ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-567/19 от 27.08.2019 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-567/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тверь 27 августа 2019 года

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Дёминой Н.В.,

при секретаре Лебедеве Э.А.,

с участием: представителя административного истца помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Сударевой А.Д.,

представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО3, административного ответчика ФИО4,

представителя административного ответчика ФИО5 – ФИО6, представителя административного ответчика ФИО7 – ФИО8, представителя административного ответчика ФИО9 – ФИО10, представителя административного ответчика ЗАО «Калининское» ФИО11,

представителя заинтересованного лица Правительства Тверской области ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, Федеральному агентству водных ресурсов, муниципальному образованию «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области в лице администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, закрытому акционерному обществу «Калининское», ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО5, ФИО20, ФИО7, ФИО21, ФИО4, ФИО22, ФИО9, ФИО23 о возложении обязанности по подготовке и предоставлению сведений о границе водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, направлению результатов работ по установлению местоположения береговой линии и размещению специальных информационных знаков в отношении ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области,

установил:

Заместитель Тверского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанностей по подготовке сведений о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта, а также проведению работ по установлению местоположения береговой линии водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области; предоставлению сведений о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области, в том числе, картографических материалов в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; направлению результатов работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр; обеспечению размещения в пределах Тверской области специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения названного водного объекта дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и установлению административному ответчику срок исполнения решения суда – один год с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указал, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки по вопросам нарушений водного и земельного законодательства при предоставлении земельных участков в границах ручья без названия, протекающего в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области установлены нарушения водного законодательства. В обоснование заявленных требований привел положения п. «в» ч. 1 ст. 72, части 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ, ст. 4, ч. 4.1 ст. 5, ч. 18 ст. 65 ВК РФ, п.п. 3, 5, 5.1 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17, п. 3, 5, 12-14 Правил определения местоположении береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377, указав, что до настоящего времени Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта – ручья без названия, протекающего в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр не представлены, не проведены работы по установлению местоположения береговой линии данного водного объекта – ручья без названия, протекающего в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области. Работы по установлению границ указанных выше территорий водного объекта, береговой линии, в 2015-2017 г. не проводились, а в 2018 г. не планируются. Данные обстоятельства способствуют тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организация и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования (водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, береговая линия). При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности, предоставления земельных участков в отношении территорий, фактически находящихся в береговой полосе водного объекта возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с нарушением их режима и отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Ссылаясь на положения ст. 6, ч. 15, 17 ст. 65 ВК РФ, ч. 8 ст. 27 ЗК РФ, указал, что непроведение Министерством работ по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежной защитной полосы указанного выше водного объекта, установлению местоположения его береговой линии может привести к неправомерному предоставлению земельных участков в береговой полосе водного объекта, нарушению установленного водным законодательством режима осуществления хозяйственной или иной деятельности на территории водоохранных зон или прибрежных защитных полос. В ходе проведения проверки установлено, что в береговой полосе водного объекта проводятся строительные работы, что подтверждается справкой Управления Росреестра по Тверской области и актом осмотра Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 15.06.2018. Учитывая многочисленность выявленных нарушений режима водоохранных зон, прибрежных защитных полос водного объекта – ручья без названия, протекающего в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области, вопрос установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, а также установление местоположения его береговой линии является наиболее актуальным. В силу п. 2 ч. 1 ст. 26 ВК РФ осуществлением мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. На основании п. 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории Тверской области таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области. Обязанность предоставлять сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта ручья без названия, протекающего в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, проводить работы по установлению местоположения береговой линии данного водного объекта возложены на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области. Административный ответчик таких мер не принимает, что не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос, береговой линии водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие, отчуждение и использование территорий расположенных в пределах данных зон в целях прямо запрещенных ст. 6 ст. 65 ВК РФ, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем прокурор вынужден обратиться в суд в порядке, предусмотренном ст. 39 КАС РФ.

Представитель административного истца помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Сударева А.В. в судебном заседании поддержала доводы административного искового заявления, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, поддержав доводы отзыва Министерства на иск, в которых указано, что для реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей согласно Методическим указаниям, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 № 425, органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо решить ряд основных задач. В соответствии со ст. 33 ВК РФ и Методическими указаниями на основании предложений субъектов Российской Федерации (данных мониторинга водных объектов) и рекомендаций бассейновых советов соответствующих бассейновых округов Росводресурсами на срок не менее 10 лет утверждаются Схемы комплексного использования и охраны водных объектов и мероприятий, направленных на охрану водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, которые включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления. В Схеме комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Волга, утвержденной приказом Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 14.08.2015 № 233, мероприятия по выносу в натуру водоохранной зоны и прибрежной полосы водного объекта – ручья без названия, протекающего в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области не запланированы. Отсутствие запланированных мероприятий и, соответственно, финансирования не свидетельствует о бездействии Министерства, так как отсутствует объект действия. Объем финансирования определяется исключительно федеральными органами исполнительной власти, Министерство может направить предложения по мероприятиям в части охраны водных объектов Тверской области строго в зависимости от антропогенной нагрузки на водные объекты. Бездействие Министерства по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта – ручья без названия, протекающего в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области отсутствует, так как Министерством осуществляются действия по охране водных объектов Тверской области строго согласно требованиям федерального законодательства, прокуратурой не приведены доказательства, свидетельствующие о первоочередной необходимости по проведению мероприятий по выносу в натуру водоохранной зоны и прибрежной полосы именно данного водного объекта. Министерство может инициировать обращение в соответствующие органы в целях внесения водного объекта в водный реестр, но полномочий по самостоятельному разрешению указанного вопроса не имеет.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО3, помимо вышеуказанного, указал, что действующим законодательством определен приоритет отдельных категорий водных объектов, в отношении которых в первоочередном порядке осуществляются переданные полномочия, полагал, что бездействие со стороны Министерства отсутствует, Министерством с Росводресурсами согласованы значения целевых прогнозных показателей, обеспечивается их выполнение. Ручей безымянный не вошел в число водных объектов, выделенных Министерством в соответствии с требованиями Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 29.09.2010 № 425. Ручей без названия не внесен в водный реестр, что препятствует осуществлению в отношении указанного объекта мероприятий по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Определениями судьи, занесенными в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Федеральное агентство водных ресурсов, муниципальное образование «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области в лице администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, ЗАО «Калининское», ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО5, ФИО20, ФИО7, ФИО21, ФИО4, ФИО22, ФИО9, ФИО23

