ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5672/15КОПИ от 18.11.2015 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-5672/15 копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2015 года

Сергиево-Посадский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Барановой Л.В.

при секретаре судебного заседания Могутиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Совету депутатов городского поселения Сергиев Посад, Главе городского поселения Сергиев Посад, Администрации городского поселения Сергиев Посад, Совету депутатов Сергиево-Посадского муниципального района, Администрации Сергиево-Посадского муниципального района, Контрольно-ревизионной комиссии городского поселения Сергиев Посад, Контрольно-счетной комиссии Сергиево-Посадского муниципального района, Главе Администрации Сергиево-Посадского муниципального района об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностного лица,

при участии административного истца ФИО1

представителей административных ответчиков ФИО2 (Совет депутатов городского поселения Сергиев Посад), ФИО3 (Администрация городского поселения Сергиев Посад), ФИО4 (Администрация Сергиево-Посадского муниципального района, Глава Администрации Сергиево-Посадского муниципального района), ФИО5 (Контрольно-ревизионная комиссия городского поселения Сергиев Посад),

УСТАНОВИЛ:

На основании положения о Контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования городское поселение Сергиев Посад, принятого решением Совета Депутатов городского поселения Сергиев Посад от ДД.ММ.ГГГГ, контрольно-ревизионная комиссия городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района является постоянно действующим органом внешнего муниципального контроля ( л.д.164-171).

Советом депутатов городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области 02.07.2015 года принято Решение З-28/201-ГС «Об утверждении Соглашения о передаче Контрольно-счетной комиссии Сергиево-Посадского муниципального района Московской области полномочий контрольно-счетного органа городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» (л.д.54-64).

Проект решения «Об утверждении Соглашения о передаче Контрольно-счетной комиссии Сергиево-Посадского муниципального района Московской области полномочий контрольно-счетного органа городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» был внесен на рассмотрение Совета депутатов Главой городского поселения Сергиев Посад ФИО6 письмом от 23.06.2015 года № 2094-АГ (л.д.41-42).

Решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения Сергиев Посад от 02.07.2015 года № 3-28/201-ГС утверждено Соглашение о передаче Контрольно-счетной комиссии Сергиево-Посадского муниципального района Московской области полномочий контрольно-счетного органа городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (лд.145-146).

30.07.2015 года подписано Соглашение о передаче Контрольно-счетной комиссии Сергиево-Посадского муниципального района Московской области полномочий контрольно-счетного органа городского поселения Сергиев Посад и дополнительные соглашения к нему ( л.д.147-158).

Решением совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 30.07.2015 года № 65/05 приняты определенные полномочия контрольно-счетного органа городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ( л.д.143-144).

ФИО1, являясь депутатом Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад, а также гражданином РФ, проживающим на территории Сергиево-Посадского муниципального района и городского поселения Сергиев Посад, обратился в суд с административным иском к Совету депутатов городского поселения Сергиев Посад, Главе городского поселения Сергиев Посад, Администрации городского поселения Сергиев Посад, Совету депутатов Сергиево-Посадского муниципального района, Администрации Сергиево-Посадского муниципального района, Контрольно-ревизионной комиссии городского поселения Сергиев Посад, Контрольно-счетной комиссии Сергиево-Посадского муниципального района, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностного лица.

Уточнив свои требования в порядке ст. 46 КАС РФ, дополнил их административным иском к Главе Администрации Сергиево-Посадского муниципального района.

