Дело № 2а-5717/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2017 года Центральный районный суд города Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Туймятовой Н.А., с участием:
от административного истца: ФИО1, ФИО2,
от административного ответчика: Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края и Правительства Забайкальского края – ФИО3, доверенности от 11.12.2017, диплом БВС 0971535
Правительства Забайкальского края – ФИО4, доверенность от 11.12.2017, диплом ВСА 0700444
Министерства финансов Забайкальского края – не было,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об оспаривании действий(бездействий), понуждении к действиям
у с т а н о в и л:
административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указывая на следующее. Прокуратурой края проведена проверка соблюдения законодательства об образовании при подготовке школ к новому 2017-2018 учебному году, в ходе, которой выявлены многочисленные нарушения права на образование. Нарушения законодательства об образовании в части бесплатного обеспечения учебниками и учебными пособиями выявлялись в 2015 году, также по результатам проверок соблюдения законодательства при подготовке к новому 2016-2017 учебному году. Для устранения выявленных нарушений прокуратурой края в 2015 году выносилось представление Министру образования, науки и молодежной политики края, в 2016 году направлена информация Губернатору края. Однако в текущем году проведенными проверками выявлены продолжающиеся нарушения прав обучающихся на бесплатное обеспечение учебниками и учебными пособиями, что свидетельствует о бездействии Министерства образования, науки и молодежной политики края (далее -Министерство) по организации обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Забайкальского края учебниками, в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ. На основании пункта 1 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики края, утвержденного постановлением Правительства края от 16.05.2017 №192 (далее - Положение о Министерстве), Министерство образования, науки и молодежной политики края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим управление в сфере образования. Обязанность обеспечения учебниками и учебными пособиями лежит на общеобразовательных организациях за счет субвенций, предоставленных на эти цели Министерством. Постановлением Правительства края от 02.03.2017 №81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» установлен норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в размере 3 процентов от нормативов финансового обеспечения расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций. По информации Министерства при установлении указанного норматива и подготовке проекта нормативного акта использовались методические разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации по результатам проведенного ими в 2010 году исследования и выявления среднего по Российской Федерации 3% расходования средств на приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения. Таким образом, Министерством при подготовке указанного нормативного акта в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 12.1 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики края, утвержденного постановлением Правительства края от 16.05.2017 №192, а также Правительством Забайкальского края при принятии нормативного акта, анализ потребности в учебниках в муниципальных и государственных образовательных организациях, исследование применительно к Забайкальскому краю с учетом рыночных цен на учебники, учебные пособия и средства обучения с целью установления достаточности выделяемых местным бюджетам денежных средств не проводились. Между тем, прокурорские проверки, проведенные в органах местного самоуправления и образовательных организациях свидетельствуют, что причинами нарушений прав учащихся на бесплатное пользование учебниками является недостаточность выделяемых субвенции местным бюджетам из-за установленного норматива, а также недоведение этого же норматива до установленного законом края при утверждении бюджетных ассигнований в 2016 году (Закон Забайкальского края от 14.12.2016 N 1420-ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2016 год»). Руководители образовательных организаций, проверенных прокурорами Ингодинского района г.Читы, Читинского, Акшинского, Чернышевского, Хилокского, Шилкинского и иных районов края, указывают на направление заявок на финансирование учебных средств, исходя из потребности, однако заявки удовлетворяются в пределах выделенных средств в соответствии с установленными нормативами. При этом основная часть выделенных денежных средств направляется на приобретение учебников. В результате этого учебные пособия, предусмотренные учебными программами, оборудование, спортивный инвентарь, компьютерная техника и иные средства обучения фактически не приобретаются. Выделенные по нормативу субвенции не обеспечивают 100% потребность в учебниках. Кроме того, на необеспеченность библиотечных фондов учебниками повлияло и выделение субвенции на учебные расходы в 2016 году в размере 1,3% от норматива финансового обеспечения расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций. Для школ Ингодинского района г.Читы на учебный 2017-2018 год требовалось приобретение 16681 учебников, однако количество приобретенных учебников на выделенные 5441,1 тыс. рублей не обеспечило потребность всех учащихся в учебниках. В частности, МБОУ СОШ №1 требуется 2432 учебника, однако на выделенные 758 600,17 рублей приобретено только 1407 экземпляров, СОШ №16 требуется 4469 учебников, на выделенные 523 975,00 рублей приобретено 1014, СОШ №29 требуется 1010 учебников, на выделенные 332 175,00 рублей, приобретено 635, СОШ №42 требуется 980 учебников, на выделенные 483 375,00 рублей приобретено 529. В школах Читинского района в МОУ СОШ пгт.