ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-571/18 от 13.08.2018 Татарского районного суда (Новосибирская область)

Дело

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ село Усть-Тарка Усть-Таркского района

Новосибирской области

Татарский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи: Полтинниковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Цепелевой Е.А.,

с участием административного истца помощника прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области Теплюковой М.И.,

представителя административного ответчика администрации Усть-Таркского района по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Усть-Таркского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия администрации Усть-Таркского района и обязании актуализировать схемы теплоснабжения сельских поселений Усть-Таркского района, разместить их на официальном сайте администрации и электронную модель схемы теплоснабжения, суд,

установил:

прокурор Усть-Таркского района Новосибирской области обратился в Татарский районный суд Новосибирской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрации Усть-Таркского района Новосибирской области, в обоснование требований указал следующее, Прокуратурой Усть-Таркского района в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Усть-Таркского сельсовета Усть- Таркского района требований жилищно-коммунального законодательства в части актуализации схем теплоснабжения на 2019 год.

В соответствии с требованиями п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 №484-03 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по организации теплоснабжения на территории Новосибирской области преданы от сельских поселений муниципальным районам.

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 6, ч. 2 ст. 23 от 27.07.2010 №190-ФЗ Федерального закона «О теплоснабжении» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении», к которым, в частности, относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации. Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Уполномоченные в соответствии с Федеральным законом органы местного самоуправления должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года №154 утверждены требования к схемам теплоснабжения порядку их разработки и утверждения (далее по тексту - Требования).

Пунктами 11, 19, 20, 24 указанных Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения установлена обязанность органов местного самоуправления завершить работу по актуализации схемы теплоснабжения на следующий год в срок до 15 апреля текущего года, размещать схему теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты ее утверждения в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения.

Органами местного самоуправления муниципальных образований поселений Усть-Таркского района (администрациями Козинского, Щербаковского сельсоветов) схемы теплоснабжения поселений Усть-Таркского района, где организовано централизованное теплоснабжение, переданы в администрацию Усть-Таркского района Новосибирской области.

Однако схемы теплоснабжения на 2019 год в установленный срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ администрацией Усть-Таркского района Новосибирской области не актуализированы.

Не актуализированные схемы теплоснабжения поселений не могут быть использованы при расчете тарифов на тепловую энергию. Это может привести к необоснованному завышению тарифов. Кроме того, указанное бездействие администрации нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.

В соответствии со ст.39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц. Прокурор Усть-Таркского района просит суд: признать незаконным бездействие администрации Усть-Таркского района Новосибирской области выразившееся в неисполнении обязанности по актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Усть-Таркского района на 2019 год в установленный срок и размещении их на официальном сайте администрации района. Обязать администрацию Усть-Таркского района Новосибирской области актуализировать схемы теплоснабжения сельских поселений Усть-Таркского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии стребованиями Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении»,постановления Правительства РФ от 22.02.2012 №154 и разместить их наофициальном сайте администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркскогорайона Новосибирской области, за исключением сведений, составляющихгосударственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения.

Истец помощник прокурора Усть-Таркского района Теплюкова М.И. в судебном заседании представила уточненное исковое заявление, в котором просила: признать незаконным бездействие администрации Усть-Таркского района Новосибирской области выразившееся в неисполнении обязанности по актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Усть-Таркского района ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок и размещении их на официальном сайте администрации района. Обязать администрацию Усть-Таркского района Новосибирской области актуализировать схемы теплоснабжения сельских поселений Усть-Таркского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии стребованиями Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении»,постановления Правительства РФ от 22.02.2012 №154 и разместить их наофициальном сайте администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркскогорайона Новосибирской области, за исключением сведений, составляющихгосударственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. Администрация Усть-Таркского района должна была в срок до ДД.ММ.ГГГГ. актуализировать схему теплоснабжения на 2019 год. В администрацию района в января 2018года вносилось представление об устранении нарушений действующего законодательства, при проведении повторной проверки в мае 2018года было установлено, что нарушения действующего законодательства не устранены. Актуализированные схемы необходимы для расчета тарифов на тепловую энергию по <адрес>. Полномочия по теплоснабжению по <адрес> переданы в Усть-Таркский сельсовет ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения.