В обоснование своих требований административный истец ФИО1 указал, что Советом депутатов городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ДД.ММ.ГГГГ принято Решение № З-28/201-ГС «Об утверждении Соглашения о передаче Контрольно-счетной комиссии Сергиево-Посадского муниципального района Московской области полномочий контрольно-счетного органа городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области». Данное решение рассматривалось по представлению Главы городского поселения Сергиев Посад. Утвержденное Соглашение содержит положения, противоречащие федеральному закону и Уставу городского поселения. Так, Соглашение заключено без определения порядка заключения таких соглашений, предусмотренного федеральным законом. Официальное опубликование Соглашения произошло с нарушением срока, установленного Уставом городского поселения. Соглашение было официально опубликовано 2 октября 2015 года, но было применено ранее, несмотря на незаконность. Абзацем третьим части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что такие соглашения должны заключаться на определенный срок, порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Абзацем вторым пункта 5 статьи 8 Устава городского поселения, предусмотрено, что указанные соглашения должны заключаться на определенный срок. Соглашение (пункты 2.1 и 2.2.) предусматривает вступление его в силу на основании Решения Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад, действие - с момента подписания по 31 декабря 2015 года, и пролонгацию на очередной календарный год, если ни одна сторона не заявит за три месяца о прекращении Соглашения. Такое установление срока действия Соглашения не является определенным, а, следовательно, является незаконным. Тем более неопределенным оно становится из-за того, что Соглашение не вступило в силу до 02.10.2015, то есть за предусмотренные в пункте 2.2. три месяца предупредить о прекращении его действия уже невозможно. Отсутствие в Соглашении положения, предусмотренного федеральным законом, делает данное Соглашение не заключенным в силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ. Уставом Сергиево-Посадского муниципального района Московской области не предусмотрен порядок заключения соглашений с поселениями о передаче полномочий. Также не существует муниципальных нормативных правовых актов, принятых Советом депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, устанавливающих такой порядок. Значит, Соглашение заключено произвольно, без определения предусмотренного абзацем третьим части 4 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядка. Нарушение порядка заключения соглашений, предусмотренного федеральным законом, делает это Соглашение не заключенным. В соответствии с пунктом 3 статьи 41 Устава городского поселения, муниципальные правовые акты, подлежащие опубликованию, публикуются в официальном печатном средстве массовой информации городского поселения в срок не более 14 дней. Решение Совета депутатов об утверждении Соглашения, принятое 07.07.2015г., опубликовано только 02.10.2015 г. - допущено нарушение срока опубликования муниципального правового акта. Органами местного самоуправления городского поселения Сергиев Посад и Сергиево-Посадского муниципального района Московской области до официального опубликования Соглашения совершены действия, которые могли быть осуществлены только на основании вступившего в силу Соглашения. Так, в июле 2015 года была фактически прекращена деятельность Контрольно-ревизионной комиссии городского поселения Сергиев Посад - уволены сотрудники, прекращены контрольные мероприятия. Осуществлен трансферт средств из бюджета городского поселения Сергиев Посад в бюджет Сергиево-Посадского муниципального района. На заседании Совета депутатов 17.09.2015 года средств при принятии изменений в бюджет городского поселения Сергиев Посад на 2015 год заключение по принимаемому решению выносил Контрольно -счетный орган Сергиево-Посадского муниципального района. В соответствии со статьями 70, 71 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 1 и 2 статьи 54 Устава городского поселения органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления ответственны перед населением в случае нарушения законодательства и Устава городского поселения, в том числе и перед административным истцом как физическим лицом, составляющим население городского поселения Сергиев Посад и Сергиево-Посадского муниципального района Московской области. В результате указанных решений, действий (бездействия) всех административных ответчиков Соглашение, заключенное в нарушение норм права, затрагивает его интересы как гражданина, участвующего через органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения - составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения». Контроль за бюджетом городского поселения Сергиев Посад затрагивает его интересы как жителя Сергиева Посада.

Просит:

- признать действия Главы городского поселения Сергиев Посад и Решение Совета депутатов по утверждению Соглашения незаконными.

- признать действия Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, по заключению Соглашения незаконными.

- признать бездействие Администрации городского поселения Сергиев Посад, приведшее к нарушению установленного срока опубликования Соглашения, незаконным.

- признать действия Администрации городского поселения Сергиев Посад по перечислению средств из бюджета городского поселения Сергиев Посад в бюджет Сергиево-Посадского муниципального района неправомерными.

