ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-571/2021 от 15.04.2021 Металлургического районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-571/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 апреля 2021 года г. Челябинск

Металлургический районный суд г. Челябинска в составе

председательствующего судьи Залуцкой А.А.,

при секретаре Турчаниновой М.Е.

с участием истца Малофеева Е.В., представителя ответчика Жилинской Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малофеева ФИО1 к администрации г.Челябинска о признании незаконным уведомления, возложении обязанности повторно рассмотреть уведомление,

УСТАНОВИЛ:

Малофеев Е.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным уведомления Администрации г. Челябинска от 26 октября 2020 года в части недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, возложении обязанности повторно рассмотреть уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по адресу ... на земельном участке с кадастровым номером в установленные законом сроки и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Требования мотивированы тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 995 кв.м, который отнесен к категории "земли населенных пунктов", и имеет вид разрешенного использования "для эксплуатации индивидуальных жилых домов". 16 октября 2020 года он обратился в администрацию г. Челябинска с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. По результатам рассмотрения уведомления им получено уведомление администрации города от 26 октября 2020г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта на земельном участке в границах зоны с особыми условиями использования территории, а именно в санитарно-защитной зоне очистных сооружений канализации МУП ПОВВ. Полагает, что указанное уведомление является незаконным и нарушающим права заявителя, поскольку земельный участок истца не попадает в границы санитарно-защитной зоны очистных сооружений.

Административный истец Малофеев Е.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель административного ответчика – администрации г.Челябинска Жилинская Ю.И., действующая на основании доверенности (л.д. 32,33), поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Малофеев Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 995 кв.м, категории земель "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для эксплуатации строений и ведения личного подсобного хозяйства, для эксплуатации индивидуального жилого дома", и жилого дома расположенного на этом земельном участке с кадастровым номером площадью 69 кв. м. Указанные объекты недвижимости расположены по адресу: ... (л.д. 8-14).

16 октября 2020 года Малофеев Е.В. обратился в администрацию г.Челябинска с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (л.д. 15-18).

По результатам рассмотрения уведомления Малофеева Е.В. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома административным истцом получено уведомление администрации г. Челябинска от 26 октября 2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Малофеева Е.В. уведомили о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном в границах зоны с особыми условиями использования территории, а именно в санитарно-защитной зоне очистных сооружений канализации МУП ПОВВ. В соответствии с 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007г. №74, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зон отдыха, курортов, санаториев, домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечено-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (л.д. 19-21).

Из ответа МУП ПОВВ от 16 сентября 2020 года направленного в адрес Малофеева Е.В. следует, что земельный участок с кадастровым номером по адресу ... располагается на расстоянии более 2000 м от территории очистных сооружений водоотведения г.Челябинска. Также указано, что по заказу МУП ПОВВ разработан проект санитарно-защитной зоны производственного комплекса ОСК. В настоящее время проектная документация, получившая положительное заключение экспертизы, направлена для утверждения в главное управление Роспотребнадзора России (г.Москва). В соответствии с разработанной документацией санитарно-защитная зона очистных сооружений установлена по границе земельного участка площадки ОСК. В связи с проведением противовирусных мероприятий в г.Москве утверждена документация до настоящего времени в объединение не поступила (л.д. 22).

Полагая уведомление администрации г. Челябинска от 26 октября 2020 года незаконным, Малофеев Е.В. обратился в суд с настоящим административным иском.

Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ для строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - объекта ИЖС) застройщик подает:

- на бумажном носителе посредством личного обращения либо направляет посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС, содержащее следующие сведения: фамилию, имя, отчество, место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ и ИНН, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта ИЖС); сведения о планируемых параметрах объекта ИЖС, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект ИЖС не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с застройщиком; способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

Постановлением Администрации г. Челябинска от 09 января 2019 года № 2-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача уведомления о соответствии (несоответствии) построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности" (Административный регламент), установлены сроки и последовательность действий по исполнению муниципальной услуги на территории г. Челябинска, определены полномочия по рассмотрению указанного уведомления.

Рассмотрение уведомления с приложенными документами осуществляется в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

По результатам рассмотрения застройщику направляется уведомление о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости либо недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (далее - уведомление о соответствии и уведомление о несоответствии) (пункт 2 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

Форма указанных уведомлений утверждена Приказом Минстроя России от 19 сентября 2018 года № 591/пр (Приложения №№ 1, 2).

