ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5710/22 от 26.09.2022 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-5710/22

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 26 сентября 2022 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.,

при помощнике судьи Михайловой Е.Ю.,

с участием представителя административного истца Авраменко Т.В.,

представителя административного ответчика Шмаковой Г.А.,

заинтересованных лиц Иванченко И.А., Костаревой Т.Ю., Цысь О.В., Кочелаевской О.В., Вендичанской Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гасановой Солмаз Фармайыловны к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, нотариальной палате Камчатского края о признании незаконным проведение конкурса, действий членов конкурсной комиссии и результатов конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Петропавловск-Камчатского нотариального округа, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Гасанова С.Ф. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным проведение конкурса и его результатов на замещение вакантной должности нотариуса, занимающейся частной практикой в Петропавловск-Камчатском нотариальном округе Камчатского края, возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение при проведении конкурса путем объявления конкурса на замещение 1 вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Петропавловск-Камчатском нотариальном округе Камчатского края с соблюдением всех требований законодательства РФ.

В обоснование указала, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю нарушен порядок об объявлении и проведении конкурса на замещение 1 вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Петропавловск-Камчатском нотариальном округе Камчатского края, который должен был состояться 04 марта 2022 года, конкурс не состоялся по неизвестным административному истцу причинам. Информации об отмене конкурса и его переносе на стендах в общедоступных местах помещений территориального органа и нотариальной палаты, а также на официальных сайтах территориального органа и нотариальной палаты в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" размещено не было. Конкурс состоялся 31 марта 2022 года, административный истец приняла участие в конкурсе в качестве конкурсанта на замещение вакантной должности нотариуса. Согласно результатов конкурсной комиссии, утвержденных Управлением Министерством юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю победителем конкурса объявлена Вендичанская Ю.С. Членами конкурсной комиссии были совершены неправомерные действия и многократные существенные нарушения порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, что повлияло на результаты конкурса и повлекло за собой принятие неправомерного решения. При выполнении письменного экзамена рабочие места были расположены с нарушением п.42 Порядка проведения конкурса, не исключали возможность общения между конкурсантами, возможность увидеть работу другого конкурсанта. При проведении первого этапа конкурса некоторыми конкурсантами проекты нотариального документа были подписаны своими именами, что повлекло утрату анонимности, так как порядком проведения конкурса предусмотрена анонимность оценивания проекта нотариального документа, члены комиссии, зная об этом, должны были исключить для оценивания те проекты, которые утратили свою анонимность, и признать конкурсантов, чьи проекты документов утратили анонимность, не сдавшими письменный экзамен ввиду нарушения Порядка проведения конкурса и не возможности оценивания проектов документа беспристрастно, объективно и справедливо, что повлекло за собой принятие неправомерного решения и поставило результаты письменного экзамена тех конкурсантов, чьи проекты были подписаны, сомнительными. Во время собеседования члены конкурсной комиссии задавали вопросы, касающиеся практических задач, знания по которым были проверены и сданы административным истцом в первом этапе конкурса - письменном экзамене. Данный факт является нарушением п. 54 Порядка проведения конкурса и ставит результаты собеседования под сомнение. Таким образом, третий этап конкурса фактически не был проведен, что является грубым нарушением Порядка проведения конкурса. По результатам индивидуального собеседования административному истцу было выставлено 8 баллов, Вендичанской Ю.С. 10 баллов, административный истец полагает, что Вендичанской Ю.С. члены комиссии поставили максимальный балл, тогда, как они должны были суммировать выставленные баллы, а не выводить средний результат, что противоречит п. 54 Порядка проведения конкурса. Учитывая изменение даты проведения конкурса, утрату анонимности проектов нотариальных документов, о рассмотрении рекомендаций, о проведении индивидуального собеседования и делая вывод о процессе и соблюдении порядка проведения конкурса члены комиссии неоднократно существенно нарушая порядок проведения конкурса не оценивали беспристрастно конкурсантов, а подбивали и подсчитывали баллы с целью подтасовать итоговые результаты конкурса. Административный истец считает, что вышеуказанными неправомерными действиями нарушены её права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, она была лишена права на объективную и справедливую оценку своих профессиональных знаний и личных качеств, и права на победу.

Согласно уточнениям к административному иску в части требований, заявленных к Нотариальной палате Камчатского края, поступившим от административного истца, Гасанова С.Ф. просит признать незаконными действия членов конкурсной комиссии в связи с нарушением порядка проведения конкурса на замещение одной вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Петропавловск-Камчатском нотариальном округе Камчатского края, состоявшегося 31 марта 2022 года.

Определением суда от 05 сентября 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена нотариальная палата Камчатского края, которая одновременно исключена из числа заинтересованных лиц, заинтересованные лица – нотариус Петропавловск-Камчатского нотариального округа Иванченко И.А., нотариус Петропавловск-Камчатского нотариального округа Костарева Т.Ю., нотариус Петропавловск-Камчатского нотариального округа Цысь О.В., нотариус Елизовского нотариального округа Кочелаевская О.В., нотариус Петропавловск-Камчатского нотариального округа Вендичанская Ю.С.

Административный истец Гасанова С.Ф. о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимала.

Представитель административного истца Авраменко Т.А. в судебном заседании поддержала требования административного иска по основаниям, в нем изложенным, полагала, что административными ответчиками нарушены сроки проведения конкурса, поскольку между изданием распоряжения о проведении конкурса и днем проведения конкурса прошло менее месяца, установленного законодательством. Кроме того, полагала, что конкурсной комиссией с нарушением проведен этап рассмотрения рекомендаций; в распоряжении о назначении конкурса не указано основание проведение конкурса, в протоколах указано неверное время проведения этапов конкурса.

Административный ответчик Министерство юстиции Камчатского края о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил, в письменном отзыве указав, что с 1 декабря 2021 года образовалась 1 вакантная должность нотариуса занимающегося частной практикой в Петропавловск-Камчатском нотариальном округе Камчатского края. В соответствии с пунктом 12 Порядка, Управлением издано распоряжение от 27 декабря 2021 года №34 "Об объявлении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Петропавловск - Камчатском нотариальном округе Камчатского края". В указанном распоряжении определена дата проведения конкурса и указан срок приема документов для участия в конкурсе. В соответствии с пунктом 13 Порядка копия распоряжения направлена в нотариальную палату Камчатского края. Объявление о конкурсе в течение трех рабочих дней со дня издания распоряжения об объявлении конкурса было размещено на стенде Управления, и на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Срок приема документов был определен с 17 января 2022 года по 18 февраля 2022 года. Гасанова С.Ф. подала пакет документов в Управление для участия в конкурсе 01 февраля 2022 года, данный факт свидетельствует о том, что Гасанова С.Ф. знала о дате проведения конкурса и датах приема документов. В связи с тем, что состав конкурсной комиссии на замещение вакантной должности нотариуса утвержден распоряжением Минюста России 11 марта 2022 года дата проведения конкурса была изменена по согласованию с нотариальной палатой Камчатского края на 31 марта 2022 года. Полагала, что полномочия Управления в части порядка проведения конкурса исполнены в полном объеме и в соответствии с требованиями федерального законодательства, при этом изменение даты проведения конкурса не влияет на результат конкурса.

Представитель административного ответчика нотариальной палаты Камчатского края Шмакова Г.А. в судебном заседании полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому указала, что перенос конкурса по объективной причине на более поздний срок нарушением процедуры не урегулирован порядком проведения конкурса и никак не нарушил права административного истца, все предусмотренные порядком процедуры были соблюдены, административный истец была надлежащим образом извещена о дате, месте и времени проведения конкурса и в конкурсе участие принимала. При проведении конкурса не было нарушения п.31 Порядка при проведении письменного экзамена, так как автоматизированная анонимная проверка проводится только по первому этапу письменного экзамена – решение двадцати практических задач, второй этап – проверка правильности задания по составлению проекта нотариального документа происходит по правилам, указанным в п.46, 47 Порядка, в Порядке нет требований к оформлению проекта нотариального документа, нет запрета на подписание его своей фамилией, вымышленной фамилией или фамилией другого участника, проект оценивается членами комиссии максимально объективно. В соответствии с п. 42 Порядка каждый конкурсант был обеспечен отдельным автоматизированным рабочим местом, расстояние между ноутбуками сидящих рядом конкурсантов было не менее 1 метра, велась аудио и видеозапись, у всех конкурсантов были разные тестовые задания и разные проекты документов. Комиссия вправе задавать при проведении индивидуального собеседования любые вопросы, относящиеся к правилам совершения любых нотариальных действий по своему усмотрению, в связи с чем, доводы административного истца о том, что третий этап фактически не был проведен, не обоснованы. Каждый член комиссии в соответствии с п.54 Порядка самостоятельно оценил результаты конкурсантов по итогам индивидуального собеседования путем выставления баллов в индивидуальном оценочном листе, после чего все выставленные каждым членом комиссии баллы были суммированы, что отражено в протоколе индивидуального собеседования. При проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса отсутствовали какие-либо нарушения действующего законодательства, также как нет нарушений прав административного истца, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 227 КАС РФ, просила отказать в удовлетворении административного иска.

