Дело № 2а-5665/21
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 23 сентября 2021 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при секретаре судебного заседания Михайловой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску главного редактора информационного агентства "Камчатский регион" ФИО1 к ФАС России о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении запрашиваемой информации, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
главный редактор информационного агентства "Камчатский регион" ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФАС России о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении запрашиваемой информации, возложении обязанности предоставить информацию.
В обоснование указав, что 17 июня 2021 года административный истец обратился в Управление ФАС России по Камчатскому краю с запросом № 28 о предоставлении информации об органе, осуществляющем антимонопольный контроль за деятельностью ПАО "Камчатскэнерго", АО "Русгидро", АО "Геотерм". Также истцом запрошена информация об анализе конкуренции на товарном рынке поставки и передачи электрической энергии в Камчатском крае. Полученный административным истцом ответ от 24 июня 2021 года не содержит ответов на поставленные в запросе вопросы, чем нарушены права административного истца, предусмотренные, в том числе ст. 38, 39, 40 Федерального закона "О средствах массовой информации".
Административный истец информационное агентство "Камчатский регион" о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Административный ответчик Управление ФАС России о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя не направил, ходатайство об отложении рассмотрения административного дела оставлено без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ административным истцом не пропущен.
В соответствии со ст.38 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 "О средствах массовой информации" (далее – Закон) граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
Как следует из ст. 39 Закона редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 №16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" в силу ч. 2 ст. 40 Закона РФ "О средствах массовой информации" запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок. В случае, когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, редакции средства массовой информации направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. При этом названным Законом не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации. Между тем судам следует иметь в виду, что такой срок установлен, в частности, Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Согласно ч. 5, 6 ст. 18 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее-Закон №8), запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.
Как установлено в судебном заседании, 17 июня 2021 года в ФАС России поступило обращение (запрос) информационного агентства "Камчатский регион" за подписью главного редактора ФИО1 о предоставлении ответов на вопросы: "Проводился ли анализ состояния конкуренции на товарном рынке поставки и передачи электрической энергии в Камчатском крае в порядке Приказа ФАС России от 28 апреля 2010 г. №220? Если анализ проводился, то каковы его результаты и каким документом они оформлены? Если анализ не проводился, то по какой причине? Проводилась антимонопольная экспертиза соглашения о слиянии ПАО "Камчатскэнерго" и АО "Геотерм" в 2019 году? Если экспертиза проводилась, то каковы её результаты и каким документом она оформлена? Если экспертиза не проводилась, то по какой причине? Назовите причину, по которой антимонопольный орган не вышел в суд с требованиями о признании недействительными договора о слиянии ПАО "Камчатскэнерго" и АО "Геотерм" в 2019 году с учётом того, что в сумме эти две энергогенерирующие компании составляют свыше 95 % рынка поставки электрической энергии в Камчатском крае? Какой антимонопольный орган (ФАС России, или Управление ФАС России по Камчатскому краю, или третье лицо) осуществляет антимонопольный контроль за деятельностью АО "РусГидро", являющегося учредителем и собственником имущества ПАО "Камчатскэнерго" и АО "Геотерм"? Какой антимонопольный орган (ФАС России, или Управление ФАС России по Камчатскому краю, или третье лицо) осуществляет антимонопольный контроль за деятельностью ПАО "Камчатскэнерго"? Какой антимонопольный орган (ФАС России или Управление ФАС России по Камчатскому краю, или третье лицо) осуществляет антимонопольный контроль за деятельностью АО "Геотерм"? Что вы намерены предпринять для возвращения статус-кво и признании незаконным слияния ПАО "Камчатскэнерго" и АО "Геотерм" в 2019 году?"
