ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-569/2022 от 21.04.2022 Пестречинского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-569/2022

Решение

именем Российской Федерации

21 апреля 2022 года с. Пестрецы

Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фасхутдинова Р.Р.,

при секретаре Шариповой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Власова М.Н. к государственному инспектору по использованию и охране земель Пестречинского и <адрес>ов Управления Росреестра по <адрес> Кадрову Д.К., Межмуниципальному отделу по Пестречинскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> и Управлению Росреестра по <адрес> о признании предписания незаконным,

установил:

Власова М.Н. обратилась в суд с вышеизложенным административным исковым заявлением, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и <адрес>ов Управления Росреестра по <адрес> Кадровым Д.К. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации , с которым она не согласна, поскольку предписание содержит указание на наличие реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером , что создает его неисполнимость, поэтому Власова М.Н. просила суд признать вышеуказанное предписание незаконным.

В судебное заседание административный истец Власова М.Н., административный ответчик – государственный инспектор по использованию и охране земель Пестречинского и <адрес>ов Управления Росреестра по <адрес> Кадров Д.К., представители административных ответчиков – Межмуниципального отдела по Пестречинскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> и Управления Росреестра по <адрес>, будучи надлежаще извещенными, не явились, поэтому суд счел возможным рассмотреть дело без их участия.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно п. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями (далее также - органы государственного земельного надзора).

Согласно п. 11 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года № 1081, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, их территориальными органами.

Согласно п/п а п. 5 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года № 1081, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации предметом государственного земельного надзора являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора (далее - должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного земельного надзора), в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения (п. 5 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как установлено в судебном заседании, Власова М.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 603 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ в Межмуниципальный отдел по Пестречинскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> поступило заявление Миндубаева О.И. о проведении проверки в отношении земельного участка с кадастровым номером в связи с несоблюдением границ с лесной зоной.

ДД.ММ.ГГГГ на основании задания на проведение выездного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и <адрес>ов Управления Росреестра по <адрес> Кадровым Д.К. проведено выездное обследование объекта земельных отношений – земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, по результатам которого составлен акт, из которого следует, что в ходе выездного обследования выявлены нарушения Власова М.Н. требований земельного законодательства, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка площадью 71,14 кв.м., который относится к землям неразграниченной государственной собственности и принадлежит на праве собственности физическому лицу.

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и <адрес>ов Управления Росреестра по <адрес> Кадровым Д.К. в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт, из которого следует, что Власова М.Н. самовольно используется земельный участок общей площадью 71,14 кв.м., который относится к землям неразграниченной государственной собственности и принадлежит на праве собственности физическому лицу, а площадь огороженного и используемого земельного участка Власова М.Н. составляет 601,91 кв.м., что не превышает площадь по правоустанавливающим документам.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и <адрес>ов Управления Росреестра по <адрес> Кадровым Д.К. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации , в соответствии с которым Власова М.Н. предписано устранить нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии земельного участка общей площадью 71,14 кв.м., со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства дела, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого предписания положениям закона, поскольку предписание выдано государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и <адрес>ов Управления Росреестра по <адрес> Кадровым Д.К. в пределах его компетенции по результатам выездного обследования, проведенного на основании задания на его проведение, и внеплановой документарной проверки, проведенной на основании решения о ее проведении, в ходе которых выявлены нарушения земельного законодательства.

Несоответствие фактических границ проверяемого земельного участка сведениям государственного кадастра недвижимости установлено в полном объеме и документально подтверждено имеющимися в материалах проверки документами.

Форма предписания, а также его содержание не противоречит требованиям земельного законодательства, соответствует выявленным в ходе проведения проверки нарушениям, поскольку обязанность использовать земельный участок в соответствии с местоположением границ возложена на собственников земельных участков.

Указание на неисполнимость предписания несостоятельно, поскольку выявленное нарушение требований земельного законодательства подлежит устранению, как об этом указано в предписании, путем оформления документов на земельный участок, используемый самовольно, либо путем освобождения земельного участка, при этом административный истец не лишен права самостоятельно определить способ исполнения предписания, обратившись к кадастровому инженеру.

Довод административного истца о наличии реестровой ошибки в отношении принадлежащего ему земельного участка несостоятелен, поскольку государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и <адрес>ов Управления Росреестра по <адрес> Кадровым Д.К. в акте внеплановой документарной проверки и в оспариваемом предписании сделан вывод лишь о возможном наличии реестровой ошибки. Кроме того, наличие возможной реестровой ошибки не имеет значение для разрешения настоящего административного дела и не свидетельствует об отсутствии оснований для вынесения должностным лицом оспариваемого предписания о приведении границ вышеуказанного земельного участка в установленном законом порядке, кроме того, требование предписания охватывается, в том числе, и необходимостью решения вопроса исправления, при ее наличии, реестровой ошибки.

При этом административный истец Власова М.Н. не лишена возможности ходатайствовать о продлении срока исполнения предписания, в том числе в связи с решением вопроса исправления, при ее наличии, реестровой ошибки.

При таких обстоятельствах и вопреки необоснованным доводам административного истца суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации , вынесенного ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и <адрес>ов Управления Росреестра по <адрес> Кадровым Д.К., незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований Власова М.Н. о признании предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации , вынесенного ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и <адрес>ов Управления Росреестра по <адрес> Кадровым Д.К., незаконным отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение22.04.2022