Дело № 2а-570/2023
68RS0024-01-2023-000612-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2023 года р.п. Сосновка Тамбовской области
Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Охотниковой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Дробышевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сосновская центральная районная больница» к судебному приставу-исполнителю СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России Шаровой Е.А., начальнику СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России Гришиной А.Н. и ГМУ ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора, о восстановлении срока на подачу административного иска,
установил:
ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» обратилось в суд с административным иском, в том числе уточненным, просило освободить от взыскания исполнительского сбора, указав при этом, что 03.07.2023 судебным приставом-исполнителем Сосновского РОСП возбуждено исполнительное производство №-ИП, 13.07.2023 – передано для исполнения в СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России. 24.07.2023 данное производство принято к исполнению судебным приставом-исполнителем СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России, номер исполнительного производства – №.
25.07.2023 судебным приставом-исполнителем СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 тысяч рублей. Требованием от 25.07.2023 года судебный пристав-исполнитель продлил до 22.08.2023 года срок исполнения решения суда №2а-847/2022 об обязании ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» принять меры, направленные на организацию работ по строительству ограждения территории ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ»: здания поликлиники, акушерского корпуса, инфекционного отделения.
26 июля 2023 года ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» обращалась в Сосновский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения. Определением суда от 04.08.2023 года было отказано в предоставлении отсрочки, так как тяжелое финансовое положение и наличие кредиторской задолженности не могут рассматриваться в качестве оснований для предоставления отсрочки, доказательств о проделанной работе не предоставлено. 18.08.2023 года ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» подана частная жалоба на определение суда.
В ходе исполнения решения суда проводилась следующая работа. В 2022 году велась переписка с управлением здравоохранения Тамбовской области о потребности в капитальном ремонте. Аналитическая записка по потребности в капитальном ремонте объектов здравоохранения, предусмотренных паспортом медицинской организации ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» от 23.08.2022 года, адресованная в управление здравоохранения Тамбовской области. В настоящее время составлен локальный сметный расчет на выполнение работ по переносу и устройству вновь ограждения территории Сосновской ЦРБ. 15 августа 2023 года в Министерство здравоохранения Тамбовской области и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области написаны письма о рассмотрении вопроса о финансировании учреждения.
Полагает, что ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» принимало меры для надлежащего исполнения обязательства и просит суд освободить ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000,00 (пятьдесят тысяч) рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России в рамках исполнительного производства неимущественного характера №-ИП.
Также просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок подачи административного искового заявления, указав при этом, что 31 июля 2023 года ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» в Октябрьский районный суд г. Тамбова было подано административное исковое заявление о признании незаконным и отмене постановления административного ответчика от 25.07.2023 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей по ИП неимущественного характера №-ИП.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 01 августа 2023 года административное исковое заявление было возвращено в связи с неподсудностью его данному суду.
05 августа 2023 года материалы административного искового заявления поступили в ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ».
15 августа 2023 года административное исковое заявление о признании незаконным и отмене Постановления административного ответчика от 25.07.2023 года №б/н о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 (пятьдесят тысяч) рублей по ИП неимущественного характера №-ИП было подано в Сосновский районный суд.
Таким образом, был пропущен процессуальный срок подачи административного искового заявления в 10-дневный срок, установленный для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 25.07.2023 года.
В судебном заседании представитель ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» - Завражнова И.С. подержала уточненные требования в полном объеме, по доводам указанным в административном иске, дополнительно пояснив, что в ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» постоянная дебиторская задолженность. В течение 6 месяцев ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» был сделан только сметный расчет, так как не имеется финансовой возможности исполнить решение суда. Письма в Министерство здравоохранения по Тамбовской области и в ФФОМС с просьбой оказать дополнительное финансирование ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» на исполнение решения суда были направлены в августе 2023 года. В октябре 2023 года будет составлен финансовый план на 2024 год, куда будет включено финансирование на исполнение решения суда. В настоящее время, с 05 сентября 2023 года, силами сотрудников ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» ведется демонтаж старого ограждения и перенос его на территории ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ». Также просила восстановить пропущенный срок для подачи административного иска.
Заинтересованное лицо – заместитель прокурора Сосновского района Тамбовской области Чепрасова С.В. полагала, что оснований для освобождения ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» от взыскания исполнительского сбора не имеется, так как вопрос об ограждении территории ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» ставился на протяжении ряда лет, неоднократно выносился на обсуждение, меры не принимались, в связи с чем, административный иск был направлен в суд. В статье 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» определен исчерпывающий перечень случаев, в которых исполнительский сбор взысканию не подлежит. ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» доказательств об исключительных обстоятельств неисполнения решения суда в установленный законом срок, не приведено. О восстановлении срока на подачу административного иска не возражала.
Административный ответчик - старший судебный пристав СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России Шарова Е.А. представила в суд возражение на административный иск, просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Также просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Административный ответчик - начальник СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России Гришина А.Н. и представитель ГМУ ФССП России в судебное заседание не явились, о месте и времени уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, отложить дело не просили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть материалы административного дела в отсутствие указанных лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не просивших об отложении рассмотрения административного дела.
