ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-571/20 от 03.07.2020 Нытвенского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-571/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июля 2020 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Завертяевой Л.В.,

при секретаре Шильненковой О.С.,

а также с участием административного истца Смирновой О.В., ее представителя Васевой О.А., действующей на основании ордера, представителя административного ответчика Ермаковой М.В., действующей на основании доверенности

рассмотрев административное дело по административному иску

Смирновой Ольги Васильевны

к Управлению земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа Пермского края

о признании незаконным уведомления и о возложении обязанности принять новое решение

у с т а н о в и л:

Смирнова О.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа Пермского края о признании незаконным Уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> требованиям законодательства о градостроительной деятельности и о возложении обязанности принять новое решение о соответствии вышеуказанного построенного объекта индивидуального жилищного строительства с целью устранения ее прав собственника данного объекта.

В обоснование иска указано, что Смирнова О.В. купила у ФИО1 на основании договора купли-продажи одноэтажный брусчатый незавершенный строительством жилой дом с земельным участком по адресу: <адрес>.

Ранее, 28.11.1996 года между ФИО2 и Отделом по делам строительства и архитектуры администрации Нытвенского района был заключен Типовой договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке. Договор был нотариально удостоверен.

18.04.2005 года ФИО1 приобрел у ФИО2 незавершенный строительством жилой дом, то есть на местности жилой дом был построен в 2004 году, что подтверждается техпаспортом.

После приобретения дома в 2019 году она ничего в нем не поменяла, сделала внутреннюю отделку, покраску, электропроводку, достроила надворные постройки. Зимой 2020 года она решила зарегистрировать право собственности на объект завершенного строительства, оформила новый технический паспорт, обратилась к административному ответчику.

В Управлении ей сообщили, что для оформления требуется предоставление документации по новому законодательству и она вместо старого Типового договора написала уведомление о планируемом строительстве.

28.04.2020 административным ответчиком ей было выдано Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Однако, уже 07.05.2020 административным ответчиком ей было выдано Уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> требованиям законодательства о градостроительной деятельности. При строительстве жилого дома нарушены минимальные отступы от границ соседнего земельного участка, согласно ст.5 Правил землепользования и застройки на территории Уральского городского поселения.

Действительно, в настоящее время расстояние от фундамента дома до границ соседнего участка составляет от 1,6 до 2,2 метра, но Типовой договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке с первоначальным застройщиком ФИО2 заключен в 1996 году, при регистрации права собственности на незавершенный строительством объект никаких нарушений градостроительных норм не было. Решение Думы Уральского городского поселения от 30.03.2017 № 15 установившее минимальное расстояние до границ соседнего земельного участка в три метра, принято спустя 13 лет после строительства данного дома.

Данное Уведомление является незаконным, так как момент строительства дома и его регистрации никаких нарушений допущено не было, она купила дом уже построенный, нормы Градостроительного кодекса РФ не должны применяться к данным правоотношениям.

Административный истец Смирнова О.В. требования, указанные в административном иске поддержала, дала пояснения соответствующие административному иску.

Представитель административного истца Васева О.А. требования административного иска поддержала, пояснила, что административный ответчик при принятии решения не принял во внимание Типовой договор о возведении индивидуального жилого дома от 28.11.1996 года, ссылается в Уведомлении на Правила застройки, принятые в 2017 году, а дом построен в 2004 году. В Типовом договоре не указано, что дом на спорной границе должен стоять на расстоянии трех метров. Дом не нарушает прав соседа, так как дом соседа стоит далеко от смежного забора.

Представитель административного ответчика Ермакова М.В. с заявленными требованиями не согласна, поддержала доводы, указанные в письменном возражении ( л.д.50).

Третье лицо Полыгалов В.П. с административным иском согласен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с частью 20 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

- параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установленным правилам землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ ( ред. 02.08.2019) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта ( при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ( в редакции настоящего Федерального закона)( в случае, если проектная документация не изготавливалась).

Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18-21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации ( в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

28.11.1996 года между отделом по делам строительства и архитектуры администрации Нытвеенского района в лице архитектора ФИО3 и ФИО2 заключен Типовой договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке по адресу: <адрес>. К договору прилагаются план участка и схема дома. Расстояние от предполагаемого дома до забора длиною 26,0 м. не указано.

