К делу № 2а-565/2022
000
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 февраля 2022 г. г.к.Анапа
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Долина И.О.
при секретаре Волошиной М.С.
с участием представителя административного истца Балагурова Г.А.
представителя административных ответчиков Грабченко В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Очкас С.И. к администрации муниципального образования г.к. Анапа, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования г.к. Анапа, председателю Совета муниципального образования г.к. Анапа, Совету муниципального образования г.к. Анапа о признании незаконным бездействием,
у с т а н о в и л:
Очкас С.И. обратилась в Анапский районный суд Краснодарского края с административным иском к администрации муниципального образования г.-к. Анапа, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа, председателю Совета муниципального образования г.-к. Анапа К.Л.П., Совету муниципального образования г.-к. Анапа о признании незаконным бездействия Управления имущественных отношений Администрации МО г.-к. Анапа выразившееся в незаключении договора аренды земельного участка общей площадью 1380 кв. метров, расположенного по адресу: (...), с кадастровым номером: 000, обязании Управления имущественных отношений Администрации МО г.-к. Анапа немедленно заключить с административным истцом Очкас С.И., договор аренды земельного участка общей площадью 1380 кв. метров, расположенный по адресу: (...), с кадастровым номером: 000; признании незаконными действия администрации муниципального образования город-курорт Анапа, председателя Совета муниципального образования г.-к. Анапа К.Л.П., Совета муниципального образования г.-к. Анапа в части отнесения в проекте изменений генерального плана городского округа город-курорт Анапа земельного участка с кадастровым номером: 000 к функциональной зоне «Р3- Курортная зона». В обоснование иска Очкас С.И. указала, что ей на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером: 000, площадью 1309,9 кв.м., расположенное по адресу: (...). В порядке, предусмотренном действующим земельным законодательством, административный истец обратилась в Управление имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 000, на котором расположено принадлежащее ей нежилое здание. До настоящего времени указанное заявление не рассмотрено, договор аренды земельного участка с ней не заключен. Административный истец полагает, что истинная причина отказа в заключении договора аренды земельного участка связана с принятием изменений генерального плана городского округа г.-к. Анапа, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером: 000 отнесен к функциональной зоне «Р3- Курортная зона», в которой нельзя будет осуществлять реконструкцию принадлежащего ей объекта недвижимости, поскольку он не является санаторно-курортным объектом, и не будет отвечать назначению данной функциональной зоны.
Административный истец считает, что действия по отказу Очкас С.И. в заключении договора аренды, а также действия по внесению изменений в генеральный план г.-к. Анапа в части отнесения данного участка к курортной зоне были совершены администрацией муниципального образования г.-к. Анапа и председателем Совета муниципального образования г.-к. Анапа К.Л.П. согласованно и умышленно, в целях неправомерного воспрепятствования Очкас С.И. в реализации ее права на использование принадлежащих объектов недвижимости и земельного участка, на котором они расположены.
Представителем административного истца Очкас С.И. – Балагуровым Г.А., действующим на основании доверенности, просил суд удовлетворить административное исковое заявление в части признания незаконным бездействия административных ответчиков, выразившегося в незаключении договора аренды земельного участка, обязании заключить указанный договор. На удовлетворении остальных заявленных требований представитель административного истца не настаивал, просил суд разрешить их по своему усмотрению.
Представитель административных ответчиков – Грабченко В.А. возражал против заявленных административных исковых требований, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административному истцу Очкас С.И. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером: 000, площадью 1309,9 кв.м., расположенное по адресу: (...).
Государственная регистрация права собственности на указанный объект осуществлена на основании решения Анапского районного суда Краснодарского края от 03.09.2021 г. №2-1469/2021.
Нежилое здание с кадастровым номером: 000 расположено на земельном участке площадью 1380 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предпринимательство, кадастровый 000, согласно выписки ЕГРН от 16.12.2021г.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЗК РФ право аренды на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован главой V.1 ЗК РФ.
Статьей 39.6 ЗК РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п. 6 ст. 39.20 ЗК РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Таким образом, являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером: 000, площадью 1309,9 кв.м., расположенного по адресу: (...), что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН, в силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, Очкас С.И. имеет исключительное право на приобретение в аренду земельного участка, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Правовых оснований для отказа в передаче Очкас С.И. в аренду земельного участка суд не усматривает.
Из материалов дела следует, что 28 декабря 2021 года административный истец, в порядке ст. 39.6 и 39.20 Земельного кодекса РФ, обратилась с заявлением на имя начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о предоставлении земельного участка площадью 1380 кв.м., кадастровый 000, по адресу: (...), цель использования: предпринимательство, в аренду.
Согласно постановлению администрации муниципального образования г.-к. Анапа 000 30 декабря 2021 года, административному истцу Очкас С.И. предоставлен в аренду на 25 лет земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 1380 кв.м. с кадастровым номером 000, расположенный по адресу: (...), с видом разрешенного использования – «предпринимательство», в границах, указанных в государственном реестре недвижимости.