Кручининский приобретено на выделенные 453 000 рублей приобретено 484 учебников из 755 необходимых, имеется кредиторская задолженность за учебники по гарантийным письмам на сумму 287 425 рублей, в МОУ СОШ с.Смоленка на выделенные 674000 рублей приобретено 1014 учебников из 3660, в МОУ СОШ с.Верх-Чита на выделенные 318497,9 рублей приобретено 504 учебника из 708. Выделенные денежные средства направлены только на приобретение учебников, хотя в связи с увеличением контингента обучающихся имеется потребность в приобретении учебной мебели и компьютерной техники. В МОУ СОШ с.Новая Кука не укомплектованы учебниками учащиеся 10-11 классов. В Шилкинском районе объема выделенных субвенции недостаточно для приобретения учебных пособий, включенных в учебно-методический комплект, поскольку в 13 школах рабочие тетради приобретались родителями. В МОУ «Первомайская СОШ №3» в наличии имеется только 7239 экземпляров учебников из необходимых 7857, остается потребность в 618 учебниках (по алгебре, истории, астрономии, ОБЖ). В МОУ «Галкинская СОШ» фонд учебников и учебных пособий укомплектован на 100% только для реализации ФГОС для начальных, 1-6 классов. Укомплектованность в целом составляет 70%. В Акшинском районе количество учебников, незакупленных от необходимого объема, составляет 2187 экземпляров, в Чернышевском районе -2355. В 7 образовательных организациях Оловяннинского района имеется потребность в приобретении 3993 учебников. Помимо этого, прокурорами Агинского, Акшинского, Шилкинского, Каларского, Оловяннинского, Читинского, Краснокаменского районов установлено, что в школах, где рабочие тетради включены в качестве учебно-методического комплекта к программам образовательных организаций, в нарушение требований статьи 35 Закона об образовании учащиеся не обеспечиваются ими бесплатно. В первую очередь из-за недостаточности выделяемых средств образовательные организации закупают учебники по основным предметам. Приобретение родителями рабочих тетрадей в ряде случаев носит обязательный и принудительный характер, в связи с чем для устранения выявленных нарушений только в этом году межрайонными прокурорами внесено 13 представлений. Результаты проведенных проверок исполнения законодательства при подготовке школ к новому 2017-2018 учебному году свидетельствует о бездействии Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, поскольку не исполняется действующее законодательство, гарантирующее право обучающихся на бесплатное обеспечение учебниками и учебными пособиями по основным образовательным программам в пределах федеральных государственных стандартов. Проведенной проверкой в Министерстве, установлено, что за период 2015 — 2017 г.г. в адрес Министерства поступило 54 (2,37% от общего количества - 2270) обращения граждан по вопросам обеспечения учебниками и рабочими тетрадями, в том числе: 2015 год - 17 обращений (1,57% от общего количества - 1076); 2016 год - 22 обращения (2,59% от общего количества - 848); 2017 год - 15 обращений (4,33 % от общего количества - 848). По территориальному признаку доминируют обращения граждан г. Чита, Борзинского и Читинского районов. Однако Министерством анализ жалоб и обращений граждан о нарушениях в части обеспеченности учащихся учебниками не проводится, в нарушение требований статей 10,14 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не принимается мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина с учетом предоставленных полномочий по организации обеспечения учебниками. Анализ проведенных проверок свидетельствует, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства Управлением лицензирования, государственной аккредитации, надзора и контроля Министерства в рамках государственного надзора (контроля), проверки соответствия лицензионных требований к наличию печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам в 2016 году в части соответствия учебников, используемых образовательными организациями, федеральному перечню учебников, в 2016 году не проводились, в текущем году проверено только 2 организации. Проверки в школах г.Читы, Борзинского, Читинского районов, где наиболее остро стоит проблема обеспеченности учащихся учебниками, не проводились. Таким образом, в нарушение требований статьи 7 Закона об образовании, вышеуказанного административного регламента осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории края, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с нарушением прав учащихся на бесплатное обеспечение, организовано Министерством ненадлежаще. Кроме этого, Министерством, при подготовке нормативного акта об установлении норматива финансового обеспечения на учебные расходы в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 12.1 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики края, утвержденного постановлением Правительства края от 16.05.2017 №192, анализ потребности в учебниках в муниципальных и государственных образовательных организациях, исследование применительно к Забайкальскому краю с учетом рыночных цен на учебники, учебные пособия и средства обучения с целью установления достаточности выделяемых местным бюджетам денежных средств не проводились. В результате этого, установленный данным Постановлением норматив финансового обеспечения расходов на «учебные цели» не соответствует рыночным ценам, современным требованиям, предъявляемым к образовательным организациям законодательством об образовании, и не обеспечивает 100% удовлетворение потребностей образовательных организаций края в учебниках и учебных пособиях. При таких обстоятельствах, Министерством образования, науки и молодежной политики края не исполнена установленная действующим законодательством обязанность по обеспечению муниципальных и государственных общеобразовательных организаций края учебниками и учебной литературой по всем учебным предметам основной образовательной программы, что нарушает права учащихся на общедоступное и бесплатное образование, несовместимо с задачами общеобразовательных программ. Общеобразовательные организации по причине недостаточности средств также не исполняют свои обязанности по обеспечению бесплатными учебниками и учебными пособиями учащихся. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, выразившееся в ненадлежащей организации обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Забайкальского края учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ. Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики края в срок до 01.03.2018 принять меры по эффективной организации обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Забайкальского края учебниками и учебными пособиями для устранения нарушения законодательства об образовании, в том числе обеспечить проведение всеми образовательными организациями края инвентаризации библиотечных фондов учебников и выявления их дефицита; разработать методические рекомендации о порядке комплектования библиотечного фонда учебной литературы в общеобразовательной организации; подготовить обоснование (расчеты) норматива финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в расчете на одного обучающегося по муниципальным образованиям с учетом действующих рыночных цен и направить в Правительство Забайкальского края. Признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края по обеспечению государственных гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек. Правительству Забайкальского края в срок до 01.04.2018 определить норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в объеме, необходимом для 100% удовлетворения потребностей образовательных организаций края для обеспечения всех учащихся бесплатными учебниками и учебными пособиями. Признать незаконным бездействие Министерства финансов Забайкальского края, выразившееся в недоведении норматива расходов на предоставление субвенции на общее образование в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек до установленного законом края при утверждении бюджетных ассигнований в 2016 году. Обязать Министерство финансов Забайкальского края осуществить, за счет средств выделяемых в качестве субвенций, согласно представленной заявке, финансирование Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в объеме, необходимом для 100% удовлетворения потребностей образовательных организаций края.
В ходе рассмотрения дела требования были уточнены в итоге просят Признать незаконным бездействие Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, выразившееся в ненадлежащей организации работы по обеспечению муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Забайкальского края учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных программ, а также средств обучения, игр, игрушек. Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики края в срок до 01.03.2018 принять меры по организации обеспечения в полном объеме муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Забайкальского края учебниками и учебными пособиями, а также средствами обучения, играми, игрушками в текущем учебном году, в т.ч.: организовать и проконтролировать проведение всеми образовательными организациями края инвентаризации библиотечных фондов учебников и выявления их дефицита; разработать организационно-методические документы об организации работы с библиотечным фондом учебной литературы в общеобразовательных организациях; подготовить обоснование (расчеты) норматива финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в расчете на одного обучающегося по муниципальным образованиям с учетом действующих рыночных цен и реальной потребности образовательных организаций и направить в Правительство Забайкальского края. Признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края по ненадлежащему обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек. В остальной части требования к ответчиками оставлены в прежней редакции.
Сторона административного истца в судебном заседании требования с учетом уточнений поддержала, пояснив аналогичное изложенному в иске и письменных пояснениях.
Представитель административного ответчика Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края и Правительства Забайкальского края в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного иска по основаниям, указанным в отзыве.
Представитель административного ответчика Правительства Забайкальского края в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного иска по основаниям, указанным в отзыве, сослался на пропуск срока для обращения в суд.
В предыдущем судебном заседании представитель административного ответчика Министерства финансов Забайкальского края возражала против удовлетворения заявленного иска по основаниям, указанным в отзыве.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав его материалы, приходит к следующим выводам.
В соответствии со 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Рассматривая требования прокурора о признании незаконным бездействия Министерства финансов Забайкальского края, выразившееся в не доведении норматива расходов на предоставление субвенции на общее образование в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек до установленного законом края при утверждении бюджетных ассигнований в 2016 году, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Как следует из текста административного иска, нарушения законодательства об образовании в части бесплатного обеспечения учебниками и учебными пособиями выявлялись прокуратурой в 2015 году, также по результатам проверок соблюдения законодательства при подготовке к новому 2016-2017 учебному году, при этом для устранения выявленных нарушений прокуратурой края в 2015 году выносилось представление Министру образования, науки и молодежной политики края, в 2016 году направлена информация Губернатору края.
