ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5724/2021 от 10.01.2022 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2а-786/2022

УИД 21RS0023-01-2021-009180-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2022 года г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Филипповой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Тимофеевой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике к Общественному фонду ветеранов борьбы самбо и дзюдо по Чувашской Республике о ликвидации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился с иском к административному ответчику с вышеуказанными требованиями.

В обоснование иска указано, что Общественный фонд ветеранов борьбы самбо и дзюдо по Чувашской Республике (далее - Организация) внесен в Единый государственный реестр юридических лиц дата., ОГРН ----- Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашкой Республике на основании статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и в соответствии с распоряжением Управления от дата. ----- и дата. ----- осуществлена проверка деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации. В ходе проведения проверки установлено следующее. Организация действует на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей от дата В нарушение требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не соблюдаются требования Устава в части: периодичности проведения заседаний Совета (пункт 4.2.3 Устава), Попечительского Совета (пункт 4.4. Устава) и порядка принятия решений. В нарушение пункта 4.2.2 Устава Советом не утверждались ежегодно годовые отчеты и годовые бухгалтерские балансы, финансовые планы и программы деятельности Организации. В нарушение пункта 4.6.2, абзаца 3 пункта 4.4 Устава не осуществлялась ревизия деятельности, не принят регламент работы Попечительского Совета. В нарушение пункта 4 статьи 123.19 ГК РФ Попечительский совет в проверяемый период не осуществлял свою деятельность, документы на проверку не представлены. В нарушение целей создания Организации, предусмотренных пунктом 2.1 Устава, уставная деятельность Организации в проверяемый период не велась. По адресу, зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц: адрес Организация не находится, что подтверждается письмом директора ФИО2 от дата-----. В ходе анализа Устава установлено его несоответствие действующему законодательству. Пунктом 1.3 Устава предусмотрено, что Организация является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации. Между тем указанная формулировка не соответствует части 3 статьи 49 ГК РФ, согласно которой правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. В нарушение требований абзаца 4 части 3 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ в Уставе не определен порядок приема в состав учредителей (участников) и не урегулирована процедура формирования высшего органа – Совета. В пунктах 2.3.9 и 3.10 Устава указано, что Организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (без указания конкретных видов такой деятельности и платных услуг), что не соответствует требованиям пункта 4 статьи 50 ГК РФ и пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которым для некоммерческих организаций свойственна специальная правосубъектность и в уставе должен быть отражен конкретный исчерпывающий перечень видов деятельности. Использование расширительных формулировок не допускается. В пункте 4.2.2 Устава определена исключительная компетенция Совета. Однако в нарушение требований абзаца 9 пункта 3 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ и статьи 123.19 ГК РФ к исключительной компетенции не отнесено утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации и одобрение совершаемых Организацией сделок в случаях, предусмотренных законом. Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ Уставом некоммерческой организации должна определяться структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления организацией. Однако в Уставе Организации отсутствуют сроки полномочий Директора. Абзацем 9 пункта 4.2.2 и пунктом 8.1 Устава предусмотрена возможность реорганизации фонда, что не допускается статьей 123.17 ГК РФ. Пункт 8.9 Устава не соответствует пункту 2 статьи 63 ГК РФ в части содержания промежуточного ликвидационного баланса, поскольку не предполагает отражение перечня требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Пункт 8.9 Устава в части очередности выплаты денежных сумм кредиторам при ликвидации Организации не соответствует действующей редакции пункта 5 статей 63 и 64 ГК РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Абзацем 2 пункта 4.2.3 и пунктом 7.1 Устава предусмотрено принятие решений ------ голосов от общего количества членов Совета, что не соответствует пункту 1 статьи 181.2 ГК РФ, согласно которой при очном порядке проведения собрания подсчет голосов для принятия решений осуществляется исходя из числа присутствующих членов собрания. В нарушение пункта 2 статьи 123.18 ГК РФ Организация не опубликовала отчеты об использовании своего имущества за дата годы. В нарушение подпункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 29.12.2020 N 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Организацией в дата годах не проводился ежегодный обязательный аудит. Пунктом 3.3 Устава предусмотрено осуществление Организацией приносящей доход деятельности. Вместе с тем в нарушение пункта 5 статьи 50 ГК РФ имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (------ рублей), не сформировано. Первичные бухгалтерские документы, подтверждающие доходы и расходы Организации, на проверку не представлены. Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, а в соответствии со статьей 7 указанного закона ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем организации. Из протокола учредительного собрания от дата следует, что в состав Попечительского совета входит ФИО3, одновременно входящий в состав Совета Организации (т.е. постоянно действующего коллегиального исполнительного органа), что указывает на наличие заинтересованности (конфликта интересов). В соответствии с действующим законодательством лица, избранные в состав попечительского совета, не могут входить в состав постоянно действующего руководящего и исполнительных органов, поскольку согласно статье 123.19 ГК РФ Попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. В связи с изменениями, внесенными в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от дата № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» такая организационно-правовая форма как «общественный фонд» с дата не предусмотрена. На основании ст. 262 КАС РФ административный истец просит ликвидировать Организацию и исключить ее из единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился. В материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Административный ответчик Общественный фонд ветеранов борьбы самбо и дзюдо по Чувашской Республике, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, явку представителя не обеспечил.