В судебном заседании административный ответчик ФИО4 административные исковые требования не признала, полагала, что водный объект в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области отсутствует, имеется канава. Отметила, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером Земельный участок расположен в южной части деревни Дмитровское. Неподалёку от ее дома имеется заросшая канава, неизвестного происхождения. Со слов соседа ей известно, что он занимался углублением этой канавы. Не отрицала, что специального образования для того, чтобы установить, водный это объект или нет, она не имеет.

В судебном заседании представитель административного ответчика ЗАО «Калининское» ФИО11 административные исковые требования не признала, пояснила, что водного объекта на территории дер. Дмитровское никогда не было. На земельных участках ЗАО «Калининское» располагается мелиоративная канава. Земли ЗАО «Калининское» объект, указанный как ручей без названия, не затрагивает. Для решения вопроса о наличии или отсутствии водного объекта – ручья без названия необходимо рассмотреть и изучить проект планировки территории деревни Дмитровское.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО9 - ФИО10 пояснила, что исковые требования ФИО9 не признает, процессуальное положение ее доверителя определено неверно, ФИО9 следовало привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Полагала, что административные исковые требования, заявленные к административному ответчику - Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению. Отметила, что данный водный объект - ручей безымянный проходит по территории дер. Дмитровское Калининского района Тверской области, впадает в р. Волгу, соприкасается с мелиоративной канавой. Администрацией муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области гражданам выделены земельные участки, непосредственно граничащие с данным ручьем, на данных участках осуществлено строительство трех домов, остальные участки выкуплены, на некоторых возводятся фундаменты, на некоторые участки завезен грунт. В этом году было привезено много грунта, в том числе с котлованов других строек, не предназначенного для строительства, грунтовые воды поднялись, произошло затопление. ФИО9 является собственником земельного участка <адрес>. Этот земельный участок расположен последним на улице, граничит с землями ЗАО «Калининское». ФИО9 проживает в дер. Дмитровское с 1999 года. В настоящее время ручей зарос, деревья, которые росли возле ручья, вырублены новыми собственниками выделенных администрацией муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области земельных участков. Частично ручей засыпали. Ранее на ул. Соловьиную дер. Дмитровское можно было пройти по мостику. После затопления в 2006 году данный мостик смыло. Ручей расположен вдоль улицы Таймырской в дер. Дмитровское, впадает в р. Волгу. Мелиоративная канава впадает в ручей на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих ЗАО «Калининское», ближе к месту впадения ручья в реку Волга. Мелиоративная канава проходит почти параллельно ручью до момента впадения канавы в ручей. Земли, граничащие с ручьем, выделены в собственность граждан, но по плану застройки не предусматривалось выделение данных земель под индивидуальное жилищное строительство, данная зона должна была быть зоной общественного назначения как с одной, так и с другой стороны ручья.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО5 - ФИО6 пояснила, что административные исковые требования ФИО5 не признает. ФИО5 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес>. Указала, что ФИО5 является ненадлежащим ответчиком. Отметила, что данное дело не подлежит рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного производства Российской Федерации при наличии спора о праве о наличии водного объекта, который не установлен и не включен в водный реестр. Пояснила, что разделяет позицию как Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, а так и позицию Правительства Тверской области по настоящему делу, изложенную в отзывах, об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований. Полагала, что прокурор не наделен полномочиями на обращение с настоящим иском в суд. Физические лица не могут являться надлежащими ответчиками по настоящему административному делу. Просила оставить административные исковые требования без удовлетворения.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО7 - ФИО8 указал, что физические лица не могут являться надлежащими административными ответчиками по данному административному делу. Отметил, что Верховный суд Российской Федерации рассматривал сходное дело и пришел к выводу о том, что если имеется спор о том, является ли объект водным объектом, необходимо сначала внести сведения о данном объекте в водный реестр. Поскольку сведения о спорном объекте в государственный водный реестр не внесены, утверждать, что ручей без названия является водным объектом, недопустимо. Просил отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Представитель административного ответчика - Федерального агентства водных ресурсов при надлежащем извещении в судебное заседание не явился. Как следует из имеющихся в материалах дела письменных объяснений представителя Росводресурсов от 13.03.2019 № 01-36/1684 (т. 5 л.д. 211) административные исковые требования Росводресурсами поддерживаются в части Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области. Федеральным агентством водных ресурсов не поддерживаются административные исковые требования прокуратуры в части обязания Росводресурсов внести в государственный водный реестр сведения о границе водоохраной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282, постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра», ведение государственного водного реестра осуществляется Росводресурсами через свои территориальные органы, в данном случае через Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - МОБВУ). Сведения о местоположении береговой линии предоставляются Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в МОБВУ и направляются МОБВУ в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский информационно-аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр» (далее - Учреждение) для внесения информации в государственный водный реестр. После внесения Учреждением сведений в государственный водный реестр МОБВУ представляет информацию в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение сведений о местоположении береговой линии в государственный водных реестр и в государственный реестр недвижимости возможно только в случае предоставления сведений о местоположении береговой линии уполномоченным органом исполнительной власти Тверской области - Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации муниципального образования. Согласно имеющимся в материалах дела письменным объяснениям по делу заместителя Главы администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, изложенным в сообщении от 24.09.2018 № 734 (т. 1 л.д.194-196) в дер. Дмитровское отсутствует водный объект «ручей без названая» и (или) «безымянный ручей», не представлено документированных сведений, подготовленных и оформленных в соответствии с требованиями водного законодательства РФ, о признании, идентификации и установлении на местности «ручья без названия» и (или) «безымянного ручья» в качестве водного объекта, не представлено сведений о его местоположении, характеристиках, сведения о ручье безымянном отсутствуют в государственном водном реестре. Согласно информации, представленной Тверским ЦГМС, имеющейся в материалах дела, сведения о водном объекте в д. Дмитровское отсутствуют, на общедоступной карте М 1:100 000 обозначен неизученный водоток, в отношении которого в целях установления его статуса необходимо проведение гидрологического обследования. Указанная информация полностью согласуется с позицией Прокуратуры Тверской области и Прокуратуры Калининского района Тверской области, оформленной по результатам проведенных проверок, а также с письмами Росгидромета и отдела водных ресурсов по Тверской области МОБВУ, актом обследования территории администрации поселения от 20.04.2018, документами территориального планировании Тверской области, муниципального образования Тверской области «Калининский район», Генеральным планом муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области. Анализ содержания решения Калининского районного суда Тверской области и имеющихся материалов по гражданскому делу № 2-307/2013 по иску ФИО1 о незаконном предоставлении земельных участков во владение и пользование третьих лиц, в удовлетворении требований отказано, послужившей основанием для проведения прокурорских проверок в отношении «ручья без названия» или «безымянного ручья», позволяет сделать вывод, что в 2008 году в д. Дмитровское никакого «ручья без названия» или «безымянного ручья» не имелось. Отмечено, что административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты гражданских прав, поскольку в первую очередь необходимо провести гидрологическое обследование так называемого «ручья без названия» или «безымянного ручьи» и только после этого при условии выявления и признания его в качестве водного объекта заявлять требования об установлении границ водоохранных зон. По информации, имеющейся в распоряжении органов местного самоуправления, к так называемому «ручью без названия» или «безымянному ручью» имеется свободный доступ. В случае удовлетворения заявленных требований существует угроза нарушения прав, свобод в законных интересов правообладателей земельных участков в районе так называемого «ручья без названия» или «безымянного ручья».

