ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-56/19 от 02.04.2019 Чаа-хольского районного суда (Республика Тыва)

Дело 2а-56/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Чаа-Холь 02 апреля 2019 года

Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ооржака А.А., при секретаре Ойбаа А.А., с участием заместителя прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва Лудуп А.С., представителя ответчика Монгуша А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва о признании бездействия незаконным в части исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании на территории Чаа-Хольского района и возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чаа-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что в результате проверки исполнения федерального законодательства об охране окружающей среды и о природопользовании на территории Чаа-Хольского района, установлено, что вопреки требованиям федерального и регионального законодательства администрацией Чаа-Хольского района не разработана схема размещения твердых коммунальных отходов на территории района, не ведется реестр накопления мест твердых коммунальных отходов, не принято решение об определении места (площадки) нахождения накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, на территории Чаа-Хольского района работа в сфере соблюдения законодательства об отходах производства и потребления не ведется. По указанным нарушениям 21 января 2019 года председателю администрации Чаа-Хольского района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Из предоставленных ответов на представление прокурора района администрацией Чаа-Хольского района от 14 марта 2019 года №61 следует, что на территории района нарушения указанные в представлении не устранены. Просит признать бездействие администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва незаконным в части исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании на территории Чаа-Хольского района и возложить на администрацию Чаа-Хольского района Республики Тыва обязанность в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений федерального законодательства путем проведения следующих мероприятий: разработки схемы размещения твердых коммунальных отходов на территории района; разработки и ведения реестра накопления мест твердых коммунальных отходов; принятия решения об определении места (площадки) нахождения накопления твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании прокурор Лудуп А.С. административный иск по изложенным основаниям полностью поддержала.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» Монгуш А.Ю., действующий по доверенности, административный иск признал частично, пояснив, что ответчиком предпринимаются меры по устранению выявленных нарушений, в частности принята муниципальная программа по развитию системы обращения с отходами производства и потребления в Чаа-Хольском кожууне на 2019-2012 гг.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, - действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Аналогичные положения также закреплены в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.08.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Часть 2 ст. 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гласит, что определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 вышеуказанной статьи Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее по тексту - Правила).

В силу пп. 2 п. 1 Правил Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п.п. 1 п. 2 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу ч. 1 ст. 5 Закона Республики Тыва от 29.12.2004 № 1101 ВХ-1 «Об отходах производства и потребления в Республике Тыва» (далее по тексту - Закон РТ) органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва осуществляют свою деятельность в области обращения с отходами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РТ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Тыва в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, в том числе осуществление полномочий в области обращения с отходами, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, на территориях сельских поселений муниципального района, а также на межселенной территории.

В силу ч. 2 ст. 9 Закона РТ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований Республики Тыва осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления относится деятельность в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Судом установлено, что по результатам проверки деятельности администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва по исполнению законодательства об охране окружающей среды и о природопользовании прокуратурой выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии схемы для размещения твердых коммунальных отходов, реестра накопления мест твердых коммунальных отходов, места нахождения накопления твердых коммунальных отходов.

21 января 2019 года по выявленным нарушениям прокурором в адрес председателя администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» внесено представление.

Из ответов администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» от 14 марта 2019 года следует, что схема для размещения твердых коммунальных отходов не разработана; реестр накопления мест твердых коммунальных отходов не ведется; определение места нахождения накопления твердых коммунальных отходов на стадии решения. Работа по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Чаа-Хольского кожууна в настоящее время не проводится. Согласно Постановлению Правительства Республики Тыва от 27.07.2018 № 381, земельный участок переведен для размещения твердых коммунальных отходов. Договора на оказания услуг по обращению с отходами с организациями и учреждениями Чаа-Хольского кожууна с региональным оператором ООО «СТ-ТБО» по настоящее время не заключены. В ближайшее время администрацией Чаа-Хольского района планируется работа в указанном направлении.

Таким образом, административный ответчик - администрация муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» не исполняет возложенные на него законом обязанности, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд признает бездействие административного ответчика незаконным.

Доказательств, что административный ответчик в полной мере предпринял меры, направленные на устранение выявленных нарушений действующего законодательства, суду не представлено.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В силу указанной нормы закона административный ответчик обязан устранить выявленные нарушения путем разработки схемы для размещения твердых коммунальных отходов, разработки и ведения реестра накопления мест твердых коммунальных отходов, определения места нахождения накопления твердых коммунальных отходов.

С учетом обстоятельств дела, суд считает необходимым и разумным установить административному ответчику для устранения выявленных нарушений двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва о признании бездействия незаконным в части исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании на территории Чаа-Хольского района и возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва в части исполнения законодательства об охране окружающей среды и о природопользовании на территории Чаа-Хольского района.

Возложить на Администрацию Чаа-Хольского района Республики Тыва обязанность в течении двух месяц со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушения федерального законодательства путем: разработки схемы размещения твердых коммунальных отходов на территории района; разработки и ведения реестра накопления мест твердых коммунальных отходов; принятия решения об определении места (площадки) нахождения накопления твердых коммунальных отходов.

Администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва необходимо сообщить об исполнении решения в суд и прокурору Чаа-Хольского Района Республики Тыва в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий А.А. Ооржак