Заинтересованное лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары, извещенное о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, явку представителя в суд не обеспечило, об уважительных причинах неявки суду не сообщило.

Суд, изучив материалы административного дела в полном объеме, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истцами об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В статье 19 Закона N 7-ФЗ предусмотрен порядок ликвидации некоммерческой организации, который аналогичен положениям, содержащимся в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 13.1 Закона N 7-ФЗ внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно абзацу 74 пункта 6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от дата-----, к компетенции территориальных органов Минюста России отнесено обращение в суд с заявлением о ликвидации некоммерческих организаций.

В силу пунктов 4, 5 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от дата N -----, внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций (если иное не установлено настоящим Порядком) на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" или решений судов или решений судов. Минюст России (территориальные органы Минюста России) направляют в налоговые органы с сопроводительным письмом (приложение N 1) заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов, предусмотренных Законом N 129-ФЗ (подлинники), или заверенную в установленном порядке копию решения суда. Регистратор в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в государственный реестр соответствующую запись.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (пункт 30).

Судом установлено, что Общественный фонд ветеранов борьбы самбо и дзюдо по Чувашской Республике создан дата Запись о его создании в единый государственный реестр юридических лиц внесена дата ОГРН -----

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ Общественный фонд ветеранов борьбы самбо и дзюдо по Чувашской Республике расположен по адресу: адрес

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашкой Республике на основании статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и в соответствии с распоряжением Управления от дата. ----- и дата. ----- «О проведении плановой документарной проверки юридического лица» осуществлена проверка деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.

В ходе проведения проверки установлено следующее.

Организация действует на основании Устава Общественного фонда ветеранов борьбы самбо и дзюдо по Чувашской Республике, утвержденного решением общего собрания учредителей от дата.

В действующей редакции Устава Организации выявлены нормы, противоречащие федеральному законодательству.

В пункте 1.3 Устава предусмотрено, что Организация является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации. Между тем, указанная формулировка не соответствует части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

В нарушение требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не соблюдаются требования Устава в части периодичности проведения заседаний Совета (пункт 4.2.3 Устава), Попечительского Совета (пункт 4.4. Устава) и порядка принятия решений. В нарушение пункта 4.2.2 Устава Советом не утверждались ежегодно годовые отчеты и годовые бухгалтерские балансы, финансовые планы и программы деятельности Организации. В нарушение пункта 4.6.2 Устава не осуществлялась ревизия деятельности, в нарушение абзаца 3 пункта 4.4 Устава не принят регламент работы Попечительского Совета.

В нарушение пункта 4 статьи 123.19 ГК РФ Попечительский совет в проверяемый период не осуществлял свою деятельность, документы на проверку не представлены. В нарушение целей создания Организации, предусмотренных пунктом 2.1 Устава, уставная деятельность Организации в проверяемый период не велась.

По адресу, зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц: адрес, Организация не находится, что подтверждается письмом директора ФИО2 от дата-----.

В нарушение требований абзаца 4 части 3 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ в Уставе не определен порядок приема в состав учредителей (участников) и не урегулирована процедура формирования высшего органа – Совета.