Представитель административного ответчика администрации Усть-Таркского района Новосибирской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований истца, пояснил, что требования признает в полном объеме. Схемы не актуализированы, публичные слушания не проведены, работа была приостановлена. Усть-Таркский район принял полномочия по теплоснабжению и водоснабжению, создало предприятие МУП «Щербаковское ЖКХ». Также пояснил, что уведомление о начале проведения ежегодной актуализации схем теплоснабжения Усть-Таркского района Новосибирской области, опубликовано на сайте администрации, после того, как было внесено представление в администрацию Усть-Таркского района. Считает срок указанный истцом для устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ разумным.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности приходит к следующему: согласно ч. 1.1. ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О теплоснабжении" Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст. 15 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, что муниципальное образование Усть-Таркский район Новосибирской области на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ передало часть полномочий по организации в границах Усть-Таркского сельсовета тело-водоснабжения населения Усть-Таркскому сельсовету Усть-Таркского района Новосибирской области на срок до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с решением сессии Совета депутатов Усть-Таркского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. , решением сессии Совета депутатов Усть-Таркского сельсовета Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. Решением сессии Совета депутатов Усть-Таркского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения в решение сессии Совета депутатов Усть-Таркского сельсовета Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. в части изменения срока полномочий по вопросам организации в границах Усть-Таркского сельсовета тело-водоснабжения населения продлены до ДД.ММ.ГГГГ.

Полномочия по теплоснабжению остальных сельских поселений находятся в ведении Усть-Таркского района Новосибирской области, что подтверждается решением сессии Совета депутатов Усть-Таркского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. .

Усть-Таркский район в целях реализации полномочий по теплоснабжению принял в муниципальную собственность Усть-Таркского района из муниципальной собственности Щербаковского сельсовета МУП «Щербаковское ЖКХ» и тепловые сети, что подтверждается решением сессии Совета депутатов Усть-Таркского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. .

Из п. 1.6. Устава МУП «Щербаковское ЖКХ» установлено, что учредителем является администрация Усть-Таркского района Новосибирской области.

Из материалов дела установлено, что схемы теплоснабжения Щербаки и села Козино Усть-Таркского района Новосибирской области разработаны и утверждены на 2013 -2017гг. и на период до 2028года, так же как и схемы других поселений (сведения в материалах дела на диске).

Требования к актуализации схем теплоснабжения установлены Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 (ред. от 03.04.2018) "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения".

Базовым периодом актуализации схемы теплоснабжения является год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению актуализированная схема теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения. Актуализированная схема теплоснабжения в части 1 главы 1 содержит описание изменений, произошедших в функциональной структуре теплоснабжения поселения за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения. Актуализированная схема теплоснабжения в части 3 главы 1 содержит описание изменений в характеристиках тепловых сетей и сооружений на них по подпунктам "а" - "ц" пункта 31 настоящего документа, зафиксированных за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения.

Согласно пункту 36, 37 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 (ред. от 03.04.2018) "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" Схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения. Уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения.

Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается и оформляется на бумажном носителе и в электронной форме. Форма проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), а также требования к форматам материалов, представляемых в электронном виде, включая требования к техническим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для оформления и направления проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в электронной форме, устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается с соблюдением следующих принципов: а) обеспечение безопасности и надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с требованиями технических регламентов; б) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; в) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения с учетом экономической обоснованности; г) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; д) минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на единицу тепловой энергии для потребителя в долгосрочной перспективе; е) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.

Согласна пункта 10,15 Требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 Схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения. В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) и с учетом положений пункта 37 настоящего документа орган местного самоуправления или орган исполнительной власти города федерального значения, принявший такое решение, размещает на официальном сайте соответственно поселения (при наличии официального сайта поселения), городского округа (при наличии официального сайта городского округа), органа исполнительной власти города федерального значения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальные сайты): а) уведомление о начале разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения); б) указание на страницу официального сайта, на которой размещена действующая схема теплоснабжения, в том числе актуализированные схемы теплоснабжения (при их наличии).

Разрешая требования истца о признании незаконным бездействие администрации Усть-Таркского района Новосибирской области выразившееся в неисполнении обязанности по актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Усть-Таркского района ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок и размещении их на официальном сайте администрации района, суд приходит к следующему.

