ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-572/18 от 27.07.2018 Псковского районного суда (Псковская область)

Дело ***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город ФИО1

Псковский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Логинова Д.В.,

при секретаре Морозовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании действий по включению земельного участка в запретную зону военного объекта,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании действий Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации по включению в карту (план) запретной зоны военного объекта – Лужское лесничество Минобороны РФ от 14 декабря 2015 года земельного участка с КН *** незаконным; обязании Министерства обороны РФ внести изменения в карту (план) запретной зоны военного объекта – Лужское лесничество Министерства обороны РФ от 14 декабря 2015 года путем исключения из нее земельного участка с КН *** и направления в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Псковской области сведений об исключении из Единого государственного реестра недвижимости ограничений в виде запретной зоны военного объекта – Лужское лесничество Министерства обороны РФ(зоны с особыми условиями использования территорий № 60.00.2.11) в отношении земельного участка с КН ***

В обоснование административного иска указано, что ФИО2 является собственником земельного участка с КН *** расположенного по адресу: ***, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства. 28 марта 2016 года Администрацией Псковского района ей выдано разрешение на строительство жилого дома на указанном земельном участке. 20 февраля 2018 года ею в Управление Росреестра по Псковской области поданы документы для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении построенного на данному участке жилого дома. Однако ФИО2 было сообщено о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении дома, в связи с тем, что земельный участок, на котором построен дом, включен в границы запретной зоны военного объекта – Лужское лесничество Минобороны РФ. Считает включение земельного участка в запретную зону военного объекта незаконным, поскольку проведено с существенными нарушениями порядка установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, а именно, земельный участок ФИО2 не был включен в перечень земельных участков, подлежащих изъятию в собственность РФ и перечень земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых ограничивается. Ее, как правообладателя земельного участка, не проинформировали об ограничениях использования земельного участка. Кроме того, на принадлежащем ФИО2 земельном участке отсутствуют леса, участок относится к категории земель населенных пунктов. Включение земельного участка в запретную зону военного объекта нарушает права истца, поскольку ограничивает право пользования принадлежащим ей земельным участком.

Административный истец ФИО2 в суд не явилась, воспользовалась правом ведения дела в суде через представителя.

Представитель административного истца И.А.В. в суде поддержал административные исковые требования в полном объеме, дополнительно пояснив, что на земельном участке истца отсутствуют военные объекты. Там расположен жилой дом. Вокруг земельного участка ФИО2 расположены такие же земельные участки, на соседнем участке расположен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано в 2018 году. Также есть дома, построенные раньше, имеется гостиница. Через дорогу от дома ФИО2 расположена войсковая часть 32515, огороженная забором. В соответствии с Положением об установлении запретных зон, в случае, если военный объект находится на территории населенного пункта, то запретная зона устанавливается не дальше забора охранной зоны. 400-метровая зона относится к охранной зоне, которая не может распространяться за пределами запретной зоны.

Представитель административного ответчика Министерства обороны РФ П.Д.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие, по существу административного иска положился на усмотрение суда.

