Дело № 2а-569/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Хасавюрт 21 сентября 2018 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Минаев З.Р., при секретаре Темирсултановой Д.О., с участием старшего помощника прокурора Хасавюртовского района Арсланбекова Р.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «село Новосаситли» Хасавюртовского района Республики Дагестан о признании бездействия администрации МО «село Новосаситли» Хасавюртовского района, выразившееся в не размещении плана-графика закупок товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд на официальном сайте для размещения заказов товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд на официальном сайте zakupki.gov.ru, или опубликования иным способом,
установил:
Прокурор Хасавюртовского района обратился в суд с настоящим заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «село Новосаситли» Хасавюртовского района Республики Дагестан о признании бездействия администрации МО «село Новосаситли» Хасавюртовского района, выразившееся в не размещении по состоянию на 29.08.2018 плана-графика закупок товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд на официальном сайте для размещения заказов товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд на официальном сайте zakupki.gov.ru, или опубликования иным способом.
В обоснование требований указав, что прокуратурой Хасавюртовского района РД, проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности муниципального образования «село Новосаситли» Хасавюртовского района Республики Дагестан выявлены нарушения федерального законодательства.
В соответствии с ч.2 ст. 112 Закона и п.2 совместного приказа Министерства экономического развития РФ и федерального казначейства №544/18н от 20.09.2013 планы-графики размещения заказов на 2016 год подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.
Мониторинг сайта «zakupki.gov.ru», являющегося официальным сайтом РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг показал, что в нарушение вышеуказанных положений ФЗ № 44 и совместного приказа план-график размещения заказов на 2018 год по состоянию на 29.08.2018, т.е. по истечении 6 месяцев после принятия решения о бюджете, администрацией МО «село Новосаситли» не размещена информация, кроме того данная информация и на официальном сайте МО «село Новосаситли».
Не размещение на официальном сайте плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд является существенным нарушением вышеуказанного законодательства, так как может привести к дезорганизации деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, к неэффективному использованию бюджетных средств, злоупотреблению со стороны должностных лиц органов местного самоуправления, иным фактам коррупционных проявлений, бездействие должностных лиц администрации МО «село Новосаситли» выразившее в не размещении плана-графика на 2018 год на официальном сайте, влечет за собой нарушение требований ст.7 и ст.9 Федерального закона, закрепляющие в качестве основных принципов контрактной системы в сфере закупок принципы открытости и прозрачности, а также принцип профессиональности заказчика. Указанные нарушения законодательства недопустимы, поскольку в соответствии с п. 12 ст.7 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции», в качестве основного направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отмечается обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечении государственных или муниципальных нужд. В результате указанных нарушений создаются предпосылки для коррупционных проявлений должностными лицами МО «село Новосаситли».
13.04.2018, главе муниципального образования «село Новосаситли» направлялось представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на которое прокуратурой района 26.04.2018 был получен ответ, где сообщалось, что в ближайшее время будут приняты меры по размещению плана-графика закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на указанных в представлении сайтах сети Интернет. Таким образом досудебный порядок разрешения данного нарушения соблюден. На сегодняшний день требования указанные в ранее направленном представлении не выполнены, план-график закупок не опубликован.
Административный истец старший помощник прокурора Хасавюртовского района Арсланбеков Р.К. в судебном заседании поддержал заявленные требования, подтвердил доводы, изложенные в административном исковом заявлении, и просил удовлетворить иск по указанным в нём основаниям.
Представитель административного ответчика – заместитель главы администрации муниципального образования «село Новосаситли» Хасавюртовского района ФИО1, своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенный, в суд не явился. В своем заявлении просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме, его явка не признана обязательной.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Руководствуясь положениями указанной нормы закона, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом в ходе проведения прокуратурой Хасавюртовского района исполнения требований законодательства в сфере противодействия коррупции, а также бюджетного законодательства в деятельности муниципального образования «село Новосаситли» Хасавюртовского района, установлено, что в нарушение требований закона, по состоянию на 29.08.2018 администрацией муниципального образования «село Новосаситли» Хасавюртовского района, не размещен план-график закупок товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд на официальном сайте для размещения заказов товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд на официальном сайте zakupki.gov.ru, или опубликования иным способом.
В соответствии с ч.2 ст. 112 Закона и п.2 совместного приказа Министерства экономического развития РФ и федерального казначейства №544/18н от 20.09.2013 планы-графики размещения заказов на 2016 год подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.
Согласно статье 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии со ст. 9 указанного закона, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» к одному из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение ее в сети «Интернет». По ст. 10 названного закона организация доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», осуществляется путем размещения данной информации в созданных официальных сайтах с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информации может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, перечисленных в ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», в число которых входят, в частности принципы публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно п. 12 ст. 7 вышеуказанного закона, в качестве основного направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отмечается обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечении государственных или муниципальных нужд.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной 27.08.2018 прокуратурой Хасавюртовского района, выявлен факт того, что администрацией муниципального образования «село Новосаситли» Хасавюртовского района, по состоянию на 29.08.2018, не размещен план-график закупок товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд на официальном сайте zakupki.gov.ru, или опубликования иным способом.
Бездействие администрации муниципального образования «сельсовет Новосаситли» Хасавюртовского района, выразившее в не размещении плана-графика на 2018 год на официальном сайте, влечет за собой нарушение требований ст.7 и ст.9 Федерального закона, закрепляющие в качестве основных принципов контрактной системы в сфере закупок принципы открытости и прозрачности, а также принцип профессиональности заказчика. Указанные нарушения законодательства недопустимы, поскольку в соответствии с п. 12 ст.7 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции», в качестве основного направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отмечается обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечении государственных или муниципальных нужд. В результате указанных нарушений могут создаваться предпосылки для коррупционных проявлений должностными лицами МО «село Новосаситли».
Устранение нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежит путем возложения на администрацию муниципального образования «село Новосаситли» Хасавюртовского района обязанности по размещению плана-графика закупок товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд на официальном сайте для размещения заказов товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд на официальном сайте zakupki.gov.ru, или опубликования иным способом за 2018 год, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «село Новосаситли» Хасавюртовского района Республики Дагестан о признании бездействия администрации МО «село Новосаситли» Хасавюртовского района, выразившееся в не размещении плана-графика закупок товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд за 2018год на официальном сайте zakupki.gov.ru, или опубликования иным способом, - удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «село Новосаситли» Хасавюртовского района Республики Дагестан, выразившееся в не размещении плана-графика закупок товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд за 2018 год на официальном сайте zakupki.gov.ru, или опубликования иным способом, - незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «сельсовет Новосаситли» Хасавюртовского района Республики Дагестан, разместить план-график закупок товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд за 2018 год на официальном сайте zakupki.gov.ru, или опубликования иным способом, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий подпись З.Р. Минаев