ФИО2 18.04.2005 года продал ФИО1 1-этажный незавершенный строительством жилой дом, общей площадью 69,0 кв.м. с надворными постройками, что подтверждается договором купли-продажи ( л.д.12-13).

Факт постройки дома подтверждается техническим паспортом домовладения от 02.07.2004 года ( л.д.17-23).

Согласно договору купли-продажи брусчатого незавершенного строительством жилого дома с земельным участком от 05.07.2019 года Смирнова О.В. купила у ФИО1 и ФИО4 земельный участок для индивидуального жилищного строительства и 1-этажный брусчатый незавершенный строительством жилой дом площадью 69 кв.м. Право собственности зарегистрировано Смирновой О.В. в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из ЕГРН ( л.д.36-38).

Полыгалов В.П.- собственник соседнего земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права( л.д.15-16) дал письменное согласие на расположение 1-этажного здания протяженностью 12,41 метров на расстоянии 1,56-1,82 метра от границы его участка ( л.д.14).

Техническим паспортом домовладения и здания по адресу: <адрес> от 17.04.2020 года установлено, что на земельном участке имеется жилой дом площадью 68,6 кв.м. ( л.д.24-33).

27.04.2020 года Смирнова О.В. обратилась к административному ответчику с Уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

28.04.2020 года из Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа (Управление имуществом) Смирновой О.В. выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке № 49 ( л.д.9).

29 апреля 2020 года Смирнова О.В. обратилась к административному ответчику с Уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства.

07 мая 2020 года Управление имуществом направило Смирновой О.В. уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности № 1 ( л.д.10). Причиной несоответствия указано, что объект индивидуального жилищного строительства построен не в соответствии с градостроительными нормами, а именно: при строительстве жилого дома нарушены минимальные отступы от границ соседнего земельного участка, Согласно ст.5 Правил землепользования и застройки на территории Уральского городского поселения, утвержденных Решением Думы Уральского городского поселения от 30.03.2017 № 15 минимальное расстояние от дома до границы участка должной быть не менее трех метров.

В судебном заседании установлено, что на строительство спорного дома был заключен Типовой договор о возведении индивидуального жилого дома в 1996 году, то есть до дня вступления в силу Федерального закона от 13.08.2018 № 340-ФЗ, следовательно, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. Об окончании строительства застройщик Смирнова О.В. обязана уведомить орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, что она и сделала, обратившись с уведомлением об окончании строительства в Управление имуществом 29.04.2020 года.

Анализируя уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, суд приходит к выводу о его незаконности, поскольку в нем не указано какие требования разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства были нарушены при строительстве дома, как того требует вышеуказанный Федеральный закон.

Указание в Уведомлении на нарушение Правил землепользования и застройки, принятых 30.03.2017 года, то есть после фактического строительства объекта и его регистрации в качестве незавершенного строительством жилого дома несостоятельно. В уведомлении необходимо сделать анализ нарушений допущенных застройщиком и нарушающих требования Типового договора о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке от 28.11.1996 года

Таким образом? поскольку в судебном заседании установлено, что Смирнова О.В. предоставила административному ответчику необходимые документы об окончании строительства, административным ответчиком не доказано и не представлено доказательств нарушения административным истцом требований Типового договора о возведении индивидуального жилого дома, административные исковые требования о признании незаконным Уведомления подлежат удовлетворению.

Суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения - повторно рассмотреть данный вопрос- уведомление Смирновой О.В.

В части заявленных исковых требований о возложении обязанности на административного ответчика принять новое решение, суд считает необходимым отказать, поскольку такая обязанность на административного ответчика не может быть возложена в порядке устранения ответчиком допущенных нарушений.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Решил:

Признать Уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности № 1 от 07 мая 2020 года, выданное Управлением земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа Смирновой Ольге Васильевне незаконным.

Обязать Управление земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа Пермского края повторно рассмотреть Уведомление Смирновой Ольги Васильевны об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 08 июля 2020 года.

Судья Л.В. Завертяева