Управлением ФАС России на запрос главного редактора ИА "Камчатский регион" ФИО1 направлен ответ от 24 июня 2021 года за № ВК 51875/21, подписанный заместителем руководителя ФАС России ФИО2, согласно которому информационному агентству "Камчатский регион" сообщено, что анализ состояния конкуренции на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) ежегодно проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220. Согласно анализу состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) на территории Камчатского края за 2020 год ПАО "Камчатекэнерго" занимает 100% доли на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии в административных границах Камчатского края, за исключением границ зон деятельности гарантирующих поставщиков АО "Южные сети Камчатки", ООО "Электрические сети Ивашки", АО "Оссора", ООО "Колхоз Ударник" АО "Корякэнерго". При этом, анализ оптового рынка электроэнергии (мощности) проводится по ценовым зонам и зонам свободного перетока, за исключением технологически изолированных от Единой энергетической системе России территориальных электроэнергетических систем. Электроэнергетическая система Камчатского края входит в Перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №854. В соответствии данными федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности ПАО "Камчатскэнерго" является гарантирующим поставщиком электрической энергии (мощности). АО "Геотерм" - производитель электрической энергии (мощности). АО "Геотерм" - производитель электрической энергии (мощности). Согласно информации, размещенной на сайте АО "Геотерм", с 05.10.2007 по 19.12.2019 99,65% акций АО "Геотерм" принадлежало ПАО "РусГидро". Согласно информации, размещенной на сайте ПАО "Камчатскэнерго", ПАО "Русгидро" и ПАО "Камчатскэнерго" входят в одну группу лиц. Таким образом, АО "Геотерм" и ПАО "Камчатскэнерго" являются аффилированными лицами ПАО "РусГидро". В соответствии с путном 4 статьи 22 Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции) федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за экономической концентрацией. При этом, согласно части 2 статьи 27 Закона о защите конкуренции предусмотренное требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление действий, указанных в части 1 статьи 27 Закона о защите конкуренции не применяется, если такие действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц.
Ответ ФАС России от 24 июня 2021 года № ВК 51875/21 получен информационным агентством "Камчатский регион" что подтверждает административный истец в своем административном иске.
ИА "Камчатский регион" зарегистрировано в Управлении Роскомнадзора по Камчатскому краю, что подтверждается свидетельством о регистрации средства массовой информации ИА № ТУ41-00285 от 06 июля 2016 года, учредителем и главным редактором является ФИО1, согласно приказу № 10/2016.
Из совокупности положений ч. 9 ст. 226, 227 КАС РФ для признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц необходимо наличие совокупности следующих условий – несоответствие оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам; отсутствие полномочий на принятие оспариваемого решения и совершения оспариваемого действия (бездействия); нарушение порядка принятия оспариваемого решения совершения оспариваемых действий (бездействия) и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) должностного лица не могут быть признаны незаконными.
Решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Разрешая заявленные требования о признании незаконным неисполнение ФАС России обязанности предоставить запрошенную информацию, возложении обязанности предоставить запрошенную информацию, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
В судебном заседании установлено, что письменное обращение административного истца от 17 июня 2021 года направленное в адрес ФАС России, рассмотрено в установленном законом порядке в семидневный срок, уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, по существу поставленных в обращении вопросов дан мотивированный ответ, со стороны административного ответчика не было допущено нарушения прав и законных интересов административного истца.
Несогласие информационного агентства "Камчатский регион" с предоставленным административным ответчиком ответом от 24 июня 2021 года не является основанием для удовлетворения административного иска.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административным истцом не представлено достаточных доказательств нарушения прав и законных интересов информационного агентства "Камчатский регион", суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Оснований для возложения обязанности на административного ответчика предоставить запрошенную информационным агентством "Камчатский регион" информацию за запрос от 17 июня 2021 года № 28 у суда не имеется, учитывая, что письменный ответ на обращение дан в установленный законом срок и получен административным истцом.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного искового заявления главного редактора информационного агентства "Камчатский регион" ФИО1 к ФАС России о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении запрашиваемой информации, возложении обязанности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 01 октября 2021 года.
Судья