Дело № 2а-567/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2018 года г.Зарайск
Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Сподиной Ю.Е., с участием
представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика – Администрации городского округа Зарайск Московской области ФИО3, действующей на основании доверенности,
при секретаре судебного заседания Безруковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-567/2018 по административному иску ФИО1 к Администрации городского округа Зарайск Московской области о признании незаконными Решений Администрации городского округа Зарайск МО № 29 от 30.05.2018 г. и № 45 от 11.07.2018 г. об отказе в выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) жилого дома с кадастровым номером: (1), расположенного на земельном участке с кадастровым номером: (2) по адресу: (адрес 1), обязании Администрации городского округа Зарайск МО выдать разрешение на реконструкцию жилого дома с кадастровым номером: (1), расположенного на земельном участке по адресу: (адрес 1),
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации городского округа Зарайск Московской области о признании незаконными Решений Администрации городского округа Зарайск МО об отказе в выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) жилого дома, обязании Администрации городского округа Зарайск МО выдать разрешение на реконструкцию жилого дома, указав в административном исковом заявлении следующее:
На основании договора дарения от 10 декабря 1996 года истица является собственником целого жилого дома с кадастровым (1), расположенного по адресу: (адрес 1).
Также истица является собственником земельного участка площадью --- кв.м. с кадастровым № (2), расположенного по адресу: (адрес 1), на основании договора дарения земельного участка от 09 июля 2016 года.
В июле 2016 года Истицей было принято решение о приведении документов на указанные выше объекты недвижимости в соответствие с законодательством Российской Федерации, в частности, о ведении строительства (в том числе реконструкции).
После того как документы были приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, был получен ГПЗУ № ----------.
Согласно п. 2.1 указанного градостроительного плана, земельный участок частично расположен в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта (реконструкция региональной дороги № 0694 «Карино-Макеево-Печерники-Карино»). Для возможного размещения объектов транспортной инфраструктуры установлены зоны их планируемого размещения, которые являются ограничением использования данной территории в градостроительной деятельности.
С целью установления препятствий в реконструкции жилого дома, ФИО1 обратилась в ГБУ МО «Мосавтодор» с заявлением № 235440 по вопросу выдачи согласия, содержащего обязательные технические требования и условия, на строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, непредназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса (без ограничения примыкания) в полосах отвода вдоль автомобильных дорог регионального значения «Карино-Макеево-Печерники», «Карино - Макеево - Печерники - Карино» земельного участка с кадастровым номером (1), расположенного по адресу: (адрес 1).
Согласно письму № 12466959 от 20.04.2018 года начальника Управления по вопросам тасования и ТУ ГБУ МО «Мосавтодор», рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером (2), расположен в населенном пункте, вне границ полос отвода автомобильных дорог «Карино-Макеево-Печерники», «Карино - Макеево - Печерники - Карино», планируемых к постановке на кадастровый учет, в связи с чем согласование с ГБУ МО «Мосавтодор» не требуется.
Согласно Федеральному Закону № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожном строительстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации», не имеется законодательного запретана строительство (реконструкцию) объектов недвижимости, находящихся на земельных участках вне границ полос отвода автомобильных дорог (ст. 25 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 года).
23.05.2018 года истица, действуя через своего представителя, обратилась в администрацию городского поселения Зарайск с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома с кадастровым № (1), расположенного на земельном участке с кадастровым номером (2), по вышеуказанному адресу. К заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе и письмо № 12466959 от 20.04.2018 года начальника Управления по вопросам согласования и ТУ ГБУ МО « Мосавтодор».
Администрацией было принято решение № 29 от 30 мая 2018 года об отказе в предоставлении Государственной услуги по следующим причинам:
- Не выполнено проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка;
- Не согласовано размещение объекта капитального строительства (индивидуального
жилого дома) с территориальным управлением Федерального агентства по
недропользованию.
Для получения разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома необходимо:
- обратиться в Главное управление культурного наследия Московской области за разъяснением о необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы указанного земельного участка;
- согласовать размещение объекта капитального строительства с территориальным управлением Федерального агентства по недропользованию.
