Дело № 2а-570/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019 года г.Томск
Ленинский районный суд г. Томска в составе председательствующего судьи Фёдоровой И.А., при секретаре Дударьковой П.В., с участием представителя административного истца ФИО11, действующей по доверенности 70АА 1292866 от 04.02.2019 сроком на три года, представителя административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства г.Томска ФИО12, действующего по доверенности №107 от 10.01.2019 сроком на год, представителя административного ответчика Администрации города Томска ФИО13, действующего по доверенности №546 от 30.01.2019 сроком на год, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО14 к Департаменту архитектуры и градостроительства Города Томска, администрации Города Томска о признании незаконным отказа в приеме документов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО14 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Города Томска, администрации Города Томска о признании незаконным отказа в приеме документов, указав в обоснование заявленных требований, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание по адресу: площадью 650,9 кв.м., 1 этаж. Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером по адресу: площадью 5650 кв.м., вид разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения, категория земель: земли населенных пунктов, территориальная зона: О-1, зона делового, общественного и коммерческого назначения. 22.10.2018 административным истцом и заинтересованными лицами подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. , к заявлению приложены схема расположения земельного участка и правоудостоверяющие документы на исходный земельный участок. В ответ на заявление истцом получено уведомление №01-01-21/6339 от 02.11.2018 об отказе в приеме документов, в котором указано на отсутствие письменного согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходного земельного участка, а также отсутствие в заявлении указания на все объекты недвижимости, расположенные в пределах земельного участка. Своим отказом в принятии документов ответчик нарушил право административного истца на формирование и оформление земельного участка по адресу: расположенного под нежилым зданием, принадлежащим ему на праве собственности, в порядке, определенном Земельным кодексом Российской Федерации. Просит восстановить срок обращения с административным исковым заявлением в суд, признать отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска в приеме документов, выразившийся в уведомлении №01-01-21/6339 от 02.11.2018, незаконным.
Административный истец ФИО14, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил.
Представитель административного истца ФИО11, в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что оспариваемый отказ противоречит п. 7 ст. 11.4 и п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 16.ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, такое основание для отказа как отсутствие согласования схемы расположения земельного участка с иными землепользователей в статье отсутствует, арендаторами земельного участка являются ООО «Фруктовая радуга», ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 и иные лица, о которых административному ответчику неизвестно. В случае отказа иных землепользователей в согласовании схемы, неясно, на основании каких правовых норм будет осуществляться взаимодействие между землепользователями. Требования административного регламента, которыми руководствовался административный ответчик при принятии решения об отказе в приеме документов, противоречат положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Просила восстановить срок на обращение в суд, поскольку первоначально административный истец обратился с иском в Арбитражный суд Томской области, пропуск срока является незначительным.
Представитель административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска ФИО12 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, представил и поддержал письменный отзыв на иск, согласно которому решение об отказе в приеме документов принято в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденным постановлением администрации Города Томска № 752 от 19.08.2015, которым предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в том числе, несоответствие заявления о предоставлении муниципальной услуги требованиям административного регламента в части формы заявления, непредставление заявителем документов, указанных в приложении № 3 регламенту, предоставление которых является обязательным. Согласно п.5 приложения № 3 к административному регламенту к заявлению обязательно прилагается письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходного земельного участка. Спорный земельный участок обременен ипотекой банков, правом аренды иных юридических и физических лиц. В заявлении о предоставлении муниципальной услуги указаны не все объекты недвижимости. Целью подготовки схемы расположения земельного участка является образование земельного участка для его предоставления без проведения торгов. Таким образом, утвердив предоставленную схему расположения земельного участка, Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска и администрация Города Томска примут решение об образовании земельных участков путем их раздела, исходный земельный участок прекратит свое существование, что напрямую затронет законные права и интересы землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходного земельного участка, в связи с чем необходимо получение их согласия в письменной форме. Отказ в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, принят уполномоченным лицом, в установленные сроки и в полном соответствии с требованиями административного регламента.Пояснил, что принимая решение об отказе в приеме документов, административный ответчик руководствовался административным регламентом предоставления муниципальной услуги, который обязателен для исполнения, никем не оспорен, и не противоречит действующему законодательству. Полагал, что уважительные причины для восстановления срока на обращение в суд отсутствуют.
Представитель административного ответчика администрации Города Томска ФИО13 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований. Пояснил, что при подаче заявления о предоставлении муниципальной услуги административным истцом не представлены все необходимые документы, схема расположения земельного участка не может быть утверждена, пока не будет согласована со всеми землепользователями. Административный регламент предоставления муниципальной услуги, которым руководствовался Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска при принятии решения об отказе в приеме документов, не противоречит действующему законодательству. Полагал, что срок для обращения с административным иском в суд пропущен без уважительной причины.
Заинтересованные лица ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, представитель заинтересованного лица ООО «Компания Фруктовая радуга», надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили.
Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в связи со следующим.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ч.2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Пунктом 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (п.2 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (п.4 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пп.3 п.1 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 6,7 ст.11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п.13 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок (п.14 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предоставление муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории» осуществляется на основании регламента, утвержденного постановлением администрации города Томска от 19.08.2015 №752 с последующими изменениями и дополнениями (далее – Регламент).
Муниципальная услуга предоставляется администрацией города Томска в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска (п.2.2 Регламента).
Из материалов дела следует, что ФИО14 является собственником нежилого здание по адресу: площадью 650,9 кв.м, 1 этаж.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером по адресу: площадью 5650 кв.м, вид разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения, категория земель: земли населенных пунктов, территориальная зона: О-1, зона делового, общественного и коммерческого назначения, который используется истцом по договору аренды земельного участка №010817:14 от 29.11.1999 с множественностью лиц на стороне арендатора, дополнительных соглашений к нему №3/2 от 20.05.2015 и №3/3 от 12.07.2017.
22.10.2018 ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ООО «Компания Фруктовая радуга» обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска с заявлением, в котором просили утвердить схему местоположения границ земельного участка по адресу: площадью 5650 кв.м, кадастровый , предоставленного на праве аренды в соответствии с договором аренды земельного участка №010817:14 от 29.11.1999 в целях его (их) образования (выдел) для предоставления без проведения торгов. В заявлении указаны адреса и кадастровые номера объектов недвижимости, расположенных в границах земельного участка, из которого при разделе образуются земельные участки, принадлежащие заявителям.
02.11.2018 администрацией Города Томска в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска принято решение об отказе в приеме документов на основании п.п.2.6, 2.7 регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 19.08.2015 №752, приложения №3 к регламенту, в силу которых помимо предоставленных заявителями документов, должны прилагаться: письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходного (исходных) земельных участков. Также в запросе о предоставлении муниципальной услуги указаны не все объекты недвижимости, расположенные в пределах земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100023:1. согласно сведениям Управления Росреестра.
В п.2.7 Регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в том числе, несоответствие заявления о предоставлении муниципальной услуги требованиям пп.2.6.1 п.2.6. настоящего регламента в части формы заявления (пп.1), непредставление заявителем одного или нескольких документов, указанных в приложении №3 к настоящему административному регламенту, предоставление которых является для заявителя обязательным (пп.2).
Согласно п.2.6 Регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, представлен в таблице приложения 3 к настоящему административному регламенту.
В соответствии с п.2.6.1 Регламента заявление о предоставлении муниципальной услуги предоставляется заявителем по форме согласно приложению 4 к настоящему административному регламенту, в случае если указанное заявление предусматривает образование земельного участка при разделе или объединении земельных участков.
Форма заявления для предоставления муниципальной услуги в целях образования земельного участка при разделе или объединении земельных участков (Приложение №4 к Регламенту) предусматривает указание адресов, кадастровых номеров всех зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в границах земельного участка, из которого при разделе образуются земельные участки, а также в качестве приложения письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходного земельного участка.
В таблице приложения 3 к Регламенту в числе документов, обязательных для предоставления муниципальной услуги (кроме случаев, предусмотренных в п.4 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации), указано письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходного земельного участка.
В связи с поступлением заявления о предоставлении муниципальной услуги, ответчиком была получена выписка из ЕГРН от 23.10.2018, согласно которой на земельном участке с кадастровым номером по адресу: кроме указанных заявителями, находятся объекты недвижимости с кадастровыми номерами: . Также в выписке указаны лица, правами которых обременен участок и срок обременения, в том числе, кроме заявителей ФИО1, ФИО2, ООО «Торговый дом «Кия», ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 Кроме того, право аренды земельного участка большинства арендаторов, в том числе заявителей, является предметом ипотеки.
Согласно информации, предоставленной Департаментом управления муниципальной собственностью 31.10.2018,земельный участок с кадастровым номером по адресу: общей площадью 5650 кв.м предоставлен по договору аренды земельного участка №010817:14 с множественностью лиц на стороне арендатора следующим лицам: ФИО2, ФИО1, ФИО5, ООО «Компания Фруктовая Радуга», ФИО3, ФИО10ФИО6, ФИО4, ООО «Торговый дом «Кия», ФИО7
Указанные обстоятельства подтверждаются также представленными административным ответчиком в ходе рассмотрения дела документами: договором аренды земельного участка №010817:14 со множественностью лиц на стороне арендатора и дополнительными соглашениями к нему с ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО6, ООО «Торговый дом «Кия», ФИО1, ФИО7, ФИО3, выписками из ЕГРН.
Таким образом, при поступлении заявления ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ООО «Компания Фруктовая радуга» об утверждении схемы расположения земельного участка (земельных участков) Департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска было установлено, что в представленном заявлении указаны не все объекты недвижимости, расположенные в границах исходного земельного участка, а также не представлено письменное согласие на образование земельных участков всех арендаторов и залогодержателей исходного земельного участка.
Так как указанные обстоятельства в силу п.2.7 Регламента являются основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, Департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в соответствии с требованиями Регламента принято решение об отказе в приеме документов, оформленное уведомлением от 02.11.2018 №01-01-21/6339.
Поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в установленном для предоставлении муниципальной услуги порядке, в полном соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, оснований для удовлетворения заявленного административного иска не имеется.
Доводы административного истца о нарушении требований Земельного кодекса Российской Федерации при принятии оспариваемого решения, полагавшего, что положения п.4 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации о возможности образования земельных участков лишь при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, должны применяться только на стадии регистрации прав на вновь образованные земельные участки, и неприменимы при утверждении схемы расположения земельного участка (земельных участков), основаны на неверном толковании норм материального права.
Как установлено ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ).
Как установлено при рассмотрении дела, оспариваемое решение получено истцом 06.11.2018. Административное исковое заявление поступило в суд 20.02.2019, то есть с пропуском установленного законом срока.
В качестве оснований для восстановления срока на обращение в суд, административным истцом указано на обращение с иском в Арбитражный суд Томской области, которым отказано в принятии заявления, и Советский районный суд г.Томска, определением которого административный иск был возвращен.
Вместе с тем, обращение в суд с нарушением правил подведомственности и подсудности, уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд и его восстановления не является. Срок для обращения с административным иском в суд пропущен ФИО14 без уважительной причины.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст.219 КАС РФ).
Исходя из изложенного, суд полагает требования ФИО14 к Департаменту архитектуры и градостроительства Города Томска, администрации Города Томска о признании незаконным отказа в приеме документов, оформленного уведомлением от 02.11.2018 №01-01-21/6339, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО14 к Департаменту архитектуры и градостроительства Города Томска, администрации Города Томска о признании незаконным отказа в приеме документов, оформленного уведомлением от 02.11.2018 №01-01-21/6339, отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.А.Фёдорова