем, что от самого поселка до наших дней сохранилось лишь кладбище, с которого останки некоторых погибших репрессированных были перезахоронены в Литве; само урочище находится в месте с плохо настроенной транспортной коммуникацией, включение его в туристические маршруты затруднено, вследствие чего познавательное значение территории крайне низко; урочище «Галяшор», в отличие от урочища «Сухой Лог» в Кудымкарском муниципальном округе, содержащего как место расстрелов, так и место массовых захоронений расстрелянных лиц, осуждённых постановлением тройки к высшей мере наказания, не относиться к местам захоронения жертв массовых репрессией; памятный знак, установленный в 2016 году на территории бывшего спецпоселения, также не может быть отнесен к памятникам истории и культуры, так как в соответствии с действующим законодательством в реестр могут быть включены выявленные объекты культурного населения, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее сорока лет. Памятный знак не имеет непосредственной связи с историческими событиями, являясь информационным объектом (л.д.19-20).

По результатам проведенного исследования, Государственной инспекций по охране объектов культурного наследия Пермского края издан приказ от 12.04.2023 № об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия и исключении объекта из списка объектов, обладающего признаками объекта культурного наследия.

14.04.2023 уведомление о принятом Государственной инспекцией решении об отказе, направлено председателю ФИО17. и ФИО1 почтовым отправлением по адресам, указанным в заявлении, то есть в установленный законодательством срок.

Таким образом, оспариваемый приказ издан в установленном законом порядке после изучения историко-культурного исследования объекта, после тщательной проверки совокупности документов в их взаимосвязи, в связи с чем, отсутствуют допустимые критерии для внесения указанного объекта в реестр выявленных объектов культурного наследия.

Также, оспариваемый приказ вынесен должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением процедуры, предусмотренной разделом 3 Постановления Правительства Пермского края от 11.10.2022 N 866-п "Об утверждении Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, расположенного на территории Пермского края", при соблюдении установленных законом сроков и оснований для его принятия.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в судебном порядке не осуществляется проверка целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом, что следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 62 постановления Пленума от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, требования ФИО1 к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края о признании приказа от 12.04.2023 № незаконным, возложении обязанности подготовить мотивированный ответ по заявлению о включении объекта «Урочише Галяшор», расположенного по адресу: <адрес> в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, удовлетворению не подлежат.

Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края о признании приказа от 12.04.2023 № незаконным, возложении обязанности подготовить мотивированный ответ по заявлению о включении объекта «Урочише Галяшор», расположенного по адресу: <адрес> в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, отказать.

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С. С. Лучникова

Мотивированное решение составлено 07.09.2023