ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-570/2022 от 29.08.2022 Багратионовского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-570/2022

39RS0007-01-2022-000700-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Багратионовск 29 августа 2022 г.

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

судьи Степаненко О.М.,

при секретаре Безруковой В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации МО «Багратионовский муниципальный округ» о признании решения органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности устранить нарушение прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации МО «Багратионовский муниципальный округ» о признании решения органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности устранить нарушение прав.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что он является собственником здания маслозавода с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Данное здание не используется в качестве производственного более 20 лет. Более того, в нем расположены 2 жилых помещения – <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. и <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., которые имеют общий выход на лестничную площадку, находятся в пользовании у семей ФИО7 и ФИО10. Ссылаясь на эти обстоятельства, 15 марта 2022 г. он обратился в администрацию МО «Багратионовский муниципальный округ» с заявлением об изменении назначения здания с нежилого на многоквартирный дом и вида разрешенного использования расположенного под ним земельного участка – под многоквартирный дом, в чем письмом от 13 апреля 2022 г. за исх. ему было отказано. С решением органа местного самоуправления в части отказа в изменении назначения здания он не согласен, изменение назначения здания необходимо в целях приведения в соответствие назначения объекта с его фактическим использованием, в связи с чем просит признать ответ незаконным и в порядке устранения нарушения прав изменить назначение здания маслозавода на многоквартирный дом.

Административный истец ФИО1 в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Его представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала и дала аналогичные содержанию административного иска объяснения.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО «Багратионовский муниципальный округ» ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что оспариваемое решение соответствует требованиям закона.

Привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ФИО4 и ФИО5 в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель ФИО4 – ФИО8 в судебном заседании также возражала против удовлетворения исковых требований.

Заслушав объяснения вышеназванных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

На основании решения Багратионовского районного суда Калининградской области от 10 июля 2008 г. ФИО1 с 9 декабря 2008 г. является собственником 2-х этажного нежилого здания – маслозавода, имеющего кадастровый , <данные изъяты> г. постройки, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно технической документации и сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на 2-м этаже данного здания расположены 2 жилых помещения – <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. и <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.

Решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 26 сентября 2013 г. ФИО1 было отказано в удовлетворении исковых требований, в том числе, о выселении из этих квартир семей ФИО10 и ФИО7.

15 марта 2022 г. ФИО1, ссылаясь на то, что здание не используется в качестве производственного более 20 лет, представив свидетельство о регистрации права собственности, техническую документацию на здание, выписки из ЕГРН на квартиры, судебное решение, обратился в администрацию МО «Багратионовский муниципальный округ» с заявлением об изменении назначения здания с нежилого на многоквартирный дом и вида разрешенного использования расположенного под ним земельного участка – под многоквартирный дом.

По результатам рассмотрения заявления администрация МО «Багратионовский муниципальный округ» письмом от 13 апреля 2022 г. за исх. отказала ФИО1 в его удовлетворении.

Из оспариваемого ответа следует, что нежилое здание – маслозавод не является многоквартирным домом, для его использования по новому назначению необходимо проведение работ по реконструкции объекта (изменить его параметры: площадь, объем, заменить либо восстановить его несущие строительные конструкции), которые выполняются в несколько этапов: подготовка проектной и рабочей документации, получение разрешения для осуществления работ по реконструкции, проведение кадастровых работ после реконструкции, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Требования градостроительного законодательства предполагают соответствие расположения здания, которое переводится в жилое помещение, соответствующей функциональной зоне и виду разрешенного использования земельного участка. Согласно Правилам землепользования и застройки МО «Багратионовский городской округ», земельный участок с кадастровым номером , на котором расположенное нежилое здание – маслозавод с кадастровым номером входит в границы территориальной зоны градостроительного зонирования – зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4). Градостроительный регламент в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах данной территориальной зоны, размещение многоквартирного дома не предусматривает. В указанной территориальной зоне вид разрешенного использования земельного участка «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» предусмотрен в перечне условно разрешенных видов использования земельного участка и объекта капитального строительства Правил. Для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства необходимо обратиться в Министерство градостроительной политики Калининградской области.

Административный истец оспаривает правомерность указанного ответа в части отказа в изменении назначения здания.

Согласно статье 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ), Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2); под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объекте недвижимости (часть 7).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Частью 2 указанной статьи установлено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 8 названного Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся такие основные сведения об объекте недвижимости как вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид).