Согласно письму № 32ТГ-6683 от 29.06.2018 года начальника Главного управления культурного наследия населения Московской области, на территории земельного участка с кадастровым номером (2) отсутствуют объекты культурного наследия, земельный участок расположен вне защитных зон объектов культурного наследия, земельный участок расположен вне зон с особыми условиями использования территорий, планируемых зон с особыми условиями использования территории, связанных с объектами культурного наследия. Главное управление культурного наследия населения Московской области считает нецелесообразным проведение дополнительной государственной историко-культурной экспертизы земельного участка.
Согласно письму № СА-04-37/9397 от 03.07.2018 года заместителя руководителя федерального агентства по недропользованию, в настоящее время при строительстве объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, разрешений на осуществление застройки площадей не требуется.
04.07.2018 года представитель истицы обратилась в администрацию городского поселения Зарайск с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома с кадастровым № (1), расположенного на земельном участке с кадастровым номером (2), по указанному выше адресу, приложив к заявлению все необходимые документы, в том числе, письмо № 12466959 от 20.04.2018 года начальника Управления по вопросам согласования и ТУ ГБУ МО «Мосавтодор», а также копии вышеперечисленных писем.
Администрацией 11.07.2018 г. было вновь принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (№ 45) по следующим причинам: реконструируемый индивидуальный жилой дом располагается вне зоны допустимого размещения зданий, строений, сооружений, установленной в ГПЗУ № ---- от 07.06.2017 года.
Истица считает, что указанные решения Администрации вынесены незаконно и необоснованно и подлежат отмене.
Ссылаясь в обоснование своих требований на положения ст. ст. 125-126, 219-220, 219 ч. 1, 226 ч. 11, КАС РФ истица ФИО1 просит суд признать незаконным и отменить, решения № 29 от 30 мая 2018 года и № 45 от 11 июля 2018 года заместителя главы администрации городского округа Зарайск Московской области ФИО4, об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома с кадастровым № (1), расположенного на земельном участке с кадастровым № (2) по адресу: (адрес 1).
Обязать администрацию городского округа Зарайск Московской области выдать разрешение на реконструкцию жилого дома с кадастровым № (1), расположенного на земельном участке с кадастровым № (2) по адресу: (адрес 1).
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить административный иск в полном объеме по изложенным в нем основаниям, а также пояснил, что о вынесенном 30.05.2018 г. решении Администрации № 29 об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома, административному истцу стало известно 01.06.2018 г. О наличии каких-либо причин пропуска срока обращения в суд с требованиями об оспаривании Решения Администрации г.о. Зарайск от 30.05.2018 г. № 29 представитель административного истца суду не указал.
Представитель административного ответчика – Администрации городского округа Зарайск Московской области ФИО3 против удовлетворения предъявленного административного иска возражала, указав, что Администрация г.о. Зарайск считает заявленные ФИО1 исковые требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
23 мая 2018 года представитель Административного истца ФИО5 обратилась в администрацию городского округа Зарайск Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома.
Решением № 29 от 30 мая 2018 г. ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома по основаниям, предусмотренным п. 13.1.4. административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача (продление) разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории городского округа Зарайск Московской области», утвержденного Постановлением Главы городского округа Зарайск Московской области от 04.09.2017 № 1362/9, в связи с тем, что представленные документы не соответствуют ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, а именно, не выполнено проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка; не согласовано размещение объекта капитального строительства (индивидуального) жилого дома) с территориальным управлением Федерального агентства по недропользованию.
В связи с чем, представителю административного истца было рекомендовано обратиться в Главное управление культурного наследия Московской области за разъяснением о необходимости проведения историко-культурной экспертизы указанного земельного участка, а также согласовать размещение объекта капитального строительства с территориальным управлением Федерального агентства по недропользованию.
ФИО1 выполнила данные рекомендации и обратилась в Главное управление культурного наследия Московской области (ГУКН МО) для получения заключения на территорию земельного участка с кадастровым номером (2) по адресу: (адрес 2).
В заключении ГУКН МО от 29.06.2018 г. №32ТГ-6683 указано, что проведение дополнительной государственной историко-культурной экспертизы не требуется, так как земельный участок расположен в границах населенного пункта на освоенной территории.
Кроме того, административным истцом было получено заключение Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) которым административному истцу было разъяснено, что в настоящее время при строительстве объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных в пределах границ населенных пунктов, получение застройщиками заключений территориальных органов Роснедр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, разрешений на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, размещение в местах их залегания подземных сооружений не требуется.
