ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5707/21 от 24.09.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-008916-69 Дело № 2а-5707/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Мишариной И.С.

при секретаре Муравьевой Т.С.,

с участием представителя административного ответчика Департамента финансов АМО ГО «Сыктывкар» ФИО1, заинтересованного лица начальника отдела контроля и экспертной работы Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО2,

рассмотрев 24 сентября 2021 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к Департаменту финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», начальнику Департамента финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» ФИО3 о признании незаконным пункта 3 представления от 02 апреля 2021 года,

установил:

Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации МО ГО «Сыктывкар» (далее Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Департаменту финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» (далее Департамент финансов) о признании недействительным (незаконным) п. 3 представления от 02.04.2021.

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с приказом Департамента финансов от 17.09.2020 № 63 в отношении Управления Департаментом финансов была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Управления за период с 01.01.2018 по 31.12.2019. По результатам ревизии составлен Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности от 11.01.2021. В ходе проверки Департаментом финансов установлено, что Управлением, были нарушены требования ст. 22 Федерального закона Российской Федерации № 25-ФЗ и осуществлено излишнее правовое Урегулирование путем принятия локальных актов устанавливающих системы оплаты труда различных категорий работников Управления (п. 1 и п. 2 Акта). Управление подготовило возражения на Акт ревизии от 11.01.2021, в том числе по п. 1-2 Акта, по основаниям, изложенным в возражениях от 03.02.2021 исх. № 03-25/189. По результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности Управления за период с 01.01.2018 по 31.12.2019 Департаментом финансов было выдано представление от 02.04.2021, направленное в адрес Управления 05.04.2021 исх. № 06-05/4883. Не согласившись с пунктом 3 представления в части нарушения действующего законодательства путем принятия локальных актов, Управление обжаловало его в порядке, установленном Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц», утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1237, по основаниям изложенным в жалобе от 16.04.2021 исх. № 808. 20.05.2021 исх. № 06-05/686 Департаментом было отказано в удовлетворении жалобы Управления в полном объеме.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика начальника Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО3, в качестве заинтересованных лиц начальник отдела контроля и экспертной работы Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО2, начальник Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО4

Административный истец Управление, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента финансов ФИО1 и заинтересованное лицо начальника отдела контроля и экспертной работы Департамента ФИО2, возражали против удовлетворения требований административного истца, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административный иск.

Административный ответчик начальник Департамента финансов ФИО3, а также заинтересованное лицо начальник Управления ФИО4, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц, в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив в соответствии с требованиям ст.84 Кодекса административного судопроизводства представленные в дело доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

В соответствии с ч. 2 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 21.09.2020 по 14.12.2020 в соответствии с разделом IХ Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации постановлениями от 06.02.2020 № 95, от 06.02.2020 № 100, от 27.02.2020 № 208, от 23.07.2020 № 1095, от 17.08.2020 № 1235, от 17.08.2020 № 1237, на основании п. 2 Плана контрольной деятельности администрации МО ГО «Сыктывкар» на 2020 год, утвержденного распоряжением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 25.12.2019 № 863-р, приказа Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» «О проведении контрольного мероприятия» от 17.09.2020 № 63 (в редакции приказов от 20.11.2020 № 81), ревизионной группой Департамента финансов проведено плановое выездное контрольное мероприятие в отношении Управления, а именно ревизия финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2018 по 31.12.2019.

По результатам указанного контрольного мероприятия начальником отдела контроля и экспертной работы Департамента финансов ФИО2 11.01.2021 составлен акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности Управления, из пункта 1 раздела результатов проведенной ревизии выявленных нарушений которого, следует, что выявлено нарушение в виде принятие локального нормативного правового акта, регулирующего порядок оплаты труда муниципальных служащих, что противоречит ст.22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Копия акта получена начальником Управления 08.02.2021.

