Административное дело №2а-570/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Рязань. 13 июня 2018 года
Рязанский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Арсеньевой О.В.,
при секретаре Боченковой А.О.
с участием представителя административного истца Луконина О.Г. – Учуватова Д.Ю.
представителей административного ответчика: администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области Ландаренко Н.С. и Ясинского Б.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску Луконина Олега Геннадьевича к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении изменений в документы территориального планирования муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области,
У С Т А Н О В И Л:
Луконин Олег Геннадьевич обратился в суд с иском к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении изменений в документы территориального планирования муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области.
В обоснование административного иска указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, который был приобретен по договору купли-продажи от 14.04.2017г. у администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области. Вид разрешенного использования земельного участка - для садоводства и огородничества.
Вместе с тем, согласно Генеральному плану муниципального образования - Заборьевское сельское поселения Рязанского муниципального района Рязанской области (далее по тексту: Генплан) участок истца расположен в зоне Р5 - особо охраняемых природных территорий. Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (далее по тексту: ПЗЗ) основными видами разрешенного использования зоны Р5 являются: объекты, связанные с организацией ООПТ, массивы зеленых насаждений, историко-археологические работы.
Таким образом разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № не соответствует Генплану и ПЗЗ Заборьевского сельского поселения. Кроме того, вокруг участка истца в вышеуказанной зоне Р5 расположены также земельные участки с кадастровыми номерами № разрешенный вид использования которых «для ведения личного подсобного хозяйства». При этом вышеуказанные земельные участки поставлены на кадастровый учет до утверждения Генплана и ПЗЗ Заборьевского сельского поселения.
11.07.2017г. административный истец обратился в адрес главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области с заявлением о предоставлении сведений о территориальной зоне, в которой расположен принадлежащий ему участок в соответствии с ПЗЗ Заборьевского сельского поселения. 01.08.2017г. поступил ответ, из которого следует, что участок истца расположен в зоне Р5 - зона особо охраняемых природных территорий. Учитывая изложенное, истец обратился в адрес администрации Рязанского района с заявлением, в котором просил разобраться, как участок попал в зону Р5, изменить зону Р5 на Ж4 - зону жилой застройки индивидуальными домами усадебного типа с возможностью ведения ЛПХ, изменить вид разрешенного использования участка с «для садоводства и огородничества» на «ведение личного подсобного хозяйства - ЛПХ». В ответ на данное обращение поступило письмо № от 05.09.2017г., в котором указано, что заявление истца будет рассмотрено в рамках работы согласительной комиссии по проекту Генплана. 01.11.2017г. поступил повторный ответ, в котором указано, что администрацией МО – Рязанский муниципальный район запланирован комплекс мер по приведению в соответствие документов территориального планирования, инициирована процедура разработки нового Генплана, в котором будут учтены сведения Государственного кадастра недвижимости, ориентировочные сроки окончания работ- первый квартал 2018 года.
Административный истец указывает, что до настоящего времени администрация Рязанского муниципального района так и не осуществила процедуру внесения изменений в Генплан Заборьевского сельского поселения, что свидетельствует о ее бездействии в решении данного вопроса.
На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области в части изменения документов территориального планирования муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в части изменения территориальной зоны Р5 - особо охраняемых природных территорий на зону Ж4 - жилой застройки индивидуальными домами усадебного типа с возможностью ведения ЛПХ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию муниципального образования Рязанский муниципальный район Рязанской области внести изменения в Генеральный план муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в части изменения территориальной зоны Р5 - особо охраняемых природных территорий на зону Ж4 - жилой застройки индивидуальными домами усадебного типа с возможностью ведения ЛПХ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области внести изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в части изменения территориальной зоны Р5 - особо охраняемых природных территорий на зону Ж4 - жилой застройки индивидуальными домами усадебного типа с возможностью ведения ЛПХ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; взыскать с администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Луконина О.Г. – Учуватов Д.Ю. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный истец Луконин О.Г., будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем суд в силу ст.150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители административного ответчика: администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области административного ответчика: администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области Ландаренко Н.С. и Ясинский Б.В. в судебном заседании административные исковые требования не признали по основаниям, указанным в письменном отзыве, указали, что администрация района не вправе вносить изменения в документы, которые утверждены решением Совета депутатов МО – Заборьевское сельское поселение, то есть другим органом местного самоуправления, кроме того, администрацией района осуществляется комплекс мер по приведению в соответствие документов территориального планирования, считают, что права и законные интересы административного истца не нарушены, поскольку он вправе использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования - для садоводства и огородничества.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец Луконин О.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства и огородничества. Вышеуказанный участок истец приобрел по договору купли-продажи от 14.04.2017г. у администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области. Государственная регистрация права собственности произведена 27.04.2017 года, номер регистрации №.
Судом также установлено, что 11.07.2017г. административный истец обратился в адрес главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области с заявлением о предоставлении сведений о территориальной зоне, в которой расположен принадлежащий ему участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки Заборьевского сельского поселения.
Письмом администрации МО –Рязанский муниципальный район № от 01.08.2017г. Луконину О.Г. сообщено, что принадлежащий ему земельный участок согласно ПЗЗ расположен в зоне Р5 - зона особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Основными видами разрешенного использования зоны Р5 являются: объекты, связанные с организацией ООПТ, массивы зеленых насаждений, историко-археологические работы; вспомогательные виды разрешенного использования определяются в соответствии с видом ООПТ; условно-разрешенные виды использования определяются в соответствии с видом ООПТ.
15.08.2017г. административный истец обратился в адрес главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район <адрес> с заявлением, в котором изменить зону Р5 на зону жилой застройки индивидуальными домами усадебного типа с возможностью ведения ЛПХ – Ж4, изменить вид разрешенного использования участка с «для садоводства и огородничества» на «ведение личного подсобного хозяйства - ЛПХ».