04 июля 2018 года ФИО1 повторно обратилась в администрацию городского округа Зарайск Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома с кадастровым номером №(1), расположенном на земельном участке с кадастровым номером №(2) по указанному выше адресу.
По результатам проверки представленного пакета документов сотрудниками отдела архитектуры было установлено, что схема планировочной организации земельного участка не соответствует градостроительному плану земельного участка, а именно, реконструируемый индивидуальный жилой дом располагается вне зоны допустимого размещения зданий, строений, сооружений, установленной в градостроительном плане земельного участка (далее - ГПЗУ) с кадастровым номером №(2) по адресу: (адрес 1), №---------.
В соответствии с п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 данной статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия
решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к
строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным
на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство
градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на
строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и
проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для
строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка
документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом
планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного
объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а
также допустимости размещения объекта капитального строительства в
соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями,
установленными в соответствии с земельным и иным законодательством
Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от
предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или, отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В свою очередь пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 данной статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Согласно п. 2.1. ГПЗУ, земельный участок частично расположен в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта (реконструкции региональной автомобильной дороги № 0694 «Карино-Макеево-Печерники» - Карино), а также частично расположен в водоохранной зоне р. Осетр.
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 №230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» для возможности размещения объектов транспортной инфраструктуры установлены зоны их планируемого размещения, которые являются ограничением использования данной территории в градостроительной деятельности до установления красных линий объектов транспортной инфраструктуры.
В связи с имеющимися ограничениями использования земельного участка администрация городского округа Зарайск Московской области вынесла решение №45 от 11.07.2018 об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: (адрес 1).
После установления красных линий объектов транспортной инфраструктуры (реконструкции региональной автомобильной дороги №0694 «Карино-Макеево-Печерники- Карино») у ФИО1 возникнет право обратиться в администрацию городского округа Зарайск Московской области за получением разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома.
Таким образом, администрация городского округа Зарайск Московской области считает, что отказы от 30 мая 2018 г. №29, от 11.07.2018 №45 в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: (адрес 1) выданы в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности, в связи с чем, не могут быть признаны незаконными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 №230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области», администрация городского округа Зарайск Московской области просит суд отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Л.Ю.И., изучив материалы административного дела, считает заявленные административным истцом требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего:
Материалами дела подтверждено, что административный истец ФИО1, на основании договора дарения от 10.12.1996 г., является собственником жилого дома, площадью --- кв.м., кадастровый номер: (1), расположенного по адресу: (адрес 1) (л. <...>, 32-33). На основании договора дарения земельного участка от 09.07.2016 г. ФИО1 является также собственником земельного участка, площадью --- кв.м., с кадастровым номером: (2), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: личное подсобное хозяйство, расположенного по адресу: (адрес 1) (л. <...>, 28-31).
По данным кадастровой выписки о земельном участке, сведения в отношении земельного участка имеют статус ранее учтенных, дата внесения сведений о регистрации права собственности предыдущего собственника земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости 03.06.1993 года (л. д. 28-31).
Постановлением врио руководителя администрации Зарайского муниципального района от 13.06.2017 г. № 844/6 утвержден градостроительный план земельного участка № ---- с кадастровым номером (2_, площадью --- кв.м., принадлежащего ФИО1 на праве собственности, расположенного по адресу: (адрес 1) (л. д. 25).
Административным истцом в материалы дела представлена также копия Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером (2), подготовленного администрацией городского округа Зарайск, в п. 2.1 которого отражено, что земельный участок частично расположен в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта (реконструкция региональной дороги № 0694 «Карино-Макеево-Печерники-Карино»), а также что земельный участок частично расположен в водоохраной зоне р. Осетр.
В п. 2.2. Градостроительного плана содержатся требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
В п. 7 Градостроительного плана земельного участка указано, что для возможности размещения объектов транспортной инфраструктуры установлены зоны их планируемого размещения, которые являются ограничением использования данной территории в градостроительной деятельности до установления красных линий объектов транспортной инфраструктуры (л. д. 53-58).
