Дело № 2а-5666/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 ноября 2019 года | город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Саблиной Е.А.,
при секретаре Горулевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Архангельск».
Просит признать незаконным бездействие в части надлежащей организации деятельности на остановке общественного транспорта «ул. Комсомольская» по пр. Ломоносова (в сторону ул. Суворова) в г. Архангельске остановочного пункта в соответствии с требованиями ГОСТ52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Возложить на администрацию муниципального образования «город Архангельск» обязанность организовать на остановке общественного транспорта «ул. Комсомольская» по пр. Ломоносова (в сторону ул. Суворова) в г. Архангельске остановочного пункта, содержащего: остановочную площадку, посадочную площадку, заездной «карман», боковую разделительную полосу, тротуары и пешеходные дорожки, технические средства организации дорожного движения (разметка, ограждения), в соответствии с требованиями ГОСТ52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Взыскать с административного ответчика в возврат расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 требования поддержал.
Представитель Администрации муниципального образования «Город Архангельск» ФИО3 в судебном заседании с административным иском не согласилась. Указала, что спорный участок дороги является муниципальной собственностью. В настоящее время данная остановка общественного транспорта «ул. Комсомольская» по пр. Ломоносова (в сторону ул. Суворова) в г. Архангельске оборудована посадочной площадкой, павильоном ожидания со скамьей, подвесной урной. Орган местного самоуправления самостоятелен в расходовании денежных средств, в осуществлении полномочий местного самоуправления. Полагала, что административный истец не доказал факт нарушения своих прав. При удовлетворении требований просила установить срок для устранения нарушений не ранее 30.09.2020.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
ФИО1 является пользователем автомобильных дорог в г. Архангельске, в том числе, пользуется остановкой общественного транспорта «ул. Комсомольская» по пр. Ломоносова (в сторону ул. Суворова) в г. Архангельске.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, к числу которых относятся, в частности, к которым относятся в частности дорожные знаки, дорожные ограждения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Как предусмотрено ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, т.е. деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог относится к числу вопросов местного значения.
На основании положений ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Лицом, ответственным за надлежащее содержание спорного участка дороги, является Администрация МО «Город Архангельск», что по делу не оспорено.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
Пунктом 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов.
Так, в соответствии с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м). При этом, согласно п. 5.3.3.8 стандарта, возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой должно составлять 0,20 м.
В силу указания п. 5.3.3.2. ГОСТ Р 52766-2007 при прохождении дорог по территории населенных пунктов остановочные пункты размещают с обеспечением следующих требований:
на дорогах скоростного и улицах непрерывного движения - вне габаритов проезжей части в непосредственной близости от внеуличных пешеходных переходов, на боковых проездах (в случае их наличия);
на магистральных дорогах и улицах общегородского значения с регулируемым движением и районных при уровне загрузки не более 0,6 - в габаритах проезжей части;
на магистральных дорогах и улицах с проезжей частью в одну-две полосы движения в одном направлении при уровне загрузки более 0,6 - в заездных «карманах».
Согласно положениям п. 5.3.3.3. ГОСТ Р 52766-2007 на дорогах скоростного движения и магистральных улицах общегородского значения непрерывного движения остановочные пункты устраивают в заездных «карманах» с переходно-скоростными полосами для замедления и ускорения движения длиной соответственно не менее 100 м и 150 м с уменьшением или увеличением их длины на 10 м соответственно на каждые подъема или спуска продольного профиля.
Остановочные пункты отделяют от основных полос движения боковой разделительной полосой шириной не менее 0,75 м.
Пункт 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007 посадочную площадку устраивают на границе остановочной площадки.
Длина посадочной площадки должна быть равна длине остановочной площадки, а ее ширина должна быть не менее 2 м. В населенных пунктах в стесненных условиях ширина посадочной площадки может быть уменьшена до 1,5 м.
Возвышение посадочной площадки над остановочной должно быть 0,20 м.
Административный истец указывает, что на вышеуказанной остановке общественного транспорта отсутствуют обязательные элементы остановочного пункта в пределах населённого пункта: остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман», боковая разделительная полоса, тротуары и пешеходные дорожки, технические средства организации дорожного движения (разметка, ограждения).
Согласно ст. 59, 61 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В материалы дела представлена информация от Департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации муниципального образования «город Архангельск» от 08.11.2019, ширина тротуара на данном участке дороге составляет 4,0 м. На перекрёстке с ул. Комсомольская в 80-ти метрах от посадочной площадки имеется регулируемый пешеходный переход.
ФИО4 на участке от ул. Гагарина до ул. Суворова в г. Архангельске является дорогой общего пользования местного значения 2 категории с односторонним движением. Коэффициент загрузки автомобильной дороги не превышает 0,6. По данному участку дороги проходят муниципальные автобусные маршруты 12, 65, 75, 13, интервал движения общественного транспорта на данном остановочном пункте составляет 5-10 мин., что не затрудняет движение транспортных средств на данном участке.
Остановочный пункт оборудован посадочной площадкой, павильоном ожидания со скамьей, урной для мусора. На перекрёстке с ул. Комсомольская в 80 м. от посадочной площадки имеется регулируемый пешеходный переход.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 29.10.2019, составленному сотрудником ГИБДД по запросу суда, выявлено, что на участке: г. Архангельск, автобусная остановка общественного транспорта «улица Комсомольская» по пр. Ломоносова (в сторону ул. Суворова) отсутствуют: остановочная площадка, заездной «карман», технические средства организации дорожного движения (горизонтальная дорожная разметка – 1.17).
Оснований не доверять представленным доказательствам суд не имеет.
Таким образом, рассматриваемый остановочный пункт оборудован посадочной площадкой; тротуаром, автопавильоном; пешеходным переходом; скамьей; урной для мусора.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, фотоматериалами, представленными в суд, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты.
