Дело № 2а-903/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2018 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Эльзессера В.В.,
при секретаре Мазяр К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Калининградской областной думе, с участием в качестве заинтересованного лица Прокурора Калининградской области, о признании недействующим постановления от 23.11.2017 № №,
УСТАНОВИЛ:
01.12.2017 представитель ФИО1 – ФИО2 обратился в суд с административным иском, указав, что 23.11.2017 Калининградская областная Дума приняла постановление № № «О досрочном прекращении полномочий депутата Калининградской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО1». В этот момент Рудников находился в СИЗО. Основанием для принятие указанного постановления стало поступившее в Калининградскую областную Думы шестого созыва представление прокурора Калининградской области об устранении нарушений федерального законодательства Российской Федерации. Калининградская областная Дума согласилась с представлением и досрочно прекратила полномочия депутата ФИО1 По мнению представителя административного истца оспариваемое постановление противоречит Конституции РФ, т.к. прокурором не были представлены материалы виновности ФИО1, как в нарушении законодательства в ходе исполнения им полномочий депутата Калининградской областной Думы шестого созыва, так и его виновности предусмотренной ст< ИЗЪЯТО > УК РФ. Не представлены материалы из уголовного дела № № по п. «< ИЗЪЯТО > УК РФ возбужденного в отношении ФИО1 - постановления по осмотру жилого помещения, постановления следователя о назначении экспертизы, материалы заключения эксперта по грин-карте, материалы проверки законности возбуждения уголовного дела в отношении депутата ФИО1, проведенной прокуратурой Калининградской области, материалы законности изъятия документов, подтверждающих наличие у ФИО1 вида на жительство в США. Калининградская областная Дума не провела депутатское расследование по материалам внесенного прокурором представления, не провела совместную проверку хода исполнения ФИО1 Закона Калининградской области от 18 сентября 1995 года № 21 «О статусе депутата Калининградской областной Думы». Административный истец, ссылаясь на положения ст. 49 Конституции РФ, Устава (Основного закона) Калининградской области, постановления ЕСПЧ и Конституционного суда РФ № 34-П от 27.12.2012, ст. 218 КАС РФ, постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ, постановление Калининградской областной Думы № 29 от 13.10.2016, просил признать Постановление Калининградской областной Думы шестого созыва № 336 от 23 ноября 2017 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Калининградской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО1» недействующим.
ФИО1, находящийся в следственном изоляторе в г. Москва, участвовал в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи, требования и доводы административного иска поддержал, указал, что нарушено его (ФИО1) право на защиту, т.к. находясь в СИЗО он (Рудников) лишен возможности необходимого общения с защитником для оценки полученных из суда документов.
Представитель ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал, заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения уголовного дела.
Представитель административного ответчика Калининградской областной Думы ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска, представила письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица Прокуратуры Калининградской областной ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административного иска, представил письменный отзыв.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
20.09.2016 ФИО1 признан избранным депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 (решение Калининград – Ленинградской территориальной избирательной комиссии № 45/387-4).
27.09.2016 ФИО1 зарегистрирован избранным депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 (решение Калининград – Ленинградской территориальной избирательной комиссии № 47/398-4).
14.11.2017 в Калининградскую областную Думу прокурором Калининградской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства Российской Федерации. В обоснование данного представления указано, что депутат Калининградской областной Думы шестого созыва ФИО1, являясь постоянным резидентом Соединенных Штатов Америки с 16.08.2013, достоверно зная, что наличие карточки постоянного жителя США, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, скрыл данный факт. Прокурор требовал безотлагательно рассмотреть представление и разрешить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Калининградской областной Думы шестого созыва ФИО1
20.11.2017 постоянным комитетом Калининградской областной Думы по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и Регламенту был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Калининградской областной Думы шестого созыва ФИО1 и принято решение внести проект постановления на рассмотрение областной Думы и рекомендовать Думе принять данный проект постановления.
23.11.2017 Калининградской областной Думой принято постановление № 336, которым удовлетворено представление прокурора Калининградской области об устранении нарушений федерального законодательства Российской Федерации, досрочно прекращены полномочия депутата Калининградской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО1, а также прекращены полномочия депутата Калининградской областной Думы шестого созыва ФИО1 как члена постоянного комитета областной Думы по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку.
ФИО1 обжаловал данное постановление в суд.
Согласно пункту 3.1 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" утрата депутатом гражданства РФ, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.
В соответствии со ст. 3 Закона Калининградской области от 18.09.1995 N 21 (ред. от 12.05.2016) "О статусе депутата Калининградской областной Думы" полномочия депутата областной Думы прекращаются досрочно в случае приобретения депутатом гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Вышеуказанные нормативно правовые акты устанавливают прямой запрет для гражданина РФ быть избранным в депутаты представительного органа государственной власти субъекта РФ, при наличии вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Для действующего же депутата указанное обстоятельство влечет досрочное прекращение полномочий.
В судебном заседании исследованы материалы проверки прокуратуры Калининградской области, послужившие основанием для внесения представления, а также иные доказательства, истребованные судом по ходатайствам лиц, участвующих в деле.