- признать действия Администрации Сергиево-Посадского муниципального района по принятию средств из бюджета городского поселения Сергиев Посад в бюджет Сергиево-Посадского муниципального района неправомерными.

- признать бездействие Контрольно - ревизионной комиссии городского поселения Сергиев Посад, выразившееся в прекращении контрольных мероприятий, а также действия по прекращению деятельности неправомерными.

- признать действия Контрольно - счетной комиссии Сергиево – Посадского муниципального района Московской области по проведению контрольных мероприятий в отношении бюджета городского поселения Сергиев Посад неправомерными.

- обязать всех административных ответчиков принять меры в пределах своих полномочий к приведению деятельности контрольно - счетных органов городского поселения Сергиев Посад и Сергиево-Посадского муниципального района в состояние, которое существовало до принятия незаконных решений и осуществления неправомерных действий и возврату неправомерно перечисленных бюджетных средств

- признать необходимым опубликование решения суда по данному административному делу в газете «Вестник городского поселения Сергиев Посад».

Представив дополнительное обоснование к требованиям, указал, что Уставом городского поселения Сергиев Посад не предусмотрена возможность передачи полномочий органа финансового контроля, в связи с чем соглашение незаконно. Кроме того, заявил требование о признании незаконным бездействие Главы Администрации Сергиево-Посадского муниципального района. Поскольку Порядком заключения соглашений, принятым в Сергиево-Посадском районе, предусмотрено подписание Соглашения главой муниципального района, бездействие этого должностного лица, выразившееся в том, что Соглашение им не подписано, просит признать незаконными.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в основном и дополнительных заявлениях. Пояснил, что Соглашение считает незаконным, кроме того, оно подписано лицом, не имеющим таких полномочий. Считает, что соглашение о передаче полномочий – одна из разновидностей гражданско-правового договора, и должно соответствовать правилам, установленным ГК РФ для договоров. Так, ст. 432 ГК РФ предусмотрено, что договор заключен, если достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Срок действия соглашения указан в ФЗ № 6, и это условие – о сроке - является существенным. Порядок заключения соглашений предусматривает подписание Главой района, порядок предусматривает сроки и порядок предоставления отчетов перед городским советом депутатов. Это существенные условия, однако, соглашение по ним не достигнуто. В связи с этим, нельзя считать Соглашение заключенным. Уставом городского поселения Сергиев Посад не предусмотрена передача полномочий контрольно-ревизионной комиссии, комиссия указана в качестве органа, осуществляющего финансовый контроль, и возможность ее устранения не прописана в Уставе. Пояснил, что оспариваемыми действиями и бездействиями нарушены его права как гражданина, т.к. его законный интерес в том, чтобы должностные лица, осуществляющие, в т.ч. от моего имени как гражданина, муниципальную власть, не нарушали установленный порядок. Он имел право в течение в 14 дней узнать о состоявшемся решении, по причине несвоевременного опубликования оспариваемого акта не смог получить эту информацию. Кроме того, нарушены его права как депутата представительного органа городского поселения – состав КРК изменился и сокращен, нарушено его право предлагать кандидатуры и участвовать в формировании состава контрольного органа, а также право на заслушивание отчетов контрольного органа. Контрольно-ревизионная комиссия была обязана обжаловать незаконное решение по утверждению соглашения, и могла не исполнять решения совета на основании ст.37 Устава городского поселения Сергиев Посад, т.к. решение совета противоречит федеральному закону.

