ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-567/2016 от 25.05.2016 Карачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело а-567/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2016 года г. Карачаевск, КЧР

Судья Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Тоторкулов Т.А. рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Карачаевского района в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к Совету <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района о признании бездействия Совета <данные изъяты> сельского поселения выразившееся в не принятии муниципального правового акта, регулирующего порядок и условия приватизации муниципального имущества и обязании совета поселения разработать и утвердить муниципальный правовой акт, регулирующий порядок и условия приватизации муниципального имущества в очередном заседании совета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Карачаевского района КЧР обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации к Совету <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района о признании бездействия Совета <данные изъяты> сельского поселения выразившееся в не принятии муниципального правового акта, регулирующего порядок и условия приватизации муниципального имущества и обязании совета поселения разработать и утвердить муниципальный правовой акт, регулирующий порядок и условия приватизации муниципального имущества в очередном заседании совета, мотивируя тем, что прокуратурой Карачаевского района в апреле 2016 года по заданию прокуратуры республики проведана проверка исполнения органами местного самоуправления Карачаевского муниципального района законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества, в ходе которой установлено следующее. В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления принятыми в соответствии с федеральными законами. На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - ФЗ № 178) покупателями муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов. Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ № 178 органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества. Пунктом 5 ч. 10 ст. 35 ФЗ № 131 определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности отнесено к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

Вместе с тем установлено, что вопреки требованиям названных норм закона орган местного самоуправления от предоставленных ей полномочий фактически отстранилась, разработку и утверждение муниципального правового акта, регулирующего порядок и условия приватизации муниципального имущества не выполнил.

Отсутствие названного нормативного правового акта создает пробел при осуществлении процедуры приватизации муниципального имущества, что в свою очередь способствует повышению риска совершения коррупционных правонарушений в форме незаконного отчуждения муниципального имущества, а также может привести к нарушениям прав покупателей, в том числе путем установления необоснованных административных барьеров. Следует отметить, что в соответствии с п. 14 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения. В этой связи, неисполнение советом поселения, предоставленных ей законом полномочий по разработки и утверждению муниципального правового акта, регулирующего порядок и условия приватизации муниципального имущества, расцениваются прокуратурой района как нарушение законодательства о противодействии коррупции. В целях выправления сложившейся ситуации необходимо незамедлительно разработать и принять комплекс мер, направленных на безусловное исполнение законодательства в проверяемой сфере. Статьями 4, 15 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и федеральные Законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию и РФ и законы.

От представителя административного истца – помощника прокурора Карачаевского района Хубиева С.А. поступило ходатайство о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного производства, представитель административного ответчика в своем заявлении административные требования признал, против рассмотрения административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства не возражает и дело рассмотрено судом в порядке упрощённого (письменного) производства.

Рассмотрев административное исковое заявление, исследовав представленные административным истцом письменные доказательства, приложенные к административному исковому заявлению, суд пришёл к выводу о необходимости удовлетворения административного иска.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления принятыми в соответствии с федеральными законами.

На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - ФЗ № 178) покупателями муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.

Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ № 178 органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества. Пунктом 5 ч. 10 ст. 35 ФЗ № 131 определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности отнесено к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

Прокуратурой Карачаевского района в апреле 2016 года по заданию прокуратуры республики проведана проверка исполнения органами местного самоуправления Карачаевского муниципального района законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества.

Проведенной проверкой установлено, что вопреки требованиям названных норм закона орган местного самоуправления от предоставленных ей полномочий фактически отстранилась, разработку и утверждение муниципального правового акта, регулирующего порядок и условия приватизации муниципального имущества не выполнил.

Отсутствие названного нормативного правового акта создает пробел при осуществлении процедуры приватизации муниципального имущества, что в свою очередь способствует повышению риска совершения коррупционных правонарушений в форме незаконного отчуждения муниципального имущества, а также может привести к нарушениям прав покупателей, в том числе путем установления необоснованных административных барьеров.

Согласно п. 14 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

В этой связи, неисполнение Советом поселения, предоставленных ей законом полномочий по разработки и утверждению муниципального правового акта, регулирующего порядок и условия приватизации муниципального имущества, расцениваются прокуратурой района как нарушение законодательства о противодействии коррупции.

В целях выправления сложившейся ситуации необходимо незамедлительно разработать и принять комплекс мер, направленных на безусловное исполнение законодательства в проверяемой сфере.

Статьями 4, 15 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и федеральные Законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию и РФ и законы.

В силу ст. ст. 39, 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 291-294 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Карачаевского района в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к Совету <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района о признании бездействия Совета <данные изъяты> сельского поселения выразившееся в не принятии муниципального правового акта, регулирующего порядок и условия приватизации муниципального имущества и обязании совета поселения разработать и утвердить муниципальный правовой акт, регулирующий порядок и условия приватизации муниципального имущества в очередном заседании совета, удовлетворить

Признать бездействие Совета <данные изъяты> сельского поселения выразившееся в не принятии муниципального правового акта, регулирующего порядок и условия приватизации муниципального имущества.

Обязать Совет поселения разработать и утвердить муниципальный правовой акт, регулирующий порядок и условия приватизации муниципального имущества в очередном заседании совета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Карачаевский районный суд в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Т.А. Тоторкулов