Из указанного следует, что прокуратурой края по указанным требованиям о не доведении норматива расхода на предоставление субвенций при утверждении бюджетный ассигнований в 2016 году, срок на обращение в суд пропущен без уважительной причины, поскольку утверждение бюджетных ассигнований на текущий год производится в предшествующем году, что следует из Закона Забайкальского края от 07.04.2009 №155-ЗЗК «О бюджетном процессе в Забайкальском крае», данное обстоятельство не оспаривалось стороной административного истца, каких либо ходатайств о восстановлении срока заявлено не было, в связи с чем в удовлетворении иска в указанной части надлежит отказать, в соответствии с п.5 ст. 180 КАС РФ.
По остальным требованиям прокурора суд не усматривает оснований для применения пропуска срока на обращение в суд в связи с тем, что итоговая проверка прокуратуры состоялась в октябре 2017 года (л.д.27-31).
Рассматривая остальные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, кроме прочего, относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы: 1) на оплату труда; 2) на приобретение учебников и учебных пособий; 3) на приобретение средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 № 81 "О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек устанавливается в процентном отношении к нормативу финансового обеспечения расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций. Данный норматив определяется в соответствии с нормативом финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на одного обучающегося, определенным постановлением Правительства Забайкальского края.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 года утверждены «Методика расчета норматива финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося»; «Методика расчета размера субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».
В соответствии с названным постановлением Правительства края, норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек установлен в размере трех процентов (3%) от норматива финансового обеспечения расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается стороной административного истца, что в 2017 году Министерством образования науки и молодежной политики по Забайкальскому краю в полном объеме доведен до муниципальных образований, которые в последующем обеспечивают доведение выделенных субвенций до конкретных образовательных учреждений, установленный правительством Забайкальского края вышеуказанный норматив размере трех процентов (3%) от норматива финансового обеспечения расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций (л.д.76,_________________).
Таким образом, прокурор, предъявляя требования об обязании Министерства образования, науки и молодежной политики края в срок до 01.03.2018 принять меры по эффективной организации обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Забайкальского края учебниками и учебными пособиями для устранения нарушения законодательства об образовании, в том числе подготовить обоснование (расчеты) норматива финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в расчете на одного обучающегося по муниципальным образованиям с учетом действующих рыночных цен и направить в Правительство Забайкальского края, обязать Министерство финансов Забайкальского края осуществить, за счет средств выделяемых в качестве субвенций, согласно представленной заявке, финансирование Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в объеме, необходимом для 100% удовлетворения потребностей образовательных организаций края, правительству Забайкальского края в срок до 01.04.2018 определить норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в объеме, необходимом для 100% удовлетворения потребностей образовательных организаций края для обеспечения всех учащихся бесплатными учебниками и учебными пособиями, фактически оспаривает установленный постановлением Правительства Забайкальского края 3% норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек от 02.03.2017 № 81 "О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях", что является основанием для отказа в удовлетворении иска в указанной части, поскольку данный норматив установлен вышеуказанным постановлением Правительства края, которое в установленном законом порядке не оспорено и не отменено и является действующим, ссылка прокуратуры на то, что размер указанного норматива рассчитан непонятно каким образом, является безосновательной, поскольку вышеуказанными методиками предусмотрен и расчет названного норматива, данные методики также являются действующими и никем не оспорены.
Требования о признании незаконным бездействия Правительства Забайкальского края по обеспечению государственных гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, суд также находит не подлежащими удовлетворению, поскольку какого либо факта бездействия Правительства Забайкальского края в ходе судебного заседания не установлено, совершение соответствующих действий по обеспечению государственных гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, подтверждается и принятыми в соответствии с компетенцией указанного органа соответствующих Постановлений Правительства Забайкальского края в том числе от 02.03.2017 № 81 "О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях», разработанных им Методик расчета норматива финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося и расчета размера субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, постановления от 24.04.2014 № 225 «Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы».