Представитель административных ответчиков ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ, Лужского лесничества Минобороны РФ – филиала ФГКУ «Управления лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ В.Е.Е. в суде возражала против удовлетворения административного иска и пояснила, что земли обороны и безопасности предназначены не только для произрастания леса и восстановления, а также для размещения объектов обороны и безопасности, и если там не растет лес, то это не означает, что эти земли не нужны Министерству обороны РФ для их нужд, там могут размещаться иные объекты. Спорный земельный участок входит в границы 370 квартала Кисловского участкового лесничества Лужского лесничества Минобороны России и расположен на земельном участке с КН ***, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись от 04 июля 2014 года. Леса на указанной территории, в соответствии со сводным актом, утвержденным совместным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России и Министерства обороны РФ № 56/101 от 15 марта 1999 года «Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны», с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны, закреплены за Лужским лесничеством Минобороны России. Участки лесов, расположенные в границах лесничеств Минобороны России, были исключены из состава земель лесного фонда РФ и переданы Минобороны России, в том числе для размещения, маскирования и функционирования ряда объектов военной инфраструктуры. Согласно решения Администрации Псковского района от 28 октября 1992 года № 736-р земельный участок, площадью 2 045,7 га предоставлен войсковой части 32515 для государственных нужд. Решение о выбытии из ведения Минобороны России территории д. Череха Псковского района отсутствует. Право Минобороны России на спорный земельный участок возникло раньше, чем у административного истца, 05 мая 2014 года.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Минобороны РФ, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном отзыве указал, что Департамент имущественных отношений Минобороны России входит в состав Минобороны РФ как структурное подразделение. Участки лессов, расположенные в границах лесничеств Минобороны России, были исключены из состава земель лесного фонда РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 135 и переданы Минобороны РФ в целях постоянного использования их для нужд обороны, в том числе для размещения, маскирования и функционирования ряда объектов военной инфраструктуры. Границы участков лесов, переданных Минобороны России, определены в результате проведения лесоустройства. Материалы лесоустройства переданы Минобороны России. В настоящее время в границах лесничеств Минобороны РФ расположен ряд объектов Вооруженных Сил РФ, которые по направлению деятельности имеют соответствующий гриф секретности и сведения о них без осуществления процедуры легендирования не могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости. При установлении запретных зон в отношении лесничеств Минобороны России строго ориентировалось на наличие правоустанавливающей документации, выданной в 40-60-х годам ХХ века органами государственной власти, то есть нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми земельные участки, покрытые лесом, предоставлялись в пользование для нужд обороны и безопасности, а также на материалы лесоустройства. В соответствии с порядком установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель состоялось заседание межведомственной комиссии, на котором принято решение о необходимости установления запретной зоны военного объекта – Лужское лесничество Минобороны России. Минобороны России обеспечена подготовка карты (плана) объекта землеустройства, которая была представлена в Росреестр для учета информации в государственном фонде данных, а затем направлена в ФГБУ «ФКП Росреестра» для внесения сведений о границах запретной зоны военного объекта. Имущество Вооруженных Сил РФ относится исключительно к федеральной собственности. Исходя из вышеизложенного факт законности распоряжения органами местного самоуправления такими земельными участками является спорным (т 1 л.д. 71-72, 175-177).

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Псковской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области К.Н.Н. в суде вопрос по существу заявленных требований оставила на усмотрение суда и пояснила, что спорный земельный участок расположен в населенном пункте с разрешенным использованием личное подсобное хозяйство. ФИО2 является собственником данного участка с 2016 года. На данном земельном участке имеются обременения: он попадает в 3 зону р. Череха, и полностью попадает в зону Минобороны РФ, где запрещено строительство жилых домов. При этом военную зону поставили на учет только в 2016 году, а Постановление Правительства РФ № 405, устанавливающее запретную зону, датировано 05 мая 2014 года.

Представитель заинтересованного лица ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в представленной суду письменной позиции указал, что Департамент имущественных отношений Минобороны России не является самостоятельным юридическим лицом, не может выступать в качестве административного ответчика по делу. В полномочия учреждения не входит участие в формировании запретных зон военных объектов. Функциями по распоряжению, охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях Минобороны России, наделено ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ. Просил рассмотреть дело без его участия (т. 1 л.д. 56-57).

Свидетель Ч.А.Г., допрошенная в суде, показала, что Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды уполномочен вести Государственный лесной реестр в отношении всех лесов, расположенных в Псковской области, в том числе и земель, расположенных в зоне обороны и безопасности. Ею было проведено сравнение материалов – кадастровой карты, на которой обозначен данный земельный участок и материалы Государственного лесного реестра в отношении Лужского лесничества. Данный участок, по данным, содержащимся в Государственном лесном реестре, находится в границах лесного квартала 370 Кисловского участкового лесничества выдел 12, границы которого были определены картометрическим способом и в натуру никто не выходил. Выдел 12 имеет характеристику «прочие земли», расположен в границах военного лесничества на землях обороны и безопасности. По публичной карте обозначена категория земель – «земли населенных пунктов». При этом на землях населенных пунктов могут располагаться леса. Характеристика «прочие земли» означает, что на данных землях могут располагаться объекты капитального строительства и не капитального строительства для нужд безопасности. Использование лесов должно осуществляться в соответствии с целевым назначением земель, то есть, если это земли обороны и безопасности, то использование лесов должно осуществляться в целях обороны и безопасности, хотя там могут располагаться и жилые объекты.

Свидетель М.Б.М. в суде показал, что земельный участок ФИО2 относится к кварталу 370 выдел 12. Фактически леса на данном участке не имеется, это «прочие земли» Министерства обороны РФ. Данные земли не могли выдаваться гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и строительства. Сведения по земле остались неизменными с 2001 года, что подтверждается Планом лесонасаждений Кисловского лесничества Сосновского лесхоза Псковской области. Зона Лужского лесничества была сформирована в 2016 году на основании карт, без фактического учета всех участков, межевание в натуре не проводилось. Участок истца распложен на землях Минобороны РФ. Рядом с участком истца расположены склады вооружения войсковой части 32515, огороженные забором.