В соответствии с формой уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (приложение № 3 к Приказу) в разделе 2 такого уведомления о несоответствии должно быть указаны причины недопустимости размещения индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Согласно части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком, в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Как следует из материалов дела, администрация г. Челябинска приняла оспариваемое уведомление, поскольку участок административного истца находится в границах зоны с особыми условиями использования территории, а именно в санитарно-защитной зоне очистных сооружений канализации МУП ПОВВ.

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).

Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует к действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.

Так, статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее - Санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.

В сфере градостроительства применяется, в том числе, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (пункт 2.1 СанПиН).

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН).

Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2, 4.3 СанПиН).

Кроме того, санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (пункт 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 (далее - Правила)).

В силу пунктов 3, 14 Правил, решение об установлении, изменении или о прекращении санитарно-защитной зоны в отношении объектов 1 и 2 класса опасности принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании заявления, к которому (в случае установления или изменения санитарно-защитной зоны) прилагается проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

В отношении объектов III - V класса опасности соответствующие полномочия по установлению, изменению, прекращению санитарно-защитных зон предоставлены территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.

Решение об установлении санитарно-защитных зон является основанием для внесения сведений о границах зон в государственный кадастр недвижимости (пункт 23 Правил, пункт 3 части 2 статьи 7, статья 10, пункт 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), что, в свою очередь, влечет определение органом регистрации прав перечень земельных участков, ограничения в использовании которых установлены или изменены в связи с установлением или изменением границ зоны с особыми условиями использования территорий, если зона с особыми условиями использования территорий пересекает границы земельного участка (пункт 2 части 4 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрен определенный порядок установления санитарно-защитных зон, предусматривающий разработку проекта санитарно-защитной зоны, а также выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии нормативов и проектов санитарным правилам и принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны. Установленные ограничения землепользования в санитарно-защитных зонах могу применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия санитарно-защитной зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения.

Административным ответчиком не представлено доказательств соблюдения действующего законодательства при установлении границ спорной санитарно-защитной зоны.

В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории города, утвержденной решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" установлены следующие зоны с особыми условиями использования территории по экологическим и санитарно-эпидемиологическим условиям: санитарно-защитные зоны предприятий и объектов; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов; зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.

Согласно правилам землепользования и застройки санитарно-защитные зоны должны в составе правил стоять на кадастровом учете в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), однако сведения о границах, графическое или текстовое описание местоположения границ территориальных зон, координат характерных точек этих границ в системе координат в ЕГРН отсутствуют.

Действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления санитарно-защитных зон, из которого следует, что ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки они устанавливаться не могут.

Как следует из материалов дела, постановление об утверждении спорной санитарно-защитной зоны ни Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, ни территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не принималось. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров в материалы дела административным ответчиком не представлен.

Следовательно, границы такой зоны определены Челябинской городской Думой с превышением предоставленных ей законом полномочий.

При этом Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закон № 52-ФЗ не относит к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.

Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрен определенный порядок установления санитарно-защитных зон. Ограничения землепользования в санитарно-защитных зонах могут применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия санитарно-защитной зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения. Отображение в документах градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны объекта при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству. Отображение в градостроительных документах нормативных санитарно-защитных зон не предусмотрено.

При таких обстоятельствах распространение санитарно-защитной зоны очистных сооружений канализации МУП ПОВВ на спорный земельный участок является неправомерным, а уведомление администрации г. Челябинска от 26 октября 2020 года в части недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном в границах зоны с особыми условиями использования территории, а именно в санитарно-защитной зоне очистных сооружений канализации МУП ПОВВ незаконным, нарушающим права административного истца.

Принимая во внимание установленные выше обстоятельства, приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о признании незаконным уведомления администрации г. Челябинска от 26 октября 2020 года в части недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном в границах зоны с особыми условиями использования территории, а именно в санитарно-защитной зоне очистных сооружений канализации МУП ПОВВ. Также суд полагает необходимым возложить на администрацию г. Челябинска обязанность повторно рассмотреть уведомление Малофеева Е.В. от 16 октября 2020 года о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: ... на земельном участке с кадастровым номером в установленные законом сроки и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Административные исковые требования Малофеева ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным уведомление администрации г. Челябинска от 26 октября 2020 года в части недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном в границах зоны с особыми условиями использования территории, а именно в санитарно-защитной зоне очистных сооружений канализации МУП ПОВВ.

Возложить на администрацию г. Челябинска обязанность повторно рассмотреть уведомление Малофеева Е.В. от 16 октября 2020 года о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: ... на земельном участке с кадастровым номером в установленные законом сроки и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Металлургический районный суд г. Челябинска.

Председательствующий А.А. Залуцкая

Мотивированное решение суда изготовлено 26 апреля 2021 года