Указание прокурора на бездействие Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, выразившееся в ненадлежащей организации работы по обеспечению муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Забайкальского края учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных программ, а также средств обучения, игр, игрушек, также не нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии Законом Забайкальского края от 07.04.2009 №155-ЗЗК «О бюджетном процессе в Забайкальском крае» участниками бюджетного процесса являются в том числе главные распорядители (распорядители) бюджетных средств получатели бюджетных средств.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2014 № 225 «Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы» утверждён Порядок расходования субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, согласно которому, субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на текущий год.
Субвенции предоставляются Министерством образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов для реализации образовательных программ дошкольного, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций, на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с установленными нормативами.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее -органы местного самоуправления) ежемесячно за 10 календарных дней до начала месяца, в котором осуществляется финансирование, подают заявки на финансирование субвенций в Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края (далее -Министерство) по форме, устанавливаемой Министерством.
Как указывалось выше, материалами дела подтверждается и не оспаривается стороной административного истца, что в 2017 году Министерством образования науки и молодежной политики по Забайкальскому краю в полном объеме доведен до муниципальных образований, которые в последующем обеспечивают доведение выделенных субвенций до конкретных образовательных учреждений, установленный правительством Забайкальского края норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в размере трех процентов (3%) от норматива финансового обеспечения расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций (л.д.______________)., из указанного следует, что свои обязательства перед органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в части выделения денежных средств для муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Забайкальского края на приобретение учебников в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных программ, а также средств обучения, игр, игрушек – Министерство выполнило.
То обстоятельство, что поступают жалобы на нехватку денежных средств на приобретение, что было подтверждено в том числе и допрошенными свидетелями, не может служить доказательством бездействия указанного Министерства в части осуществления им полномочий по обеспечению образовательных организаций Забайкальского края на приобретение учебников в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию, поскольку самим распределением средств субвенций между получателями (школами), а также определение порядка их расходования, осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, а далее сами школы распределяют выделенные средства на осуществление для реализации образовательных программ дошкольного, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ в том числе на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии потребностью школы в тех или иных учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.
Также материалами дела подтверждается, что Министерством образования науки и молодежной политики по Забайкальскому краю регулярно проводятся в рамках их компетенции соответствующие проверки образовательных организаций, даются рекомендации и разъяснения, что также подтверждено было и свидетелем ГОВ, что в свою очередь также указывает на отсутствие бездействия со стороны названного административного ответчика.
Относительно требований по обязанию Министерства образования, науки и молодежной политики края в срок до 01.03.2018 организовать и проконтролировать проведение всеми образовательными организациями края инвентаризации библиотечных фондов учебников и выявления их дефицита; разработать организационно-методические документы об организации работы с библиотечным фондом учебной литературы в общеобразовательных организациях суд не находит их подлежащим удовлетворению, поскольку и материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной административного истца, а также подтверждено свидетелем ГОВ (гл. специалист отдела общего образования администрации городского округа «Город Чита»)., что в настоящее время внедрена электронная программа инвентаризации библиотечных фондов учебников, с которой уже начата работа, также из материалов дела следует, что Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края 25.10.2017 принято постановление № 845 (л.д.56-58) об утверждении плана мероприятий, направленных на эффективное комплектование и использование фондов учебников и учебных пособий в общеобразовательных организациях Забайкальского края в котором содержится и указание на разработку соответствующих документов по организации работы с библиотечным фондом учебной литературы, из чего следует, что на момент рассмотрения дела указанные требования исполняются ответчиком, соответственно и основания для возложения на ответчика какой либо обязанности по их выполнению у суда отсутствуют, при этом суд учитывает, что в ходе рассмотрения дела не установлено какого либо незаконного бездействия указанного ответчика.
Частью 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Исходя из вышеизложенного, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено бездействия Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, выразившееся в ненадлежащей организации обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Забайкальского края учебниками, бездействия Правительства Забайкальского края по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, бездействия Министерства финансов Забайкальского края, выразившееся в не доведении норматива расходов на предоставление субвенции на общее образование в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек до установленного законом края при утверждении бюджетных ассигнований в 2016 году, а требования прокурора сводятся, по сути, к оспариванию действующего нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно Постановления Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 № 81 "О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" в части установления норматива финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек установлен в размере трех процентов (3%) от норматива финансового обеспечения расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций, но таких требований не заявляется, поскольку в силу ст. 20 КАС РФ такие требования не подсудны районному суду, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении требований первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об оспаривании действий(бездействий), понуждении к действиям - отказать.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Забайкальский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, через Центральный районный суд города Читы.
Мотивированный текст решения изготовлен 09.01.2018
Судья И.Н. Филиппова