12.03.2018 следователь по особо важным делам второго следственного отдела следственного управления Главного управления по расследованию особо важных дел капитан юстиции ФИО5 в ответе на судебный запрос сообщил, что в его производстве находится уголовное дело № №, возбужденное 01.11.2017 в отношении ФИО1 и ФИО6 по признакам преступления, предусмотренного п. < ИЗЪЯТО > УК РФ. 02.11.2017 в ходе выемки личных вещей обвиняемого Рудников а И.П. обнаружена и изъята «грин-карта» (UNITED STATES OF AMERICA PERМANENT RESIDENT CARD) № EAC №, выданная на имя ФИО1 В ходе расследования уголовного дела по данной «грин-карте» назначена и проведена дактилоскопическая судебная экспертиза (заключение эксперта № № от 01.12.2017). Также согласно ноте Посольства США в Москве МFA № от 19.01.2018 ФИО1 с 16.08.2013 является легальным постоянным резидентом США. Суду представлены заверенные копии вышеуказанных документов.
Согласно переводу ноты Посольства США в Москве МFA № от 19.01.2018 «…Служба гражданства и иммиграции Министерства внутренней безопасности США уведомляет, что гражданин Российской Федерации г-н ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, стал легальным постоянным резидентом Соединенных Штатов Америки 16 августа 2013 года. В настоящее время он сохраняет этот статус и является обладателем «Грин-карты» под номером №».
Все вышеуказанные доказательства согласуются между собой, оформлены надлежащим образом, являются допустимыми и относимыми к предмету спору, отвечают требованиям ст. 59 КАС РФ.
Совокупность указанных доказательств подтверждают, что на момент принятия оспариваемого постановления, т.е. на 23.11.2017, а также на момент регистрации избрания ФИО1 депутатом, т.е. на 27.09.2016, гражданин РФ депутат Калининградской областной Думы шестого созыва ФИО1 являлся постоянным резидентом Соединенных Штатов Америки.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
При таких обстоятельствах, Калининградская областная Дума обоснованно и в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 7 Уставного закона Калининградской области от 04.05.2010 N 439 (ред. от 23.10.2017) "О Калининградской областной Думе" досрочно прекратила полномочия депутата ФИО1
Доводы представителя административного истца о незаконности оспариваемого постановления ввиду отсутствия доказательств виновности ФИО1 в совершении преступления, предусмотренного ст. 330.2 УК РФ несостоятельны по следующим основаниям.
Объективную сторону указанного преступления составляет неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации вида на жительство иностранного государства. Между тем, основанием для досрочного прекращения полномочий депутата является получение вида на жительство иностранного государства, а не подача уведомления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Довод о недействительности оспариваемого постановления вследствие его не опубликования также не состоятелен. Устав (Основной Закон) Калининградской области устанавливает систему и виды правовых актов органов государственной власти и должностных лиц Калининградской области в зависимости от юридической силы, принявшего органа (должностного лица), наличия в правовом акте нормативных предписаний, а также порядок их принятия, обнародования (в том числе опубликования) и вступления в силу. Согласно Уставу (Основному Закону) Калининградской области к правовым актам, принимаемым Калининградской областной Думой, относятся уставные законы Калининградской области, законы Калининградской области и постановления Калининградской областной Думы, из них официальному опубликованию согласно Уставу (Основному Закону) Калининградской области подлежат уставные законы Калининградской области и законы Калининградской области (статьи 42, 44, 45). В силу пункта 1 статьи 46 Устава (Основного Закона) Калининградской области постановлением Калининградской областной Думы является правовой акт, принятый областной Думой по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и другими законами Калининградской области к ведению Калининградской областной Думы. В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 46 Устава (Основного Закона) Калининградской области постановлением Калининградской областной Думы оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области к ведению Калининградской областной Думы. Постановления, принятые Калининградской областной Думой, вступают в силу со дня их подписания председателем Калининградской областной Думы, если самим постановлением не установлен иной срок и порядок вступления его в силу (пункт 3 статьи 46 Устава (Основного Закона) Калининградской области). Законодательство Калининградской области - Устав (Основной Закон) Калининградской области и Регламент Калининградской областной Думы с учетом положений федерального законодательства не предусматривает обязательного официального опубликования постановлений Калининградской областной Думы и порядка данного опубликования.
Довод о том, что обжалуемое постановление областной Думы не соответствует постановлению Калининградской областной Думы от 13.10.2016 № 29 «Об утверждении Положения о постоянных комитетах Калининградской областной Думы шестого созыва», устанавливающему полномочия постоянных комитетов областной Думы, также безоснователен, т.к. указанное Положение не предусматривает проверку законности внесенных представлений прокурора, а также проверку депутатской деятельности депутатов областной Думы.
Довод об отсутствии в оспариваемом постановлении ссылки на возможность его обжалования не влечет недействительность постановления, кроме того, ФИО1 воспользовался правом подачи административного иска, который был принят к производству суда.
Довод ФИО1 о нарушении в судебном заседании права на защиту не может быть принят судом, т.к. участие ФИО1 было обеспечено в судебном заседании посредством системы видеоконференцсвязи, в деле участвовал его представитель ФИО2, а все исследованные судом доказательства предоставлялись как ФИО1, так и его представителю.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий предоставленных Калининградской областной Думе, существенных нарушений установленного порядка принятия постановления не выявлено, содержание оспариваемого постановления соответствует требованиям Уставу (Основного Закона) Калининградской области, Уставному закону Калининградской области от 04.05.2010 N 439 (ред. от 23.10.2017) "О Калининградской областной Думе", Закону Калининградской области от 18.09.1995 N 21 (ред. от 12.05.2016) "О статусе депутата Калининградской областной Думы", в связи с чем доводы административного иска безосновательны, а требования не подлежат удовлетворению.
Суд, руководствуясь ст.ст.175, 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Калининградской областной думе о признании недействующим постановления от 23.11.2017 № 336 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 25 апреля 2018 года.
Судья В.В.Эльзессер