ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5676/19 от 19.06.2019 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Решение

Именем Российской Федерации

19 июня 2019 года <адрес>

Автозаводский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО17

при секретаре ФИО1,

с участием: представителей административного истца ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» по доверенностям ФИО10,

представителя административного ответчика прокуратуры <адрес>» и административного соответчика прокуратуры <адрес> по доверенности ФИО2,

заинтересованного лица ФИО15,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а- по административному иску ГКУ СО «<данные изъяты>» к <адрес> об отмене предостережения о недопустимости нарушения закона,

Установил:

<данные изъяты> «<данные изъяты><адрес>» (далее по тексту <данные изъяты><адрес>») обратился в суд с административным иском, в котором просил отменить предостережение заместителя прокурора <адрес>ФИО3 о недопустимости нарушения закона в отношении <данные изъяты><адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявленные требования административный истец мотивировал тем, что прокуратурой <адрес>, в связи с обращением ФИО5 по вопросу законности действий (бездействия) должностных лиц <данные изъяты><адрес>» управления по г.о. Тольятти была проведена проверка.

В связи с проведенной проверкой помощником прокурора <адрес>ФИО3 в отношении <данные изъяты><адрес>» было вынесено предостережение о недопустимости нарушения законодательства в сфере защиты социальных прав.

ГКУ СО <данные изъяты><адрес>» не согласно с выводами прокуратуры, изложенными в предостережении о недопустимости нарушения закона.

Предостережение является мерой прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, принимаемой на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, влекущее для лица, в адрес которого оно объявлено, определенные правовые последствия в случае его неисполнения.

Вместе с тем, в материалах проверки и в оспариваемом предостережении прокурора отсутствуют достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях должностным лицом ФИО4, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда, государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

По существу проведенной проверки и вынесенного предостережения сообщил следующее.

В <данные изъяты><адрес>» в управление по г.о. Тольятти в отдел назначения адресной социальной помощи по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ обратился ФИО5 по вопросу рассмотрения заявления о предоставлении ему субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила).

В назначении субсидии ФИО15 было отказано по причине предоставления неполного пакета документов (п. 8, п. 14 Правил), в адрес заявителя адрес было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в соответствии с Правилами, в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Исчерпывающий перечень документов, которые граждане предоставляют для назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг самостоятельно, указан в п. 8 и п. 14 Правил, в том числе документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (подп. «д» п. 8 Правил).

Согласно п. 14 Правил представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Согласно п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:

а) супругом (супругой);

б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;

в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

При этом подп. «а» п. 34 Правил определено, что совокупный доход семьи, необходимый для расчета суммы субсидии, исчисляется с учетом видов доходов, указанных в п. 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление ), за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате.

В соответствии с п.п. «ж» п. 1 Постановления при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается денежное довольствие военнослужащих.

Заявителем ДД.ММ.ГГГГ представлен пакет документов для назначения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе справка о нахождении на действительной службе по призыву в Вооруженных силах РФ и копия справки о денежном довольствии сына заявителя - ФИО6, который совместно зарегистрирован с ФИО15 в жилом помещении.

Представленная копия справки о денежном довольствии сына заявителя не заверена в установленном законом порядке.

Отдел назначения адресной социальной помощи по <адрес><данные изъяты><адрес>» осуществляет предоставление государственных социальных услуг в соответствии с нормативно-правовыми актами, в том числе административными регламентами (далее - регламент), утвержденными Министерством социально - демографического и семейной политики <адрес>, содержащими порядок предоставления услуги.

В соответствии с административным регламентом по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если документы, представленные заявителем для получения государственной услуги, не соответствуют установленным требованиям, должностное лицо по назначению социальных выплат дает разъяснения заявителю об имеющихся основаниях для отказа в предоставлении государственной услуги, информирует заявителя о перечне недостающих документов, и предлагает повторно обратиться, собрав необходимый пакет документов и устранив имеющиеся замечания.

При согласии заявителя устранить имеющиеся замечания, прервав подачу документов, должностное лицо по назначению социальных выплат возвращает документы заявителю.

В случае отказа заявителя от доработки документов, должностное лицо по назначению социальных выплат принимает документы, обращая внимание заявителя на то, что указанные недостатки могут препятствовать предоставлению государственной услуги.

Документы, необходимые для предоставления государственной услуги могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, заверенных в установленном порядке.

