ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5708/21 от 23.11.2021 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2а-5708/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Махачкала 23 ноября 2021 г.

Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:

председательствующего - судьи Токаевой З.М.,

при секретаре судебного заседания Маликовой А.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по Советскому району г. Махачкалы к Арсланбекову Шамилю Арсланалиевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2014, 2016 и 2017 года в размере 48 994 рубля и пени 686,01 рублей,

Установил:

ИФНС по Советскому району г. Махачкалы обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Арсланбекову Ш.А.

В обоснование иска указано на то, что административный ответчик в отчетный налоговый период являлся собственником указанного в иске имущества, следовательно, плательщиком налогов на данное имущество. Ответчику своевременно было направлено налоговые уведомления, а затем требования, однако в добровольном порядке задолженность по налогу погашена не была. Также административным истцом соблюден порядок взыскания налоговой задолженности в порядке судебного приказа. Поскольку задолженность налогоплательщиком так и не погашена, истец обратился за принудительным взысканием в суд.

Административный истец ИФНС России по Советскому району г.Махачкалы, надлежаще извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя не направила, о причинах его неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.

Административный ответчик Арсланбеков Ш.А. в судебное заседание не явился. Судом в соответствии с требованиями ст.96 КАС РФ Арсланбекову Ш.А. заказным письмом направлено извещение по адресу, указанному в административном исковом заявлении, однако, судебное извещение возвращено в суд с отметкой почтового отделения "за истечением срока хранения".

Возврат судебного извещения за истечением срока хранения суд расценивает как надлежащее извещение административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела, поскольку ч.2 ст.100 КАС РФ установлено, что адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 39 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

В представленных в суд возражениях на иск административный ответчик ФИО1 указывает, что не согласен с исковыми требованиями в связи с тем, что не получал налоговые требования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие сторон.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Административным истцом ИФНС по <адрес> перед судом поставлены вопросы принудительного взыскания транспортного налогов.

В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Как следует из материалов административного дела, административный ответчик ФИО1 в налоговый период – 2014, 2016 и 2017 года являлся собственником автомобилей:

- Шевроле Эпика КLAL, гос.рег.знак О932ЕК/05РУС;

- ВАЗ 217030, гос.рег.знак М429СХ/05РУС;

- Мерседес Бенц S500 4МАТIС, гос.рег.знак О993КР/05РУС;

- Мерседес Бенц S500L, гос.рег.знак Н389ВН/05РУС;

- Мерседес Бенц 500, гос.рег.знак Н140НМ/05РУС.

Следовательно, ответчик является плательщиком транспортного налога за указанные автомобили в указанные периоды.

Согласно ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного истца сформировано налоговое уведомление по транспортному налогу за 2014 и 2016 года на указанные в иске автомашины (ВАЗ 217030, гос.рег.знак М429СХ/05РУС; Мерседес Бенц S500L, гос.рег.знак Н389ВН/05РУС; Мерседес Бенц 500, гос.рег.знак Н140НМ/05РУС).

ДД.ММ.ГГГГ сформировано налоговое требование по транспортному налогу за 2014 и 2016 года на общую сумму 22 376 руб., а также пене в размере 300,77 руб. Налоговым требованием установлен срок оплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного истца сформировано налоговое уведомление по транспортному налогу за 2017 год на указанные в иске автомашины (Шевроле Эпика КLAL, гос.рег.знак О932ЕК/05РУС, Мерседес Бенц 500, гос.рег.знак Н140НМ/05РУС).

ДД.ММ.ГГГГ сформировано налоговое требование по транспортному налогу за 2017 год на общую сумму 31 277 руб., а также пене в размере 465,25 руб. Налоговым требованием установлен срок оплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из содержания пункта 3 статьи 363, пункта 4 статьи 397, пункта 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Таким образом, по смыслу приведенных требований закона, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

При этом право обращения контрольных органов, в том числе налоговых органов, в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций законодатель связывает с наличием у таких лиц обязанности по уплате установленных законом обязательных платежей и санкций, а также с неисполнением в добровольном порядке или пропуском указанного в требовании срока уплаты денежной суммы.

Положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Таким образом, законом установлен порядок досудебного урегулирования административных споров по взысканию обязательных платежей и санкций. При этом требование об уплате налога физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) должно быть вручено лично под расписку либо направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. То есть направление требования об уплате налога по адресу, исключающему получение налогоплательщиком такого требования, не может считаться исполнением требования закона о досудебном урегулировании спора.

В этой связи, обстоятельствами, подлежащими выяснению для целей взыскания с налогоплательщика исчисленной налоговым органом задолженности по налогам и пеням, являются надлежащее исполнение налоговым органом предусмотренной законом обязанности по информированию в установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации порядке налогоплательщика о расчете налогов и имеющейся задолженности с указанием сроков их уплаты.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал ИФНС по <адрес> представить доказательства, подтверждающие исполнение налоговым органом обязанности, связанной с уплатой ФИО3 транспортного налога за 2014, 2016 и 2017 года.

Какие-либо доказательства направления ФИО1 налоговых требований и в материалах дела отсутствуют, и в суд ИФНС России по <адрес> не представлены, определение суда от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления налоговых уведомлений и требований об уплате транспортного налога, порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

В связи с отсутствием оснований для взыскания транспортного налога за 2014, 2016 и 2017 года также отсутствуют основания для взыскания пени за его неуплату.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного иска Инспекции ФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2014, 2016 и 2017 года в размере 48 994 рубля и пени 686,01 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья З.М. Токаева