В судебное заседание административный ответчик ФИО20, надлежащим образом извещенная о времени и месте его проведения, не явилась, ее представителем адвокатом Мирзахоняном Э.С. представлены письменные возражения на административное исковое заявление, со ссылкой на ст. 1, 26 ВК РФ, приказ Министерства природных ресурсов РФ от 18.03.2008 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области водных отношений, переданных органами государственной власти субъектов Российской федерации», п. 6 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия РФ по осуществлению мер по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ, утвержденных приказом Минприроды от 29.09.2010 №425, указано, что обязанности по определению местоположения береговой линии, установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в соответствии с действующим законодательством отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. ФИО20 привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика, так как ей на праве собственности принадлежит земельный участок, прилегающий к ручью без названия, протекающему в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области. При приобретении земельного участка в собственность в 2017 году никаких ограничений в пользовании и распоряжении участком не установлено. ФИО20 является ненадлежащим ответчиком, должна быть исключена из числа ответчиков по делу. Кроме того, удовлетворение исковых требований может привести к нарушению прав и законных интересов собственников земельных участков, прилегающих к ручью без названия. Просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

В судебное заседание административный ответчик ФИО13 при надлежащем извещении не явился, свою позицию по делу привел в письменной ходатайстве (т.4 л.д. 78-86), в котором просил прокурору в иске отказать, отметил, что в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении решением по делу №12-386/2018 Калининский районный суд Тверской области отменил постановление, которым он был привлечен к административной ответственности, прекратив производство по делу, поскольку Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области не смогло доказать само существование «ручья безымянного» и его водоохранных зон или береговых защитных полос. По сообщению ЗАО «Калининское», представленным документам и картографическим материалам в дер. Дмитровское никогда не было ручья, согласно выписке из землепользования совхоза «Калининское» за 1977 г. на месте, где сейчас расположена ул. Таймырская и канава в дер. Дмитровское располагалось пастбище. Согласно плану планировки поселка треста «Норильсктрубопроводстрой» в дер. Дмитровское предполагалось строительство, в том числе, водоотводной канавы с прокладкой железобетонных труб, проводилась мелиорация территории, строились водоотводные канавы. Водоотведение на территории поселка «Норильсктрубрпроводстрой» было выполнено не полностью. В дер. Дмитровское на Генплане сельского поселения отображена именно канава (или по-другому канал), данное обстоятельство подтверждает письмо от 05.12.2018 ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» и справка разработчика Генплана ООО «Гео.Групп.Проект». ЗАО «Калининское» указывает, что канава, расположенная между ул. Таймырской и ул. Соловьиной в дер. Дмитровское является водоотводной. На официальном сайте Департамента мелиорации Минсельхоза РФ, имеется технико-эксплуатационная карта мелиоративной системы «Тверская», расположенной в д. Дмитровское, Калининского р-на Тверской области, в паспорте на данную систему: водоприемник не указан, но указан водоисточник - р. Волга. Информация о каком-либо ручье отсутствует. Наличие канавы в дер. Дмитровское подтверждают письма Росздравнадзора, Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Согласно сообщению ЗАО «Калининское» и приложенным к ему картам, безымянный ручей, расположен в совершенно другом месте - между дер. Щербово и дер. Дмитровское. Согласно публичной кадастровой карте, выписок из государственного водного реестра, документов территориального планирования Тверской области и муниципального образования Тверской области «Калининский район», градостроительного зонирования муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, акта обследования территории от 20.04.2018, сообщениям администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, администрации Калининского района, администрации города Твери, сообщений Росводресурсов, ЗАО «Калининское», Правилам землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Калининского р-на Тверской области, Генеральному плану Заволжского сельского поселения Калининского р-на Тверской области и Генеральному плану г. Твери, акту обследования территории от 20.04.2018, сообщениям Росздравнадзора, Россельхознадзора; Роспотребнадзора; Росрыболовства; ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз»; ООО «Гео.Групп.Проект»; Росморречфлота; документам государственного контракта - открытого аукциона в электронной форме , Правилам землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Калининского р-на Тверской области, Генеральному плану Заволжского сельского поселения Калининского р-на Тверской области и Генеральному плану г. Твери, в дер. Дмитровское есть мелиоративная канава. Согласно как современным картографическим материалам, так и историческим материалам, в дер. Дмитровское никогда не имелось какого-либо ручья безымянного.

Административный ответчик ФИО14 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, представила отзыв на административное исковое заявление (т. 6 л.д. 2-3), в котором указала, что согласно выписке из землепользования совхоза «Калининское» за 1977 г. на месте, где сейчас расположена ул. Таймырская и канава, именуемая в деле так называемым «ручьем безымянным» в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области было расположено пастбище. Согласно документам по отводу земельного участка под строительство поселка треста «Норильсктрубопроводстрой» в дер. Дмитровское и землепользованию ЗАО «Калининское» до застройки трестом «Норильсктрубопроводстрой», то есть по состоянию на 1991 год, на территории, где сейчас расположены улицы Таймырская и Соловьиная, а также канава, было расположено пастбище. Согласно плану планировки поселка треста «Норильсктрубопроводстрой» в дер. Дмитровское, предполагалось строительство водоотводной канавы между ул. Таймырской и Соловьиной в дер. Дмитровское с прокладкой железобетонных труб. Участки, принадлежащие ФИО14, с кадастровыми номерами и находятся между канавой, именуемой в деле «ручьем безымянным». ФИО1, жалоба которого послужила основанием обращения прокурора с иском в суд, принимал участие в проектировке вышеуказанного поселка треста и канавы, а также сам принимал участие в строительстве канавы, именуемой в деле «ручьем безымянным». ФИО1 претендовал на получение ее земельных участков себе в собственность, в чем ему было отказано. Своими жалобами ФИО1 добивается возвращения указанных участков в земли неразграниченной государственной собственности. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области ФИО12 просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, полностью поддержала представленные ранее отзыв представителя Правительства Тверской области на административное исковое заявление, дополнения к указанному отзыву, уточненный отзыв на административное исковое заявление, в которых указано, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется. Отсутствие спорных границ ручья безымянного не связано с бездействием Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, субвенция на установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос спорного водного объекта Министерству не выделялась. Прокурор фактически вмешивается в компетенцию исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и Тверской области. В административном исковом заявлении прокурора отсутствует требование о признании незаконным бездействия Министерства, что порождает неопределенность, в рамках какой категории споров рассматриваются исковые требования прокурора. Тверской областной суд, возвращая дело на новое рассмотрение, пришел к выводу о том, что из положений Водного кодекса Российской Федерации и подзаконных нормативных правовых актов в их совокупности следует, что Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет разработку, утверждение и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов, принимает решение о принятии к финансированию (реализации) мероприятий и работ в области водных отношений. При рассмотрении иска прокурора о бездействии Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области суду следовало выяснить вопросы о включении мероприятий по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ручья без названия в перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, в схему комплексного использования и охраны водных объектов, проверить выделение бюджетных средств в виде субвенций на осуществление мер охраны водных объектов и проверить их распределение на цели осуществления природоохранных мероприятий в отношении ручья без названия. Принимая во внимание предмет доказывания по иску прокурора о бездействии государственного органа, возложение на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанности принять меры, направленные на установление границ водоокранной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта - ручья без названия, затрагивает права и обязанности Федерального агентства водных ресурсов, уполномоченного принимать решение о планировании и финансировании данных мероприятий. Отметила, что неправомерное бездействие со стороны Министерства по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации отсутствует. В отзыве приведены положения п. 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 № 629, приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 года № 61 «Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации», п.п. 5, 6, 8, 15, 22, 23 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 29.09.2010 № 425 (далее - Методические указания), указано, что субвенция на установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос спорного водного объекта Министерству не выделялась. Министерство в пределах предоставленных полномочий предприняло все возможные действия, направленные на осуществление переданных полномочий: из общего числа водных объектов, расположенных на территории Тверской области, выделены водные объекты или их части, подверженные наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной или иной деятельности, вызывающему загрязнение, засорение и истощение вод, установлены причины возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов или их частей, разработан перечень мероприятий, целью которых является охрана водных объектов или их частей от загрязнения, засорения и истощения, определены сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования; в Росводресурсах согласованы значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации, обеспечено выполнение планируемых в рамках утвержденных мероприятий работ и достижение целевых прогнозных показателей. Ручей безымянный не вошел в число водных объектов, выделенных Министерством по критериям, установленным в Методических указаниях. Поскольку законодательство определяет приоритет отдельных категорий водных объектов, в отношении которых в первоочередном порядке осуществляются переданные полномочия, бездействие со стороны Министерства по непринятию мер к установлению спорных границ ручья безымянного отсутствует. Установление спорных границ является обязанностью Министерства, исполнение которой в силу закона не может осуществляться без согласования указанными федеральными органами исполнительной власти; зависит поступления субвенции из федерального бюджета, Росводресурсы в пределах возложенных на него полномочий обязано решать вопросы согласования и финансирования установления Министерством границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Ни Водный кодекс Российской Федерации, ни Методические указания, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают обязанности Росводресурсов и его территориальных органов руководствоваться судебным актом, согласовывать Министерству мероприятие по установлению береговой полосы, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос спорного безымянного ручья, а равно выделять субвенции на эти цели. С учетом изложенного, Федеральное агентство водных ресурсов и отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов должны быть привлечены судом в качестве административных ответчиков. В случае удовлетворения административных исковых требований к Министерству, эти же требования подлежат удовлетворению и к Федеральному агентству водных ресурсов и отделу водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов. Прокурор фактически вмешивается в компетенцию исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и Тверской области, поскольку не наделен правом самостоятельно определять приоритет включения конкретных водных объектов в Перечень. Удовлетворение требований прокурора приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в свете пользования иными водными объектами, расположенными в Тверской области.

Административные ответчики ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО5, ФИО20, ФИО7, ФИО21, ФИО22, ФИО9, ФИО23, представители административных ответчиков Федерального агентства водных ресурсов, администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, представители заинтересованных лиц Московско-Окского бассейнового водного управления, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, отдела водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Управления Росприроднадзора по Тверской области, Управления Росреестра по Тверской области, администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Тверского ЦГМС и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», будучи надлежащим образом уведомленными, в судебное заседание не явились. Представители администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» и администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области письменными заявлениями просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судом явка лиц, участвующих в деле, обязательной не признавалась, в связи с чем определено провести судебное заседание в отсутствие неявившихся участников процесса.

Согласно объяснениям свидетеля ФИО2- <данные изъяты>», допрошенного в судебном заседании от 14.05.2019, Управление выполняло функции государственного заказчика по проектированию и строительству объекта мелиорации в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области. К строительству объекта мелиорации приступили в 2001 году, в 2004 году сдали объект в эксплуатацию. По проекту мелиорации водосбросной канал оросительной системы «Дмитровское» должен был сбрасывать лишнюю воду при опорожнении оросительных трубопроводов. По проекту водосбросной канал именовался как В-1. Было спроектировано его впадение в существующий канал, который находится в дер. Дмитровское в районе улиц Таймырской и Соловьиной. Когда они приходили на свой объект мелиорации, всегда переходили через этот ручей или канал. К объекту мелиорации этот объект – ручей или канал никакого отношения не имел, мелиоративный канал впадает в этот ручей или канал. Объект мелиорации расположен на землях сельскохозяйственных угодий ЗАО «Калининское», в границах населенных пунктов мелиорацией не занимаются. Объект мелиорации расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами , и . В приложенной к ответу на запрос суда от 25.02.2019 схеме выделен открытый канал системы мелиорации, который впадает в канал или ручей безымянный, изображены трубопроводы, видно, где расположена р. Волга, указано, на каких земельных участках расположена система мелиорации. Ручей безыменный не имеет отношения к системе мелиорации, в него только сбрасывается вода из открытого канала системы мелиорации. Этот объект не является искусственно созданным ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», находился в деревне до возведения системы мелиорации. На выкопировке из Генплана муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области отображен мелиоративный канал, который именуется как кан. 7.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту, в том числе, прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Принимая во внимание, что право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, а пользователем водных объектов может являться любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора по настоящему административному исковому заявлению, не представляется возможным.

Таким образом, прокурор правомерно обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации в том числе, полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1, 2 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч. 15, 17, 18 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»). В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч. 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

В силу ч. 4.1 ст. 5 ВК РФ порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством РФ. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 2, 3, 5 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 № 377 под определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта). Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях: если местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий; если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта. Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации – при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством РФ.