Из материалов дела и скиншота с сайта администрации Усть-Таркского района установлено, что уведомление о начале проведения ежегодной актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Усть-Таркского района Новосибирской области, опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, после внесения ДД.ММ.ГГГГ представления прокурором Усть-Таркского района об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ.

В судебном заседании из объяснений сторон, установлено, что каких-либо иных мероприятий кроме уведомления о начале проведения ежегодной актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Усть-Таркского района Новосибирской области административным ответчиком не проведено, а уведомление опубликовано после внесения представления прокурором в администрацию района.

Поскольку органами местного самоуправления Усть-Таркского района и теплоснабжающей организацией функционирующей на территории поселений МУП «Щербаковское ЖКХ» ежегодно проводится текущий и капитальный ремонт, а также возможно замена и строительство отдельных участков тепловых сетей и водопроводных сетей, что по мнению суда относится к базовым периодом актуализации схемы теплоснабжения, в котором подлежит утверждению актуализированная схема теплоснабжения поселения, которая будет содержать описание изменений, произошедших в функциональной структуре теплоснабжения поселения за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения, что непосредственно влияет на развитие системы теплоснабжения поселения, расчета тепло- потери, расчета и утверждения тарифов на тепловую энергию.

Согласно пунктам 32, 33 Требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 Органы местного самоуправления или органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 15 календарных дней со дня утверждения схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) обязаны разместить соответствующую схему теплоснабжения на официальном сайте в полном объеме, включая копию решения о ее утверждении, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения, материалов и сведений, предусмотренных пунктом 81 требований к схемам теплоснабжения. При размещении актуализированной схемы теплоснабжения одновременно с ней также размещается схема теплоснабжения (предшествующая актуализированная схема (схемы) теплоснабжения). Информацию о размещении схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны разместить на официальных сайтах и опубликовать в официальных источниках опубликования не позднее 3 календарных дней со дня размещения схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) на официальном сайте.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что вследствие отсутствия актуализированных схем теплоснабжения сельских поселений Усть-Таркского района на ДД.ММ.ГГГГ нарушаются права граждан поселения на актуальную информацию об объектах теплоснабжения, их состояния и развития системы теплоснабжения поселения, что может привести к недостоверным расчетам при расчете тарифов на тепловую энергию.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что имеет место быть бездействие администрации Усть-Таркского района Новосибирской области связанное с неисполнением обязанности по актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Усть-Таркского района на ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок и размещении их на официальном сайте администрации района.

Суд с учетом норм части 2 статьи 178 КАС РФ, ст. 187 КАС РФ, п. 1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, а также необходимости принятия административным ответчиком решений, совершения действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в срок указанный истцом до ДД.ММ.ГГГГ, данный срок, по мнению суда, является разумным.

Поскольку органами местного самоуправления Усть-Таркского района, не предприняты все необходимые меры, к реализации полномочий в сфере теплоснабжения по актуализации схем теплоснабжения сельских поселений района. При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора Усть-Таркского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.3 ст. 114 КАС РФ Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Поскольку стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Суд считает, что настоящее решение суда, затрагивает права неопределенного круга лиц Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района и подлежит опубликованию в официальном печатном издании, установленном ч.3 ст. 3 Устава Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области «Бюллетень органов местного самоуправления Усть-Таркского района» в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-179, ст. 227 КАС РФ, суд,

решил:

заявленные требования административного истца прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Усть-Таркского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия администрации Усть-Таркского района и обязании актуализировать схемы теплоснабжения сельских поселений Усть-Таркского района, разместить их на официальном сайте администрации и электронную модель схемы теплоснабжения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Усть-Таркского района Новосибирской области выразившееся в неисполнении обязанности по актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Усть-Таркского района ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок и размещении их на официальном сайте администрации района.

Обязать администрацию Усть-Таркского района Новосибирской области актуализировать схемы теплоснабжения сельских поселений Усть-Таркского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении», постановления Правительства РФ от 22.02.2012 №154 и разместить их на официальном сайте администрации Усть-Таркского района Новосибирской области, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения.

Настоящее решение суда подлежит официальному опубликованию в периодическом печатном издании «Бюллетень органов местного самоуправления Усть-Таркского района» в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда путём подачи жалобы через Татарский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.А. Полтинникова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.