Представитель административного ответчика Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад по доверенности ФИО2 в судебном заседании против заявленных требований возражала. Считает, что возможность заключения соглашений по передаче полномочий предусмотрена положениями ч. 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 11 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В части 5 статьи 8 Устава городского поселения Сергиев Посад определен порядок заключения вышеуказанных соглашений. Таким образом, у представительного органа местного самоуправления есть право своим решением утверждать соглашения о передаче органами местного самоуправления городского поселения Сергиев Посад части своих полномочий органам местного самоуправления Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, а также право заключать соглашение с Советом депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Соглашение соответствует всем требованиям, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, в нем определены предмет соглашения, срок действия соглашения, содержатся положения, устанавливающие основания и порядок прекращения его действия, в том числе и досрочного, порядок определения и предоставления ежегодного объема межбюджетных трансфертов, права и обязанности сторон, ответственность сторон, заключительные положения. Предусмотрены и два приложения к Соглашению. Довод о том, что в Соглашении не определен срок его действия, считает не состоятельным, поскольку как в проекте Соглашения, так и в Соглашении, утвержденном решением Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад № 3-28/201-ГС от 02.07.2015 года, определен как срок начала, так и срок окончания его действия. Срок начала действия Соглашения определен моментом его подписания всеми сторонами, что не противоречит действующему законодательству. Срок окончания действия Соглашения определен 31 декабря 2015 года. При принятии оспариваемого ФИО1 решения на заседании Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад присутствовало необходимое количество депутатов (кворум), в том числе ФИО1 Депутат ФИО1 мог бы внести поправки, и данные поправки председательствующий на заседании обязан был бы поставить на голосование. Нарушение оспариваемым решением прав, свобод и охраняемых законом интересов ФИО1 не усматривает, стороной Соглашения ФИО1 не является, не является ни Председателем, ни сотрудником аппарата Контрольно-ревизионной комиссии городского поселения Сергиев Посад, проводимые в Контрольно-ревизионной комиссии городского поселения Сергиев Посад в связи с передачей полномочий организационно-штатные мероприятия лично его не коснулись. Заявленные требования просит оставить без удовлетворения.

Административным ответчиком - Главой городского поселения Сергиев Посад – представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Администрации городского поселения Сергиев Посад по доверенности ФИО3, поддержав доводы представителя Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад, пояснила, что в соответствии с ч. 8 ст. 33 Устава городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области организация опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации и документов относится к полномочиям Главы городского поселения Сергиев Посад. На момент принятия Советом депутатов городского поселения Сергиев Посад решения от 02.07.2015 года № 3-208/201-ГС Глава городского поселения Сергиев Посад ФИО6 исполнял свои полномочия и должен был организовать публикацию решения в официальном печатном издании. Тем не менее, сроки опубликования ненормативных актов нигде не указаны, кроме того, ФИО1 смог обжаловать в установленный срок – после опубликования. Таким образом, права административного истца несвоевременным опубликованием оспариваемого акта не нарушены. Пока соглашение действует, действия по его исполнению законны, права ФИО1 не нарушены. Заявленные требования просит оставить без удовлетворения.

Административным ответчиком Советом депутатов Сергиево-Посадского муниципального района представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Администрации Сергиево-Посадского муниципального района по доверенности ФИО4, представляя также и интересы административного ответчика Главы Администрации Сергиево-Посадского муниципального района, в судебном заседании против удовлетворения требований ФИО1 возражала. Пояснила, что Порядком заключения соглашений между органами местного самоуправления Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о передаче (приеме) осуществления полномочий (части полномочий) по решению вопросов местного значения, установлено, что после определения условий приема осуществления полномочий органов местного самоуправления поселений заключается соответствующее соглашение. Финансовые средства, необходимые для исполнения осуществления принятых полномочий органов местного самоуправления поселений, должны предоставляться в форме межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений в бюджет муниципального района. Таким образом, действия администрации Сергиево-Посадского муниципального района по принятию средств, являющихся межбюджетными трансфертами, направленных на осуществление переданных Контрольно-счетной комиссией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, являются законными и обоснованными. В части доводов о незаконном бездействии главы района, выразившимся в неподписании Соглашения, указала, что федеральным законом № 6-ФЗ предусмотрена передача полномочий органа финансового контроля представительными органами. Соответственно, Порядок заключения соглашений применяется в той части, в которой не противоречит закону. Глава района не мог, в силу 131-ФЗ, 6-ФЗ подписать соглашение. Заявленные требования просит оставить без удовлетворения.

