ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-571/17 от 12.04.2017 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2017 года город Ульяновск

Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Черновой Н.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

при секретаре Гришиной П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-571/17 по административному иску ФИО3 к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании действий незаконными, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании отказа Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 02.12.2016 г. незаконным, возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заключению соглашения о перераспределении земельного участка. В обоснование административного иска указала, что она на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 18.03.2014 года приобрела право собственности на жилой дом и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенные по адресу; <адрес>. Право собственности на вышеуказанные объекты зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области 02.04.2014 года. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства. Первоначальному собственнику жилого дома, М в 1989 году на основании решения горисполкома об отводе участка под застройку от 25.10.1989 г. был выделен участок площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> (ранее <адрес>). На вышеуказанном участке был построен жилой дом, который был принят и введен в эксплуатацию актом от 24.12.1992 г., утвержденным Главой администрации Луговского сельского совета. Данные первичной инвентаризации подтверждают сведения о площади земельного участка размером <данные изъяты> кв.м. На момент покупки истицей жилого дома по вышеуказанному адресу, площадь земельного участка под домовладением фактически по-прежнему составляла - <данные изъяты> кв.м. Юридически была оформлена лишь часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., несмотря на то, что с 1989 года и по сегодняшний день участок общей площадью <данные изъяты>, кв.м используется как единый объект. Часть вышеуказанного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, юридически не оформлена. В соответствии с главой V. 4. Земельного кодекса РФ она обратилась в Департамент государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области (в настоящее время - Агентство государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области) с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и земельных участков. Ею при обращении в Департамент была предоставлена схема по образованию земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. пyтeм перераспределения исходного земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего истице на праве собственности и землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м. Она в ответ на своё заявление получила отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Отказ выдан Департаментом государственного имущества и земельные отношений по Ульяновской области от 02.12.2016 г. . Она получила данный отказ 29.12.2016 г. Отказано ей по cлeдyющим основаниям: образование земельного участка или земельных участков предусматриваете путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. № 90, с учетом основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных для территориальной зоны Ж8С- Зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы), из земель, государственная собственность на которые не разграничена, участвующих в перераспределении, площадью <данные изъяты> кв.м. возможно формирование самостоятельного земельного участка. С отказом Департамента она не согласна, считает его незаконным. Во-первых, Департаментом указано, что истице отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отказ с подобной формулировкой законом не предусмотрен. Во-вторых, в качестве причины для отказа приведены нормы из Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», в соответствии с которыми в зоне Ж8С минимальный размер земельного участка для индивидуального жилого дома - <данные изъяты> кв. метров. Действительно, Правила землепользования и застройки содержат указание на минимальный размер земельного участка (<данные изъяты> кв.м.) с видом разрешенного использования: для индивидуального жилого дома. Однако истица обратилась к ответчику с заявлением о перераспределении земель и земельного участка, к которому была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в которой был указан иной вид разрешенного использования исходного и вновь образуемого участка - для ведения личного подсобного хозяйства. Данный вид разрешенного использования, в соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ от 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» позволяет использовать земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома. Таким образом, минимальная площадь земельного участка, который может быть сформирован как самостоятельный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства 0,1 га или 1000 кв.м. При перераспределении она испрашивает участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью менее 1000 кв.м., а именно - <данные изъяты> кв.м. Следовательно, участок площадью <данные изъяты> кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства не может быть сформирован как самостоятельный земельный участок. Кроме того, испрашиваемый земельный участок не может быть сформирован как самостоятельный участок ввиду его расположения, так как он примыкает к земельному участку заявителя, к испрашиваемому земельному участку отсутствуют проезды и проходы к землям общего пользования, кроме как со стороны участка заявителя. В связи с этим просит:

- признать отказ Агентства государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области от 02.12.2016 г. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выданный ФИО3, незаконным.

- обязать Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, образуемого путем перераспределения земельного участка площадью <данные изъяты> р.м. с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 927 кв.м и заключить с ФИО3 соглашение о вышеуказанном перераспределении земель государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности.

В судебное заседание административный истец не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО1, действующая по доверенности, административные исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области ФИО2, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, указав в отзыве, что истец обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области приняло решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о чём заявителю было сообщено письмом от 02.12.2016 . Представленная для утверждения схема расположения предполагает перераспределение земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, для дальнейшего заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в соответствии с главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков принимается при наличии, в числе прочих, следующих оснований: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путём перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьёй 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утверждённым решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, с учётом основных и вспомогательных видов разрешённого использования земельных участков, предусмотренных для территориальной зоны «Ж8С» - Зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы), из земель, государственная собственность на которые нее разграничена, участвующих в перераспределении, площадью <данные изъяты> кв.м возможно формирование самостоятельного земельного участка. На основании изложенного, в соответствии с подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области отказывает в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Следовательно, отказ Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена, является законным и обоснованным. При этом дополнила, что истицей к заявлению об утверждении схемы была приложена схема расположения земельного участка, в которой указан вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома, площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м., из которого площадь земель государственная собственность на которые не разграничена – <данные изъяты> кв.м. Схема расположения земельного участка от 2017 г., в которой указан вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м., из которого площадь земель государственная собственность на которые не разграничена – <данные изъяты> кв.м. Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не предоставлялась. Решение по данной схеме Агентством не принималось.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).

Пунктом 2 названной статьи установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка указанной схемы обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (п. 3 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Схема утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным кодексом (п. 13 указанной статьи).

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО3 является собственником жилого дома и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер ), расположенных по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что имея намерение оформить право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., относящийся к землям государственная собственность на которые не разграничена, ФИО3 обратилась в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего истице на праве собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью <данные изъяты> кв.м., в которой указан вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома.

В соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии, в том числе основания - образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утверждённым решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, с учётом основных и вспомогательных видов разрешённого использования земельных участков, предусмотренных для территориальной зоны «Ж8С» - Зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы), из земель, государственная собственность на которые нее разграничена, участвующих в перераспределении, площадью 300 кв. м возможно формирование самостоятельного земельного участка.

Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области приняло решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с п.п1 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, о чём заявителю было сообщено письмом от 02.12.2016 , указав, что представленная для утверждения схема расположения предполагает перераспределение земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, для дальнейшего заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в соответствии с главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» для территориальной зоны «Ж8С» - зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы), из земель, государственная собственность на которые нее разграничена, участвующих в перераспределении, площадью 300 кв. м возможно формирование самостоятельного земельного участка.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлена суду схема расположения земельного участка от 2017 г., в которой указан вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м., из которого площадь земель государственная собственность на которые не разграничена – <данные изъяты> кв.м.

Судом установлено, что ФИО3 в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением об утверждении указанной выше схемы расположения земельного участка от 2017 г. не обращалась. Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области решение по данному заявлению не принималось.

Таким образом, заявленные требования административного истца являются преждевременными, и удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 о признании отказа Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 02.12.2016 г. незаконным, возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заключению соглашения о перераспределении земельного участка отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в месячный срок с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Чернова.