02.04.2021 начальником Департамента финансов ФИО3, руководствуясь п.1 ст.269.2 Бюджетного кодекса РФ, в адрес начальника Управления ФИО4 выдано Представление с требованием в пункте 3 устранить нарушение ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Полагая пункт 3 Представления начальника Департамента финансов, выданного в адрес начальника Управления, незаконным и необоснованным, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Решением Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 14.07.2009 № 23/07-425 утверждено Положения о Департаменте финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее Положение).

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Положения Департамент финансов является функциональным органом администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

Департамент финансов является финансовым органом муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

Департамент финансов обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в муниципальном образовании городского округа «Сыктывкар» и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в пределах полномочий, возложенных задач и функций.

Департамент финансов в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательством Российской Федерации и Республики Коми, указами и распоряжениями Главы Республики Коми, правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1.7 Положения Департамент финансов является получателем средств бюджета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в части средств, предусмотренных на содержание и реализацию возложенных на Департамент финансов функций.

Департамент финансов осуществляет соответствующие бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств местного бюджета, главного администратора (администратора) доходов местного бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета в соответствии с законодательством.

Департамент финансов осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных муниципальных учреждений МО ГО «Сыктывкар» в пределах полномочий, установленных муниципальными правовыми актами МО ГО «Сыктывкар», осуществляет контроль за деятельностью подведомственных муниципальных учреждений, в том числе за выполнением ими муниципального задания.

Основными задачами Департамента финансов являются: осуществление внутреннего муниципального финансового контроля, осуществление анализа эффективности и результативности использования бюджетных средств, обоснованности планирования расходов бюджета (пункт 2.4 Положения); организация бюджетного учета и отчетности, контроля за соблюдением ведения бухгалтерского учета и отчетности по исполнению местного бюджета (пункт 2.5 Положения).

В соответствии с возложенными на него задачами Департамент финансов выполняет следующие функции: осуществляет полномочия внутреннего муниципального финансового контроля, предусмотренные статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3.27 Положения); проводит в пределах компетенции финансовую и правовую экспертизу проектов муниципальных правовых актов, проектов договоров и соглашений, заключаемых от имени муниципального образования (пункт 3.30 Положения).

В соответствии с п.4.1 Положения Департамент финансов имеет право запрашивать и получать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов государственной и исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, отделов (управлений) администрации муниципального образования городского округа «ФИО5, учреждений, предприятий и организаций (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) материалы, информацию и отчетные данные, необходимые для осуществления возложенных на Департамент финансов задач и функций.

В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов.

Решением Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 28.09.2010 № 4/09-596 утверждено Положение об Управлении по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1,5 Положения Управление является функциональным органом администрации городского округа «Сыктывкар», входящим в структуру администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

Управление является органом, специально уполномоченным от имени МО ГО «Сыктывкар» осуществлять полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению первичных мер пожарной безопасности, обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, организации на территории муниципального образования деятельности аварийно-спасательных служб (формирований), участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования, в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Коми, Уставом МО ГО «Сыктывкар» и иными муниципальными правовыми актами.

Руководство деятельностью Управления осуществляет начальник Управления, который подчиняется непосредственно главе муниципального образования городского округа «Сыктывкар» - руководителю администрации.

В своей деятельности Управление подотчетно администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

Согласно пунктам 5.1, 5.3 положения Управление возглавляет начальник Управления, назначаемый и освобождаемый от должности в установленном порядке главой муниципального образования городского округа «Сыктывкар» - руководителем администрации согласно муниципальным правовым актам администрации МО ГО «Сыктывкар» и подчиняется непосредственно главе МО ГО «Сыктывкар» - руководителю администрации.

В соответствии с пунктом 5.7 Положения работники Управления, замещающие должности муниципальной службы, являются муниципальными служащими Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации МО ГО «Сыктывкар». На них распространяются все права, обязанности, ограничения и социальные гарантии, предусмотренные для муниципальных служащих действующим законодательством Российской Федерации и Республики Коми, Уставом муниципального образования городского округа «Сыктывкар», решениями Совета МО ГО «Сыктывкар» и иными муниципальными правовыми актами.

Из пункта 7.1 Положения следует, что Управление несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, законов Республики Коми, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и Республики Коми по вопросам, относящимся к компетенции Комитета, Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар», муниципальных правовых актов Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» и главы муниципального образования городского округа «Сыктывкар» - руководителя администрации.

Статьей 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1).

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2).

Советом МО городского округа «Сыктывкар» 18.01.2006 принят Устав муниципального образования городского округа «Сыктывкар», в соответствии с пунктом 1 статьи 29 которого Совет муниципального образования городского округа «Сыктывкар» является представительным органом муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

Согласно пункту 32 части 2 статьи 33 Устава, в исключительной компетенции Совета городского округа находится определение размеров и условий оплаты труда, социальных и иных гарантий главы городского округа, должностных лиц органов местного самоуправления городского округа, депутатов Совета городского округа, работающих на постоянной основе, и муниципальных служащих муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в соответствии с действующим законодательством.

Решением Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 23.10.2007 № 5/10-110 утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Решением Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 05.12.2008 № 16/12-329 установлены размеры должностных окладов депутатов Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар», выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального образования городского округа «Сыктывкар», осуществляющих полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании городского округа «Сыктывкар».

Исходя из вышеизложенного, в силу статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар», определение размеров и условий оплаты труда, социальных и иных гарантий муниципальных служащих муниципального образования городского округа «Сыктывкар», в том числе в отношении муниципальных служащих Управления, относится к исключительной компетенции Совета МО городского округа «Сыктывкар», а начальник Управления таким правом не обладает.

Как следует из материалов дела, в ходе контрольного мероприятия, проведенного Департаментом финансов, в отношении Управления, установлено, что оплата труда работников замещающих муниципальные должности муниципальной службы в Управлении осуществляется на основании Положения об оплате труда работников, замещающих муниципальные должности муниципальной службы РК, утвержденного приказом Управления от 29.10.2007 № 28/1 (с изм. и доп. от 05.05.2009 № 23, от 28.09.2009 № 44, от 18.02.2010 № 8, от 29.07.2011 № 29, от 30.12.2016 № 99), при том, что в соответствии с пунктом 5.7 Положения работники Управления, замещающие должности муниципальной службы, являются муниципальными служащими Управления и на них распространяются все права, обязанности, ограничения и социальные гарантии, предусмотренные для муниципальных служащих действующим законодательством Российской Федерации и Республики Коми, Уставом муниципального образования городского округа «Сыктывкар», решениями Совета МО ГО «Сыктывкар» и иными муниципальными правовыми актами.

Вместе с тем, Положением об Управлении полномочия по определению размера и условий оплаты труда муниципальных служащих начальнику Управления не предоставлены.

При таких обстоятельствах, вывод должностного лица Департамента финансов о нарушении начальником Управления требований ст.22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», что выразилось в принятии последним локального нормативного правого акта в виде Положения об оплате труда работников, замещающих муниципальные должности муниципальной службы РК, о чем указано в акте, а также об устранении данного нарушения в пункте 3 оспариваемого Представления, является законным.

Доводы административного истца о том, что Департамент финансов не вправе проводить проверку локальных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, суд признает не состоятельными, поскольку в соответствии с Положением Департамента финансов, к числу основными задач последнего относится осуществление внутреннего муниципального финансового контроля, осуществление анализа эффективности и результативности использования бюджетных средств, обоснованности планирования расходов бюджета (пункт 2.4 Положения), на основании чего Департамент финансов выполняет функцию в виде осуществления полномочий внутреннего муниципального финансового контроля, предусмотренную статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3.27 Положения), в силу которой обладает полномочиями контроля за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов.

Поскольку оспариваемое представление вынесено должностным лицом уполномоченного органа в рамках муниципального финансового контроля, при наличии на то законных оснований, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к Департаменту финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», начальнику Департамента финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» ФИО3 о признании незаконным пункта 3 представления от 02 апреля 2021 года, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья И.С.Мишарина

Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2021 года.