Заинтересованное лицо Иванченко И.А. в судебном заседании полагала административный иск необоснованным, поддержала позицию административных ответчиков.

Заинтересованное лицо Костарева Т.Ю. в судебном заседании полагала административный иск необоснованным, поддержала позицию административных ответчиков.

Заинтересованное лицо Цысь О.В. в судебном заседании полагала административный иск необоснованным, поддержала позицию административных ответчиков.

Заинтересованное лицо Кочелаевская О.В. в судебном заседании полагала административный иск необоснованным, поддержала позицию административных ответчиков.

Заинтересованное лицо Вендичанская Ю.С. в судебном заседании полагала административный иск необоснованным, поддержала позицию административных ответчиков.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, в том числе органа государственной власти, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ административным истцом не пропущен.

В соответствии со ст.12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен. Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Согласно пунктам 2, 3, 4, 7 Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2018 года № 63 (далее - Порядок), для проведения конкурса создается конкурсная комиссия из представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации в составе пяти членов. Состав конкурсной комиссии утверждается один раз в год до 1 марта соответствующего года распоряжением Минюста России по представлению территориального органа Минюста России из числа пятнадцати кандидатур, представленных нотариальной палатой.

В случае отсутствия председателя конкурсной комиссии или прекращения полномочий председателя конкурсной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя конкурсной комиссии

Заседание конкурсной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее трех ее членов.

Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии, который подписывают все ее члены и секретарь.

В соответствии с п.12, 13, 14 Порядка конкурс объявляется распоряжением территориального органа не позднее чем через один месяц со дня открытия вакантной должности нотариуса (даты сложения, прекращения полномочий нотариуса, указанной в приказе территориального органа, либо даты приказа территориального органа об учреждении должности нотариуса).

Копия распоряжения территориального органа об объявлении конкурса направляется в нотариальную палату не позднее следующего рабочего дня с даты издания такого распоряжения.

Объявление о конкурсе в течение трех рабочих дней со дня издания территориальным органом распоряжения об объявлении конкурса размещается на стендах в общедоступных местах помещений территориального органа и нотариальной палаты, а также на официальных сайтах территориального органа и нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае внесения изменений в распоряжение об объявлении конкурса информация об этом в течение одного рабочего дня со дня издания территориальным органом такого распоряжения размещается на стендах в общедоступных местах помещений территориального органа и нотариальной палаты, а также на официальных сайтах территориального органа и нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с п. 13 Порядка в распоряжении территориального органа об объявлении конкурса указываются: основания открытия вакантной (вакантных) должности (должностей) нотариуса (нотариусов) в конкретном нотариальном округе; количество вакантных должностей нотариусов, на замещение которых объявляется конкурс, с указанием соответствующих нотариальных округов; дата и время проведения конкурса, сведения о месте заседания конкурсной комиссии по согласованию с нотариальной палатой; срок и место приема документов для участия в конкурсе, фамилия, имя, отчество (при наличии) секретаря конкурсной комиссии, контактный телефон.

Согласно п. 22 Порядка на основании представленных документов в течение пяти рабочих дней после истечения срока приема документов территориальный орган принимает решение о допуске лиц, желающих участвовать в конкурсе, к участию в конкурсе, которое оформляется распоряжением территориального органа.

Конкурс состоит из трех этапов: письменного экзамена, рассмотрения рекомендации и индивидуального собеседования (п. 28 Порядка).

В соответствии с пунктом 31 Порядка, письменный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы Федеральной нотариальной палаты, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов письменного экзамена в части практических задач в форме тестового задания.

В пункте 32 Порядка указано, что письменный экзамен проводится путем выполнения включаемых в экзаменационный лист тестового задания, состоящего из двадцати практических задач, и задания по составлению проекта нотариального документа.

В соответствии с пунктом 39 Порядка, перед началом письменного экзамена конкурсант предъявляет секретарю конкурсной комиссии документ, удостоверяющий личность.

Для сдачи письменного экзамена секретарь конкурсной комиссии выдает конкурсанту логин и пароль для входа в автоматизированную информационную систему. Логин и пароль состоят из буквенно-цифрового обозначения и формируются автоматизированной информационной системой после проверки секретарем конкурсной комиссии документа, удостоверяющего личность конкурсанта.

До начала письменного экзамена секретарь конкурсной комиссии информирует конкурсантов: о ведении видео- и аудиозаписи при проведении письменного экзамена; о порядке сдачи письменного экзамена; об общей продолжительности письменного экзамена; о сроке и способах ознакомления с результатами письменного экзамена; о сроке и способах обжалования результатов письменного экзамена.

Согласно п.42 Порядка письменный экзамен проводится в помещениях, оборудованных компьютерной техникой, позволяющей формировать и доводить до каждого конкурсанта тестовое задание в режиме реального времени путем произвольной выборки.

Каждый конкурсант обеспечивается отдельным автоматизированным рабочим местом, исключающим возможность общения конкурсантов.

В помещении, в котором проводится письменный экзамен, оборудуется резервное автоматизированное рабочее место, и должен находиться специалист, осуществляющий техническое обслуживание компьютерной техники.

При проведении письменного экзамена конкурсантам запрещается пользоваться нормативными правовыми актами, учебной, методической и иной литературой, любыми средствами связи, переносными компьютерами, вести переговоры с другими конкурсантами, выходить за пределы помещения, в котором проводится письменный экзамен, до завершения выполнения заданий письменного экзамена без сопровождения члена конкурсной комиссии.

При нарушении конкурсантом указанных правил он считается не сдавшим письменный экзамен, что отражается в протоколе результатов письменного экзамена.

Согласно пункту 46 Порядка, после завершения конкурсантом выполнения заданий письменного экзамена или по истечении времени, отведенного на их выполнение, автоматизированной информационной системой формируется индивидуальный лист выполнения заданий письменного экзамена, содержащий логин конкурсанта на каждом листе с выбранными конкурсантом ответами на практические задачи и с составленным проектом нотариального документа.

Распечатанный секретарем конкурсной комиссии индивидуальный лист выполнения заданий письменного экзамена подписывается конкурсантом на каждой странице и приобщается к его личному делу.

Пунктом 47 Порядка предусмотрено, что проверка правильности выбранных конкурсантом вариантов ответов на практические задачи осуществляется автоматизированной информационной системой.

За каждый правильно выбранный ответ на практическую задачу конкурсант получает один балл.

Проект нотариального документа посредством автоматизированной информационной системы поступает на автоматизированные рабочие места членов конкурсной комиссии для рассмотрения членами конкурсной комиссии.

Каждый член конкурсной комиссии самостоятельно оценивает проект нотариального документа и проставляет за него от одного до десяти баллов в автоматизированной информационной системе.

После того, как все члены конкурсной комиссии оценят проект нотариального документа, автоматизированная информационная система определяет средний балл, полученный конкурсантом за указанный проект нотариального документа, по соответствующей формуле.

Средний балл, полученный конкурсантом за проект нотариального документа, суммируется с баллами, полученными конкурсантом за выполнение практических задач.

Письменный экзамен считается сданным, если конкурсант набрал двадцать баллов за выполнение заданий.

В упомянутом Порядке не приведены критерии оценки членами конкурсной комиссии проекта нотариального документа.

В связи с тем, что данная конкурсная комиссия создается в целях отбора на должности нотариусов (пункт 1), она создается из числа нотариусов, являющихся членами нотариальной палаты любого субъекта Российской Федерации, имеющих стаж работы нотариусом свыше пяти лет (пункт 4), каждый член конкурсной комиссии самостоятельно оценивает проект нотариального документа от одного до десяти баллов (пункт 47), оценка проекта нотариального документа относится к исключительной компетенции конкурсной комиссии.

Согласно п. 48 Порядка протокол результатов письменного экзамена, за исключением реквизитов документа, удостоверяющего личность, формируется автоматизированной информационной системой непосредственно после проведения письменного экзамена. Реквизиты документа, удостоверяющего личность, вносятся в протокол результатов письменного экзамена секретарем конкурсной комиссии.

Протокол результатов письменного экзамена распечатывается секретарем конкурсной комиссии и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, а также всеми членами конкурсной комиссии, присутствующими на заседании конкурсной комиссии.

В соответствии с п.50 Порядка лица, сдавшие письменный экзамен, допускаются к следующему этапу конкурса - рассмотрению рекомендации.

Пунктом 52 Порядка установлены показатели, по которым присваиваются баллы конкурсанту при рассмотрении рекомендации, в том числе по показателю 10 - иные характеристики лица (например, наличие наград Федеральной нотариальной палаты, нотариальной палаты, оказание правовой помощи гражданам, публикация научных работ, преподавание на курсах повышения квалификации нотариусов, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательные программы которых аккредитованы Федеральной нотариальной палатой) - до 5 баллов.

Количество баллов за показатель 10 выставляется каждым членом конкурсной комиссии в индивидуальном оценочном листе, ведущемся каждым членом конкурсной комиссии и являющемся приложением к итоговому бюллетеню оценки конкурсантов

Оценка по итогам рассмотрения рекомендации отражается в протоколе оценки рекомендации, подписанном всеми членами конкурсной комиссии и секретарем конкурсной комиссии.

Как следует из п. 54 Порядка в целях выявления профессионального уровня конкурсанта, его готовности к осуществлению самостоятельной нотариальной деятельности и способности обеспечивать правовую защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также иных качеств, характеризующих его личность, проводится индивидуальное собеседование по вопросам осуществления нотариальной деятельности, а также этических стандартов нотариальной деятельности и личного поведения.

При проведении индивидуального собеседования членами конкурсной комиссии конкурсанту может быть задано не более десяти вопросов. Все вопросы членов конкурсной комиссии, адресованные конкурсанту, и его ответы отражаются в протоколе заседания конкурсной комиссии. По итогам индивидуальных собеседований каждый член конкурсной комиссии ставит оценку от одного до десяти баллов с указанием краткого обоснования выставленного балла в индивидуальном оценочном листе.

Оценка по итогам индивидуального собеседования определяется конкурсной комиссией как суммарное арифметическое количество баллов, выставленных каждым членом конкурсной комиссии.

Оценка по итогам индивидуального собеседования отражается в протоколе результатов индивидуального собеседования, подписанном всеми членами конкурсной комиссии и секретарем конкурсной комиссии.

Итоговая оценка определяется конкурсной комиссией как суммарное арифметическое количество оценок по итогам письменного экзамена, рассмотрения рекомендации и индивидуального собеседования (п.55 Порядка).

После оценки всех участников конкурса и подсчета конкурсной комиссией набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет победителя конкурса.

Победившим в конкурсе считается конкурсант, получивший наибольшее итоговое количество баллов.

При равенстве итогового количества баллов у двух и более конкурсантов победитель конкурса определяется открытым голосованием присутствующих членов конкурсной комиссии (п.57 Порядка).

Судом установлено, что распоряжением Управления Министерства юстиции по Камчатскому краю от 27 декабря 2021года № 34-р объявлен конкурс на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Петропавловск-Камчатском нотариальном округе Камчатского края, проведение конкурса назначено на 04 марта 2022 года в помещении нотариальной палаты Камчатского края по адресу г. Петропавловск-Камчатский, ул. Топоркова, д.9/4, кв.3 время заседания конкурсной комиссии с 10-00 часов до 12-00 часов, дата начала приема документов 17 января 2022 года.