Согласно доводам административного иска, до настоящего времени договор аренды земельного участка с административным истцом Очкас С.И. не заключен, постановление администрации муниципального образования г.-к. Анапа 000 от 30.12.2021г. административным ответчиком Управлением имущественных отношений не исполнено, в связи с чем, бездействие административных ответчиков нарушает права и законные интересы административного истца и не может являться законным.
Возражая против заявленных требований, в судебном заседании представитель административных ответчиков Грабченко В.А. предоставил копию письма 000 от 28.01.2022 за подписью исполняющего обязанности начальника Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа Я.Е.С., из которого следует, что управление имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа на основании постановления администрации муниципального образования г.-к. Анапа от 30.12.2021 г. 000 «О предоставлении Очкас С.И. в аренду земельного участка, расположенного по адресу(...)» направляет в адрес административного истца проект договора аренды земельного участка от 26.01.2022 г. 000.
Процедура заключения договора аренды земельного участка, без проведения торгов, регламентирована статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
Исходя из вышеуказанных норм действующего земельного законодательства, надлежащим доказательством предоставления земельного участка в аренду заявителю будет договор аренды земельного участка, подписанный уполномоченным органом.
В силу требований части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия).
В ходе судебного заседания представителю административных ответчиков было предложено предоставить суду для обозрения договор аренды земельного участка от 26.01.2022 г. 000, на который имеется ссылка в письме управления имущественных отношений 000 от 28.01.2022.
Согласно пояснениям представителя административных ответчиков Грабченко В.А., проект договора аренды земельного участка от 26.01.2022 г. 000 существует в единственном экземпляре и был направлен заказной корреспонденцией в адрес административного истца, в связи с чем, копия указанного договора суду не предоставлена.
Представитель административного истца Балагуров Г.А. отрицал факт получения на момент судебного заседания заказной корреспонденции, которая содержала бы вышеуказанный проект договора аренды земельного участка.
При указанных условиях суд полагает, что административными ответчиками не предоставлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о заключении с административным истцом договора аренды земельного участка.
Никаких допустимых доказательств, опровергающих доводы представителя административного истца о неполучении проекта договора аренды земельного участка, административными ответчиками в материалы дела также не представлено.
На основании имеющихся материалов дела суд пришел к выводу, что доводы административного истца о незаконности обжалуемого бездействия, выражающегося в незаключении договора аренды земельного участка, являются обоснованными, в связи с чем, административный иск в указанной части подлежит удовлетворению.
При разрешении требований административного иска в части признания незаконными действий административных ответчиков, выражающихся в отнесении в проекте изменений генерального плана городского округа город-курорт Анапа земельного участка с кадастровым номером 000 к функциональной зоне «Р3- Курортная зона», суд исходит из следующего.
Согласно материалам, предоставленным суду представителем административных ответчиков, согласно изменениям генерального плана городского округа г.-к. Анапа, земельный участок с кадастровым номером 000 находится в пределах многофункциональной общественно-деловой зоны, в связи с чем, нарушений прав административного истца не имеется.
Административным истцом суду не предоставлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемыми действиями административных ответчиков, совершенными в связи с принятием изменений генерального плана городского округа г.-к. Анапа каким-либо образом нарушены его права и законные интересы.
Кроме того, суд признает обоснованным доводы представителя административных ответчиков о том, что оспаривание положений нормативного правового акта, вносящего изменения в генеральный план городского округа г.-к. Анапа, должно производиться в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем предъявления административного иска в Краснодарский краевой суд.
В связи с изложенным в удовлетворении требований административного иска о признании незаконным действий административных ответчиков, выражающихся в отнесении в проекте изменений генерального плана городского округа город-курорт Анапа земельного участка с кадастровым номером 000 к функциональной зоне «Р3- Курортная зона» - надлежит отказать.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита на основе равенства всех перед законом и судом - обязанностью государства, на которое возложена охрана достоинства личности во всех сферах (статья 1, часть 1; статья 2; статья 19, часть 1; статья 21, часть 1); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Конституционное право на судебную защиту - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых органов публичной власти (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П и др.).
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Очкас С.И. к администрации муниципального образования г.к. Анапа, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования г.к. Анапа, председателю Совета муниципального образования г.к. Анапа, Совету муниципального образования г.к. Анапа о признании незаконным бездействием – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Управления имущественных отношений администрации муниципального образования г.к. Анапа, выразившееся в не заключении договора аренды земельного участка, площадью 1 380 кв.м., по адресу: (...), с кадастровым номером 000.
Обязать Управление имущественных отношений администрации муниципального образования г.к. Анапа устранить допущенные нарушения прав Очкас С.И. путем заключения указанного договора аренды.
В удовлетворении иных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: