Дело № 2а-570/2018
Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 03 мая 2018 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Кузьмич Н.В.,
при секретаре Лукановой Ю.В.,
с участием помощника прокурора г. Кандалакши Мамаковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда административное дело по иску прокурора г. Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о признании незаконным бездействия, выразившееся в длительном не приведении нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством в части разработки и утверждения административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг,
установил:
Прокурор г. Кандалакши обратился в защиту интересов неопределённого круга лиц в суд с административным иском к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района (далее – администрация г.п. Зеленоборский) о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном не приведении нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством в части разработки и утверждения административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг. В обоснование исковых требований указано, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в границах муниципального образования, что является обязательным для исполнения органами местного самоуправления. На территории городского поселения Зеленоборский расположены 2 кладбища в п. Зеленоборский и в <...>. Проверкой установлено, что администрацией г.п. Зеленоборский в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не разработан и не утверждён административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказании ритуальных услуг. Просит суд признать незаконным бездействие администрации г.п. Зеленоборский, выразившееся в длительном не приведении нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством в части разработки и утверждения административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг; обязать администрацию г.п. Зеленоборский в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона путём разработки и принятия правового акта, утверждающего административный регламент, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг.
В судебном заседании помощник прокурора Мамакова Е.С. поддержала административный иск по изложенным в нём основаниям.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан также предусмотрено частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:
1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;
2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;
3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;
4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
В силу пунктов 1,2 статьи 25 Федерального закона № 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в границах муниципального образования, является обязательным для исполнения органами местного самоуправления.
В связи с тем, что организация похоронного дела является деятельностью по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемой по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, соответственно, является муниципальной услугой в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.20010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Под административным регламентом в соответствии со статьёй 2 Федерального закона № 210-ФЗ понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).
Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Кандалакши проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлены нарушения.
Согласно ответу администрации г.п. Зеленоборский на запрос прокуратуры города от 30.03.2018, административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг, не разработан и не утверждён.
Установлено, что длительный период администрацией г.п. Зеленоборский не приняты меры к разработке и утверждению административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг, чем нарушаются права неопределённого круга лиц на получение качественной муниципальной услуги.
Как верно указано прокурором, выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют об имеющих место длящихся нарушениях законов в сфере реализации вопросов местного значения, проявляющихся в форме бездействия. Отсутствие административного регламента, содержащего все требования Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», регулирующего отношения по предоставлению муниципальных и государственных услуг, означает допустимость произвольной организации работы администрации по оказанию данного вида услуг.
В силу пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает, в том числе, на срок устранения таких нарушений.
Требуемый прокурором срок устранения нарушений законодательства (3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу) суд считает обоснованным и разумным.
С учётом изложенного суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации г.п. Зеленоборский, выразившееся в длительном неприведении нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством в части разработки и утверждения административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг, в связи с чем на административного ответчика подлежит возложению обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона путём разработки и принятия правового акта, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района, выразившееся в длительном не приведении нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством в части разработки и утверждения административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг.
Обязать администрацию городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона путём разработки и принятия правового акта, утверждающего административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Н.В. Кузьмич