В пунктах 2.3.9 и 3.10 Устава указано, что Организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (без указания конкретных видов такой деятельности и платных услуг), что не соответствует требованиям пункта 4 статьи 50 ГК РФ и пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которым для некоммерческих организаций свойственна специальная правосубъектность и в уставе должен быть отражен конкретный исчерпывающий перечень видов деятельности. Использование расширительных формулировок не допускается.

В пункте 4.2.2 Устава определена исключительная компетенция Совета. Однако в нарушение требований абзаца 9 пункта 3 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ и статьи 123.19 ГК РФ к исключительной компетенции не отнесено утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации и одобрение совершаемых Организацией сделок в случаях, предусмотренных законом.

Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ Уставом некоммерческой организации должна определяться структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления организацией. Однако в Уставе Организации отсутствуют сроки полномочий Директора.

Абзацем 9 пункта 4.2.2 и пунктом 8.1 Устава предусмотрена возможность реорганизации фонда, что не допускается статьей 123.17 ГК РФ.

Пункт 8.9 Устава не соответствует пункту 2 статьи 63 ГК РФ в части содержания промежуточного ликвидационного баланса, поскольку не предполагает отражение перечня требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Пункт 8.9 Устава в части очередности выплаты денежных сумм кредиторам при ликвидации Организации не соответствует действующей редакции пункта 5 статей 63 и 64 ГК РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Абзацем 2 пункта 4.2.3 и пунктом 7.1 Устава предусмотрено принятие решений ------ голосов от общего количества членов Совета, что не соответствует пункту 1 статьи 181.2 ГК РФ, согласно которой при очном порядке проведения собрания подсчет голосов для принятия решений осуществляется исходя из числа присутствующих членов собрания.

В нарушение пункта 2 статьи 123.18 ГК РФ Организация не опубликовала отчеты об использовании своего имущества за дата годы.

В нарушение подпункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 29.12.2020 N 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Организацией в дата годах не проводился ежегодный обязательный аудит.

Пунктом 3.3 Устава предусмотрено осуществление Организацией приносящей доход деятельности. Вместе с тем в нарушение пункта 5 статьи 50 ГК РФ имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (------ рублей), не сформировано.

В нарушение статьи 9 Федерального закона от дата № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные бухгалтерские документы, подтверждающие доходы и расходы Организации, на проверку не представлены.

Из протокола учредительного собрания от дата следует, что в состав Попечительского совета входит ФИО3, одновременно входящий в состав Совета Организации (т.е. постоянно действующего коллегиального исполнительного органа), что указывает на наличие заинтересованности (конфликта интересов). В соответствии с действующим законодательством лица, избранные в состав попечительского совета, не могут входить в состав постоянно действующего руководящего и исполнительных органов, поскольку согласно статье 123.19 ГК РФ Попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

В связи с изменениями, внесенными в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» такая организационно-правовая форма как «общественный фонд» с дата не предусмотрена.

Согласно данным ЕГРЮЛ Организация расположена по адресу: адрес Документы, подтверждающие местонахождение Организации, не представлены. Согласно письму директора ФИО2 от дата----- Организация по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не находится.

Таким образом, Организацией нарушены требования пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", согласно которому Организация обязана информировать Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а именно об адресе (месте нахождения), в течение трех дней с момента таких изменений.

Из вышеизложенного следует, что Организация неоднократно нарушала требования законодательства, что в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ является основанием для ее ликвидации.

Кроме того согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 123.20 ГК РФ фонд может быть ликвидирован, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, а также если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.

Согласно пункту 2 статьи 123.20 ГК РФ и пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Организация может быть ликвидирована только на основании решения суда.

Таким образом, выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации являются грубыми и неустранимыми, поскольку в настоящее время вследствие установленных обстоятельств они не могут быть устранены законным способом, так как деятельность Организации фактически прекращена. Изложенные обстоятельства в силу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации являются основанием для ликвидации юридического лица.

Таким образом, требование о ликвидации Организации подлежит удовлетворению, поскольку Организация не осуществляет никакой деятельности, уставные цели не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей организации не могут быть произведены.

В связи с ликвидацией Организация подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 186 КАС РФ, суд

решил:

Ликвидировать Общественный фонд ветеранов борьбы самбо и дзюдо по Чувашской Республике и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Мотивированное решение изготовлено 19 января 2022 года.

Судья Н.И. Филиппова

Решение04.02.2022