№ 2а-567/2017РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2017 г. г. Назарово
Назаровский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи: Хобовец Ю.А.
с участием помощника Назаровского межрайонного прокурора: Жуковой Ю.А.
административного истца: ФИО1
при секретаре: Титовой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным п. 4 приложения № 2 к Решению Назаровского городского Совета депутатов от 28 ноября 2012 г. № 7-57, признании незаконными действий Администрации г. Назарово, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Назарово Красноярского края о признании незаконным п. 4 Решения Назаровского городского Совета депутатов от 28 ноября 2012 г. № 7-57, признании незаконными действий Администрации г. Назарово в части применения коэффициента К1, равного значению 0,01047 при расчете размера арендной платы за землю в г. Назарово, взыскании в его пользу расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Заявленные требования обосновывает тем, что является собственником объекта незавершённого строительства, расположенного по адресу: <адрес> Задолженности по оплате аренды земельного участка не имеет. 21 декабря 2016 г. Администрацией г. Назарово было подано исковое заявление в суд о взыскании с него задолженности по договору аренды данного земельного участка за период с 01 января 2013 г. по 13 декабря 2016 г. в сумме 12898 рублей 12 копеек, пени за указанный период со ссылкой на имеющийся между ними договор аренды на вышеуказанный земельный участок. В июне 2016 г. он обратился с письменным заявлением в администрацию города с просьбой предоставить ему экономически обоснованный расчёт арендной платы на земельный участок, в чём ему было отказано. Основанием для обращения послужили те обстоятельства, что администрация города ранее многократно взыскивала с арендаторов земельных участков, в том числе и с него, незаконные платежи в виде необоснованных коэффициентов, которые впоследствии были признаны незаконными и экономически необоснованными. Федеральная Антимонопольная служба 26 мая 2014 г. вынесла решение и выдала предписание администрации г. Назарово о том, что арендная плата за земельные участки в г. Назарово является экономически необоснованной, потребовала устранить недостатки, привести расчёты в соответствие с требованиями закона. Комиссией Красноярского УФАС России 26 мая 2014 г. вынесено решение по делу № 429-15-13, возбужденному в отношении Назаровского городского Совета депутатов по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому Назаровский городской Совет депутатов Красноярского края признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части установления в Решении от 28.11.2012 № 7-57 «Об утверждении положения об арендной плате за землю в г. Назарово и определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (приложении № 2), не обоснованных значений коэффициентов К1, что привело к существенному возрастанию арендной платы за землю для субъектов предпринимательской деятельности при неизменности кадастровой стоимости земли, что влечет (может повлечь) ограничение, устранение или недопущение конкуренции на отдельных товарных рынках.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.11.2014 по делу №33-17330/2014 в удовлетворении требований Назаровского городского Совета депутатов о признании незаконным и необоснованным предписания и решения Управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26.05.2014 по делу № 429-15-13 отказано.
Кроме того, решением Арбитражного краевого суда Администрации г. Назарово было отказано в удовлетворении исковых требований администрации г. Назарово к ФИО2 (решение от 9 сентября 2016 г. по делу № АЗЗ-18236/2015), поскольку решение Назаровского городского совета депутатов Красноярского края от 28.11.2012 №7-57 на основании апелляционного определения Красноярского краевого суда от 07.07.2014 по делу 33-5788/2014 А-59 признано противоречащим федеральному законодательству, применение коэффициента К1 равного 0,05131 является недопустимым с 07.07.2014 г., следовательно, применение вышеуказанного нормативного акта в части п. 11 Приложения №2 к данному решению с 07.07.2014 является недопустимым.
Согласно решению Назаровского городского суда № 2-1029/2016 от 29 сентября 2016 г. по иску ФИО3, ФИО1 к Администрации г. Назарово, коэффициенты, применяемые администрацией г. Назарово при расчётах арендной платы за землю, так же были признаны необоснованными.
Кроме того, ранее по его иску к администрации г. Назарово Назаровским городским судом было признано незаконным применение администрацией г. Назарово коэффициента дефлятора К 3 (дело №2-1664/2013).
Таким образом, из данных решений, вступивших в законную силу, видно, что администрация г. Назарово систематически и незаконно применяет необоснованные коэффициенты для расчёта арендной платы за земельные участки. В связи с чем, он потребовал у администрации экономически обоснованный расчёт по арендной плате, в чём ему также было отказано.
Считает, что коэффициент К1, указанный в пункте 4 решения Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.11.2012 №7-57, также является экономически необоснованным. Подтверждением этому является тот факт, что данный коэффициент, ранее принимавшийся как К1 равный 0,01047, в настоящее время приведён к значению 0,006, что практически в два раза ниже предыдущего. В настоящее время данный коэффициент в размере 0,006 никем не оспорен, следовательно, именно данный коэффициент пока может считаться экономически обоснованным и подлежащим применению при расчёте арендной платы за землю в г. Назарово.
Определением Назаровского городского суда Красноярского края от 06 апреля 2017 г. к участию в деле по инициативе суда был привлечен в качестве административного соответчика Назаровский городской Совет депутатов Красноярского края.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно уточнил, что просит признать незаконным п. 4 приложения № 2 к Решению Назаровского городского Совета депутатов от 28 ноября 2012 г. № 7-57 в части установления коэффициента К1 в размере 0,01047 с момента его принятия, арендная плата за землю им оплачена в полном объеме до обращения Администрации г. Назарово в мировой в суд о ее взыскании, вместе с тем, пеню, о взыскании которой заявлено, начисляют на рассчитанную арендную плату с учетом оспариваемого им коэффициента. Полагает, что для начисления арендной платы применению подлежит коэффициент К1 в размере 0,006.
Представитель административного ответчика Администрации г. Назарово Красноярского края и административного соответчика Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края ФИО4 в судебном заседании поддержала возражения на административное исковое заявление и дополнения к ним, из которых следует, что заявленные требования ФИО1 являются необоснованными, а оспариваемые положения решения соответствуют действующему законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ. Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, в частности, установлен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В соответствии со статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора. Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков производится по формуле: А = Кс х Kl x K2. Коэффициенты Kl, K2 и КЗ определяются решениями органов местного управления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности, порядок расчета которой утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п «Об утверждении Порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов Kl, K2 и КЗ, используемых для определения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка, расчет экономической обоснованности коэффициентов Kl, K2 и КЗ, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Согласно пункту 3 Порядка расчет экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и КЗ осуществляется при подготовке проекта решения об утверждении (изменении) коэффициентов Kl, K2 и КЗ его разработчиком до внесения в представительный орган городского округа (муниципального района) края проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). Расчет экономической обоснованности коэффициентов Kl, K2 и КЗ осуществляется в отношении арендаторов, на финансово-экономическое положение которых повлияет предусмотренное в проекте решения утверждение (изменение) указанных коэффициентов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Порядка для расчета экономической обоснованности коэффициентов Kl, K2 и КЗ разработчику проекта решения необходимо для расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2 провести анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа муниципального района края, а также провести анализ категорий арендаторов земельных участков.
Для определения размера платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, ООО «РосЗемБизнесКонсалтинг» в соответствии с Постановлением № 121-п был проведен расчет экономической обоснованности коэффициентов Kl, K2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории г. Назарово, кроме того, были произведены расчеты, которые показывают доходность земельных участков, а также проведен многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, подтверждающий проведение расчета величины базовой ставки.
Считают, что коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка (К1) и коэффициент, учитывающий категорию арендатора (К2), используемые при расчете арендной платы для административного истца установлен в соответствии с Постановлениями № 582, № 121-п.
Из дополнений административного ответчика от 03 апреля 2017 г. к ранее поданным возражениям на административное исковое заявление следует, что решение от 28 ноября 2012 г. № 7-57 принято Назаровским городским Советом депутатов Красноярского края в пределах его компетенции. Кроме того, пунктом 5 решения Назаровского городского Совета депутатов от 15 июня 2015 г. № 31-334, признано утратившим силу решение Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края № 7-57 от 28.11.2012 «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Назарово и определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Ссылаются на то, что исходя из положений статей 208, 213 и 214 Кодекса административного судопроизводства РФ предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на дату его оспаривания является действующим и нарушает права и свободы, законные интересы лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом. Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.
Согласно поступивших пояснений административного ответчика от 12 апреля 2017 г., оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу (статьи 18, 25 Устава, Регламент Назаровского городского Совета депутатов).
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика и соответчика, заключение помощника Назаровского межрайонного прокурора Жуковой Ю.А., полагавшей заявленные административные требования в части признания незаконным п. 4 приложения № 2 к Решению Назаровского городского Совета депутатов от 28 ноября 2012 г. № 7-57, подлежащими удовлетворению, в части признания незаконными действий Администрации г. Назарово необоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Согласно п. 1 Правил, они определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст. 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора.
Частью 5 вышеуказанной статьи установлено, что расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, за исключением случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи, производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где:
А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);
Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
Согласно части 6 статьи 12 Закона коэффициенты К1, К2 и К3 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности. В случае если решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов размер коэффициента К3 не определен, такой размер признается равным единице.
Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3 утверждается Правительством края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 N 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 1 Порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3, расчет экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
В пункте 2 указанного Постановления указаны принципы, исходя из которых органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края утверждают коэффициенты К1, К2 и К3.
Пунктом 3 Постановления предусмотрено, что расчет экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3 осуществляется при подготовке проекта решения об утверждении (изменении) коэффициентов К1, К2 и К3 его разработчиком до внесения в представительный орган городского округа (муниципального района) края проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
При этом в пункте 4 указано, что для расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3 разработчику проекта решения необходимо:
1) для расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2:
провести анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края;
провести анализ категорий арендаторов земельных участков;
В судебном заседании установлено, что решением Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.11.2012 N 7-57 утверждено Положение об арендной плате за землю в городе Назарово (Приложение N 1), а также утверждены значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), применяемого при определении арендной платы (Приложение N 2) и значения коэффициента, учитывающего категорию арендатора (К2), применяемого при определении арендной платы (Приложение N 3).
Данное решение вступило в законную силу с 06 декабря 2012 г., то есть на следующий день после официального опубликования в газете «Точное время» (пункт 5 Решения).
При этом, значения коэффициентов К1 и К2 установлены на основании расчета и экономического обоснования К1 и К2 для взимания арендной платы по видам использования земель МО г. Назарово Красноярского края от 16.10.2012, подготовленного ООО «РосЗемБизнесКонсалтинг» по заказу администрации г. Назарово.
Согласно п. 4 Приложения № 2 к решению Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 ноября 2012 г. № 7-57 значение коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), применяемого при определении арендной платы для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства определено в размере 0,01047.
Проанализировав Устав города Назарово Красноярского края, Регламент Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края, выписку из протокола от 28.11.2012 г., суд приходит к выводу, что нормативно-правовой акт, отдельные положения которого оспорены, принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований к форме и виду акта, процедуры его принятия и введения в действие.
Решением Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края № 31-334 от 15 июня 2015 г., вступившим в законную силу с 24 июня 2015 г., то есть со дня его официального опубликования в газете «Советское Причулымье» (п. 6), признано утратившим силу Решение Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.11.2012 N 7-57, утверждено Положение об арендной плате за землю в городе Назарово (Приложение N 1), а также утверждены значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), применяемого при определении арендной платы (Приложение N 2) и значения коэффициента, учитывающего категорию арендатора (К2), применяемого при определении арендной платы (Приложение N 3). Значение коэффициента К1 для малоэтажной жилой застройки установлено 0,006.
Решением Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края № 36-369 от 30 марта 2016., вступившим в законную силу с 20 апреля 2016 г., то есть со дня его официального опубликования в газете «Советское Причулымье» (п. 6), признано утратившим силу Решение Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 15 июня 2015 г. № 31-334, утверждено Положение об арендной плате за землю в городе Назарово (Приложение N 1), а также утверждены значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), применяемого при определении арендной платы (Приложение N 2) и значения коэффициента, учитывающего категорию арендатора (К2), применяемого при определении арендной платы (Приложение N 3). Значение коэффициента К1 для малоэтажной многоквартирной жилой застройки установлено 0,006.
На основании Постановления совета администрации города Назарово от 20 марта 2007 года № 399-п ФИО5 был предоставлен в аренду земельный участок категории земель - земли населенных пунктов по <адрес> с кадастровым номером № площадью 1128 кв.м под строительство жилого дома. Срок аренды земельного участка установлен с 20 марта 2007 г. по 19 марта 2017 г., что подтверждается договором аренды от 02 мая 2007 г.