На приеме у старшего инспектора отдела назначения адресной социальной помощи по <адрес>, ФИО7, и на личном приеме у начальника указанного отдела, ФИО8, заявитель ФИО15 был уведомлен о том, что отсутствие документа о денежном довольствии сына ФИО6, будет являться препятствием в предоставлении государственной услуги.

ФИО15 предоставил расписку о том, что он обязуется предоставить оригинал справки о денежном довольствии сына в течение десяти дней, данная справка ФИО15 не представлена в надлежащий срок.

В оспариваемом предостережении о недопустимости нарушения закона от ДД.ММ.ГГГГ административный истец считает, что для решения вопроса о предоставлении заявителю ФИО5 субсидии был неправильно применен нормативно-правовой акт, а именно: ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Позиция административного истца аналогична позиции ФИО9, научного сотрудника НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшего советника юстиции, почетного работника Прокуратуры РФ, изложенной в статье «Порядок предоставления субсидий гражданам на оплату помещения и коммунальных услуг («Жилищное право», 2009, ) и сложившейся практики предоставления субсидий гражданам с 2006 г.

Из преамбулы Закона № 44-ФЗ следует, что он устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Правоотношения по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг он не регулирует.

Правила утверждены Правительством Российской Федерации во исполнение иного федерального закона, а именно ст. 159 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

При этом субсидии предоставляются не малоимущим гражданам, а тем гражданам, у которых расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают установленную максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В силу ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Следовательно, порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии Правительством Российской Федерации установлен в рамках предоставленных ему федеральным законодателем полномочий.

Использование Правительством Российской Федерации при определении порядка исчисления совокупного дохода семьи в качестве его составной части правил, установленных в абз. 2 ст. 5 и ст.ст. 6-12 Закона № 44-ФЗ, свидетельствует лишь о том, что Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему законом полномочий избрало отсылочный способ установления части правового регулирования и не означает, что Правила должны содержать нормы, которые присутствуют в Законе № 44-ФЗ.

Норма пункта 34 Правил закрепляет, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абз. 2 ст. 5 и ст.ст. 6-12 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, Правила содержат четкое указание на то, что при определении состава семьи и расчете среднедушевого дохода семьи для назначения субсидий ст. 14 Закона № 44-ФЗ не применяется.

Следовательно, сын заявителя, ФИО6, состоящий на действительной военной службе по призыву, зарегистрированный совместно с заявителем, является членом семьи заявителя ФИО5, и обязан представить свои доходы для исчисления среднедушевого дохода семьи в целях предоставления субсидии.

Следует отметить, что предостережение прокурора от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку его неисполнение могло повлечь привлечение к ответственности, предусмотренной законом, о чем прямо указано в ч. 2 ст. 25.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» и в п. 3 Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», согласно которому прокуроры должны обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении, и применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные законом меры ответственности.

Следствием исполнения требований предостережения прокурора будет нарушение норм Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

В ходе судебного разбирательства по заявленным административным исковым требованиям представитель административного истца по доверенности ФИО10 (л.д. 28, 29) основания и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддерживала и настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель административного ответчика прокуратуры <адрес> и административного соответчика прокуратуры <адрес> по доверенностям ФИО3 (л.д. 35, 36) с предъявленными требованиями не соглашался и поддержал возражения, изложенные им в письменном отзыве, из которого следовало, что на факт отказа в предоставлении субсидии, который наступит в случае не представления вышеуказанных сведений ФИО15, следовало из информации <данные изъяты><адрес>» ФИО4, а также указано и в заявлении административного истца, что также свидетельствует о готовящихся в дальнейшем противоправных действиях. Таким образом, прокуратура района располагала достоверными сведениями о готовящихся противоправных действиях административного истца в отношении заявителя в дальнейшем. Административным истцом указано, что при определении состава семьи в ее состав подлежат включению лица призванные на военную службу, а их доход в виде денежного довольствия военнослужащих, учитывается при расчете среднедушевого дохода такой семьи. Вместе с тем административным истцом не учтено следующее.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3, 6, 7 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам, в том числе собственникам жилых помещений, в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным им учреждением на основании заявлений граждан с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение ст. 159 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Согласно п.п. «г» п. 3, п. 4, п.п. «г» п. 8 Правил, право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Для получения субсидии граждане, указанные в п. 3 Правил, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе, документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

В силу п. 32, п.п. «а» п. 34 Правил, совокупный доход семьи для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии и исчисляется по правилам, установленным в абз. 2 ст. 5 и ст.ст. 6 - 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ), с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п. «ж» п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включается денежное довольствие военнослужащих. При этом согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ), к военнослужащим относятся сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву.

