Дело № 2а-56/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Демидов 1 марта 2022 года
Демидовский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Цветкова А.Н.,
при секретаре Румакиной О.Ю.,
с участием помощника прокурора Демидовского района Смоленской области
Даниловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Демидовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей утвердить перечень массовых социально значимых муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат; обеспечить возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме согласно перечню предоставляемых поселением муниципальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Демидовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Слободского сельского поселения Демидовского района Смолянкой области (далее – Администрация Слободского сельского поселения) о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей утвердить перечень массовых социально значимых муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат; обеспечить возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме согласно перечню предоставляемых поселением муниципальных услуг. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Демидовского района Смоленской области проведена проверка соблюдения Администрацией Слободского сельского поселения положений в сфере реализации национальных проектов, в ходе которой установлено, что распоряжением Администрации Слободского сельского поселения от 06.06.2019 №16-р утвержден перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией Слободского сельского поселения. Указанный перечень размещен на официальном сайте Администрации в сети «Интернет». Однако, в нарушение норм действующего законодательства, перечень массовых социально значимых муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат до настоящего времени Администрацией не утвержден. Кроме того, Администрацией Слободского сельского поселения до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через портал государственных и муниципальных услуг не обеспечено, что препятствует реализации национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 04.06.2019, достижению предусмотренных им целей. Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, в том числе условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению качества и доступности муниципальных услуг. С учетом изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Слободского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде; обязать Администрацию Слободского сельского поселения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, утвердить перечень массовых социально значимых муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат; в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме, согласно перечню предоставляемых поселением муниципальных услуг.
Представитель административного ответчика Администрации Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил административное дело рассмотреть без своего участия, с требованиями прокурора согласен.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора Демидовского района Смоленской области Данилова Е.А. поддержала заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.
Заслушав помощника прокурора Демидовского района Смоленской области Данилову Е.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к основным правам получателей государственных и муниципальных услуг является их получение в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут осуществляться: предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг; получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги; взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом; иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги. Правительство Российской Федерации вправе определить требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона (включая требования к автоматизированной проверке информации, содержащейся в заявлениях и иных документах, предоставляемых в форме электронных документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе услуг, указанных в части 3 настоящей статьи, и требования к форматам таких заявлений и иных документов), и установить порядок определения требований к форматам таких заявлений и иных документов.
Частью 4 статьи 29 Федерального закона от <дата> 3 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органом местного самоуправления.
В соответствии с приложением № 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», утвержден сводный перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также рекомендовано органам местного самоуправления при переходе на предоставление первоочередных муниципальных услуг руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно приложениям данного распоряжения. В силу приложения № 2 указанного распоряжения, органу местного самоуправления до 01.01.2013 необходимо обеспечить возможность для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных муниципальных услуг мониторинг хода предоставления услуги, а до 01.01.2014 обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде.
Обязанность органов местного самоуправления по предоставлению муниципальных услуг в электронном виде направлена также на реализацию национального проекта «Цифровая экономика».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.
При этом, указанными Требованиями (пункт 2 Требований) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 08.07.2021 № 1298-р/адм (ред. от 04.08.2021) «Об утверждении перечня массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат на территории Смоленской области» органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области рекомендовано утвердить перечень массовых социально значимых муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением Администрации Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области от 06.06.2019 № 16-р утвержден перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, в соответствии с которым Администрацией Слободского сельского поселения оказывается 27 муниципальных услуг (л.д.10-14).
Вместе с тем, согласно акту о результатах проверки от 27.01.2022, составленному помощником прокурора Демидовского района, в ходе проведенной проверки исполнения Администрацией Слободского сельского поселения национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 04.06.2019 установлено, что Администрацией Слободского сельского поселения перечень массовых социально значимых муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат, до настоящего времени не утвержден. Кроме того, до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через портал государственных и муниципальных услуг не обеспечено (л.д.15).
Таким образом, судом установлено и не оспаривается административным ответчиком, что Администрацией Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области до настоящего времени не утвержден перечень массовых социально значимых муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный вид, а также не обеспечена возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме согласно перечню предоставляемых поселением муниципальных услуг.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Демидовского района Смоленской области законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Суд полагает необходимым установить Администрации Слободского сельского поселения срок для утверждения перечня массовых социально значимых муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат, – в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, а также, учитывая сложность технической части, установить Администрации Слободского сельского поселения срок для обеспечения возможности предоставления муниципальных услуг в электронной форме, согласно перечню предоставляемых поселением муниципальных услуг, – в течение одного года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, находя указанные сроки разумными и достаточными для выполнения требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования прокурора Демидовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
Обязать Администрацию Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, утвердить перечень массовых социально значимых муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат.
Обязать Администрацию Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме, согласно перечню предоставляемых поселением муниципальных услуг.
Об исполнении решения по настоящему административному делу в части утверждения перечня массовых социально значимых муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат, Администрации Слободского сельского поселения Демидовского района Смоленской области необходимо сообщить в Демидовский районный суд Смоленской области и прокурору Демидовского района Смоленской области по истечении одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, а в части обеспечения возможности предоставления муниципальных услуг в электронной форме, согласно перечню предоставляемых поселением муниципальных услуг, сообщить по истечении одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Демидовский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Н. Цветков