Выслушав представителя административного истца, заинтересованное лицо – заместителя прокурора Сосновского района Чепрасову С.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно материалам дела 03 июля 2023 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, должнику ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения судебного решения, получено ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» - 07 июля 2023 года, 13 июля исполнительное производство №-ИП передано в СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России, 24 июля 2023 года – принято к исполнению, 25 июля 2023 года – вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
31 июля 2023 года ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» в Октябрьский районный суд г. Тамбова было подано административное исковое заявление о признании незаконным и отмене постановления административного ответчика от 25.07.2023 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей по исполнительному производству неимущественного характера №-ИП.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 01 августа 2023 года административное исковое заявление было возвращено в связи с неподсудностью его данному суду.
05 августа 2023 года материалы административного искового заявления поступили в ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ».
15 августа 2023 года административное исковое заявление о признании незаконным и отмене постановления административного ответчика от 25.07.2023 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей по исполнительному производству неимущественного характера №- ИП было подано в Сосновский районный суд.
Таким образом, пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления в 10-дневный срок, установленный для обжалования постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 25.07.2023 года подлежит восстановлению.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" от 17.11.2015 N 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50, при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС № выданного 16 июня 2023 года Сосновским районным судом по делу №а-847/2022 судебным приставом-исполнителем Сосновского РОСП 03 июля 2023 года возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ». Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Копия постановления от 03 июля 2023 года направлена в личный кабинет должника на "Единый портал государственных и муниципальных услуг", тип доставки: система электронного документооборота, дата прочтения уведомления – 07 июля 2023 года.
Согласно части 3 статьи 24 Закона об исполнительном производстве извещения, адресованные организации или гражданину, осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, либо в единый личный кабинет организации или гражданина, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (при их наличии).
В соответствии с пунктом 3 Правил направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2016 года N 606, извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
Таким образом, копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 03 июля 2023 года считается доставленной с момента входа ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» на единый портал, то есть с 07 июля 2023 года, что подтверждается скриншотом и не оспаривалось в судебном заседании, так как именно 07 июля 2023 года должник авторизовался, вошел на Портал государственных услуг, и, соответственно, его следует считать ознакомленным с постановлением о возбуждении исполнительного производства именно с 07 июля 2023 года.
Следовательно, сроком для добровольного исполнения требований исполнительного документа, исходя из даты его получения 07 июля 2023 года, является период с 10 июля по 14 июля 2023 года.
13 июля 2023 года указанное исполнительное производство 36047/23/68020-ИП передано в СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России, 24 июля 2023 года принято к исполнению /копия постановления от 24.07.2023 года направлена на "Единый портал государственных и муниципальных услуг" 25 июля 2023 года, тип доставки: система электронного документооборота, дата прочтения уведомления – 26 июля 2023 года, исполнительному производству присвоен №-ИП.
Поскольку должником требования исполнительного документа не были исполнены в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, то судебным приставом обоснованно, на основании части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве было принято постановление от 25 июля 2023 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 тысяч рублей.
Согласно акту от 31 июля 2023 года судебный пристав-исполнитель Черемисина С.С. передала исполнительное производство 3750/23/98068-ИП судебному приставу-исполнителю Шаровой Е.А.
Судом не установлены основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, поскольку доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, не представлено, как и того, что исполнение для должника являлось невозможным по объективно независящим причинам, решение суда не исполнено.
Доводы о том, что юрисконсульт ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» Завражнова И.С. была в отпуске в период когда в личный кабинет должника на "Единый портал государственных и муниципальных услуг" поступило постановление о возбуждении исполнительного производства и то, что ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» работает как с электронными так и с бумажными документами, тогда как судебный пристав не присылает им копии постановлений в бумажном варианте суд признает несостоятельными и не исключающими ответственность юридического лица.
Отсутствие денежных средств и сложная эпидемиологическая обстановка не являются основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Вместе с тем, в судебном заседании обсуждался вопрос об уменьшении размера исполнительского сбора. Административный истец – представитель ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» Завражнова И.С. полагалась на усмотрение суда, настаивала на освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Заинтересованное лицо – заместитель прокурора Сосновского района Тамбовской области Чепрасова С.В. в судебном заседании полагала возможным уменьшить исполнительский сбор на ? в силу Закона об исполнительном производстве во избежание чрезмерной финансовой нагрузки на ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ».
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Таким образом, для уменьшения размера исполнительского сбора суду необходимо устанавливать степень вины должника, имущественное положение и иные существенные обстоятельства, которые могли повлиять на исполнение должником обязательств. В каждом случае при рассмотрении заявления о снижении исполнительского сбора подлежат установлению конкретные обстоятельства, связанные с исполнением судебного акта, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.
Суд установил факт принятия должником мер для исполнения требований исполнительного документа – направление писем в Министерство здравоохранения Тамбовской области и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области о рассмотрении вопроса о финансировании учреждения, составление аналитической записки по потребности в капитальном ремонте, составление сметы на устройство ограждения территории ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ», производство демонтажа старого ограждения силами сотрудников ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности уменьшения размера исполнительского сбора, подлежащего взысканию с ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» на одну четверть, то есть до 37 500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» удовлетворить частично.
Восстановить ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» процессуальный срок на подачу административного иска об освобождении ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» от взыскания исполнительского сбора.
Размер исполнительского сбора, взысканного с ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» согласно постановлению судебного пристава-исполнителя СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России от 25 июля 2023 года в рамках исполнительного производства №-ИП уменьшить на одну четверть до 37 500 рублей.
В остальной части административные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Тамбовского областного суда через Сосновский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судья Е.А.Охотникова