Свидетель Б.А.А., допрошенный в суде, показал, что является заместителем командира в/ч 32515 по тылу, что от склада вооружения указанной войсковой части до жилых домов должно быть не менее 400 метров. Расстояние от границы склада до жилого дома истца более 400 метров. Все склады войсковой части находятся на территории населенного пункта, территория складов полностью огорожена и охраняется. Ближайшая постройка в войсковой части - это электроподстанция, которая расположена в 100 метрах от участка истца.

Выслушав представителей сторон, заинтересованных лиц, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 218 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 26 декабря 2015 года, ФИО2 приобрела земельный участок с КН ***, площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: ***

Право собственности ФИО2 на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13 января 2016 года (т. 1 л.д. 9).

Как следует из выписки из ЕГРН, земельный участок с КН *** расположен на землях населенного пункта, вид разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства» (т. 1 л.д. 10-13).

28 марта 2016 года Администрацией Псковского района ФИО2 выдано разрешение на строительство одноэтажного с мансардным этажом жилого дома на земельном участке с КН *** расположенном по адресу: *** (т. 1 л.д. 14-15).

20 февраля 2018 года ФИО2 подала в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области заявление об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав объекта недвижимости – здание, расположенное по адресу: ***

Однако осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права на указанный дом было приостановлено в связи с тем, что данный объект недвижимости расположен на земельном участке с КН ***, который включен в границы запретной зоны военного объекта – Лужское лесничество Министерства обороны РФ с учетным номером 60:00:2.11 (т. 1 л.д. 16).

Как следует из выписки № 19-2018 из государственного лесного реестра от 22 июня 2018 года № ПР-05-96, земельный участок с КН ***, расположен в выделе 12 квартала 370 Кисловского участкового лесничества, Лужского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала ФГБУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ (т. 1 л.д. 136-148).

Из письма Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды от 22 июня 2018 года № ПР-05-97 также следует, что земельный участок с КН *** расположен в выделе 12 квартала 370 Кисловского участкового лесничества Лужского лесничества и входит в лесной участок с КН *** (т. 1 л.д. 133-134).

Данное обстоятельство подтверждается также картой-схемой территории Мичуринского лесничества (т. 1 л.д. 135), а также показаниями свидетеля Ч.А.Г., М.Б.М.

Также судом установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" участки лесов, расположенные в границах лесничеств Минобороны России, были исключены из состава земель лесного фонда Российской Федерации и переданы Министерству обороны РФ с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны.

В силу ч. 1 ст. 93 Земельного кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ) землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с ч. 7 ст. 93 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 12.12.2011 N 425-ФЗ) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

В Положении об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405, установлено, что "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.

Согласно п. 4 Указанного Положения запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.

В силу п. 5 Положения целями установления запретных зон являются: обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (далее - чрезвычайная ситуация); защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них.

Пунктом 12 Положения установлено, что на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

Пунктом 16 Положения (в редакции от 05.05.2014 N 405) предусмотрено, что решения о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее.

В состав межведомственной комиссии входят должностные лица Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства.

Из материалов дела следует, что 08 октября 2015 года состоялось заседание межведомственной комиссии, в ходе которого было принято решение о необходимости установления запретной зоны военного объекта – Лужское лесничество Минобороны России (т. 1 л.д. 178-186).

На основании решения межведомственной комиссии был издан приказ заместителя Министра обороны РФ от 08 декабря 2015 года № 1203дсп «Об установлении запретной зоны военного объекта – Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации (т. 1 л.д. 187-188).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при установлении запретной зоны военного объекта – Лужское лесничество Министерства обороны РФ, была соблюдена процедура установления запретных зон, предусмотренная Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

Межведомственная комиссия имела соответствующие полномочия на установление запретной зоны военного объекта – Лужское лесничество.

Ссылку представителя истца на то, что поскольку военный объект расположен в населенном пункте, запретная зона ограничивается ограждением, суд отклоняет по следующим основаниям.

Действительно пунктом 6 Положения (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.07.2017 N 890) предусмотрено, что для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.

При этом, пунктом 7 Положения установлено, что для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

Приказом заместителя Министра обороны РФ от 08 декабря 2015 года № 1203дсп установлена запретная зона военного объекта – Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, расположенного в границах Псковской и Ленинградской областей.

Таким образом, исходя из буквального содержания данного приказа, запретная зона установлена в отношении Лужского лесничества, как военного объекта, расположенного в границах Псковской и Ленинградской областей, а не в отношении войсковой части, расположенной на территории д. ***.

В связи с этим, расстояние от дома ФИО2 до границ ограждения войсковой части, и других военных объектов, расположенных на территории д. Череха, не имеет правового значения.