Представитель административного ответчика Контрольно-ревизионной комиссии городского поселения Сергиев Посад по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против заявленных требований. Присоединившись к доводам соответчиков, пояснила, что право представительных органов заключать соглашения о передаче полномочий органа финансового контроля предусмотрено в ч. 11 ст. 3 ФЗ № 6-ФЗ. Возможность контрольно-ревизионного органа не подчиняться принятому решению не предусмотрена ни федеральными законами, ни Уставом муниципального образования. После утверждения Соглашения и получения соответствующих распоряжений контрольно-ревизионная комиссия исполнила предусмотренные Соглашением действия в его исполнение, что является законным. Кроме того, считает, что права ФИО1 не нарушены, он, как член муниципального образования, обеспечен внешним финансовым контролем. Его права как депутата также не затронуты, т.к. он сам, в силу своего статуса, принимает участие в принятии муниципальных правовых актов, порядок его влияния на такое решение – это порядок голосования члена коллективного органа. Заявленные требования считает подлежащими отклонению.

Административный ответчик Контрольно-счетная комиссия Сергиево-Посадского муниципального района в судебное заседание представителя не направил. О дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской.

В соответствии с положениями п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Проверив доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования.

Общие принципы организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Создание таких органов в муниципальных образованиях в силу закона является обязательным.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона, контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (ч. 2). Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (ч. 4). Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (ч. 11).

Таким образом, у Совета депутатов муниципального образования городского поселения Сергиев Посад имеются полномочия по принятию решения о передаче контрольно-счетному органу муниципального района функций контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Доводы административного истца об отсутствии такой возможности противоречат п. 11 ст. 3 ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", который относиться к специальной норме, регулирующей возникшие правоотношения, и подлежат отклонению как несостоятельные.

При этом суд принимает во внимание, что, положения п.11 ст. 3 ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" согласуются с п.4 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающего право заключить соглашение о передаче осуществления части полномочий, указанный в п.1 ст. 15 указанного Закона.

Положениями Устава городского поселения Сергиев Посад (ст. 8 ч. 5) предусмотрено, что органы местного самоуправления городского поселения Сергиев Посад вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Сергиево-Посадского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов (л.д.85).

В силу ст. 153 Бюджетного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", положений ст. 9 и ст. 37 Устава городского поселения Сергиев Посад, осуществление внешнего муниципального контроля является одним из видов полномочий органов муниципального самоуправления.

С учетом изложенного, доводы административного истца о том, что Уставом городского поселения Сергиев Посад не предусмотрена возможность передачи полномочий органа финансового контроля, в связи с чем соглашение незаконно, суд считает не основанными на нормах права.

Обосновывая свои требования, административный истец ссылается на то, что Уставом городского поселения Сергиев Посад контрольно-ревизионная комиссия предусмотрена в качестве органа, осуществляющего финансовый контроль, в составе структуры органов городского поселения, и возможность ее устранения не прописана в Уставе.

Однако, принятие оспариваемого решения об утверждении Соглашения не означает ликвидации органа внешнего муниципального контроля.

ФИО1 ссылается также на то, что ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, однако, Уставом Сергиево-Посадского муниципального района Московской области не предусмотрен порядок заключения соглашений с поселениями о передаче полномочий. Также не существует муниципальных нормативных правовых актов, принятых Советом депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, устанавливающих такой порядок.

Однако, Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03.12.2014 года № 56/01-МЗ принят Порядок заключения соглашений между органами местного самоуправления Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о передаче (приеме) осуществления полномочий (части полномочий) по решению вопросов местного значения. Данный Порядок подписан Главой Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ФИО7 и является муниципальным нормативным правовым актом.

