ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-56/2021 от 04.02.2021 Кизлярского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 2а-56/2021

УИД: 05RS0020-01-2021-000016-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2021 года с. Юбилейное, Кизлярского района РД

Судья Кизлярского районного суда Республики Дагестан Коваленко И.В., рассмотрев в упрощенном (письменном) производстве административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора г.Кизляра в защиту прав свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «сельсовет Кардоновский» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере благоустройства территории сельского поселения и обязании устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности прокурора г.Кизляра ФИО2 в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации сельского поселения «сельсовет Кардоновский» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере благоустройства территории сельского поселения и обязании устранить выявленные нарушения.

Из административного иска следует, что в рамках осуществления надзорных мероприятий прокуратурой города Кизляра проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере благоустройства территории в границах муниципальных образований сельских поселений муниципального района «Кизлярский район».

Кроме того, анализ представленной на официальном сайте администрации МО СП информации позволяет охарактеризовать ее как недостаточную и неактуальную, что затрудняет пользователям сайта получить исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы.

В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения муниципальные правила благоустройства территории сельского поселения не разработаны и не утверждены, организация благоустройства территории сельского поселения не осуществляется, а на официальном сайте администрации сельского поселения отсутствует информация о принятии и реализации муниципальных правил благоустройства территории сельского поселения.

Исполняющий обязанности прокурора города Кизляра просит суд признать бездействие административного ответчика, выразившееся в сфере благоустройства
территории поселения, незаконным. Обязать административного ответчика: устранить выявленные нарушения требований федерального законодательства в сфере организации благоустройства территории сельского поселения; провести в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, следующие работы: разработать и утвердить Правила благоустройства территории сельского поселения; разместить в сети Интернет на официальном сайте администрации сельского поселения, утверждённые Правила благоустройства территории сельского поселения; осуществлять контроль за их исполнением; организовать благоустройство территории сельского поселения.

Представитель административного истца – заместитель прокурора г. Кизляра ФИО2 в ходе подготовки дела к судебному разбирательству заявил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, на удовлетворении требований административного иска настаивал.

Представитель административного ответчика – глава администрации МО СП «сельсовет Кардоновский» Кизлярского района, РД ФИО3 не явился, по неизвестной суду причине, хотя о месте и времени слушания дела надлежащим образом извещен.

В соответствии со ст. 291 КАС РФ рассмотрение дела в порядке упрощенного производства возможно в иных случаях, предусмотренных КАС РФ.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Определением от 04.02.2021 года принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, считаю, что требование административного истца подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации муниципальных программ определяются соответственно местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства территории поселения.

В силу ч. 2 ст. 45.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; организации стоков ливневых вод; порядка проведения земляных работ; участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; праздничного оформления территории муниципального образования; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

Подпунктом 2.1 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 апреля 2017 г. № 711/пр "Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов" к деятельности по благоустройству территорий отнесена разработка проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству территорий и содержание объектов благоустройства.

К объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе: детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга; площадки для выгула и дрессировки собак; площадки автостоянок; улицы (в том числе пешеходные) и дороги; парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны; контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.

К элементам благоустройства относятся, в том числе: элементы озеленения; покрытия; ограждения (заборы); водные устройства; уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование; игровое и спортивное оборудование; элементы освещения; средства размещения информации и рекламные конструкции; малые архитектурные формы и городская мебель; некапитальные нестационарные сооружения; элементы объектов капитального строительства.

Требования к документации по планировке территории, проектной документации к объектам капитального строительства и проектам благоустройства территории приведены в СП 476.1325800.2020 «Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов».

Установив, что организация благоустройства в пределах населенного пункта, о которых заявлено в иске прокурора, в силу закона является обязанностью органа местного самоуправления, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения «сельсовет Кардоновский» и возложить на нее обязанность устранить выявленные нарушения.

Как указано выше в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация благоустройства территории сельского поселения.

Согласно ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:

- информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

-нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 №583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных», в соответствии с ч. 4 ст. 13, ч.ч. 7.1 и 9 ст. 14 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» утверждены правила: отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных; определения периодичности ее размещения, сроков ее обновления, обеспечивающих своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных; обязательного размещения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения РФ и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение федерального законодательства на официальном сайте администрации МО СП «сельсовет Кардоновский» отсутствует информация о принятии и реализации муниципальных правил благоустройства территории сельского поселения.

Как усматривается из приложения к справке от 30.11.2020 о проверке сайта МО СП «сельсовет Кардоновский» Кизлярского района РД на сайте сельского поселения имеется раздел с информацией о нормативных правовых актах, изданных органом местного самоуправления, однако раздел не заполнен.

Доказательств устранения неисполнения требований законодательства о размещении вышеуказанной информации в сети «Интернет» по формированию и разработке муниципальной программы в области благоустройства на территории сельского поселения, административным ответчиком не представлено.

В соответствии ч. 3 ст. 46 и ч. 1 ст. 157 КАС РФ административный ответчик вправе признать административный иск. Оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 157 КАС РФ для непринятия признания административного иска административным ответчиком, не имеется.

Последствия признания административного иска представителю административного ответчика разъяснены.

В силу требований ч. 3 ст. 157 КАС РФ при признании административным ответчиком административного иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав свобод и законных интересов административного истца, и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Как следует из административного иска, прокурор просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Вместе с тем, в заявлении не приведены обоснования обязанности исполнения решения ответчиком в указанные сроки.

По мнению суда, установление месячного срока исполнения решения суда с момента вступления его в законную силу, может повлечь за собой объективную невозможность исполнения судебного постановления.

Суд по своей инициативе вправе установить определенный порядок и срок исполнения решения суда.

В целях исключения обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд счел возможным установить срок исполнения решения суда: в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При установленных по делу обстоятельствах, данный срок исполнения решения, по мнению суда, является разумным.

При наличии объективных причин, невозможности исполнения решения суда в установленный срок, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в порядке ст.358 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 180, 227, 291-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление и.о.прокурора г. Кизляра в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО СП «сельсовет Кардоновский» Кизлярского района РД удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО СП «сельсовет Кардоновский», выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере благоустройства территории сельского поселения, незаконным.

Обязать администрацию МО СП «сельсовет Кардоновский» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- устранить выявленные нарушения требований федерального законодательства в сфере организации благоустройства территории сельского поселения;

- провести в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, следующие работы:

разработать и утвердить Правила благоустройства территории сельского поселения;

разместить в сети Интернет на официальном сайте администрации сельского поселения, утверждённые Правила благоустройства территории сельского поселения;

осуществлять контроль за их исполнением;

организовать благоустройство территории сельского поселения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Кизлярский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья И.В.Коваленко