Правительство Российской Федерации в приложении 2 к Правилам дорожного движения Российской Федерации определило, что дорожная разметка и ее характеристики должны соответствовать ГОСТ Р 52289-2004.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что остановочный пункт «ул. Комсомольская» по пр. Ломоносова (в сторону ул. Суворова) в г. Архангельске не оборудован остановочной площадкой и техническим средством организации дорожного движения (горизонтальной дорожной разметкой – 1.17).
Поскольку коэффициент загрузки автомобильной дороги не превышает 0,6, а пр. Ломоносова на указанном участке является дорогой 2 категории с односторонним, регулируемым движением, размещение остановочного пункта в габаритах проезжей части, т.е. без устройства «заездного кармана» не противоречит п. 5.3.3.2. ГОСТ Р 52766-2007.
Законных оснований для обустройства заездного «кармана», посадочной площадки, боковой разделительной полосы, ограждений на остановке общественного транспорта при вышеуказанных обстоятельствах и в силу требований действующих стандартов не имеется.
Несмотря на несоответствие спорного участка дороги требованиям ГОСТ, на момент рассмотрения дела ремонтные работы на спорном участке дороги не выполнены.
Положение об Администрации муниципального образования «Город Архангельск» утверждено решением Архангельской городской Думы от 25.11.2015 № 291.
В силу указания п. 1.1 Положения Администрация муниципального образования «Город Архангельск» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Город Архангельск», наделенным Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Город Архангельск» федеральными законами и областными законами.
К компетенции администрации города относятся среди прочего: исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, муниципальными правовыми актами городской Думы, главы муниципального образования «город Архангельск», Администрации города; управление муниципальной собственностью в соответствии с законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу закона ответственность за содержание спорного участка дороги возложена на Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» как орган местного самоуправления, которая вправе решать вопросы местного значения, в том числе, посредством заключения муниципальных контрактов с иными учреждениями и организациями, именно указанный ответчик обязан осуществлять контроль за надлежащим выполнением условий контракта и содержанием дорог.
Таким образом, административный ответчик Администрация муниципального образования «Город Архангельск» допустил незаконное бездействие при осуществлении дорожной деятельности на поименованном участке автомобильной дороги, чем нарушил права административного истца на безопасность при дорожном движении, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Отсутствие достаточного бюджетного финансирования не является законным основанием для освобождения административного ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей по содержанию дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения, так как действующим законодательством обеспечение безопасности граждан не ставится в зависимость от финансового обеспечения.
Отсутствие денежных средств (их недостаток), частично обустройство остановки общественного транспорта, само по себе не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства и не освобождает ответчика от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения.
Доводы административного ответчика о том, что права административного истца на безопасность дорожного движения не нарушены, суд отклоняет.
В силу указания ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее также – Закон № 5242-1) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Из материалов дела усматривается, что административный истец проживает по адресу: г. Архангельск, <адрес>.
Из содержания административного искового заявления, пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что ФИО1 в связи с посещением <данные изъяты> как пассажир общественного транспорта пользуется указанной автобусной остановкой, в подтверждение чего представил фототаблицы и автобусный билет.
ФИО1 является жителем города Архангельска, вправе по своему усмотрению передвигаться по всей территории города, в том числе пользоваться участком дороги по пр. Ломоносова в г. Архангельске, в том числе расположенным на нем остановочным пунктом (остановка общественного транспорта «улица Комсомольская»).
Объяснения лиц, участвующих в деле, в силу указания ч. 2 ст. 59 КАС РФ отнесены к числу доказательств по административному делу. Оснований ставить под сомнения данные объяснения, при отсутствии доказательств обратного, суд не имеет. На основании положений ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что указанный выше остановочный пункт не соответствует всем требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», что не обеспечивает безопасность находящихся на нем пассажиров, в том числе административного истца, и, соответственно, нарушает его права и законные интересы в сфере безопасности дорожного движения.
В порядке восстановления нарушенных прав административного истца на Администрацию муниципального образования «город Архангельск» суд полагает необходимым возложить обязанность организовать дорожную деятельность в соответствии с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленными правилами, стандартами и техническими нормами, обеспечивающими безопасность дорожного движения, на остановке общественного транспорта «ул. Комсомольская» по пр. Ломоносова (в сторону ул. Суворова) в г. Архангельске: оборудовать техническими средствами организации дорожного движения (горизонтальная разметка – 1.17) в срок до 15.07.2020 и организовать обустройство остановочной площадки в срок до 30.09.2020.
Указанные сроки являются разумными для выполнения всех необходимых мероприятий по осуществлению дорожной деятельности на поименованном участке автомобильной дороги, учитывают сезонность выполнения ремонтных работ, количество объектов, подлежащих ремонту в текущем году.
В порядке ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца с административного ответчика подлежит взысканию пошлина в сумме по 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 258 КАС РФ, суд
решил:
административный иск ФИО1 к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Архангельск», выразившиеся в непринятии мер по осуществлению дорожной деятельности на остановке общественного транспорта «ул. Комсомольская» по пр. Ломоносова (в сторону ул. Суворова) в г. Архангельске
Возложить на Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» обязанность организовать дорожную деятельность в соответствии с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленными правилами, стандартами и техническими нормами, обеспечивающими безопасность дорожного движения, на остановке общественного транспорта «ул. Комсомольская» по пр. Ломоносова (в сторону ул. Суворова) в г. Архангельске: оборудовать техническими средствами организации дорожного движения (горизонтальная разметка – 1.17) в срок до 15 июля 2020 года и организовать обустройство остановочной площадки в срок до 30 сентября 2020 года.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 26.11.2019.
Председательствующий Е.А. Саблина