В соответствии с п. 8, подпунктом «а» п. 12, п.14 данных Правил в результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. При описании местоположения береговой линии (границы водного объекта) подготавливаются перечень координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта), картографическая основа с нанесенной береговой линией (границей водного объекта), пояснительная записка (паспорт работ по описанию местоположения береговой линии), содержащая в том числе сведения о заказчике работ, использованных исходных данных и методах выполнения работ. Описание местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные п.п. «а» п. 5 настоящих Правил, направляют в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр: результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) - в месячный срок со дня завершения таких работ; результаты работ по уточнению местоположения береговой линии (границы водного объекта) - в месячный срок со дня их поступления в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в государственный кадастр недвижимости.

Согласно п. 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации – при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством РФ.

В целях установления границ органы государственной власти, указанные в п. 3 настоящих Правил, обеспечивают определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 ВК РФ; описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков (п. 4 Правил).

Согласно п. 5, 5.1 Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра». Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с п. 6 Правил органы государственной власти, указанные в п. 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 № 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 Методических указаний осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерацией по осуществлению мер по охране водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями к охране водных объектов, установленными Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регулирующими водные отношения.

В соответствии с п. 4 Методических указаний передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, предоставляемого бюджету субъекта Российской Федерации в виде субвенций.

Перечень задач, подлежащих разрешению для реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей органам государственной власти субъектов Российской Федерации, приведен в п. 5 Методических указаний.

Таким образом, установление границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области является необходимым условием для осуществления любых мероприятий, связанных в том числе, с его охраной.

Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, согласно которому Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере водных отношений, за исключением полномочий (функций) по организации и проведению аукционов по приобретению права на заключение договора водопользования.

В соответствии с п. 13 Положения в сфере водных отношений Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области принимает участие в организации и осуществлении в соответствии с законодательством Российской Федерации государственного мониторинга водных объектов; осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тверской области; меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Тверской области; разработку и реализацию программ Тверской области по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории Тверской области.

Следовательно, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области является уполномоченным органом для осуществления мероприятий по подготовке и направлению сведений о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, для проведения работ по установлению местоположения береговой линии водный объектов.

Как следует из имеющейся в деле гидрологической характеристики ручья без названия, протекающего на южной окраине деревни Дмитровское Калининского района Тверской области от 31.05.2019 № 09/08-414/12, представленной Тверским ЦГМС - филиалом ФГБУ «Центральное УГМС» на южной окраине д. Дмитровское имеется водный объект – ручей без названия.

Согласно сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от 20.09.2018 границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта ручей без названия, расположенного в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области в Едином государственном реестре недвижимости не установлены.

Из сообщений Федерального агентства водных ресурсов от 17.10.2018, 11.03.2019, 21.08.2019 следует, что сведения в отношении водного объекта ручей без названия, расположенного в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в государственном водном реестре не содержатся. Государственный мониторинг названного ручья не ведется. Мероприятие по установлению береговой линии, границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы ручья без названия в Схеме комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Волга не предусмотрено. В соответствии со ст. 26 ВК РФ осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации. Таким образом, полномочия по проведению работ на территории Тверской области осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области. Формирование перечней мероприятий, финансируемых за счет субвенций, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно. График установления береговых линий, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов Тверской области формируется и утверждается субъектом Российской Федерации самостоятельно. Формирование перечней мероприятий, финансируемых за счет субвенций, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно. В соответствии с переданными полномочиями в области водных отношений ежегодно Росводресурсами согласуется представленный Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджеты бюджету Тверской области на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений. В рамках формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, на период 2020 года и плановый период 2021-2022 г.г. бюджетная заявка и обосновывающие материалы по установлению береговой линии и прибрежной защитной полосы ручья без названия в Росводресурсы не поступало. Отсутствие в государственном водном реестре сведений об указанном ручье без названия не является основанием для неприменения в отношении указанного водного объекта норм водного законодательства, в частности, полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов.

С учетом изложенного, в судебном заседании установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области не представлены сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта - ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; не проведены и не планируются работы по установлению местоположения береговой линии водного объекта.

При этом, как установлено судом, ручей без названия расположен в районе жилой застройки деревни Дмитровское и подвергается активному антропогенному воздействию, что подтверждается имеющимся в материалах дела актом мероприятий по контролю Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 15.06.2018.

Вместе с тем, Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области не было представлено доказательств по осуществлению мероприятий, направленных на исполнение указанных выше обязанностей, оценке антропогенного воздействия хозяйственной или иной деятельности на водный объект. Административным ответчиком - Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области не оспаривались факты невнесения до настоящего момента в Росводресурсы сведений о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта, а также непроведение работ по установлению местоположения береговой линии ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области.

Отсутствие указания на ручей без названия, протекающий в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в Схеме комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Волга и соответствующего финансирования не свидетельствует о необоснованности требований прокурора.

Обязательным условием осуществления Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение их в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия. Доказательств принятия мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области, включению их в указанный перечень и поступления на их финансирование денежных средств из федерального бюджета Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области не представлено, что, по мнению суда, свидетельствует о бездействии данного административного ответчика по исполнению полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Обязанность по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий не находится в зависимости от размера бюджетного финансирования и субъективного усмотрения Министерства на выполнение охранных мероприятий в отношении одних или других водных объектов. Объективных причин, препятствующих осуществить мероприятия по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос названного ручья не усматривается.

Выявленное в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции РФ, ст. 6 ВК РФ права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос и, как следствие, загрязнение (засорение) водного объекта.