В ответ на данное обращение поступили письма №ДА/1-2681 от 05.09.2017г. и ДА/1-3453 от 01.11.2017г., из которых следует, что администрацией МО – Рязанский муниципальный район запланирован комплекс мер по приведению в соответствие документов территориального планирования, заявление истца будет рассмотрено в рамках работы согласительной комиссии по проекту Генплана, ориентировочные сроки окончания работ- первый квартал 2018 года.
Истец считает, что административный ответчик бездействует, поскольку до настоящего времени не осуществил процедуру внесения изменений в документы территориального планирования и Правила землепользования и застройки.
Проверяя законность оспариваемого бездействия, суд приходит к следующим выводам.
Полномочия органа местного самоуправления муниципального района в области градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом (ст.8). Так, к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности отнесено утверждение документов территориального планирования и правил застройки, выдача разрешений на строительство (пункты 1,3 и 5 частей 1,2 и 3 статьи 8).
В соответствии с ч.1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования являются схемы территориального планирования и Генеральный план сельского поселения.
Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2016г. полномочия по утверждению Генерального плана и Правил застройки сельского поселения относит к муниципальному району.
В соответствии со ст.18 Градостроительного кодекса РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 ст.24 ГрК РФ).
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 1 ст.24 ГрК РФ).
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3 ст.24 ГрК РФ).
Частью 8 указанной статьи установлено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса (часть 11 ст.24 ГрК РФ).
Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (части 12 и 13 ст.24 ГрК РФ).
Пунктом 17 указанной статьи установлено, что внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
Статьей 31 ГрК РФ регламентирован порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся (часть 3 ст.31 ГрК РФ).
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. (часть 5 ст.31 ГрК РФ).
По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (части 10-12 ст.31 ГрК РФ).
Частью 16 указанной статьи установлено, что глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса (часть 1 ст.32 ГрК РФ).
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту (часть 2 ст.32 ГрК РФ).
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса. (часть 1 ст.33 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что Генеральный план МО – Заборьевское сельское поселение утвержден решением Совета депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области № от 30.05.2014г. «Об утверждении Генерального плана муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области».
Правила землепользования и застройки муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области
утверждены решением Совета депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области № от 17.12.2014г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области».
Таким образом, документы территориального планирования и Правила землепользования и застройки муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области утверждены не административным ответчиком, бездействие которого оспаривается, а иным органом местного самоуправления – Советом депутатов муниципального образования – Заборьевское сельское поселение.
Согласно указанным ПЗЗ принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «для садоводства и огородничества» расположен в зоне Р5 - зона особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Из материалов дела также следует, что постановлениями главы администрации МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области №№ и № от 07 апреля 2016 года постановлено разработать проект Генерального плана муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области и Правила землепользования и застройки муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области.
В дальнейшем утверждены технические задания на разработку проекта генерального плана и Правил землепользования и застройки, разработан проект генерального плана.
Проект генерального плана муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района получил заключение об отказе в согласовании Правительства Рязанской области (письмо от 24.05.2017г. №).
Распоряжением главы администрации МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области №-р от 22.06.2017г. создана согласительная комиссия по проекту генерального плана, по результатам заседания которой 13.11.2017 года распоряжением главы администрации МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области №-р от 13.11.2017г проект генерального плана был отклонен, направлен на доработку в проектную организацию в целях устранения выявленных замечаний.
В настоящее время во исполнение постановления главы администрации МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области № от 07.04.2016 года административным ответчиком разрабатывается проект Генерального плана муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области. 01.06.2018г. утверждено техническое задание на выполнение работ по подготовке проекта генерального плана, где одной из поставленных задач является функциональное зонирование территории с учетом заинтересованных лиц.
Таким образом, судом установлено, что администрацией МО –Рязанский муниципальный район в настоящее время осуществляются необходимые действия, предусмотренные ст.24 ГрК РФ, по подготовке документов территориального планирования муниципального образования, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
Кроме того, как было указано судом выше, документы территориального планирования и ПЗЗ муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, в которые административный истец просит обязать администрацию МО – Рязанский муниципальный район внести изменения, утверждены не административным ответчиком, а иным органом местного самоуправления – Советом депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области.
Действующим законодательством не урегулирован вопрос об отмене муниципальных правовых актов и о внесении изменений в ранее принятые акты органов местного самоуправления в связи с переданными другим органам местного самоуправления полномочий. Вследствие передачи указанных полномочий органы местного самоуправления ни сельского поселения, ни муниципального образования в настоящее время не могут внести изменения в уже принятые документы территориального планирования муниципальных образований (орган местного самоуправления сельского поселения - в связи с отсутствием в настоящее время таких полномочий, орган местного самоуправления муниципального района - в связи с отсутствием полномочий по изменению и отмене муниципальных правовых актов).
Следовательно, единственным способом корректировки ранее утвержденных Генерального плана и Правил землепользования и застройки является принятие органом местного самоуправления новых документов территориального планирования и Правил землепользования и застройки.
Таким образом, требования административного истца к административному ответчику об обязании внести изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, которые указанным органом местного самоуправления не утверждались, в том числе минуя предусмотренные положениями ГрК РФ стадии подготовки проектов указанных документов (согласования, публичных слушаний и т.п.), являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд полагает необходимым также отметить, что административным истцом не доказано нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Так, в силу части 12 ст.9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон, а в силу пункта 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, когда использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, административный истец в настоящее время не лишен возможности использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования – для садоводства и огородничества.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Луконина Олега Геннадьевича к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении изменений в документы территориального планирования муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда
Судья: подпись.
Копия верна: судья: О.В.Арсеньева