УИД: 45RS0024-01-2023-000672-66
№ 2а-567/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Лушниковой Н.В.
при секретаре Фарафоновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье Курганской области 25 сентября 2023 г. административное дело по административному иску Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области к начальнику ОД МО МВД России «Щучанский» Иксановой А.В., МО МВД России «Щучанский», УМВД России по Курганской области о признании представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления, незаконным,
установил:
Администрация Щучанского муниципального округа Курганской области обратилась в Щучанский районный суд Курганской области с административным иском к начальнику ОД МО МВД России «Щучанский» Иксановой А.В., МО МВД России «Щучанский», УМВД России по Курганской области о признании незаконным представления от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления. В обоснование административного иска указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Щучанского муниципального округа Курганской области (далее также - Администрация) поступило представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления, вынесенное начальником ОД МО МВД России «Щучанский» Иксановой А.В. Согласно представлению в ходе предварительного расследования уголовного дела в отношении ФИО3, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, установлено, что одной из причин совершения данного преступления стала недостаточность принимаемых Администрацией мер, направленных на предупреждение, пресечение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств на территории Щучанского муниципального округа Курганской области. Сведений о том, в чем это выражается, и конкретных фактов представление не содержит. В представлении предложено рассмотреть его и принять действенные меры в сфере профилактики преступлений, связанных с наркотическими средствами, провести правовое просвещение и правовое информирование граждан через средства массовой информации с подробными разъяснениями о вреде употребления наркотических средств, психотропных веществ, негативных последствиях их употребления, а также о последствиях совершения правонарушений и преступлений в состоянии наркотического опьянения.
Считает представление незаконным, нарушающим права и законные интересы Администрации, как исполнительного органа муниципального образования. Из содержания ч. 2 ст. 158 УПК РФ следует, что в представлении следователь обязан привести обстоятельства, непосредственно способствовавшие совершению преступления, которые необходимо устранить, а также указать, требования каких именно законов и в какой их части нарушены его адресатом. Конкретность и исполнимость являются обязательным условиями законности такого представления, целью которых выступает исключение необоснованного применения к лицу мер государственного принуждения, в частности, административной ответственности за нарушение установленного в нем срока исполнения. Приведенные требования закона дознавателем не выполнены, представление внесено ненадлежащему лицу (органу), по своей сути является формальным и неисполнимым, поскольку не устанавливает допущенных Администрацией нарушений требований закона, которые подлежат устранению, не содержит указаний на обстоятельства, которые способствовали совершению преступления, не раскрывает, каким образом действия либо бездействие Администрации состоят в причинно-следственной связи с совершенным ФИО3 преступлением, не связано с компетенцией и обязанностями Администрации. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений относится к основным направлениям деятельности полиции, а органы местного самоуправления, в силу предоставленных им прав, оказывают содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей. При этом обязанностей либо полномочий, связанных непосредственно с осуществлением деятельности по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, действующим законодательством органам местного самоуправления не предусмотрено. Координационная работа в сфере профилактики правонарушений на территории Щучанского муниципального округа Курганской области организована в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 182-ФЗ) и имеющимися у Администрации полномочиями и компетенцией. Вместе с тем наличие координационных органов и их функционирование не презюмирует возникновение у Администрации прямых обязанностей по непосредственному осуществлению мероприятий по профилактике правонарушений, в сфере незаконного оборота наркотических средств, оказанию социальной и психологической помощи гражданам из группы риска, их реабилитации и т.д. и т.п. на территории муниципального образования, предусмотренных положениями Федерального закона № 182-ФЗ, при этом такая обязанность в силу требований ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее также – Федеральный закон № 3-ФЗ), ст. 8 Федерального закона № 182-ФЗ отнесена к основным направлениям деятельности полиции. Следовательно, предупреждение преступлений и административных правонарушений, в т.ч. индивидуальное, является основополагающим видом деятельности органов полиции, в частности, МО МВД России «Щучанский», и не является обязанностью либо компетенцией органов местного самоуправления, в т.ч. Администрации. Указание в оспариваемом представлении на необходимость принятия Администрацией мер в сфере профилактики преступлений, связанных с наркотическим средствами, представляет собой незаконное вмешательство в компетенцию органа местного самоуправления.
Мнение дознавателя о том, что Администрацией ненадлежащим образом налажена профилактическая работа в сфере предупреждения, пресечения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств на территории Щучанского муниципального округа Курганской области, что явилось обстоятельством, способствовавшим совершению ФИО3 вменяемого ему преступления, ничем не мотивировано и не подтверждено.
Совершение указанного в представлении противоправного деяния стало возможным в отсутствие какого-либо бездействия Администрации или нарушения ею закона, исключительно вследствие отсутствия должной организации осуществления профилактической работы самим МО МВД России «Щучанский», а приведенные в представлении предложения не могут быть реализованы Администрацией в виду отсутствия у последней соответствующих компетенции и полномочий.
