ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-571/19 от 06.01.2019 Галичского районного суда (Костромская область)

КОПИЯ

Дело № 2а-571/2019

УИД 44RS0006-01-2019-000781-72

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 октября 2019 года г. Галич

Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Виноградова В.В.,

при секретаре Аксеновой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 38 207 рублей 41 копейка,

установил:

Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по Костромской области обратилась в Галичский районный суд Костромской области с административным исковым заявлением к к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 38 207 рублей 41 копейка.

Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по Костромской области в обоснование требований указала, что в качестве налогоплательщика на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области (далее - административный истец, налоговый орган) состоит ФИО1, ИНН ....., <дата> года рождения, проживающий по адресу 157200, <адрес> область, <адрес> район, п. <адрес>, д, <адрес>, место рождения, <адрес> г. <адрес>, место работы не известно, номера телефона, факса, адрес электронной почты не известны. С 07.12.2017 г. по 26.12.2017 года являлся индивидуальным предпринимателем и являлся плательщиком страховых взносов. Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Поскольку с 01.01.2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование передано налоговым органам (соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс РФ и отдельные законодательные акты Федеральными законами от 03.07.2016 г. № 243-Ф3 и №250-ФЗ) взыскание задолженности по страховым взносам осуществляется в судебном порядке последними по общим правилам Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками самостоятельно и отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункты 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса РФ). Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3 статьи 432 Налогового кодекса РФ). В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам. С соответствии с пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов. Размер страхового взноса, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам определяется по статье 430 Налогового кодекса РФ в следующем порядке: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса; страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 Кодекса. Тариф по страховым взносам по статье 425 Налогового кодекса РФ (в ред. от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ, вступивший в силу 01.01.2017 года): на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1.8 процента; на обязательное медицинское страхование -5,1 процента.

Минимальный размер оплаты труда:

Срок с которого установлен минимальный размер оплаты труда

Сумма минимального размера оплаты труда (руб., в месяц)

Нормативный акт, установивший минимальный размер оплаты труда

С 1 июля 2017 г.

7 800

Ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ

С 1 июля 2016 г.

7 500

Ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ

С 1 января 2016 г.

6 204

Ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 № 376-ФЗ

Налогоплательщику были начислены следующие взносы, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 г. в сумме 3796,85 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 г. в сумме 19356,48 руб. За несвоевременную уплату налогоплательщиком задолженности по взносам Инспекцией в соответствии с пунктом 3 статьи 58, пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ были начислены пени: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 г. в сумме 1123,66 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за расчетные периоды до 01.01.2013 г. в сумме 350,92 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2013 в сумме 1169,70 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 447,03 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 в сумме 11962,77 руб.В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового Кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, пени, штрафа является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования. В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 69, статьей 70 Налогового кодекса РФ инспекцией на указанную задолженность выставлено требование от 07.07.2017 г. № 150274. Всего по страховым взносам числится задолженность: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 г. в сумме 3796,85руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 в сумме 19356,48 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 г. в сумме 1123,66руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за расчетные периоды до 01.01.2013 в сумме 350,92руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2013 в сумме 1169,70 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 447,03 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 в сумме 11962,77 руб. Задолженность по вышеуказанным платежам до настоящего времени не уплачена, что подтверждает лицевой счет налогоплательщика и сальдо. В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ Инспекцией налогоплательщику решение о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика-организации и инкассовые поручения не выставлялись. В соответствии со статьей 47 Налогового кодекса РФ решение о взыскании налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика не выставлялось. Всего по административному иску подлежит взысканию задолженность в общей сумме 38207,41 руб..

Истцом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, которое обосновано тем, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком–физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В соответствии со статьей 95 КАС указывается «лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен». В соответствии с ч. 1 ст. 123.1 КАС РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций. Согласно ч. 2 ст. 123.5 КАС РФ судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств. Таким образом, процедура приказного производства по отношении к исковому производству является упрощенной и не предусматривает возможности судом разрешить вопрос о восстановлении или об отказе в восстановлении срока. Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным. О спорности заявленных требований может свидетельствовать, в частности, пропуск срока подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, поскольку бездействие налогоплательщика по неуплате налоговой задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам является пассивным выражением несогласия -возражением относительно наличия у налогоплательщика обязанности по уплате указанной задолженности. При этом из ст. 286 КАС РФ следует, что органы государственной власти вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций в случае пропуска срока подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций. Исходя из ч. 5 ст. 180 КАС РФ выводы о восстановлении или об отказе в восстановлении срока должны содержаться в решении суда. Из системного толкования указанных норм следует, что органы государственной власти вправе минуя стадию приказного производства обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, при условии пропуска срока подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций. Таким образом, рассмотрение настоящего административного иска подсудно суду общей юрисдикции. Сроки, установленные пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ для обращения в суд на взыскание задолженности по вышеуказанным платежам, истекли 27.01.2018 года. Пропуск срока связан с техническими причинам вызванным сбоем компьютерной программы. Положения пп.4 п. 1 ст. 59 НК РФ указывают, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. В случае отказа в восстановлении пропущенного срока на взыскание истец просил задолженность признать безнадежной к взысканию. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ налоговые органы, действуя в защиту государственных интересов, от уплаты госпошлины освобождены. На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 23, 31, 45, 48, 52, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьями 180, 287, 290 КАС РФ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области (ОГРН ....., дата государственной регистрации 20.12.2004 г., ИНН ..... адрес электронной почты: <данные изъяты> просит суд: удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного срока; взыскать с ФИО1, ИНН ....., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 г. в сумме 3796 рублей 85 копеек; - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 г. в сумме 19356 рублей 48 копеек; - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 г. в сумме 1123 рубля 66 копеек; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за расчетные периоды до 01.01.2013г. в сумме 350 рублей 92 копейки; - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2013 г. в сумме 1169 рублей 70 копеек; - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 447 рублей 03 копейки; - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 г. в сумме 11962 рубля 77 копеек.

Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока и исковых требований в полном объеме, о чем представил суду письменное ходатайство.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с административными исковыми требованиями не согласился в полном объеме, заявил о пропуске административным истцом срока исковой давности, сослался на ст. 11 Федерального Закона № 436-Ф от 28.12.2017 г. о признании безнадежными к взысканию и подлежащими списанию всех недоимок, пеней и штрафов за отчетный период до 01.01.2017 г., о чем представила суду письменное заявление.

Суд с учётом положений ч.2 ст.150 КАС РФ пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся представителя административного истца Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области и административного ответчика.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п.3 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Так, налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При этом, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).

Налоговые органы, как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

С 01.01.2017 г. в силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Начисление и расчет задолженности по страховым взносам до 01.01.2017 года регулировался нормами Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Понятия расчетного периода и в части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и в статье 423 Налогового кодекса Российской Федерации аналогичны.

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.(ч. 5 ст. 432 НК РФ)

Размер страхового взноса, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам определяется в порядке предусмотренном ст. 430 НК РФ, размеры тарифов по страховым взносам установлены ст. 425 НК РФ.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно п. 2 данной статьи Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как следует из материалов дела административный ответчик ФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 26.12.2017 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.7-8).

Как следует из текста административного искового заявления за период до 01.01.2013 г. и до 01.01.2017 г., страховые взносы в ПФ РФ и ОМС административный истец не заплатил, в связи с чем ему начислены пени.

В адрес ответчика было направлено требование № 150274 от 07.07.2017 г. об уплате пеней на страховые взносы по состоянию на 07.07.2017 г., установлен срок исполнения – 27.07.2017 г. (л.д.9).

Срок, установленный в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ для обращения в суд с заявлением о взыскании пени на страховые взносы по требованию № 150274 от 07.07.2017 г. со сроком исполнения 27.07.2017 г. истек 27.01.2018 г..

Административное исковое заявление поступило в суд 14.10.2019 года, то есть за пределами предусмотренного налоговым законодательством срока.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Аналогичные положения закреплены в п. 1 ст. 95 КАС РФ.

В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, заявленного в административном исковом заявлении, административный истец ссылается на то, что пропуск срока связан с техническими причинами, вызванными сбоем компьютерной программы.

Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени (более шести месяцев) с 19.12.2017 года для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок с момента истечения срока для добровольного исполнения требования № 203S01170117256 от 09.01.2017 г., материалы дела не содержат.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Указанные истцом причины пропуска срока, а именно техническими причинами, вызванными сбоем компьютерной программы, какими-либо доказательствами не подтверждаются, и судом признаются неуважительными, поскольку после неисполнения требования № 150274 от 07.07.2017 г. в добровольном порядке административным ответчиком административный истец обратился только 16.09.2019 г., то есть спустя два года, что в данном случае не может быть признано разумным сроком.

Объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, в связи с чем суд отказывает в восстановлении срока, поскольку при проявлении достаточной меры заботливости истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 38 207 рублей 41 копейка, следует отказать.

Административным истцом заявлено требование о признании задолженности по страховым взносам в сумме 38 207 рублей 41 копейка ФИО1 безнадежной к взысканию.

По смыслу статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 данного Кодекса.

По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 Налогового Кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Обращаясь в суд с требованиями о признании налогового органа утратившим возможности взыскания задолженность.

В соответствии с п.п. 2 п. 2 данной статьи органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются: налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1 и 5 пункта 1 настоящей статьи

В п. 9 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» № 57 от 30.07.2013 г. указано, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Настоящим решением суд, придя к выводу о том, что срок, установленный ст.48 НК РФ, на обращение с заявлением о взыскании с ФИО1 страховых взносов и пеней в размере 38 207 рублей 41 копейка административным истцом пропущен, и правовые основания для его восстановления отсутствуют, отказал Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области о взыскании с административного ответчика названного штрафа.

Следовательно, задолженность по уплате страховых взносов и пеней в размере 38 207 рублей 41 копейка, возможность принудительного взыскания которой утрачена, является безнадежной к взысканию по основаниям, предусмотренным ст.59 НК РФ, а обязанность ФИО1 по её уплате – прекращённой.

При этом из материалов дела не следует, что налоговым органом предпринимались меры для взыскания задолженности по налогам и пени путем направления заявлений о вынесении судебного приказа или исковых заявлений о взыскании задолженности по страховым взносам и пени до 16.09.2019 г.. Какие-либо документы, подтверждающие данное обстоятельство, суду не представлены.

Руководствуясь ст.ст. 46,157, 218-220 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 38 207 рублей 41 копейка, отказать.

Признать факт утраты Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области возможности взыскания с ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 38 207 рублей 41 копейка, в связи с истечением установленного срока её взыскания, и как следствие признать данную задолженность безнадежной к взысканию, а обязанность ФИО1 к уплате прекращенной.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в полном объеме

изготовлено 08 ноября 2019 года

Судья В.В. Виноградов