01 июля 2011 г. между ФИО5 (арендатором) и ФИО1 (новым арендатором) заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, из п. 1 которого следует, что арендатор передает, а новый арендатор принимает все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка № 4536 от 02 мая 2007 г. в отношении земельного участка площадью 1128 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для строительства жилого дома. Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
27 мая 2016 г. ФИО1 обратился к Главе города Назарово и Главе администрации г. Назарово с заявлением о предоставлении экономически обоснованного расчета арендной платы за землю в г. Назарово, просил направить соответствующие квитанции. 24 июня 2016 г. Администрацией города Назарово дан ответ, из которого следует, что направлены для согласования расчеты арендной платы по договору аренды.
Определением мирового судьи судебного участка № 154 в г. Назарово и Назаровском районе от 01 марта 2017 г. производство по гражданскому делу по иску Администрации города Назарово Красноярского края к ФИО1 о взыскании задолженности по арендной плате за вышеуказанный земельный участок приостановлено до рассмотрения Назаровским городским судом гражданского дела по иску ФИО1 к Администрации города Назарово о признании незаконным решения Назаровского городского Совета депутатов. Из данного определения следует, что первоначально были предъявлены исковые требования к ФИО1 о взыскании долга по арендной плате за период с 01.01.2013 по 31.12.2016 в сумме 12989 рублей 12 копеек и пени за период с 11.01.2013 по 15.12.2016 в сумме 10811 рублей 14 копеек, впоследствии исковые требования были уточнены, поскольку 16 декабря 2016 г. ответчик произвел оплату за аренду земли в сумме 12898 рублей 12 копеек, в связи с чем, просят взыскать с ФИО1 пени за период с 11.01.2013 по 31.12.2016 в размере 10811 рублей 14 копеек, что также подтверждается копией искового заявления, заявления об уточнении исковых требований.
Из представленных расчета исковых требований и пояснений к расчету видно, что за период с 01.01.2013 по 23.06.2015 г. расчет арендной платы произведен с учетом применения коэффициента К1 равного 0,01047, с 24.06.2015 по 31.12.2016 исходя из коэффициента К1 равного 0,006, что также подтверждается расчетами арендной платы за 2013, 2014, 2015, 2016 годы, соответственно расчет пени производится исходя из начисленных сумм арендной платы.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что в настоящее время оспариваемым в части нормативным правовым актом нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца ФИО1, поскольку исковое заявление поступило в мировой суд 22 декабря 2016 г. с расчетом исковых требований, основанным на оспариваемом нормативно-правовом акте, то есть в настоящем судебном заседании установлено применение Решения Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.11.2012 N 7-57 к административному истцу в период рассмотрения данного дела, в связи с чем, доводы административного ответчика о прекращении производства по данному административному делу не основаны на п. 11 ст. 213 КАС РФ и установленных по административному делу обстоятельств.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 ноября 2014 г. по делу № А33-17330/2014 в удовлетворении требований Назаровского городского Совета депутатов о признании незаконным и необоснованным предписания и решения Управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26.05.2014 по делу № 429-15-13 отказано. Исходя из проведенной экономической экспертизы и пояснений оценщика в судебном заседании, суд критически оценил представленный в материалы дела Расчет и экономическое обоснование К1и К2 для взимания арендной платы по видам использования земель МО г. Назарово Красноярского края от 16.10.2012, подготовленного ООО «РосЗемБизнесКонсалтинг» по заказу администрации г. Назарово.
Из представленного Арбитражным судом Красноярского края в материалы дела по запросу суда экспертного заключения от 23 декабря 2013 г. по отчету «Расчет и экономическое обоснование К1 и К2 для взимания арендной платы по видам использования земель МО г. Назарово Красноярского края» от 16 октября 2012 г. следует, что анализ полученных значений коэффициента К1 показал многократный рост для большинства категорий земельных ресурсов. Минимальное значение роста 2,5 раза, максимальное - 31,7 раза. Абсолютное значение коэффициента К1 в разы превышает ставку земельного налога. В результате арендаторы земельных участков оказались в заведомо невыгодных экономических условиях по отношению к обладателям прав собственности. Рассчитанные значения К1 в абсолютном выражении и темпы роста К1 противоречат принципу предсказуемости расчета арендной платы за земельные участки, установленного в Порядке расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 № 121-п «Об утверждении порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов Kl, K2 и КЗ, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Абсолютный масштаб прироста коэффициента К1 к расчету арендной платы за пользование земельными участками в 3-е превосходит прирост значение коэффициента-дефлятора к ЕНВД и в 2-е прогнозируемый уровень инфляции на 2013 год по итогу 2012 года со стороны Министерства экономического развития Российской Федерации.