Представитель административного истца Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области в судебное заседание не явился, согласно заявлению просит рассмотреть дело без его участия, на заявленных требованиях настаивает.
Административный ответчик начальник ОД МО МВД России «Щучанский» Иксанова А.В., представители административных ответчиков МО МВД России «Щучанский», УМВД России по Курганской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» для выполнения возложенных на нее обязанностей полиции предоставлено право вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 182-ФЗ) в случае выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушения, субъект профилактики правонарушений, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносит в соответствующие орган или организацию независимо от форм собственности либо общественное объединение обязательное для исполнения представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения.
В пунктах 2, 3 статьи 2 Федерального закона № 182-ФЗ указано, что профилактика правонарушений - это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения, а под системой профилактики правонарушений понимается совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.
Согласно статье 5 Федерального закона № 182-ФЗ субъектами профилактики правонарушений являются:
1) федеральные органы исполнительной власти;
2) органы прокуратуры Российской Федерации;
3) следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;
4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) органы местного самоуправления.
Субъекты профилактики правонарушений осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 16 части 1, частью 2 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального округа имеют право осуществлять мероприятия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Органы местного самоуправления муниципального округа вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьёй 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами.
Согласно статье 12 Федерального закона № 182-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами в пределах своей компетенции обладают следующими правами: принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений; создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений; принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений; обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования; осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1,7- 10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона; реализуют иные права в сфере профилактики правонарушений.
Как указано в пунктах 1, 7 - 10 части 1 статьи 17 Федерального закона № 182-ФЗ, профилактическое воздействие может осуществляться, в том числе в следующих формах:
1) правовое просвещение и правовое информирование;
7) социальная адаптация;
8) ресоциализация;
9) социальная реабилитация;
10) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в производстве начальника ОД МО МВД России «Щучанский» находилось уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, в отношении ФИО3
Как указано дознавателем, предварительным расследованием установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в утреннее время ФИО3, находясь в неустановленном месте на территории <адрес>, незаконно приобрел наркотическое средство - альфа-пирролидиновалерофенон в значительном размере, которое он незаконно хранил без цели сбыта с целью личного потребления до момента изъятия сотрудниками МО МВД России «Щучанский» на участке местности в 50 м от дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Начальником ОД МО МВД России «Щучанский» Иксановой А.В. ДД.ММ.ГГГГ на основании части 2 статьи 158 УПК РФ внесено в адрес Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области представление об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления №, согласно которому Администрация Щучанского муниципального округа Курганской области должна принять меры к устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также провести правовое просвещение и правовое информирование граждан через средства массовой информации с подробными разъяснениями о вреде употребления наркотических средств, психотропных веществ, негативных последствиях их употребления, а также о последствиях совершения правонарушений и преступлений в состоянии наркотического опьянения.
В силу части 2 статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при производстве по уголовному делу подлежат выявлению обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Согласно части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Из содержания части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в представлении дознаватель обязан привести обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и которые необходимо устранить, а также указать, требования каких законов и в какой части нарушены.
Выводы о причинах и условиях должны быть аргументированы, подкрепляться конкретными материалами расследования.
В представлении указываются доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, способствующих совершению преступления. Под такими доказательствами можно понимать фактические данные, указывающие на наличие обстоятельств, которые повлекли за собой возможность совершения выявленного преступления. Каждое утверждение, содержащееся в представлении, должно быть подкреплено и основано на неоспоримых фактах, которые уже установлены и доказаны процессуальным путём.
Изложение обстоятельств, способствующих совершению преступления, должно быть ясным, недвусмысленным, общедоступным.
Вместе с тем оспариваемое представление не отвечает требованиям уголовно-процессуального закона, поскольку в нем не приведено, какие положения закона были нарушены Администрацией Щучанского муниципального округа Курганской области, не содержится конкретных и достаточных оснований, которые бы подтверждали, что именно ненадлежащая профилактическая работа и именно со стороны Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области способствовала совершению указанного преступления.
Действия дознавателя нарушили права административного истца, поскольку неисполнение представления может повлечь административную ответственность.
Срок обращения в суд, предусмотренный статьёй 219 КАС РФ, административным истцом соблюдён.
Таким образом, суд считает необходимым предъявленные к начальнику ОД МО МВД России «Щучанский» Иксановой А.В., МО МВД России «Щучанский» требования удовлетворить и признать оспариваемое представление от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Исходя из того, что МО МВД России «Щучанский» является самостоятельным юридическим лицом, суд в удовлетворении требований к УМВД России по Курганской области суд отказывает, поскольку последний не является надлежащим субъектом данных правоотношений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177- 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области к начальнику ОД МО МВД России «Щучанский» Иксановой А.В., МО МВД России «Щучанский» удовлетворить.
Признать представление начальника ОД МО МВД России «Щучанский» Иксановой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления, незаконным.
В удовлетворении административного иска к УМВД России по Курганской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Лушникова
Мотивированное решение изготовлено 9 октября 2023 г.