С доводами представителя Правительства Тверской области, о том, что решением суда на Министерство могут быть возложены обязанности, которые не относятся к полномочиям данного органа, предметом спора являются общие права и обязанности нескольких административных ответчиков, а прокурор вмешивается в компетенцию исполнительных органов соответствующих уровней, суд согласиться не может, так как они не соответствуют положениям подпункта «а» п. 3, п. 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17, подпункта «а» п. 5 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 №377.

Обсуждая доводы представителей административных ответчиков ЗАО «Калининское», администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, административных ответчиков ФИО14, ФИО13, ФИО4, представителя административного ответчика ФИО7 – ФИО8, сводящиеся к отсутствию доказательств существования указанного в административном исковом заявлении водного объекта, суд приходит к следующему.

В силу подпункта «в» п. 12 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 №253 сведения о поверхностных водных объектах и особенностях их водного режима для внесения в государственный водный реестр предоставляются Федеральной службой гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

В соответствии с п. 4, 5.4.1 Положения о федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372 Росгидромет осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, в пределах своей компетенции осуществляет государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Следовательно, Федеральная служба гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды является федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относится выявление водных объектов, признание их таковыми, а также мониторинг указанных объектов в силу ст. 30 ВК РФ, п. 8 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства от 10.04.2007 № 219.

Из гидрологической характеристики ручья без названия, протекающего на южной окраине деревни Дмитровское Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области от 31.05.2019, выполненной Тверским ЦГМС – филиалом ФГБУ «Центральное УГМС» следует, что гидрографическая сеть на южной окраине д. Дмитровское представлена ручьем без названия и мелиоративной канавой, впадающей в ручей с правого берега на расстоянии 0,43 км от устья. Данный водный объект берет начало на южной окраине дер. Дмитровское, в районе расположения участка с кадастровым номером и впадает с левого берега в р. Волга (водохранилище Иваньковское). В гидрологической характеристике ручья приведены координаты истока и устья, общее направление течения ручья, общая длина ручья (1,7 км), площадь водосбора (2,08 км?), приведены морфометрические характеристики ручья без названия.

Как следует из указанного документа, 23.04.2019 обследование ручья проведено сотрудниками отдела гидрологического обеспечения и наблюдений Тверского ЦГМС с целью составления его гидрологической характеристики для последующего включения водотока в государственный водный реестр.

С учетом приведенных выше правовых норм суд принимает в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу сведения о водном объекте, содержащиеся в указанной гидрологической характеристике.

Согласно сообщению Тверского филиала ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» от 25.02.2019 № 01-46 объект мелиорации «Дмитровское» мелиоративной системы «Тверская» расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , , , объекты мелиорации «Дмитровское» (мелиоративные каналы) в д. Дмитровское Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области между земельными участками и не располагаются.

Из показаний допрошенного в качестве свидетеля <данные изъяты>ФИО2 следует, что объект мелиорации расположен на землях сельскохозяйственных угодий ЗАО «Калининское», в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , и . К объекту мелиорации ручей или канал, расположенный в дер. Дмитровское в районе улиц Таймырской и Соловьиной не имеет, мелиоративный канал впадает в этот ручей или канал.

Оснований не доверять показаниям свидетеля, равно как и считать их не отвечающими признакам относимости и допустимости, у суда не имеется.

Из выкопировки из публичной кадастровой карты, приложенной к справке от 11.06.2019, составленной по результатам осмотра водного объекта – ручья без названия, протекающего в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области, проведенного Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием специалиста Межмуниципального отдела по Калининскому, Рамешковскому районам Управления Росреестра по Тверской области 07.06.2019, следует, что в районе земельных участков с кадастровыми номерами , , и данный водный объект не располагается. Соответствующим значком на выкопировке из публичной кадастровой карты отмечен земельный участок с кадастровым номером , в районе которого, согласно вышеуказанной гидрологической характеристике, ручей без названия берет свое начало. Согласно выкопировке из публичной кадастровой карты, справке от 11.06.2019 водный объект располагается в пределах земельных участков с кадастровыми номерами , , , принадлежащих ЗАО «Калининское», земельных участков с кадастровыми номерами , , относящихся к землям населенных пунктов, сведения о зарегистрированных правах на которые отсутствуют. Кроме того, водный объект граничит с земельными участками с кадастровыми номерами , , , , , , , , , , , , , .

Таким образом, в судебном заседании установлено, что водный объект отношения к мелиоративное системе «Дмитровское» не имеет, мелиоративным каналом не является.

По мнению суда, представленные административным ответчиком ФИО13 картографические материалы XVI-XX в.в., свидетельствующие, по его мнению, об отсутствии в деревне Дмитровское водного объекта, не могут быть признаны допустимыми доказательствами, поскольку не представляется возможным определить источники, из которых были получены указанные материалы и установить их достоверность.

Ручей безымянный, как водоток, протекающий вдоль южной границы дер. Дмитровское Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области в направлении с запада на восток и впадающий в р. Волга (Иваньковское водохранилище) с левого берега, обозначен на общедоступной топографической карте М 1:100 000 («Атлас Тверской области», стр. 157), что подтверждается сообщением Тверского ЦГМС – филиала ФГБУ «Центральное УГМС» от 07.02.2018.