Приложением к градостроительному плану указанного выше земельного участка, являются "Чертеж градостроительного плана земельного участка" и «Ситуационный план». На Чертеже градостроительного плана земельного участка описано место допустимого размещения зданий, строений и сооружений и отражено, что существующий на земельном участке с кадастровым номером (2) жилой дом частично находится в водоохранной зоне и полностью расположен в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта.
Письмом Начальника Управления по вопросам согласований и ТУ ГБУ МО «Мосавтодор» от 20.04.2018 г. № 12466959, на заявление ФИО1 дан ответ, которым разъяснено, что земельный участок с кадастровым номером (2), расположен в населенном пункте, вне границ полос отвода автомобильных дорог «Карино-Макеево-Печерники», «Карино - Макеево - Печерники - Карино», планируемых к постановке на кадастровый учет, в связи с чем согласование с ГБУ МО «Мосавтодор» не требуется. Также данным письмом ФИО1 разъяснено, что согласно схеме территориального планирования Московской области, утвержденной Постановлением Правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 г., вблизи вышеуказанного земельного участка планируется реконструкция автомобильной дороги «Карино - Макеево - Печерники - Карино». Вопросы строительства и реконструкции автомобильных дорог, а также размещение объектов капитального строительства и организация примыканий в зонах планируемого строительства (реконструкции) автомобильных дорог, на находится в компетенции ГБУ МО «Мосавтодор». (л. д. 59-60).
Решением Заместителя главы администрации г.о. Зарайск ФИО4 от 30.05.2018 г. № 29 ФИО1 отказано в предоставлении Государственной услуги – выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером (2), по адресу: (адрес 1), по следующим причинам:
«13.1.4 административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача (продление) разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории Московской области, утвержденного Постановлением Главы администрации городского округа Зарайск Московской области от 04.09.2017 № 1362/9 (несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации): не выполнено проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка; не согласовано размещение объекта капитального строительства (индивидуального) жилого дома) с территориальным управлением Федерального агентства по недропользованию».
Указанным Решением заявителю ФИО1 также разъяснено, что для получения разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома необходимо обратиться в Главное управление культурного наследия Московской области за разъяснением о необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы указанного земельного участка; а также согласовать размещение объекта капитального строительства с территориальным управлением Федерального агентства по недропользованию.
По устранению указанных нарушений ФИО1 вправе повторно обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении Государственной услуги (л. д. 64).
Письмом Начальника Главного управления культурного наследия Московской области от 29.06.2018 г. № 32ТГ-6683, представителю административного истца направлено заключение на территорию земельного участка с кадастровым номером (2), согласно которому:
1) На территории земельного участка отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также выявленные объекты культурного наследия;
2) земельный участок расположен вне защитных зон объектов культурного наследия;
3) земельный участок расположен вне зон с особыми условиями использования территорий, планируемых зон с особыми условиями использования территории, связанных с объектами культурного наследия.
Учитывая, что земельный участок расположен в границах населенного пункта на освоенной территории, Главное управление культурного наследия населения Московской области считает нецелесообразным проведение дополнительной государственной историко-культурной экспертизы земельного участка (л. д. 65).
Письмом Заместителя руководителя Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) от 03.07.2018 г. № СА-04-37/9397 на заявление ФИО1 дан ответ, из которого следует, что в настоящее время при строительстве объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных в пределах границ населенных пунктов, получение застройщиками заключений территориальных органов Роснедр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, разрешений на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, размещение в местах их залегания подземных сооружений не требуется. Обращение за получением указанной государственной услуги необходимо лишь при возведении объектов за пределами границ населенных пунктов (л. д. 66).
Решением Заместителя главы администрации г.о. Зарайск ФИО4 от 11.07.2018 г. № 45 ФИО1 отказано в предоставлении Государственной услуги – выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером (2), по адресу: (адрес 1), по следующим причинам:
«13.1.4 административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача (продление) разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории Московской области, утвержденного Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 18.08.2017 г. № 282 (несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации): схема планировочной организации земельного участка с обозначением места расположения объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует градостроительному плану земельного участка – реконструируемый индивидуальный жилой дом располагается вне зоны допустимого размещения зданий, строений, сооружений, установленной в градостроительном плане земельного участка от 07.06.2017 г. № -------».
Указанным Решением заявителю ФИО1 разъяснено, что по устранению указанных нарушений она вправе повторно обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении Государственной услуги (л. д. 70).
В судебном заседании была допрошена свидетель Л.Ю.И., которая показала, что она работает Начальником отдела архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Зарайск МО, в связи с чем ей известны обстоятельства, при которых были вынесены оспариваемые Решения Администрации. Основанием для вынесения решения от 11.07.2018 г. № 45 об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию принадлежащего административному истцу жилого дома, явился факт расположения объекта реконструкции вне зоны допустимого размещения. Несоответствия размещения жилого дома, подлежащего реконструкции, расстоянию до границ соседнего земельного участка, а также до объектов недвижимости, расположенных на соседнем земельном участке, выявлено не было. Индивидуальный жилой дом административного истца расположен в зоне планируемого размещения объекта автомобильного транспорта. Также земельный участок административного истца частично расположен в водоохранной зоне, однако, данное обстоятельство не является ограничением проведения реконструкции жилого дома, поскольку в соответствии со ст. 64 Водного Кодекса РФ допускается размещение, строительство и эксплуатация индивидуальных жилых домов при условии соблюдения ограничений при использовании земельных участков и расположенных на них объектах, в частности, водоотведению.
Зона планируемого размещения объекта автомобильного транспорта установлена Главным Управлением Архитектуры Московской области. Когда данная схема будет реализовываться, планируется передача дорог в населенных пунктах в пользованию Мосавтодору. Проект планировки еще не разрабатывался, до 2022 года не заложены мероприятия по разработке проекта планировки на территории городского округа Зарайск. Схема территориального планирования разрабатывается Главархитектурой без учета сведений о наличии правообладателей и объектов недвижимости, расположенных на соответствующей территории. В связи с разработанной схемой территориального планирования большое количество населенных пунктов городского округа Зарайск ограничено градостроительной земельной деятельностью.
Решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома, принадлежащего административному истцу, вынесено на основании п. 13.3.3 Административного регламента, утвержденного Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 18.08.2017 г. № 282: несоответствие планируемого размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, выразившееся в том, что дом, который планировала реконструировать ФИО1, находится в зоне, на которую наложена зона транспорта. ГПЗУ показывает зону допустимого размещения, исключая зону транспорта.
Показания данного свидетеля признаны судом достоверными, поскольку данные показания последовательны и подробны. Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положений части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление по данной категории дел может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу положений части 8 статьи 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Материалами настоящего административного дела подтверждено, что первоначально ФИО1, действуя через своего представителя, обратилась в Зарайский городской суд МО с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Зарайск Московской области о признании незаконными Решений Администрации городского округа Зарайск МО № 29 от 30.05.2018 г. и № 45 от 11.07.2018 г. об отказе в выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) жилого дома и обязании Администрации городского округа Зарайск МО выдать разрешение на реконструкцию жилого дома, 13.09.2018 г. (Административное исковое заявление датировано 13.09.2018 г. и поступило в Зарайский городской суд МО 13.09.2018 г.) (л. д. 17-20).
Определением Зарайского городского суда МО от 17.09.2018 г. поданное административное исковое заявление ФИО1 было оставлено без движения, административному истцу судом было предложено в срок до 28.09.2018 г. устранить перечисленные в указанном Определении недостатки административного иска (л.д. 15).
24.09.2018 г. в Зарайский городской суд МО поступило административное исковое заявление ФИО1, оформленное в соответствии с требованиями ст. ст. 125-126 КАС РФ.
Как следует из копии оспариваемого административным истцом Решения Администрации г.о. Зарайск от 30.05.2018 г. № 29 и объяснений представителя административного истца, данных входе судебного заседания по настоящему делу, о вынесенном 30.05.2018 г. решении Администрации № 29 об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома, административному истцу стало известно 01.06.2018 г., при получении копии данного Решения в МКУ «МФЦ г.о. Зарайск» (л. д. 64 – оборот).
В силу приведенных выше положений ч. 1 ст. 219 КАС РФ требования о признании незаконным Решения Администрации г.о. Зарайск от 30.05.2018 г. № 29 могли быть предъявлены в суд в срок до 01.09.2018 г.
Таким образом, срок обращения (13.09.2018 г.) с указанными требованиями в суд административным истцом был пропущен.