В соответствии со ст. 12 Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ, военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами.

В силу ч. 3 ст. 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ, денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат.

По смыслу ч. 3 ст. 159 ЖК РФ и п. 4 Правил субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Независимо от раздельного или совместного проживания при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии учитываются только доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (п. 33 Правил).

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Совершеннолетние трудоспособные дети в установленный п. 33 Правил перечень не включены, в связи с чем, при исчислении совокупного дохода семьи их доходы учитываются только в случае их совместного проживания с получателем субсидии.

Согласно п. 239 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»), военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинской части. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выезд за пределы местного гарнизона (за исключением случаев убытия в отпуск или командировку) запрещен.

Таким образом, призыв на военную службу в Вооруженные Силы РФ исключает проживание гражданина, призванного на военную службу, по месту жительства, а также его совместное проживание с лицом, обратившимся за получением субсидии, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 ст. 159 ЖК РФ, п.п. 4, 33 Правил денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не подлежит включению в совокупный доход семьи для предоставления субсидии.

Данный вывод также основывается положениями, установленными ст. 14 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ, в соответствии с которыми при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов.

В соответствии с заявлением-декларацией , представленном ФИО5 в <данные изъяты><адрес>», в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы 5 человек: ФИО6, ФИО15, ФИО11, ФИО12, ФИО13

В пакете документов на получение субсидии ФИО15 также представлена справка начальника 1 учебного центра Войсковой части ФИО16 о прохождении ФИО6 воинской службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации в качестве рядового в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГФИО6 убыл за пределы <адрес> на военную службу по призыву и фактически в вышеуказанном жилом помещении не проживает.

В связи с изложенным, дальнейшее включение дохода ФИО6 в виде денежного довольствия как военнослужащего по призыву, при рассмотрении вопроса о предоставлении вышеуказанной субсидии, является необоснованным.

Кроме того, Правила содержат указание на то, что в целях предоставления субсидии совокупный доход семьи определяется в соответствии с порядком, установленным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ, с учетом тогда как статья 14 указанного закона содержит прямое изъятие из такого порядка.

На основании изложенного, полагал, что предостережение прокурора района является законным и обоснованным, а в удовлетворении административного искового заявления необходимо отказать (л.д. 39-43).

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО15 в судебном заседании пояснял, что с предостережением прокуратуры <адрес> он согласен. До указанного времени он уже получал субсидии. После того, как его сын ушел служить в армию, он обратился в отдел соцзащиты с полным пакетом документов для оформления субсидии, но ему было отказано. У него просили справку о денежном довольствии сына. Он вынужден был обратиться в Центральный районный суд, где установили, что соцзащита неверно толкует нормы права. Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ действия соцзащиты признаны незаконными. Просил в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что административные исковые требования подлежат отклонению исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В данном случае такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом установлено не было.

Как следует из материалов дела прокуратурой <адрес> проведена проверка обращения ФИО5 по вопросу правомерности исполнения требований о социальной защите населения, жилищного законодательства при рассмотрении заявлений о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг <данные изъяты><адрес>».

В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО5 было подано заявление и пакет документов в <данные изъяты><адрес>» на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>.

В соответствии с заявлением-декларацией в вышеуказанном жилом помещении зарегистрированы 5 человек: ФИО6, ФИО15, ФИО11, ФИО12, ФИО13

Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного начальником отдела назначения адресной социальной помощи по <адрес> Управления по г.о. Тольятти <данные изъяты><адрес>» ФИО8, в предоставлении вышеуказанной субсидии ФИО15 отказано, в связи с не представлением сведений о доходе члена семьи ФИО6 за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления.

Установлено, что в пакете документов на получение субсидии ФИО15 представлена справка начальника 1 учебного центра Войсковой части 31612 ФИО16 о прохождении ФИО6 воинской службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации в качестве рядового в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГФИО6 является военнослужащим по призыву.

Вместе с тем, предоставление сведений о доходе семьи осуществляется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, то есть в рассматриваемом случае за период с мая по октябрь 2018 года включительно.

Таким образом, для определения дохода семьи за период май-июнь 2018 г., т.е. до призыва ФИО6 на военную службу, <данные изъяты><адрес>» обоснованно требуются сведения о его доходах либо об отсутствии таковых.

