ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5733/2021 от 14.10.2021 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

к делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сочи 14 октября 2021 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,

при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к административному ответчику – заместителю директора Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании устранить допущенное нарушение

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – ФИО1 обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением о признании незаконным решение заместителя директора Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в присвоении адреса зданию с кадастровым номером , расположенному в <адрес><адрес> обязании устранить допущенное нарушение.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сочи с заявлением, в котором просила присвоить адрес принадлежащему ей жилому дому, имеющему кадастровый и расположенному в городе Сочи, Центральный район, ДНО «Железнодорожник», массив 7, 74 км, бригада 2, 45.

ДД.ММ.ГГГГ, указывает административный истец, она получила решение административного ответчика об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства ФИО2, в котором указано, что ей на основании Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221, отказано в присвоении адреса ее жилому дому «.. . в связи с отсутствием сведений о местоположении объекта капитального строительства, согласно данным выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, подп.«б» п.40 Правил (ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе) (основание отказа)... . ».

Считает данное решение незаконным и необоснованным, нарушающим ее права, препятствует исполнению обязанностей установленных законом.

В назначенное судебное заседание административный истец и ее представитель не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили. Суд, с учетом положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.

Представитель административного ответчика – заместитель директора Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, в назначенное судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении требований отказать.

Исследовав материалы административного дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

Задачами административного судопроизводства, в силу ст.3 Кодекса административного судопроизводства РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом, следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сочи с заявлением, в котором просила присвоить адрес принадлежащему <адрес><адрес>

ДД.ММ.ГГГГ административный истец получила решение административного ответчика об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства ФИО2, в котором указано, что ей на основании Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221, отказано в присвоении адреса ее жилому дому «.. . в связи с отсутствием сведений о местоположении объекта капитального строительства, согласно данным выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, подп.«б» п.40 Правил (ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе) (основание отказа)... . ».

Вместе с тем, суд не может согласиться с решением административного ответчика, находит его необоснованным, нарушающим права административного истца, препятствует исполнению ею обязанностей установленных законом, ввиду следующего.

Так, ДД.ММ.ГГГГ сведения о жилом доме и моем праве собственности на него были внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущества и сделок с ним.

Жилой дом зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости с указанием адреса: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», где указано, что структура адреса включает в себя следующую последовательность адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами: наименование страны (Российская Федерация); наименование субъекта Российской Федерации; наименование муниципального района, городского округа или внутригородской территории (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; наименование городского или сельского поселения в составе муниципального района (для муниципального района) или внутригородского района городского округа; наименование населенного пункта; наименование элемента планировочной структуры; наименование элемента улично-дорожной сети; номер земельного участка; тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства; тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении (п.44). Обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов) (п.47). Структура адреса здания в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в п.47 Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: наименование элемента планировочной структуры (при наличии); наименование элемента уличнодорожной сети (при наличии); тип и номер здания.

Очевидно, что адрес жилого дома, указанный в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствует требованиям, изложенным в Правилах, поскольку отсутствует указание на элемент улично-дорожной сети (аллея, бульвар, магистраль, переулок, площадь, проезд, проспект, проулок, разъезд, спуск, тракт, тупик, улица, шоссе) и номер здания.

В связи с данными обстоятельствами административный истец обратилась с указанным заявлением к административному ответчику.

В соответствии с п.34 Правил к заявлению были приложены: копию паспорта гражданина РФ; выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости; заявление.

Пункт 22 Правил предусматривает, что решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса содержит, кроме прочего, описание местоположения объекта адресации.

Между тем, п.19 Правил предусматривает, что при присвоении объекту адресации адреса уполномоченный орган обязан, кроме прочего, провести осмотр местонахождения объекта адресации. То есть, данная норма Правил возлагает обязанность на ответчика получить информацию о местонахождении объекта адресации самостоятельно, путем осмотра указанного объекта.

Следовательно, отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении жилого дома не является основанием для отказа в присвоении адреса жилому дому, тем более, что жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером , имеющим адрес: <адрес>, присвоенный решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

При этом, допустимых доказательств в опровержение доводов административного истца, представителем административного ответчика суду не представлено.

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

На основании ст. 11 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.

В силу ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Пунктом 9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к административному ответчику – заместителю директора Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании устранить допущенное нарушение – удовлетворить.

Признать незаконным решение заместителя директора Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в присвоении адреса зданию с кадастровым номером расположенному <адрес>

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сочи в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1 на присвоение адреса принадлежащему ей на праве собственности жилому дому, с кадастровым номером , расположенному в <адрес><адрес>.

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сочи сообщить об исполнении настоящего решения в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов