дело № 2а-567/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,
при секретаре Зуевой С.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика – Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания об оспаривании решения органа исполнительной власти,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее – Департамент) об оспаривании решения органа исполнительной власти.
Требования мотивированы тем, что с 30 сентября 2021 года Департаментом было принято решение об отказе в предоставлении административному истцу охотничьего билета федерального образца.
Данные действия нарушают права и законные интересы административного истца, а именно право на получение охотничьего билета единого федерального образца в соответствии Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года № 13. Он (административный истец) обладает гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеет непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомлен с требованиями охотничьего минимума.
15 сентября 2021 года он сдал в СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» в городе Вязьма заявление на имя начальника Департамента о выдаче охотничьего билета единого федерального образца. В заявлении были указаны все необходимые сведения о документе, удостоверяющем личность, – паспорте. Также к заявлению были приложены личные фотографии административного истца в необходимом количестве.
25 января 2022 года он обратился в СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» в городе Вязьма за получением охотничьего билета федерального образца, в котором и узнал о том, что в выдаче охотничьего билета федерального образца ему было отказано.
Из сообщения Департамента от 30 сентября 2021 года № 02/240802 стало известно, что решение об отказе в предоставлении ему (ФИО1) охотничьего билета федерального образца было принято по надуманным и формальным основаниям.
Также оспариваемые действия не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, а именно пункту 6 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года № 13.
Ссылаясь на данные обстоятельства, просит признать незаконным решение административного ответчика от 30 сентября 2021 года № 02/240802 и обязать Департамент выдать ему охотничий билет федерального образца.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, дополнительно пояснил, что в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» любая организация, которая затребует копии документов, должна состоять в реестре операторов персональных данных Роскомнадзора и иметь утвержденные Правила обработки персональных данных, которые должны предоставляться по первому требованию. Эти правила обработки ему предоставлены не были и представитель административного ответчика даже не знает, если они у них. В связи с чем считает отказ незаконным и по данному основанию, так как Департамент не состоит в реестре Роскомнадзора.
Представитель административного ответчика – Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания ФИО2 требования не признала, просит в удовлетворении административного иска отказать по основаниям и доводам, изложенным в возражениях (л.д. 12-13), согласно которым, в соответствии с п. 1.1 раздела 1 Положения о Департаменте Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 24 июля 2012 года № 472, Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, охраны и использования животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Смоленской области. Согласно п. 3.15.13 раздела 3 Положения о Департаменте, на Департамент возложены полномочия по выдаче и аннулировании охотничьих билетов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Порядок выдачи охотничьих билетов единого федерального образца осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказом Минприроды России от 20 января 2011 года № 13 «Об утверждении Порядка выдачи и аннулировании охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета», Постановления Администрации Смоленской области от 9 октября 2013 года № 769 «Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания государственной услуги «Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца». В соответствии с указанными нормативными актами охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума. Согласно п. 5, 6, 8 Приказа Минприроды России, охотничий билет выдается на основании заявления о получении охотничьего билета, составленного в письменной форме на бумажном носителе или в формате электронного документа, одновременно с которым предоставляются, кроме прочего, копия основного документа, удостоверяющего личность (за исключением случаев подачи заявления в электронной форме). Подпунктом 2.6.1 раздела 2 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по выдаче охотничьего билета единого федерального образца, в которых входят, в том числе копия основного документа, удостоверяющего личность. Подпунктом 2.9.2 раздела 2 Административного регламента установлено основание для отказа в выдаче охотничьего билета – непредставление документов, указанных в пункте 2.6.1 подраздела 2.6 Административного регламента, а именно заявления о получении охотничьего билета, две личные фотографии, копия основного документа, удостоверяющего личность. 15 сентября 2021 года из СОГБУ МФЦ через автоматизированную информационную систему «Охота» в Департамент поступило заявление от ФИО1 на выдачу охотничьего билета. В ходе рассмотрения электронного заявления от ФИО1 было установлено, что заявление подано с нарушением подпункта 2.9.2 раздела 2 Административного регламента, а именно в электронном виде к заявлению в место копии основного документа, удостоверяющего личность, было прикреплено заполненное заявление ФИО1 в СОГБУ МФЦ с пояснениями о том, что он не дает своего согласия на сканирование и копирование своего паспорта. Доставленные курьером из СОГБУ МФЦ документы ФИО1 были рассмотрены в установленном законом порядке, согласно которому ФИО1 был направлен отказ в выдаче охотничьего билета, так как в представленных документах отсутствует копия основного документа, удостоверяющего личность. Также было сообщено, что заявитель имеет право обратиться за предоставлением государственной услуги повторно. Таким образом, поступившие в Департамент документы от административного истца были представлены не в полном объеме, что является основанием для отказа в выдаче охотничьего билета.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее - КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении субъективных прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействия) соответствует закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» на основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее - нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: 1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона; 2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года № 13, в целях реализации статей 21 и 32 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержден Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка выдачи и аннулировании охотничьего билета (далее – Порядок), охотничий билет выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Порядка, охотничий билет выдается на основании заявления о получении охотничьего билета, составленного в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее - заявление), которое может подаваться в уполномоченный орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг лично заявителем или почтовым отправлением с описью вложения прилагаемых документов или в электронной форме с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Подпунктом «д» пункта 6 Порядка предусмотрено, что заявителем в заявлении указывается данные основного документа, удостоверяющего личность.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Порядка установлено, что одновременно с заявлением о получении охотничьего билета, в том числе в электронной форме, представляются копия основного документа, удостоверяющего личность (за исключением случаев подачи заявления в электронной форме).