Кроме того, суд учитывает, что пунктом 19 Положения (в редакции от 05.05.2014 N 405) регламентировано, что в обосновании необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта указываются следующие сведения: назначение военного объекта, особенности местоположения военного объекта и его функционирования; прогнозируемые негативные последствия воздействия на окружающую среду в случае возникновения на военном объекте чрезвычайных ситуаций; прогнозируемые последствия воздействия внешних факторов на бесперебойное и безопасное функционирование военного объекта; пространственные параметры запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, которые предлагается установить, на основании описания местоположения границ на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее; перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, подлежащих изъятию в собственность Российской Федерации в случае установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых указанными лицами ограничивается; прогнозируемый размер осуществляемых за счет средств федерального бюджета расходов на изъятие земельных участков и иных объектов недвижимого имущества у юридических и физических лиц, а также на компенсацию юридическим и физическим лицам убытков, возникающих в связи с ограничением их прав на использование земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества вследствие установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.

Следовательно, при принятии решения о необходимости установления запретной зоны военного объекта – Лужское лесничество, межведомственная комиссия учитывала основания необходимости установления данной зоны.

Довод стороны административного истца о том, что на территории земельного участка ФИО2 отсутствует лес, не имеет правового значения, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

В силу ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесничества и лесопарки также располагаются на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

В силу названных норм права, отсутствие непосредственно на земельном участке административного истца леса, а также указание в характеристиках данного земельного участка его расположение на землях населенного пункта, не свидетельствует о том, что земельный участок с КН *** не расположен в выделе 12 квартала 370 Кисловского участкового лесничества Лужского лесничества и не входит в лесной участок с КН ***

К тому же свидетель М.Б.М. в суде подтвердил, что фактически леса на земельном участке ФИО2 не имеется, поскольку данный участок местности относится к «прочим землям» Министерства обороны РФ.

Кроме того, он же пояснил в суде, что территория Лужского лесничества сформирована в 2001 году и с того времени не изменялась.

В подтверждение данного обстоятельства судом в ходе рассмотрения дела на обозрение был представлен План лесонасаждений Кисловского лесничества Сосновского лесхоза Псковской области от 2001 года (т. 1 л.д. 153).

Данное обстоятельство также подтверждается пояснением Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды о том, что выписка № 19-2018 из государственного лесного реестра от 22 июня 2018 года № ПР-05-96 сформирована на основании материалов лесоустройства 2001 года, представленных Лужским лесничеством для внесения в государственный лесной реестр в рамках исполнения ч. 4 ст. 91 Лесного кодекса РФ (т. 1 л.д. 136).

Ссылка стороны административного истца на то, что она, как правообладатель земельного участка, не была уведомлена о включении его в запретную зону военного объекта, не может повлечь признание незаконными действий Департамента имущественных отношений Министерства РФ по включению в карту (план) запретной зоны военного объекта – Лужское лесничество Министерства обороны РФ от 14 декабря 2015 года.

Также суд учитывает, что Постановление Правительства РФ "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" вынесено 05 мая 2014 года.

Запретная зона военного объекта – Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, установлена приказом заместителя Министра обороны РФ от 08 декабря 2015 года.

Землеустроительное дело по описанию границ объекта землеустройства зоны с особыми условиями использования территорий, запретной зоны военного объекта – Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации подготовлено в 2015 году, сдано в Управление Росреестра по Псковской области 23 декабря 2015 года и поставлено на кадастровый учет 12 апреля 2016 года.

Договор купли-продажи земельного участка с КН *** заключен ФИО2 26 декабря 2015 года, право собственности ФИО2 на данный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН 13 января 2016 года. Разрешение на строительство жилого дома на данном участке выдано ФИО2 28 марта 2016 года.

Следовательно, запретная зона в отношении земельного участка с КН *** установлена раньше, чем административным истцом заключена сделка купли-продажи земельного участка с КН *** который входит в границы земельного участка с КН ***. Кроме того, землеустроительное дело по описанию границ объекта землеустройства запретной зоны военного объекта – Лужское лесничество Министерства обороны РФ сдано в Управление Росреестра по Псковской области до внесения в ЕГРН сведений о правах ФИО2 на земельный участок с КН ***

Утверждение представителя истца о том, что на соседних участках расположены жилые дома, право собственности на которые зарегистрированы, не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку вопрос о законности регистрации права собственности на данные постройки не входит в предмет судебной оценки по настоящему делу.

С учётом всего изложенного, доводы стороны административного истца о незаконном ограничении прав собственности ФИО2 на земельный участок нельзя признать обоснованными, поскольку в силу части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд –

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании действий по включению земельного участка в запретную зону военного объекта, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда составлено : ***

Решение обжаловано, отменено, направлено на новое рассмотрение.