Согласно пункту 9 части 5 статьи 8 этого же Федерального закона сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом, гараж) относятся к дополнительным сведения об объекте недвижимого имущества.

Таким образом, назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, которые согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или местного самоуправления.

Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которое идентифицируется наряду с другими по такому признаку как назначение (пункт 6 части 2 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

Согласно части 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

На основании ч.6 ст. 15 Жилищного кодекса РФ многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя общее имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

Статья 36 Жилищного кодекса РФ относит к общему имуществу в многоквартирном доме (пункты 1-3 части 1):

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что существенным признаком многоквартирного дома, состоящего из нескольких квартир, является наличие в нем помещений общего пользования.

Под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) следует понимать изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением, в том числе случаев изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Из технического паспорта, составленного по состоянию на 29 мая 2008 г., следует, что здание по адресу: <адрес>, частично разрушено.

ФИО1, обращаясь 3 августа 2012 г. в <адрес> с требованием об отселении из принадлежащего ему здания проживающих в нем граждан указывал, что состояние здания можно оценить как аварийное – отслоение штукатурки, частичное обрушение кровли, нарушение целостности стен и перекрытий и пр.

В связи с обращением ФИО6 Министерство регионального контроля (надзора) по поручению Правительства Калининградской области проводило обследование указанного здания, по результатам которого 21 апреля 2017 г. составило заключение. Из данного заключения следует, что здание 2-хэтажное с подвалом, до 1945 года постройки. При его осмотре выявлено частичное разрушение наружных стен, раствор кирпичной кладки вымыт на глубину до 60 мм. Штукатурный слой наружных стен имеет значительные разрушения по всему периметру здания. При осмотре кровли выявлено частичное отсутствие разделок в местах примыкания черепичного покрытия к выступающим элементам крыши. При осмотре чердачного помещения выявлены следы гниения деревянных несущих конструкций крыши вследствие систематического увлажнения, дощатое покрытие пола чердака имеет повреждения в местах протечки кровли. Водоснабжение и канализация отсутствуют. Штукатурный слой в <адрес> имеет множественные трещины и обрушения. Одна из кирпичных стен жилой комнаты, смежная с помещениями маслозавода, частично разрушена. Указанное заключение направлено в орган местного самоуправления для рассмотрения вопроса о признании <адрес> не пригодной для проживания.

По результатам рассмотрения заключения 13 июля 2017 г. постановлением администрации МО «Багратионовский городской округ» ФИО6 предоставлено жилое помещение маневренного фонда в <адрес>.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО4, имеющая право пользования расположенной в здании квартирой , пояснила, что ремонт здания не проводился. Данное обстоятельство представитель административного истца при рассмотрении дела не оспаривала.

Учитывая, что при наличии вышеназванных сведений о требующем проведения ремонта состоянии здания, ФИО1 не представил доказательств надежности и безопасности принадлежащего ему объекта, возможности его использования как многоквартирного дома, в том числе без замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций, то есть без проведения реконструкции, орган местного самоуправления правомерно указал на невозможность использования здания по новому назначению и отказал в его изменении.

Кроме того, при изменении назначения здания с нежилого на многоквартирный дом следует учитывать разрешенное использование земельного участка, на котором расположено здание. Такой перевод не должен нарушать разрешенное использование земельного участка.

Согласно Правилам землепользования и застройки МО «Багратионовский городской округ», земельный участок с кадастровым номером , на котором расположенное нежилое здание – маслозавод с кадастровым номером входит в границы территориальной зоны градостроительного зонирования – зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4).

Градостроительный регламент в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах данной территориальной зоны, размещение многоквартирного дома не предусматривает.

При таких обстоятельствах, вид использования спорного объекта недвижимости в случае его перевода из нежилого в жилое вступает в противоречие в основными и вспомогательными видами разрешенного использования занятого этим объектом земельного участка, и нарушает положения жилищного законодательства и градостроительной деятельности.

С учетом изложенного, оснований для признания незаконным ответа от 13 апреля 2022 г. не имеется, принят он в соответствии с законом, в пределах предоставленных административному ответчику полномочий и не нарушает права и законные интересы административного истца.

Таким образом, суд находит исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к администрации МО «Багратионовский муниципальный округ» о признании решения органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности устранить нарушение прав, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 5 сентября 2022 г.

Судья: О.М.Степаненко