Согласно информации <данные изъяты><адрес>» сведения о каких-либо доходах ФИО6 за указанный период заявителем не представлены.

В связи с изложенным, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства регламентирующего порядок предоставления вышеуказанной субсидии.

Вместе с тем, согласно информации руководителя <данные изъяты><адрес>» ФИО4 отсутствие документа о денежном довольствии военнослужащего по призыву ФИО6 является препятствием в предоставлении названной государственной услуги.

Однако, в соответствии с пунктом 20 Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила) размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов.

Таким образом, при определении в расчетный период дохода и состава семьи, в ее состав не подлежат включению граждане, из числа членов такой семьи, проходящие военную службу по призыву.

Следовательно, отсутствие сведений о денежном довольствии граждан обладающих статусом рассматриваемой категории не может являться препятствием для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в силу закона (материалы надзорного производства ж18).

В связи с установлением указанных обстоятельств, прокурором <адрес> руководителю <данные изъяты><адрес>» объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства в сфере защиты социальных прав граждан (л.д. 7-9).

По мнению суда, предостережение вынесено прокурором <адрес> в соответствии с законом и не нарушает права административного истца, поскольку предостережение является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия, преследующего цель предупредить о необходимости соблюдения закона.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В силу п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Таким образом, в силу положений ст. 22 Закона о прокуратуре предостережение о недопустимости нарушения закона является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического, предупредительного воздействия.

Предостережение о недопустимости нарушения закона само по себе юридических последствий для лица, которому оно объявлено, не влечет. Если лицо, которому ранее было объявлено предостережение, все же совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него породят иные меры прокурорского реагирования, принятые в связи с последним нарушением законности, а не это предостережение.

Согласно п. 5 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту Правил), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 22 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту Методических рекомендаций), утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в случае если собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.

В силу ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы.

На основании ч. 1 ст. 31 Жилищного Кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно п. 239 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»), военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинской части. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выезд за пределы местного гарнизона (за исключением случаев убытия в отпуск или командировку) запрещен.

Таким образом, призыв на военную службу в Вооруженные Силы РФ исключает проживание гражданина, призванного на военную службу, по месту жительства, а также его совместное проживание с лицом, обратившимся за получением субсидии, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 ст. 159 ЖК РФ, п.п. 4, 33 Правил денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не подлежит включению в совокупный доход семьи для предоставления субсидии.

В ходе судебного следствия было установлено, что ФИО5 обращаясь в <данные изъяты><адрес>» в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> предоставил сведения о зарегистрированных в нем ФИО6, ФИО15, ФИО11, ФИО12 и ФИО13 Также им была предоставлена справка из войсковой части о прохождении ФИО6 воинской службы по призыву в Вооруженных силах РФ в качестве рядового в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Соответственно, с ДД.ММ.ГГГГФИО6 в указанном жилом помещении не проживает, а поэтому его доходы, в силу вышеуказанных норм материального права, в виде денежного довольствия как военнослужащего по призыву, не подлежат учету при рассмотрении вопроса о предоставлении вышеназванной субсидии.

Анализируя изложенные обстоятельства и вышеуказанные нормы закона, оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о законности вынесенного предостережения руководителю <данные изъяты><адрес>» о недопустимости нарушения законодательства в сфере социальных прав граждан, которое могло повлечь нарушение их прав при обращении за получением субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Следует отметить и то, что решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным распоряжение об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО15 При этом, доводы представителя административного истца о том, что данное решение не имеет отношения к рассматриваемому спору и в законную силу не вступило, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предостережения, поскольку данная предупредительная мера о недопустимости нарушения законодательства в сфере защиты социальных прав граждан установлена до принятия (вступления в законную силу) указанного судебного решения.

Каких-либо нарушений прав административного истца оспариваемым предостережением не допущено, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения требований <данные изъяты><адрес>».

Административным истцом доказательства нарушения его прав оспариваемым предостережением суду не представлено. Вместе с тем, обязанность доказывания факта нарушения прав возлагается в силу п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца и отсутствие нарушения которых является основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.

Принимая во внимание вышеизложенное, на основании ст.ст. 21, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 31 ЖК РФ, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226 КАС РФ, суд

Решил:

Административные исковые требования <данные изъяты><адрес>» об отмене предостережения прокурора <адрес> о недопустимости нарушения законодательства в сфере защиты социальных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья С.В. Фролова