О наличии каких-либо причин пропуска срока обращения в суд с требованиями об оспаривании Решения Администрации г.о. Зарайск от 30.05.2018 г. № 29 представитель административного истца суду в ходе рассмотрения настоящего дела не указал. С заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока к суду не обращался.
При таких обстоятельствах, оснований для восстановления судом пропущенного административным истцом срока на обращение в суд с требованиями о признании незаконным Решения Администрации г.о. Зарайск от 30.05.2018 г. № 29, не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленных ФИО1 требований о признании незаконным Решения Администрации г.о. Зарайск от 30.05.2018 г. № 29 необходимо отказать.
Требования ФИО1 о признании незаконным Решения Администрации г.о. Зарайск от 11.07.2018 г. № 45 предъявлены в суд в установленный ст. 219 КАС РФ срок.
По результатам рассмотрения дела суд считает заявленные административным истцом требования в указанной части обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего:
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ, действующей на момент вынесения оспариваемых решений), строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Из пункта 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ закреплен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство. Часть 10 статьи Градостроительного кодекса РФ запрещает требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением предусмотренных действующим законодательством.
Процедура принятия решения о выдаче или отказе в выдаче разрешения на строительство урегулирована частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции федерального закона от 18.07.2011 г. № 224-ФЗ) и включает в себя: проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям, а также соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдачу разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Нормами статьи 42 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ) установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Из п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из основных понятий, данных в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В ст. 34 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень условий, с учетом которых устанавливаются границы территориальных зон, в том числе возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, сложившейся планировки территорий и существующего землепользования, планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории.
Из приведенных положений Градостроительного кодекса РФ следует вывод, что при установлении, изменении территориальных зон должны учитываться фактическая застройка населенного пункта, формирование его архитектурного облика, экономические и социальные потребности, а также права и интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
По смыслу норм Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план земельного участка является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка.
Параметры застройки также предусмотрены действующими Правилами землепользования и застройки.
Административным ответчиком в материалы дела не предоставлено доказательств отнесения спорного участка к зоне транспортной инфраструктуры, не указано, какие именно объекты транспортной инфраструктуры планируется на нем разместить, когда будут реализованы эти планы, а также, что предполагается изъятие земельного участка административного истца для государственных или общественных нужд.
Согласно ч. 11 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Судом установлено, что на момент утверждения Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (Постановление Правительства МО от 25.03.2016 N 230/8) спорный земельный участок уже был сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет, с видом разрешенного использования, действующим по настоящее время.
Нахождение части земельного участка, принадлежащего административному истцу, в водоохраной зоне р. Осетр, в силу положений ст. 65 Водного Кодекса РФ запрета или ограничения в производстве реконструкции жилого дома, расположенного на таком земельном участке, не влечет.
В соответствии с положениями названной статьи Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 ВК РФ).
В соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного Кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
С учетом положений выше приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что принимая оспариваемое Решение № 45 от 11.07.2018 г., ответчик вопреки требованиям Градостроительного кодекса РФ, ГК РФ отказал в выдаче разрешения на строительство, тем самым создал административному истцу препятствия в реализации своих прав.
При таких обстоятельствах, судом сделан вывод о наличии оснований для признания незаконным Решение Администрации городского округа Зарайск Московской области, подписанного Заместителем главы Администрации городского округа Зарайск Московской области ФИО4, об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) от 11.07.2018 года и возложения на Администрацию городского округа Зарайск обязанности выдать ФИО1 разрешение на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке, с кадастровым номером: (2), расположенном по адресу: (адрес 1), в установленный законом срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218, 175-180 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные ФИО1 требования удовлетворить частично:
Признать незаконным Решение Администрации городского округа Зарайск Московской области, подписанное Заместителем главы Администрации городского округа Зарайск Московской области ФИО4, об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) от 11.07.2018 года и обязать Администрацию городского округа Зарайск выдать ФИО1 разрешение на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома на принадлежащем административному истцу земельном участке, с кадастровым номером: (2), расположенном по адресу: (адрес 1), в установленный законом срок.
В удовлетворении заявленных ФИО1 требований к Администрации городского округа Зарайск МО о признании незаконным Решения Администрации городского округа Зарайск МО № 29 от 30.05.2018 г. об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: (2) по адресу: (адрес 1), - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Зарайский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2018 года.
Судья Ю. Е. Сподина