ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5731/2023 от 14.02.2024 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД-78RS0006-01-2023-005846-96

Дело № 2а-707/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Санкт-Петербург 14 февраля 2024 года

Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Лебедевой А.С.,

при секретаре Масленниковой Е.В.,

с участием представителя административного истца Грецкой А.Ю.,

с участием административного ответчика Шевченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу к Шевченко Александру Валентиновичу о взыскании штрафа,

у с т а н о в и л:

Административный истец Межрайонная ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу обратилась в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с административным иском к Шевченко А.В. и просила взыскать с административного ответчика штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 25 000 руб.

В обоснование требований административный истец указал, что согласно информации, полученной от Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь во исполнение п. 6 и 7 Протокола восьмого заседания Рабочей группы по налоговому контролю и обмену налоговой информацией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Шевченко Александр Валентинович является участником иностранной компании ООО «ТАВАККОМ» регистрационный , юридический адрес: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ с долей участия 100 %.

В адрес Шевченко Александра Валентиновича было направлено Информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано о наличии информации у налогового органа об участии Шевченко А.В. в иностранной компании ООО «ТАВАККОМ» регистрационный , которое получено ДД.ММ.ГГГГ по почте.

Шевченко Александр Валентинович после получения Информационного письма от ДД.ММ.ГГГГ, не представил в налоговый орган по месту учета «Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)».

Установленный п.3 ст. 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации срок представления «Уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)» не позднее 04.02.2021.

При установленном сроке 04.02.2021, налогоплательщиком не представлено Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) в налоговый орган по месту учета.

Указанное действие привело к нарушению п. 2 ст. 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации - неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных предприятиях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены, либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

В адрес налогоплательщика было сформировано и направлено требование об уплате штрафа, которое им не было исполнено.

Поскольку судебный приказ был отменен по заявлению ответчика, административный истец обратился с настоящим административным иском в суд.

Представитель административного истца МИФНС России №19 по Санкт-Петербургу в судебное заседание явилась, на административных исковых требованиях настаивала.

Административный ответчик в судебное заседание явился, против административных исковых требований возражал.

Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца и административного ответчика, приходит к следующему.

Суд в силу ст. 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав.

Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьёй 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 и статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщики уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.1 ст. 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, уведомляют налоговый орган о своем участии в иностранных организациях (об учреждениях иностранных структур без образования юридического образования).

В соответствии с п. 3 ст. 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации, уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) представляют в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления.

Согласно информации, полученной от Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь во исполнение п. 6 и 7 Протокола восьмого заседания Рабочей группы по налоговому контролю и обмену налоговой информацией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Шевченко Александр Валентинович является участником иностранной компании ООО «ТАВАККОМ» регистрационный , юридический адрес: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ с долей участия 100 %.

В адрес Шевченко Александра Валентиновича было направлено Информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано о наличии информации у налогового органа об участии Шевченко А.В. в иностранной компании ООО «ТАВАККОМ» регистрационный , которое получено ДД.ММ.ГГГГ по почте.

Шевченко Александр Валентинович после получения Информационного письма от ДД.ММ.ГГГГ, не представил в налоговый орган по месту учета «Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)».

Установленный п.3 ст. 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации срок представления «Уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)» не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

При установленном сроке ДД.ММ.ГГГГ, налогоплательщиком не представлено Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) в налоговый орган по месту учета.

Указанное действие привело к нарушению п. 2 ст. 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации - неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных предприятиях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены, либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Административным истцом направлено Уведомление № 4309 о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщик сборов, плательщика страховых взносов, налогового агента) от 06.04.2022 по адресу регистрации Шевченко Александра Валентиновича для получения Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявления которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации) за непредставление в установленный законодательством срок Уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)». Согласно информации почты России (ШПИ 80089171012605) Уведомление № 4309 о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщик сборов, плательщика страховых взносов, налогового агента) от 06.04.2022 получено 10.04.2022.

Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявления которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации) от 25.04.2022, № 4981 отправлен по почте 27.04.2022 (ШПИ 80103471857114), так как Шевченко Александр Валентинович в назначенное время для получения Акта не явился.

Извещение о времени и месте рассмотрения Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации) от 25.04.2022 № 1697 направлено одновременно с Актом 27.04.2022 (ШПИ 80103471857114).

На дату вынесения решения Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявления которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации) от 25.04.2022 № 4981 и Извещение о времени и месте рассмотрения Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявления которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ) от 25.04.2022 № 1697 не получены Шевченко А.В.

В соответствии с п.4 ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки

Таким образом, датой получения Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушений (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявления которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации) от 25.04.2022 № 4981 считается 11.05.2022.

Материалы по акту от 25.04.2022 № 4981 рассмотрены 21.06.2022 в отсутствие налогоплательщика.

В ходе рассмотрения материалов проверки установлено отсутствие отягчающих и исключающих вину обстоятельств, возражения или ходатайства налогоплательщиком не заявлены, наличие смягчающих обстоятельств:

- несоразмерность деяния тяжести наказания (отсутствие ущерба бюджету).

В соответствии с п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса

Таким образом, в соответствие с п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом вышеуказанных смягчающих обстоятельств размер штрафа подлежит уменьшению в два раза по сравнению с размером, установленным п. 2 ст. 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации и составит 25 000 руб. (50 000.00/2=25 000.00).

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно п. 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направлены требование об уплате налога и пени от 24.08.2022 № 51757. До настоящего времени требование не исполнено.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Федеральным законом от 05 апреля 2016 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 6 мая 2016 года, в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации внесены изменения, в частности с 6 мая 2016 года статьей 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение требований о взыскании обязательных платежей и санкций производится в порядке приказного производства.

Исходя из положений статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение в суд с административным исковым заявлением по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций предполагает первоначальное рассмотрение данных требований в порядке главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 30 января 2020 года N 20-О, срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, выносимого по бесспорным требованиям, также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный срок может быть восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины. Положения пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающего, что вынесение судебного приказа возможно по требованиям, носящим характер бесспорных, то наличие признаков спора о праве в каждом конкретном деле устанавливается судьей, рассматривающим заявление о выдаче судебного приказа, который при наличии сомнений в бесспорном характере заявленных требований в целях защиты прав и интересов ответчика отказывает в принятии заявления, что не лишает заявителя права предъявить данное требование в порядке искового производства. При этом гарантией прав должника при вынесении судебного приказа является, в частности, обязанность судьи отменить судебный приказ при поступлении от должника в течение двадцати дней со дня получения приказа возражений относительно его исполнения (часть 3 статьи 123.5 и часть 1 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Первоначально административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка №63 г.Санкт-Петербурга о взыскании штрафа.

06.02.2023 мировым судьей судебного участка №63 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика штрафа.

В связи с поступлением возражений от административного ответчика относительно его исполнения, определением мирового судебного участка №63 Санкт-Петербурга от 20.02.2023 судебный приказ был отменен.

Удовлетворяя требования Межрайонной ИФНС России № 19 по Санкт-Петербургу и принимая решение о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика штрафа, мировой судья тем самым восстановил административному истцу срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.

Районный суд в силу положений части 1 статьи 313 Кодекса административного судопроизводства Российской не являются надзорной инстанцией над мировыми судьями.

Последним днем обращения в суд при исчислении срока по правилам части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является 20.08.2023. 20.08.2023 являлось выходным днем.

Административный истец обратился с административным иском в Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга 21.08.2023 в соответствии с п. 2 ст. 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, суд полагает требования Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу к Шевченко А.В. подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден в размере 950 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу к Шевченко Александру Валентиновичу о взыскании штрафа - удовлетворить.

Взыскать с Шевченко Александра Валентиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> Ленинградской области () в пользу Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.

Взыскать с Шевченко Александра Валентиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> Ленинградской области () государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 950 (девятьсот пятьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга.

Председательствующий судья: А.С. Лебедева

Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2024 года.