Для городского поселения Сергиев Посад порядок заключения вышеуказанных соглашений определен в части 5 статьи 8 Устава городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области. Так, в силу части 5 статьи 8 Устава городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области органы местного самоуправления городского поселения Сергиев Посад вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета городского поселения в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также о принятии осуществления части полномочий органов местного самоуправления Сергиево-Посадского муниципального района Московской области за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет городского поселения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные в настоящем пункте соглашения утверждаются решением Совета депутатов по представлению Главы городского поселения, должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Такие соглашения вступают в силу после их официального опубликования.

Довод административного истца об отсутствии принятого порядка заключения оспариваемого соглашения несостоятелен.

Абзацем третьим части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что такие соглашения должны заключаться на определенный срок. Абзацем вторым пункта 5 статьи 8 Устава городского поселения, предусмотрено, что указанные соглашения должны заключаться на определенный срок.

Административный истец ФИО1, заявляя о незаконности утверждения Соглашения, ссылается на то, что в нем не определен срок действия.

Соглашение (пункты 2.1 и 2.2.) предусматривает вступление его в силу на основании Решения Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад, действие - с момента подписания по 31 декабря 2015 года, и пролонгацию на очередной календарный год, если ни одна сторона не заявит за три месяца о прекращении Соглашения.

По мнению административного истца, отсутствие в Соглашении определенного положения о сроке, предусмотренного федеральным законом, делает данное Соглашение не заключенным в силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ.

Ст. 2 ГК РФ предусмотрено, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Мнение административного истца о необходимости применения к правоотношениям по поводу утверждения Соглашения не основано на законе.

В Соглашении, утвержденном решением Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад № 3-28/201-ГС от 02.07.2015 года, определен как срок начала, так и срок окончания его действия. Срок начала действия Соглашения определен моментом его подписания всеми сторонами, что не противоречит действующему законодательству. Срок окончания действия Соглашения определен 31 декабря 2015 года.

Соглашение соответствует всем требованиям, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, в нем определены предмет соглашения, срок действия соглашения, содержатся положения, устанавливающие основания и порядок прекращения его действия, в том числе и досрочного, порядок определения и предоставления ежегодного объема межбюджетных трансфертов, права и обязанности сторон, ответственность сторон, заключительные положения.

Административный истец ссылается также на то, что Соглашение подписано лицом, не имеющим таких полномочий. Поскольку Порядком заключения соглашений, принятым в Сергиево-Посадском районе, предусмотрено подписание Соглашения главой муниципального района, бездействие этого должностного лица, выразившееся в том, что Соглашение им не подписано, считает незаконными.

Федеральным законом № 6-ФЗ предусмотрена передача полномочий органа финансового контроля представительными органами. Соответственно, Порядок заключения соглашений между органами местного самоуправления Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о передаче (приеме) осуществления полномочий (части полномочий) по решению вопросов местного значения, утвержденным решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03.12.2014.№56/01-МЗ применяется в той части, в которой не противоречит закону. Глава района не является лицом, имеющим право подписи от имени представительного муниципального органа, в связи с чем, в силу 131-ФЗ, 6-ФЗ бездействия с его стороны суд не усматривает. Соглашение подписано уполномоченными лицами от лица представительных органов муниципальной власти Сергиево-Посадского района и городского поселения Сергиев Посад. Доводы административного истца в этой части суд отклоняет.

Административный истец ссылается на то, что оспариваемые акты не были своевременно опубликованы.

В силу части 5 статьи 8 Устава городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, соглашения с органами местного самоуправления Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о передаче им осуществления части своих полномочий утверждаются решением Совета депутатов по представлению Главы городского поселения, вступают в силу после их официального опубликования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 41 Устава городского поселения, муниципальные правовые акты, подлежащие опубликованию, публикуются в официальном печатном средстве массовой информации городского поселения в срок не более 14 дней.

Решение Совета депутатов об утверждении Соглашения, принятое 07.07.2015г., опубликовано только 02.10.2015 г.