Распоряжением Управления Министерства юстиции по Камчатскому краю от 25 февраля 2022 года № 7-р допущены лица, желающие участвовать в конкурсе, к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Петропавловск-Камчатском нотариальном округе Камчатского края: Вендичанская Ю.С., ФИО7, Гасанова С.Ф., ФИО8, ФИО9, ФИО10

Копия распоряжения от 25 февраля 2022 года № 7-р "О допуске лиц, желающих участвовать в конкурсе, к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Петропавловск-Камчатском нотариальном округе Камчатского края" направлена президенту нотариальной палаты Камчатского края Шмаковой Г.А. 25 февраля 2022 года для размещения списка указанных лиц на информационном стенде и интернет-сайте нотариальной палаты Камчатского края.

Сведения о проведении конкурса размещены на официальном сайте нотариальной палаты Камчатского края 10 января 2022 года.

Управление Министерства юстиции по Камчатскому краю 03 марта 2022 года уведомило президента нотариальной палаты Камчатского края Шмакову Г.А. о переносе конкурса на неопределенный срок, в связи с подготовкой распоряжения Минюстом России об утверждении состава конкурсных комиссий по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей нотариусов.

Сведения о переносе даты конкурса размещены на официальном сайте нотариальной палаты Камчатского края 03 марта 2022 года.

Распоряжением Минюста России № 268-р от 11 марта 2022 года утвержден состав конкурсной комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей нотариусов Камчатского края в составе: председателя комиссии Шмаковой Г.А. – президента нотариальной палаты Камчатского края, нотариуса Петропавловск-Камчатского нотариального округа Камчатского края; нотариуса Петропавловск-Камчатского нотариального округа Иванченко И.А., нотариуса Петропавловск-Камчатского нотариального округа Костаревой Т.Ю., нотариуса Петропавловск-Камчатского нотариального округа Цысь О.В., нотариуса Елизовского нотариального округа Кочелаевской О.В.

Распоряжением Управления Министерства юстиции по Камчатскому краю № 10-р от 15 марта 2022 года объявлено о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Петропавловск-Камчатском нотариальном округе Камчатского края 31 марта 2022 года в 10-00 часов.

Управлением Министерства юстиции по Камчатскому краю президенту нотариальной палаты Камчатского края Шмаковой Г.А. 18 марта 2022 года направлено сообщение об утверждении Минюстом России 11 марта 2022 года распоряжением № 268-р состава конкурсных комиссий субъектов Российской Федерации по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей нотариусов, в связи с чем, сообщена дата проведения конкурса 31 марта 2022 года в 10-00 часов.

Сведения о проведении конкурса 31 марта 2022 года размещены на официальном сайте нотариальной палаты Камчатского края 23 марта 2022 года

Вендичанская Ю.С., ФИО7, Гасанова С.Ф., ФИО8, ФИО9, ФИО10 о месте и времени проведения конкурса извещены 03 марта 2022 года посредством телефонной связи исполнительным директором нотариальной палаты Камчатского края Дреминой А.Ю.

Конкурс состоялся 31 марта 2022 года в помещении нотариальной палаты Камчатского края в г. Петропавловске-Камчатском ул. Топоркова, д.9/4, кв.3 в три этапа: письменный экзамен, оценка рекомендаций и индивидуальное собеседование.

По результатам первого этапа конкурса – письменного экзамена Гасанова С.Ф. получила 24 балла, оценка рекомендаций – 16 баллов, индивидуальное собеседование – 8 баллов, Вендичанской Ю.С. за письменный экзамен получено 30 баллов, оценка рекомендаций – 9 баллов, индивидуальное собеседование – 10 баллов.

Согласно итоговому бюллетеню оценки конкурсантов по результатам конкурса Гасанова С.Ф. получила 48 баллов, Вендичанская Ю.С. 49 баллов, равное количество баллов 49 набрали Вендичанская Ю.С. и ФИО7

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 31 марта 2022 года, на основании протокола результатов письменного экзамена, протокола оценки рекомендаций, протокола результатов индивидуального собеседования составлен итоговый бюллетень оценки конкурсантов, после подсчета набранных конкурсантами баллов, по итогам проведения всех этапов конкурса, равное итоговое количество баллов было у 2 конкурсантов, путем открытого голосования присутствующих членов конкурсной комиссии победителем конкурса единогласно признана Вендичанская Ю.С.

