ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5718/2023 от 12.12.2023 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Дело № 2а-5718/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 12 декабря 2023 г.

Кировский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Лукьяновой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г. Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело № 2а-5718/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Астрахани в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» о признании незаконными бездействия и обязании определить ответственных лиц за проведение мониторинга многоквартирных домов на территории муниципального образования «Городской округ город Астрахань»,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора города Астрахани обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, указав, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань». В соответствии со статьей 4 Закона Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Астраханской области» к полномочиям Правительства Астраханской области в области организаций проведения капитального ремонта относится становление порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов на территории Астраханской области. Постановлением правительства Астраханской области от 26 октября 2013 г. № 430-П «О порядке проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Астраханской области» устанавливает процедуру проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Астраханской области, в целях своевременного проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Астраханской области. Распоряжением министерства строительства и ЖКХ Астраханской области от 19 августа 2019 г. № 240 утверждена форма акта обследования технического состояния многоквартирного дома. Согласно сведениям администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ специалисты, ответственные за проведение мониторинга на территории муниципального образования «Городской округ город Астрахань», не определены. До ДД.ММ.ГГГГ информация о техническом состоянии многоквартирных домов с приложением актов обследования на территории муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Астраханской области» не направлялась. ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявленными нарушениями законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства прокуратурой города в адрес главы муниципального образования «Городской округ город Астрахань» внесено представление. По результатам рассмотрения которого сообщено, что в бюджете муниципального образования «Городской округ город Астрахань» не предусмотрено финансирование на выполнение обозначенных мероприятий. В связи с чем, заместитель прокурора просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань», выразившееся в непринятию мер по определению специалистов, ответственных за проведение мониторинга на территории муниципального образования «Городской округ город Астрахань», что повлекло непредставление до 1 марта 2023 г. информации с приложением актов обследования технического состояния многоквартирных домов в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта Астраханской области», а также обязать администрацию муниципального образования «Городской округ город Астрахань» определить специалистов, ответственных за проведение мониторинга многоквартирных домов на территории муниципального образования «Городской округ город Астрахань».

Представитель административного истца Мукашева А.Е. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить, по основаниям изложенным в иске.

Представители административного ответчика администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» Гаппова А.К., Сатенов Р.М., Рамазанова Э.М. в судебном заседании возражали об удовлетворении административных исковых требований, просили отказать.

Представители заинтересованного лица министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Фомичев И.В., Бобров Д.А. в судебном заседание административные исковые требования прокурора города Астрахани поддержали, указав, что муниципальным образованием не проводится мониторинг технического состояния многоквартирных домов, просили удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» Осипов А.П. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования прокурора.

В судебное заседание представитель Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» не явились, извещены надлежащим образом. С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц и в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (пункт 2), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).

Таким образом, федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные программы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и в порядке, установленном этим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также реализуют иные полномочия, предусмотренные законом (части 6 и 7 статьи 168, 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут быть наделены законами субъектов Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Законом Астраханской области от 24 октября 2013 г. № 5/2013-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Астраханской области» разграничены полномочия Думы Астраханской области и Правительства Астраханской области. Пунктами 5 и 17 статьи 4 названного Закона к полномочиям Правительства Астраханской области в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах отнесено установление порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов на территории Астраханской области, определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта.

Реализуя указанные полномочия, переданные Правительству Астраханской области статьей 4 Закона Астраханской области от 24 октября 2013 г. № 5/2013-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Астраханской области», Правительство Астраханской области своим постановлением от 26 октября 2013 г. № 430-П утвердило Порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Астраханской области.

В соответствии с пунктами 8.3.1, 8.3.2 названного Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области определяют специалистов, ответственных за проведение мониторинга на территории соответствующего муниципального образования Астраханской области, представляют в адрес регионального оператора ежегодно до 1 марта в электронно и в письменном видах информацию с приложением актов обследования технического состояния многоквартирных домов. К акту обследования технического состояния многоквартирного дома прилагаются документы, на основании которых происходило его заполнение.

Пунктом 8.3.3 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления представляют в адрес регионального оператора и министерства акты о техническом состоянии многоквартирных домов по форме, утвержденной министерством, по многоквартирным домам, в отношении которых ранее такие акты не представлялись, а также при включении многоквартирного дома в региональную программу до ДД.ММ.ГГГГ, а впоследствии – не реже одного раза в 5 лет.

Исходя из указанного Порядка, на орган местного самоуправления возлагается обязанность по сбору и обобщению информации о техническом состоянии многоквартирных домов, полученной по результатам осмотров многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, и передача сведений в орган регионального государственного жилищного надзора.

В соответствие с частью 2, частью 3 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах. Органы местного самоуправления обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, о муниципальных программах в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг, о нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих отношения в данных сферах, о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, о лицах, осуществляющих эксплуатацию указанных объектов, о производственных программах и об инвестиционных программах организаций, поставляющих ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, о соблюдении установленных параметров качества товаров и услуг таких организаций, о состоянии расчетов лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также с лицами, осуществляющими водоотведение.

Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 19 августа 2019 г. № 240 утверждена форма акта обследования технического состояния многоквартирного дома, в которую внесены изменения Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 29 декабря 2022 г. № 321, в части её дополнения.

13 июня 2023 г. прокурором города Астрахани в адрес главы муниципального образования «Городской округ город Астрахань» внесено представление в связи с нарушениями законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выразившееся в ненаправлении до 1 марта 2023 г. информации о техническом состоянии многоквартирных домов с приложением актов обследования на территории муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Астраханской области», и ввиду отсутствия специалистов ответственных за проведение мониторинга на территории муниципального образования «Городской округ город Астрахань».

Как следует из сообщения администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» от 12 июля 2023 г., в бюджете муниципального образования не предусмотрено финансирование на выполнение указанных в представлении мероприятий, а также указано, что муниципальное образование «Городской округ город Астрахань» обязано исполнять лишь те полномочия, которые отнесены к вопросам местного значения, права органов местного самоуправления городского округа предусмотренные статьей 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа не отнесены.

В силу требований частей 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Вопреки доводам административного ответчика о том, что для заполнения формы акта обследования технического состояния многоквартирного дома предполагается наличие технического заключения экспертов, которые выполняются специализированными организациями, и осуществляющими свою деятельность на платной основе согласно заключенному договору, а также бюджету муниципального образования необходимо дополнительное финансирование для обучения специалистов, представителями министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и НО «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» в судебном заседании указано, что специальные познания для проведения специалистом мониторинга не требуются, как и не требуются дополнительные затраты для технического обследования многоквартирных домов.

Поскольку ответчиком не исполнены возложенные на него обязанности по проведению мониторинга технического состояния многоквартирных домов, не определены специалисты, ответственные за проведение мониторинга на территории муниципального образования, которые законом возложены на органы местного самоуправления, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление заместителя прокурора города Астрахани в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» о признании незаконными бездействия и обязании определить ответственных лиц за проведение мониторинга многоквартирных домов на территории муниципального образования «Городской округ город Астрахань» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань», выразившееся в непринятию мер по определению специалистов, ответственных за проведение мониторинга на территории муниципального образования «Городской округ город Астрахань», что повлекло непредоставление до 1 марта 2023 г. информации с приложением актов обследования технического состояния многоквартирных домов в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта Астраханской области».

Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ город Астрахань» определить специалистов, ответственных за проведение мониторинга многоквартирных домов на территории муниципального образования «Городской округ город Астрахань».

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 19 декабря 2023 г.

Судья С.В. Лукьянова