Представленные административным ответчиком ФИО13 документы, в том числе документы государственных органов и органов местного самоуправления не могут быть признаны допустимыми и достоверными доказательствами, свидетельствующими об отсутствии в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области ручья безымянного, поскольку исходят от органов, которые не уполномочены устанавливать факт наличия или отсутствия водного объекта. Как, указывалось выше, невнесение сведений о ручье без названия в государственный водный реестр не свидетельствует об отсутствии данного водного объекта.

Ссылку административного ответчика ФИО13 на положения Устава Калининского района Тверской области Российской Федерации от 18.09.1996 нельзя признать обоснованной, поскольку данный документ признан утратившим силу Уставом муниципального образования Тверской области «Калининский район» от 26.05.2005. Приведенное административным ответчиком описание границ города Твери не противоречит установленным по делу фактическим обстоятельствам, поскольку как следует из вышеуказанной гидрологической характеристики ручья без названия, на южной окраине деревни Дмитровское имеется как ручей без названия, так и мелиоративная канава.

Таким образом, с учетом приведенных выше доказательств, суд приходит к выводу, что ручей без названия, протекающий в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области является водным объектом, поскольку отвечает требованиям ст. 1 ВК РФ, представляет собой сосредоточение вод, имеет характерные формы и признаки водного режима, данный объект выявлен и признан водным объектом уполномоченным органом.

Вопреки возражениям представителя Федерального агентства водных ресурсов, требования об обязании ФИО24 внести в государственный водный реестр сведения о границе водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта административным истцом не заявлены.

Требования административного истца к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанности по предоставлению сведений о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, о возложении обязанности по направлению результатов работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр основаны на положениях подпункта «а» п. 5 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 № 377, подпункта «а» п. 12 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 № 377.

Законодательство не ставит выполнение возложенных на административного ответчика - Министерство природный ресурсов и экологии Тверской области обязанностей в зависимость от регистрации такого объекта в государственном водном реестре, целью которого, согласно ч. 3 ст. 31 ВК РФ, является информационное обеспечение вопросов, связанных с использованием и охраной водных объектов. Отсутствие в государственном водном реестре сведений о ручье без названия не является основанием для неприменения в отношении указанного водного объекта норм водного законодательства, в частности, полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов.

С доводами о неверном избрании прокурором вида судопроизводства суд согласиться не может, поскольку фактически прокурором в административном исковом заявлении ставится вопрос о неисполнении административным ответчиком возложенных на него функций, то есть определенном бездействии.

Исходя из существа заявленных административных исковых требований, принимая во внимание, что в силу ст. 26 ВК РФ, п.п. 3, 4, 5, 5.1, 6 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17, подпункта «а» п. 5, 12 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 № 377, п. 13 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп, полномочия по осуществлению мероприятий по подготовке и направлению сведений о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, по проведению работ по установлению местоположения береговой линии водных объектов, по обеспечению размещения в пределах Тверской области специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов относятся к исключительной компетенции административного ответчика – Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, данное юридическое лицо является надлежащим ответчиком по делу.

При таких обстоятельствах требования административного искового заявления, заявленные к административному ответчику – Министерству природный ресурсов и экологии Тверской области подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, суд считает необходимым возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанности по подготовке сведений о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта, а также проведению работ по установлению местоположения береговой линии водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области; предоставлению сведений о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области, в том числе, картографических материалов в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; направлению результатов работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр; обеспечению размещения в пределах Тверской области специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения названного водного объекта дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Принимая во внимание положения ч. 2 ст. 178 КАС РФ суд считает необходимым установить срок исполнения возложенных обязанностей в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Доказательств того, что исполнение судебного решения требует более длительных временных затрат, чем указано прокурором, в материалах дела не имеется. Кроме того, в случае невозможности исполнить решение в установленный судом срок, административный ответчик вправе обратиться в порядке ст. 189 КАС РФ для рассмотрения вопроса об отсрочке или рассрочке исполнение решения суда, изменении способа и порядка его исполнения.

В удовлетворении требований административного искового заявления к Федеральному агентству водных ресурсов, администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, ЗАО «Калининское», ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО5, ФИО20, ФИО7, ФИО21, ФИО4, ФИО22, ФИО9, ФИО23 о возложении обязанности по подготовке и предоставлению сведений о границе водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, направлению результатов работ по установлению местоположения береговой линии и размещению специальных информационных знаков в отношении ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области следует отказать.

При решении вопроса о своевременности обращения суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд, предусмотренный положениями ст. 219 КАС РФ, не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Требования административного искового заявления заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области удовлетворить.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанности по:

подготовке сведений о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта, а также проведению работ по установлению местоположения береговой линии водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области;

предоставлению сведений о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области, в том числе, картографических материалов в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр;

направлению результатов работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр;

обеспечению размещения в пределах Тверской области специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения названного водного объекта дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Установить административному ответчику Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области срок исполнения решения суда – двенадцать месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований административного искового заявления заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора к Федеральному агентству водных ресурсов, муниципальному образованию «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области в лице администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, закрытому акционерному обществу «Калининское», ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО5, ФИО20, ФИО7, ФИО21, ФИО4, ФИО22, ФИО9, ФИО23 о возложении обязанности по подготовке и предоставлению сведений о границе водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, направлению результатов работ по установлению местоположения береговой линии и размещению специальных информационных знаков в отношении ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Дёмина

В окончательной форме решение принято 01.09.2019