В соответствии с пунктом 8 Порядка член конкурсной комиссии не принимает участия в заседаниях конкурсной комиссии при возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена конкурсной комиссии, которая может привести к получению преимущества на конкурсе лицами, связанными имущественными, корпоративными, трудовыми или иными близкими отношениями с членом конкурсной комиссии. При возникновении указанных случаев член конкурсной комиссии обязан до начала заседания конкурсной комиссии заявить об этом.

В заседании конкурсной комиссии председатель конкурсной комиссии Шмакова Г.А. не принимала участия, в связи с заявленным ею самоотводом, учитывая участие в конкурсе её сотрудника.

Протокол заседания конкурсной комиссии от 31 марта 2022 года и индивидуальные оценочные листы содержат сведения об оценках, проставленных членами комиссии.

Протокол результатов письменного экзамена содержит результаты письменного экзамена с указанием логина конкурсанта, время начала, окончания выполнения задания, количество набранных баллов, результат, протокол оценки рекомендаций содержит оценки каждого конкурсанта с указанием их фамилий, протокол индивидуального собеседования содержит перечень вопросов и ответы на них каждого конкурсанта.

Таким образом, судом не принимается довод административного истца и его представителя о нарушении порядка ведения протокола заседания конкурсной комиссии, поскольку Порядком не установлено ведение единого протокола, а указано о протоколе результатов письменного экзамена, протоколе оценки рекомендаций, протоколе результатов индивидуального собеседования, административным ответчиком представлены указанные протоколы, протоколы составлены в соответствии с Порядком и приложением к нему, подписаны членами конкурсной комиссии и секретарем конкурсной комиссии, содержат необходимые к нему приложения, нарушений по их составлению судом не установлено.

При проведении конкурса велась видео- и аудиозапись, о чем было сообщено перед началом конкурса конкурсантам.

Довод административного истца о нарушении п.42 Порядка относительно расположения рабочих мест не нашел подтверждения при рассмотрении дела, из просмотренной в судебном заседании видеозаписи не усматривается расположение рабочих мест конкурсантов с нарушением п.42 Порядка.

Что касается указания некоторыми конкурсантами в проекте нотариального документа фамилии и инициалов конкурсанта как нотариуса, его изготовившего, не противоречит названному Порядку, поскольку, как в силу пункта 31 Порядка автоматизированная анонимная проверка результатов письменного экзамена осуществляется лишь в части практических задач в форме тестового задания.

Судом установлено, что Министерством юстиции Российской Федерации утвержден состав конкурсной комиссии 14 марта 2022 года, после чего было назначено поведение конкурса, вместе с тем это не повлекло нарушение прав административного истца, поскольку Гасанова С.Ф. реализовала свое право на участие в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса при проведении конкурса 31 марта 2022 года.

Относительно довода административного истца о неправомерном изменении даты проведения конкурса и не извещении о переносе конкурса, суд считает его несостоятельным, поскольку перенос даты проведения конкурса обусловлен отсутствием состава конкурсной комиссии, который утверждается Минюстом России, судом не установлено нарушений административным ответчиком порядка назначения и оповещения о проведении конкурса, в судебное заседание представлены скриншоты с официального сайта нотариальной палаты Камчатского края о размещении объявлений о проведении конкурса и его переносе, конкурсанты также извещены были посредством телефонной связи, что подтверждается телефонограммами, кроме того участие административного истца в конкурсе опровергает её довод о не извещении.

Довод административного истца о нарушении порядка проведения индивидуального собеседования не нашел подтверждения при рассмотрении дела, поскольку в Порядке не указаны ограничения по вопросам, которые могут быть заданы конкурсанту по вопросам осуществления нотариальной деятельности, а также этических стандартов нотариальной деятельности и личного поведения, ограничение касается только их количества, не более 10, все вопросы членов конкурсной комиссии, адресованные конкурсанту, и его ответы отражены в протоколе заседания конкурсной комиссии, выставлены оценки каждым членом конкурсной комиссии, с указанием краткого обоснования выставленного балла в индивидуальном оценочном листе.

Довод административного истца о согласовании между членами конкурсной комиссии выставление оценок, указание в индивидуальных оценочных листах одинакового количества баллов носит предположительный характер и не нашел подтверждение при рассмотрении дела.