Поскольку на момент рассмотрения дела, оспариваемое решение было опубликовано. Сам по себе факт несвоевременного опубликования оспариваемого решения правового значения по делу не имеет и не влияет на соответствие принятого решения закону. Права и законные интересы административного истца этим фактом не нарушены.

ФИО1 ссылается на то, что органами местного самоуправления городского поселения Сергиев Посад и Сергиево-Посадского муниципального района Московской области до официального опубликования Соглашения совершены действия, которые могли быть осуществлены только на основании вступившего в силу Соглашения.

Из совокупного толкования Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 86), Федерального закона от 06.10.2003 NHl-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона № 6-ФЗ, расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов полномочий (части полномочий) органов местного самоуправления поселений, переданных в соответствии с заключенными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих бюджетов, предоставляемых в порядке, установленном бюджетным законодательством (ст. 142.4, 142.5 Бюджетного кодекса РФ). Порядком заключения соглашений между органами местного самоуправления Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о передаче (приеме) осуществления полномочий (части полномочий) по решению вопросов местного значения, утвержденным решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03.12.2014.№56/01-МЗ установлено, что после определения условий приема осуществления полномочий органов местного самоуправления поселений заключается соответствующее соглашение. Финансовые средства, необходимые для исполнения осуществления принятых полномочий органов местного самоуправления поселений, должны предоставляться в форме межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений в бюджет муниципального района. В случае нецелевого использования межбюджетных трансфертов, предоставленных в бюджет муниципального района для исполнения осуществления принятых полномочий органов местного самоуправления поселений, они подлежат возврату в бюджеты соответствующих поселений. Таким образом, действия по перечислению и принятию средств, являющихся межбюджетными трансфертами, направленных на осуществление переданных полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, являются законными и обоснованными.

Не противоречат положениям закона и передача полномочий контрольно-ревизионной комиссии городского поселения Сергиев Посад контрольно-счетной комиссии Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, поскольку Соглашение о такой передаче оценено судом как законное.

По смыслу статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Административный истец ФИО1 ссылается на то, что оспариваемые решения, действия (бездействия) всех административных ответчиков затрагивают его интересы как гражданина, участвующего через органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

По смыслу ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Принятие ненормативного правового акта – решения об утверждении соглашения, предусмотренного законом – выборными органами местного самоуправления прав гражданина, опосредованно участвующего в местном самоуправлении, не нарушает.

Кроме того, ФИО1 ссылается на то, что нарушены его права как депутата представительного органа городского поселения право предлагать кандидатуры и участвовать в формировании состава контрольного органа, а также право на заслушивание отчетов контрольного органа.

Из положений ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что представительный орган муниципального образования является коллегиальным органом.

Административный истец является депутатом Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад.

Соответственно, заявитель в силу занимаемого положения принимает участие в работе Совета депутатов, в том числе в заседаниях, и вправе участвовать в голосовании при принятии решений представительным органом. Возражения против принятия предложенных проектов выражаются депутатом способами, предусмотренными Регламентом.

Конституцией Российской Федерации, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предоставлено право обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов путем оспаривания решения представительного органа местного самоуправления, в принятии которого депутат принимал личное участие.

С учетом изложенного, принимая во внимание соответствие оспариваемого решения требованиям закона, принятие его органом обладающим необходимыми полномочиями, отсутствие нарушения прав ФИО1, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного административного иска.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Совету депутатов городского поселения Сергиев Посад, Главе городского поселения Сергиев Посад, Администрации городского поселения Сергиев Посад, Совету депутатов Сергиево-Посадского муниципального района, Администрации Сергиево-Посадского муниципального района, Контрольно-ревизионной комиссии городского поселения Сергиев Посад, Контрольно-счетной комиссии Сергиево-Посадского муниципального района, Главе Администрации Сергиево-Посадского муниципального района об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностного лица - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 23.11.2015 года

Судья <данные изъяты> Л.В.Баранова