Подтвердить или опровергнуть корректность расчетов экономической обоснованности коэффициента К1, представленных в отчете, на текущий период времени не представляется возможным в виду отсутствия достоверных данных о рынке недвижимости МО город Назарово за прошедший период.
Учитывая, что в силу ч.ч. 8,9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, что было разъяснено административному ответчику и административному соответчику определением суда от 06 апреля 2017 г., копия которого вручена указанным лицам, суд приходит к выводу, что факт соответствия пункта 4 Приложения № 2 к решению Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 ноября 2012 г. № 7-57 по отношению к имеющим большую юридическую силу нормативным актам, а именно: Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, Закону Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», Постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 N 121-п не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
С учетом представленного суду экспертного заключения от 23 декабря 2013 г. по отчету «Расчет и экономическое обоснование К1 и К2 для взимания арендной платы по видам использования земель МО г. Назарово Красноярского края» от 16 октября 2012 г. суд не принимает данный расчет, на который ссылаются ответчики в качестве экономического обоснования оспариваемого коэффициента К1, равного 0,01047, поскольку он произведен в условиях недостатка информации о рынке аренды земельных участков, отсутствии информации о доходности, что не позволило в полной мере применить методику расчета, при этом иных доказательств экономического обоснования данного коэффициента в оспариваемой истцом части административными ответчиками не представлено.
Кроме того, указанным экспертным заключением установлено, что значения коэффициентов К1 определено с нарушением принципа предсказуемости, поскольку анализ полученных значений коэффициента К1 показал многократный рост для большинства категорий земельных участков. Одномоментное увеличение коэффициента К1 (при уменьшении коэффициента К2), повлекшее увеличение стоимости аренды земельного участка более чем в 3 раза, не соответствует названному принципу, нарушает баланс публичных и частных интересов, может привести к необратимым для финансового положения заинтересованных лиц последствиям и, как следствие, к нарушению стабильности гражданского оборота.
Никаких иных доказательств, опровергающих данное экспертное заключение, административными ответчиками в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные административные требования ФИО1 в части признания незаконным п. 4 приложения № 2 к Решению Назаровского городского Совета депутатов от 28 ноября 2012 г. № 7-57 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актом полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что Решение Назаровского городского Совета депутатов от 28 ноября 2012 г. № 7-57 применялось до признания его утратившим силу, то есть до 23 июня 2015 г., на основании данного нормативного правового акта были реализованы права граждан и организаций в части расчетов арендной платы за землю, суд не находит оснований для признания его незаконным с момента его принятия и полагает целесообразным признать его незаконным с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение Назаровского городского Совета депутатов от 28 ноября 2012 года N 7-57 с приложениями было опубликовано в газете «Точное время» N 49 от 5 декабря 2012 года. В настоящее время газета «Точное время» не является официальным печатным изданием органа местного самоуправления, поскольку решения Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края № 31-334 от 15 июня 2015 г. и № 36-369 от 30 марта 2016., были официально опубликованы в газете «Советское Причулымье», в которой указано, что в ней публикуются официальные нормативные документы администрации города и Назаровского городского Совета депутатов.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что в соответствии с требованием п. 2 ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Точное время», а также в газете «Советское Причулымье».
Вместе с тем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных требований в части признания незаконными действий Администрации г. Назарово в части применения коэффициента К1, равного значению 0,01047 при расчете размера арендной платы за землю в г. Назарово, поскольку судом определено признание незаконным и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 4 Приложения № 2 к решению Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 ноября 2012 г. № 7-57, определяющего указанный коэффициент в данном размере, а не с момента его принятия.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, подлежит взысканию с административного ответчика Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края, принявшего признанный незаконным в части нормативный правовой акт, в пользу административного истца государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная по чеку-ордеру от 17 января 2017 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 Приложения № 2 к решению Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 ноября 2012 г. № 7-57 «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Назарово и определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Точное время», а также в газете «Советское Причулымье».
В признании незаконным применения Администрацией г. Назарово коэффициента К1, равного значению 0,01047 при расчете размера арендной платы за землю в г. Назарово отказать.
Взыскать с Назаровского городского Совета депутатов Красноярского края в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Назаровский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 мая 2017 г.
Копия верна.
Судья: Ю.А. Хобовец