Указание административным истцом о нарушении выставления баллов членами конкурсной комиссии по итогам индивидуального собеседования выставление среднего балла в нарушение п.54 Порядка, а не суммарное арифметическое количество баллов не нашло подтверждение при рассмотрении дел, опровергается индивидуальными оценочными листами и итоговым бюллетенем оценки конкурсантов.

Оснований сомневаться в правильности выставления баллов по показателю 10 членами конкурсной комиссии в индивидуальных оценочных листах, у суда не имеется, учитывая, что членами комиссии изучались личные дела конкурсантов.

Принимая во внимание, что в полномочия суда не входит определение уровня знаний кандидата на должность нотариуса и проверка их соответствия оценке, полученной этим кандидатом при сдаче экзамена, оценивание конкурсантов проводилась конкурсной комиссией, назначенной Министерством юстиции Российской Федерации из числа действующих нотариусов, имеющих значительный стаж и опыт работы, в связи с чем оснований сомневаться в компетенции или какой-либо их заинтересованности и полагать оценки, выставленные членами комиссии Гасановой С.Ф. и Вендичанской Ю.С., как и остальным конкурсантам необъективными, не имеется.

Подтверждений нарушения каких-либо прав Гасановой С.Ф. по результатам собеседования, при наличии у двух конкурсантов результатов с большим количеством баллов не представлено.

Утверждение административного истца о завышенной оценке кандидата Вендичанской Ю.С. суд отклоняет исходя из того, что право отбора кандидатов, оценки кандидатов на должность нотариуса принадлежит исключительно членам конкурсной комиссии, и суд не вправе подменять деятельность конкурсной комиссии.

По этим же основаниям, суд не может принимать во внимание довод административного истца о занижении ей оценок конкурсной комиссией при рассмотрении рекомендаций.

Предоставленное Правилами право конкурсанта на оспаривание результатов письменного экзамена не предполагает оспаривание результатов проведения конкурса.

Не нашел подтверждения при рассмотрении дела довод представителя административного истца о непроведении комиссией этапа рассмотрения рекомендаций конкурсантов, что опровергается материалами дела, протоколом и просмотренной в судебном заседании видеозаписью.

Приведенные административным истцом доводы о заинтересованности конкурсной комиссии являются несостоятельными, порядок и процедура проведения отбора кандидата на замещение вакантной должности нотариуса в Петропавловск-Камчатском нотариальном округе конкурсной комиссией соблюден, суд не усматривает нарушений установленной процедуры при проведении письменного экзамена, индивидуального собеседования, процедуры оценки членами конкурсной комиссии конкурсантов, нарушений прав и законных интересов административного истца.

В соответствии с п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд проверяет соблюдение указанного порядка (подпункт "б" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными.

При проверке решения, действий суд, в частности, выясняет, была ли в установленных законом случаях обеспечена возможность реализации прав и законных интересов гражданина или организации при принятии оспариваемого решения, совершении действий, в том числе проверяет, было ли обеспечено право лица на ознакомление с доказательствами, право давать пояснения (возражения) по существу выявленных нарушений; исполнена ли наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанность изложить в принятом решении основания для применения соответствующих мер в отношении гражданина, организации.

Если конкретные нарушения, связанные с несоблюдением порядка принятия решения, невыполнением требований к форме и содержанию решения, определены законом как существенные (грубые), сам факт наличия этих нарушений является достаточным для вывода о его незаконности (например, пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), части 1 и 2 статьи 91 Закона о контроле).

Учитывая, что нарушение порядка, носящие формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренного решения незаконным, не указание основания проведения конкурса в распоряжении, ошибочное указание времени окончания проведения конкурса в протоколах, не повлекло нарушение прав административного истца, в связи с чем не может является основанием для удовлетворения административного иска.

Принимая во внимание, что материалами административного дела не подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности принятого органом государственной власти решения и реального нарушения при этом прав административного истца, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает административный иск Гасановой С.Ф. не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении административного иска Гасановой Солмаз Фармайыловны к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, нотариальной палате Камчатского края о признании незаконным проведение конкурса, действий членов конкурсной комиссии и результатов конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Петропавловск-Камчатского нотариального округа, возложении обязанности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 10 октября 2022 года.

Судья