Постановлением Администрации Смоленской области от 24 июля 2012 года № 472 утверждено Положение о Департаменте Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее – Положение), в соответствии с пунктом 1.1 которого, Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - Департамент) является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, охраны и использования животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Смоленской области.
Согласно пункту 3.15.13 Положения, Департамент выдает и аннулирует охотничьи билеты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Постановлением Администрации Смоленской области от 9 октября 2013 года № 769 утвержден Административный регламент предоставления Департаментом Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания государственной услуги «Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца», в соответствии с пунктом 2.6.1 которого, в перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по выдаче охотничьего билета единого федерального образца, входят: 1) заявление о получении охотничьего билета по форме согласно приложению № 1 к настоящему Административному регламенту, составленное в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа. До момента подачи заявления о получении охотничьего билета заявитель должен ознакомиться с требованиями охотничьего минимума, о чем указывается в заявлении; 2) две личные фотографии в черно-белом или цветном исполнении размером 30 x 40 мм с четким изображением лица строго в анфас без головного убора; 3) копия основного документа, удостоверяющего личность (за исключением случаев подачи заявления в электронной форме).
В соответствии с абзацем третьим пункта 2.9.2 названного Административного регламента, основанием для отказа в выдаче охотничьего билета является непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пунктах 2.6.1, 2.6.1.1 подраздела 2.6 настоящего раздела.
Судом установлено и следует из материалов дела, 15 сентября 2021 года ФИО1 через СОГБУ МФЦ в городе Вязьма обратился на имя начальника Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов живого мира и среды их обитания с письменным заявлением о выдаче охотничьего билета единого федерального образца, приложив личную фотографию на одном листе (л.д. 6).
При этом в конце бланка вышеуказанного заявления имеется рукописный тест следующего содержания: «Я, ФИО1, не даю своего согласия на сканирование и копирование своего паспорта. 15 сентября 2021 года. Подпись».
Сообщением Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов живого мира и среды их обитания от 30 сентября 2021 года № 02/240802 (л.д.8) на основании пункта 2.9.2 Постановления Администрации Смоленской области от 9 октября 2013 года № 769 «Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания государственной услуги «Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца» принято решение об отказе в предоставлении ФИО1 охотничьего билета федерального образца, поскольку им в соответствии с пунктом 2.6.1 подраздела 2.6 настоящего раздела данного Административного регламента, подпункта «б» пункта 8 Приказа Минприроды России от 20 января 2011 года № 13 «Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета» не представлены копии основного документа, удостоверяющего личность. Одновременно сообщено, что заявитель вправе обратиться за предоставлением государственной услуги повторно.
Довод административного истца ФИО1 о том, что Департамент не состоит в реестре Роскомнадзора, в связи с чем не имеет права требовать как приложение к заявлению копию его (ФИО1) паспорта, суд находит несостоятельным исходя из следующего.
Приказом Департамента от 22 ноября 2013 года № 01-4-0392 утверждено Положение об обработке персональных данных в Департаменте Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания; утвержден Перечень должностных лиц Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, уполномоченных на обработку персональных данных либо имеющих доступ к персональным данным (л.д. 80-91).
Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания значится в реестре РОСКОМНАДЗОРА под регистрационным номером 67-16-000554 на основании приказа № 169 от 30 декабря 2016 года (л.д. 74).
Целью обработки персональных данных является учет государственных гражданских служащих, работников и иных физических лиц; оказание государственных услуг; рассмотрение обращений граждан; осуществление федерального государственного лесного, охотничьего и пожарного надзора; заключение договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений; выдача охотничьих билетов, разрешений на добычу объектов животного мира.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем Определении от 20 марта 2014 года № 600-О, право на занятие охотой не исключает возможности возложения на гражданина обязанностей, связанных с реализацией соответствующего права. Гражданин, желающий заниматься охотой, добровольно вступает в правоотношения с уполномоченными государственными органами в целях получения документов, подтверждающих право на занятие охотой, в том числе принимает на себя обязанность по представлению сведений, необходимых для включения в охотхозяйственный реестр и фиксации в охотничьем билете. При этом указанные данные о гражданине, будучи включенными в охотхозяйственный реестр, не становятся общедоступными, и их обработка осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных», который устанавливает конфиденциальный режим в отношении персональных данных, исключающий по общему правилу возможность распространения персональных данных и их предоставления третьим лицам без согласия субъекта персональных данных (статья 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).
Таким образом, исходя из изложенного выше, установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что отказ Департамента от 30 сентября 2021 года в предоставлении ФИО1 охотничьего билета федерального образца является законным и обоснованным, а требования пункта 2.6.1 Административного регламента предоставления Департаментом Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания государственной услуги «Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца» не нарушают права административного истца; при этом административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной им законом компетенции, порядок принятия данного решения соблюден, основания для принятия названного решения имелись, содержание данного решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания об оспаривании решения органа исполнительной власти отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.
Судья Т.Н. Красногирь