Дело № 2а-726/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 марта 2018 года г. Новосибирск
Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Свириной А.А.
при секретаре Воронкиной Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ... к ГУ МВД России по Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к ГУ МВД России по Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в обоснование исковых требований указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ ей было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации ввиду обоснованных опасений подвергнуться в стране её гражданской принадлежности пыткам и иному жестокому и бесчеловечному обращению и наказанию в связи с тем, что в Республике Таджикистан против неё сфабриковано уголовное дело по обвинению в политическом преступлении. В настоящий момент временное убежище продлено по её заявлению до ДД.ММ.ГГГГ.
При продлении временного убежища ей было рекомендовано урегулировать свой статус на территории РФ путем обращения за временным убежищем с перспективой последующего получения гражданства России.
В настоящее время на территории РФ проживает много её соотечественников, которые, как и она, публично высказывали недовольство политической и экономической ситуации в Таджикистане, за что все они были подвергнуты незаконным обвинениям и объявлены в розыск правоохранительными органами страны своей гражданской принадлежности. Большинство таких лиц в настоящее время уже получили не только разрешение на временное проживание, но и вид на жительство.
В июле 2017 года она обратилась в УВМ ГУ МВД РФ по Новосибирской области с заявлением о предоставлении разрешения на временное проживание на территории РФ.
ДД.ММ.ГГГГ ей получено уведомление об отказе в выдаче такового.
Копию соответствующего решения ей не выдали, не объяснив причину, однако из текста уведомления следует, что основанием отказа является п.п.1 п.1 ст.7 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Согласно данной правовой норме, в выдаче разрешения на временное проживание в РФ может быть отказано лицу, которое «выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации».
Она никогда не совершала никаких действий, перечисленных в указанном пункте.
Она уважает законы РФ и не выступала против основ конституционного строя какого-либо государства, в том числе России. Напротив, она обратилась в компетентные органы Российской Федерации за разрешением на проживание.
Никакую угрозу государству и его гражданам она не создавала и не создает.
Ей предоставлено временное убежище. Пребывая в Российской Федерации, она старается неукоснительно соблюдать закон. К уголовной ответственности по российскому законодательству никогда не привлекалась.
Что касается её ситуации в Таджикистане, то в ходе экстрадиционной проверки Российская Федерация отказала в её выдаче правоохранительным органам Республики Таджикистан по экстрадиционному запросу и предоставила убежище. Группа 24 (из-за которой очевидно и идет отказ) в России не запрещена и согласно письма МИД России от ДД.ММ.ГГГГ в деятельности группы 24 не установлено признаков экстремизма.
Ни в какую другую страну она выехать не может.
Имея статус временного убежища, она имеет защиту от выдачи в Таджикистан, где её ждут пытки и иное жестокое обращение и наказание.
Однако ФЗ «О беженцах» не урегулированы многие вопросы, касающиеся социальной сферы.
Так, со свидетельством о предоставлении ВУ её никуда не берут на работу. В настоящее время ей 56 лет, данный возраст является пенсионным. Однако оформить пенсию она не может ни в России, где у нее нет соответствующего статуса, ни в Таджикистане, куда не может выехать ввиду риска жестокого и бесчеловечного обращения и наказания.
Поэтому, на основании п.п. 1 п. 1, п.4 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» административный истец просила признать решение ... от ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Новосибирской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации незаконным, обязать УВМ ГУ МВД по Новосибирской области устранить допущенные нарушения и выдать ей разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержала, пояснила, что у нее на территории РФ проживает сын и сестра, у которой она проживает в настоящее время.
Представитель административного истца – .... в судебном заседании требования административного иска по изложенным основаниям поддержала.
Представитель ГУ МВД России по Новосибирской области - ... в судебном заседании исковые требования просила оставить без удовлетворения, представила возражения на административное исковое заявление.
Выслушав административного истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 4 КАС РФ установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Регламентация правового положения иностранных граждан, их пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе в части предоставления им разрешений на временное пребывание (проживание) в РФ, осуществлена Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 115-ФЗ) разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Согласно п.п.1 ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.
В случае принятия решения об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший такое решение, выдает указанному иностранному гражданину соответствующее уведомление либо направляет соответствующее уведомление в форме электронного документа на адрес электронной почты иностранного гражданина (ч. 2 ст. 7).
В развитие указанных положений п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в подпункте 1 пункта 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации иностранному гражданину выдает территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. По результатам рассмотрения заявления, поданного в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
ДД.ММ.ГГГГ гражданке Республики Таджикистан - ФИО1 было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в УВМ ГУ МВД России по Новосибирской области с ходатайством о выдаче разрешения на временное проживание.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Новосибирской области принято решение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание гражданке Республики Таджикистан – ФИО1 в Российской Федерации.
Как усматривается из оспариваемого решения, в соответствии с заключением УФСБ России по Новосибирской области, вопрос в выдаче разрешения на временное проживание ФИО1 не согласован на основании п.п. 1 п.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п. "р" ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" органы федеральной службы безопасности обязаны участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Поступившая для исполнения в УВМ ГУ МВД России по Новосибирской области информация из ФСБ России послужила основанием и повлекла принятие и утверждение УВМ ГУ МВД России по Новосибирской области соответствующего решения.
В пп. 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О применении судами общей юрисдикции конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ и Протоколов к ней" указано, что из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.
При этом в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Согласно Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей ООН), права, провозглашенные в Декларации, не должны толковаться как ограничивающие право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами (пункт 1 статьи 2).
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляя право каждого на уважение его личной и семейной жизни (п. 1), указывает, что не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2).
Европейский Суд по правам человека в своих решениях неоднократно отмечал, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подтверждая право государств-участников в силу установленных принципов международного права контролировать въезд в страну, проживание в ней и высылку лиц, не являющихся гражданами этой страны, не гарантирует иностранным гражданам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, и что лежащая на государствах-участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст. 8 Конвенции, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
В соответствии с названными нормами права суд полагает, что в данном конкретном случае требования соблюдения публичного (общественного) порядка должны быть уравновешены с требованиями о невмешательстве в семейную жизнь иностранного гражданина и членов его семьи.
Однако такой баланс интересов по настоящему делу в случае признания законным решения ГУ МВД России по Новосибирской области не был бы соблюден, так как на территории Российской Федерации у административного истца проживают близкие родственники.
Суд исходит из необоснованности и несоразмерности наказания, назначенного ФИО1 решением ГУ МВД России по Новосибирской области, нарушающего право на семейную жизнь административного истца.
При этом суд учитывает, что доказательств реальной угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, в связи с пребыванием административного истца на территории РФ в ходе рассмотрения дела не установлено.
Принимая во внимание приведенные положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и учитывая установленные по делу обстоятельства, в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом исковые требования суд подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск ФИО1 ... к ГУ МВД России по Новосибирской области об оспаривании решения удовлетворить.
Решение ГУ МВД России по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ № ... об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации признать незаконным.
Обязать ГУ МВД России по Новосибирской области рассмотреть вопрос о выдаче ФИО1 ... разрешения о временном проживании на территории Российской Федерации в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья