Дело № 2а-571\2019 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 марта 2019 года г. Переславль-Залесский Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Грачевой Н.Л., секретаря Кузьминой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО1 к административному ответчику государственному регистратору ФИО2, Переславскому отделу Управления Росреестра по Ярославской области, Управлению Росреестра по Ярославской области о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности, об обязании осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности УСТАНОВИЛ: Административный истец ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО3 обратилась с настоящим административным иском, просит : -признать незаконным и отменить отказ в государственном кадастровом учете <дата скрыта> № <номер скрыт> и государственной регистрации права на объект недвижимости <номер скрыт> - здание, расположенное по адресу: <адрес скрыт>, <адрес скрыт> изданных государственным регистратором Переславского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ярославской области (Управления Росреестра по Ярославской области) ФИО2 -обязать Переславский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ярославской области (Управление Росреестра по Ярославской области) осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости и государственную регистрацию права на объект недвижимости - здания, расположенного по адресу: <адрес скрыт> по заявлению о государственном кадастровом учете от <дата скрыта><номер скрыт> и заявлению о государственной регистрации права от <дата скрыта><номер скрыт> в установленном законом порядке. Требования мотивируют тем, что <дата скрыта> представителем административного истца было подано заявление о государственном кадастровом учете <номер скрыт> (копия описи прилагается) и заявление о государственной регистрации прав <номер скрыт>. Объектом кадастрового учета и государственной регистрации являлось здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <номер скрыт> по адресу: <адрес скрыт>. Данное здание представляет собой объект капитального строительства -постройку вспомогательного использования (дом фермера), строительство которого осуществлялось на основании разрешения на строительство № «<номер скрыт>» от <дата скрыта>, выданного Администрацией Переславского муниципального района Ярославской области. К вышеуказанным заявлениям были приложены все необходимые документы в соответствии с пунктом 10 статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218 - ФЗ, а именно: технический план вышеуказанного здания на оптическом диске, квитанция об оплате госпошлины от <дата скрыта><номер скрыт> в размере 350 рублей, доверенность от <дата скрыта> года, реестровый <номер скрыт> Рассмотрев вышеуказанные заявления, административным ответчиком ФИО2 <дата скрыта> года было издано Уведомление об отказе в государственной регистрации и государственном кадастровом учете <номер скрыт>, <номер скрыт>. Полагают, что Уведомление, вынесенное административным ответчиком ФИО2, является незаконным, необоснованным, нарушающим действующее законодательство и права административного истца, подлежащее отмене по следующим основаниям: 1. Основанием для отказа послужило не предоставление административным истцом разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию. В связи с этим истец считает необходимым пояснить, что объектом государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в соответствии с вышеуказанными заявлениями является объект недвижимости, который является объектом капитального строительства и представляет собой нежилое здание (постройка вспомогательного использования (дом фермера). В качестве дополнительного документа кадастровым инженером было приложено Разрешение на строительство № «<номер скрыт>» от <дата скрыта>, выданное Администрацией Переславского муниципального района Ярославской области. Однако в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Соответственно, не требуется разрешение и на ввод в эксплуатацию такого объекта. Именно такое письменное разъяснение по аналогичному объекту было дано Департаментом строительства по Ярославской области 13.02.2018г., которое приложено к данному административному иску. Данный ответ был предоставлен ФИО2 по ее просьбе. В связи с этим считаем требование административного ответчика ФИО2 о предоставлении разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости неправомерным. В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута. Все необходимые в соответствии с законом документы были предоставлены административным истцом для регистрации объекта недвижимости. Требование административного ответчика о первоначальном кадастровом учете и регистрации основного здания Законом не регламентировано, является незаконным и необоснованным. 2. Полномочия органа, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав закреплено в статье 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Вынося отказ в государственной регистрации прав и государственном кадастровом учете, административный ответчик превысил свои полномочия, так как самостоятельно определяет порядок и очередность регистрации объектов недвижимости, ссылаясь на собственное мнение, которое основано на внутренних убеждениях, но не на законе. 3. В соответствии со статьей 130 Гражданского Кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Объект, который был предоставлен на государственную регистрацию и государственный кадастровый учет является недвижимым имуществом и представляет собой объект капитального строительства - здание, что подтверждается Разрешением на строительство № «<номер скрыт>» от <дата скрыта>, выданного Администрацией Переславского муниципального района Ярославской области, а так же Техническим планом от <дата скрыта>, составленного специалистом- кадастровым инженером. 4. В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130,131,132,133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. Без регистрации права собственности вышеуказанного объекта недвижимости административный истец не может распорядиться выстроенным объектом недвижимости, застраховать данный объект, что нарушает его гражданские права. Дополнительно поясняет, что аналогичный объект недвижимости уже был зарегистрирован органами Росреестра 18.04.2018г. В судебном заседании административный истец ФИО1 не участвовала, извещена о дате и месте судебного заседания. Представитель административного истца по доверенности ФИО3 заявленные требования поддержала, пояснила суду обстоятельства, изложенные в иске. Дополнительно пояснила, спорное строение используется как вспомогательное, истец намерен использовать помещения для выращивания цыплят. Для постоянного проживания строение не используется, поскольку не жилое. Постановлением администрации ПМР утвержден градостроительный план земельного участка с учетом положений ППЗ, где указан объект капитального строительства – постройки вспомогательного использования ( домов фермера). Право истца нарушено, поскольку строительство основного объекта как то жилой дом на землях сельхозназначения запрещено, то есть основного объекта не будет, значит истица не может зарегистрировать объект капитального строительства для вспомогательного использования ( дом фермера). Административный ответчик Государственный регистратор ФИО2 в судебном заседании иск не признала, пояснила, что отказ правомерен, поскольку вспомогательное строение предназначено для основного строения, которого получается нет. Фактически в данном случае выстроен жилой дом, что следует из технического плана дома, фототаблицы. При выезде зимой было установлено, что дом используется для проживания. ППЗ не содержат такого вида разрешенного использования -как вспомогательное строение ( дом фермера). Административный ответчик Переславский отдел Управления Росреестра по Ярославской области представил отзыв в письменном виде ( л д 29-31), из которого следует, что ответчик иск не признает. Административный ответчик Управление Росреестра по Ярославской области извещен надлежаще, представитель в судебном заседании не участвовал. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу. Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. ФИО4 является собственником земельного участка площадью 10868 кв м с КН <номер скрыт>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: <адрес скрыт> Кадастровым инженером <Э><дата скрыта> подготовлен технический план здания, расположенного по адресу: <адрес скрыт>, <адрес скрыт> вид объекта: здание, назначение объекта недвижимости - нежилое, наименование объекта недвижимости: постройка вспомогательного использования ( дом фермера), площадью 153.4 кв.м., год завершения строительства 2015 (л.д. 13-20). <дата скрыта> за <номер скрыт>, <номер скрыт> Управлением Росреестра по Ярославской области Переславский отдел было вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации и государственном кадастровом учете (л.д.7-8), в связи с тем, что заявление и необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и ( либо) содержанию не соответствуют требованиям Закона, а именно в представленном техническом плане, в форме электронного документа в соответствии с п.5 ч.8 ст 41 отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию объекта не движимости. В пакет документов предоставлен технический план здания от <дата скрыта> В состав его приложения включено разрешение на строительство, согласно которому разрешено строительство постройки вспомогательного использования ( дом фермера) со сроком действия до <дата скрыта> Здание находится в границах земельного участка с КН <номер скрыт>, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование : для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства, общая площадь 10868 кв м, по адресу : <адрес скрыт> В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости, правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута. В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технически регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального:: жилищного строительства. В соответствии с утвержденным приказом Госстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей. Под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Основными критериями отнесения объектов к объектам вспомогательного использования являются следующие: - наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен; - невозможность самостоятельного использования объекта для иной деятельности. По данным Единого государственного реестра прав сведений об основном здании не имеется. В соответствии с п. 49 ч. 1 ст. 26 ФЗ № 218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости). В своем решении административный ответчик указал, что в орган кадастрового учета представлено заявление на постановку на государственный кадастровый учет <номер скрыт> от <дата скрыта> объекта недвижимости вспомогательного использования ( дом фермера), тогда как по данным ЕГРН здание основного использования на государственном кадастровом учете не состоит. Данное обстоятельство представителем административного истца не оспаривалось. При этом представитель указывал, что данное решение противоречит положениям ч. 10 ст. 40 ФЗ № 218-ФЗ. Согласно ч. 10 ст. 49 ФЗ № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута. В соответствии с п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Стороны в ходе судебного разбирательства не оспаривали обстоятельство предоставления административным истцом, документов, предусмотренных ч. 10 ст. 49 ФЗ № 218-ФЗ. Между сторонами возник спор о необходимости наличия на земельном участке основного объекта недвижимого имущества, для возможности регистрации права собственности и кадастрового учета на объект вспомогательного использования ( фермерский дом). Суд не соглашается с доводами представителя административного истца, что определение вида объекта недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации и кадастровому учету, не входит в полномочия административного ответчика. Для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права собственности вид объект недвижимого имущества должен быть определен, в том числе, для определения пакета документов, необходимого для осуществления регистрационных действий. Между сторонами возник спор, является ли спорный объект объектом вспомогательного назначения. Административный ответчик указывал, что для определения вспомогательности объекта, необходимо наличие основного объекта. Согласно ст. 135 ГК РФ, вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Учитывая, что спорный объект является зданием (сооружением), соответственно его судьба следует судьбе основного здания, а не земельного участка. Согласно подпунктам 2, 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других), а также строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (т.е. объектов, обслуживающих основной объект капитального характера и являющихся его принадлежностью). По смыслу пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ, объект вспомогательного использования может считаться таковым только тогда, когда имеется в наличии объект, по отношению к которому он будет вспомогательным. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что спорный объект не является вспомогательным. Отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии безусловной связи спорного объекта с основным зданием. Нельзя признать объект вспомогательным, исходя из данных технического плана здания. Так из экспликации здания следует, что здание состоит из помещений, поименованных : 1. тамбур,2.холл, 3-санузел, 4,5,6 –спальня, 7. кладовая, 8.кухня,7- веранда, 9- гостиная, 9 гардеробная, 10 терраса. план здания, наименование помещений свидетельствует о жилом доме, а не о строении вспомогательного использования. Это же видно на фототаблице ( л д34-36)- строение в виде дома, расположенного фасадной частью к дороге и у дороги. Согласно Письму Минрегиона Российской Федерации от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". Кроме того, как указано в пункте 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение, или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. С административным иском истец обратилась <дата скрыта>, то есть, в пределах срока на обжалование. Довод представителя истца об утверждении градостроительного плана земельного участка, регистрации ответчиком такого строения смежному землепользователю, суд не принимает как основание для удовлетворения иска. Преюдициального значения не имеет регистрация прав смежным землепользователем. Из выписки из Правил землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района следует, что земельный участок расположен в зоне СХ2. Вида разрешенного использования : постройка вспомогательного использования ( дом фермера) нет ( л д 58-59). На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: В иске отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца с дня принятия мотивированного решения. Мотивированное решение принято 22.03.2019 г Судья Грачева Н.Л. |