Дело № 2а-5736/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 27 декабря 2021 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Прокопчик И.А.,
при секретаре судебного заседания Вечурко В.Д.,
с участием представителей административных ответчиков Торчинской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Деркачевой Лидии Ивановны к департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска, администрации города Хабаровска о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов, оформленного письмом от 13.08.2021 № 13-07/10204, обязании предоставить в аренду земельный участок,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к департаменту муниципальной собственности администрации <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, обязании предоставить в аренду земельный участок, указав в обоснование заявленных требований, что в связи с пожилым возрастом, инвалидностью (отсутствием мобильности) в рамках подпункта 14 пункта 2 ст. 39.6 ЗК РФ обратилась в Департамент муниципальной собственности Администрации <адрес> для предоставления земельного участка для ИЖС (кадастровый №) в аренду без проведения торгов (ДД.ММ.ГГГГ вх. №), с приложением документа об инвалидности и получила отказ от ДД.ММ.ГГГГ№. В перечне оснований для отказа указано на отсутствие факта признания малоимущей и постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Между тем, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации прав инвалидов. Положения Земельного кодекса РФ и указанного выше Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий. Таким образом, законодательство действующие на момент возникновения спорных правоотношений, не содержало положений ставящих право инвалидов и семей, имеющим в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства в зависимость от нуждаемости в улучшении жилищных условий. Полагает, что при указанных обстоятельствах, отсутствие документов, подтверждающих нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, не является основанием для отказа в согласовании предоставления земельного участка без торгов, что свидетельствует о незаконности решения ответчика, содержащегося в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ (с ссылкой на п. 1 ст.39.16 ЗК РФ). Данное решение нарушает права административного истца, поскольку препятствует реализации её права на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с несогласием в отказе в предоставлении земельного участка без торгов от ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. По факту отказа Прокуратура <адрес> рассмотрела обращение и выявила нарушения, на основании чего ДД.ММ.ГГГГ было вынесено Представление об устранении нарушений. В частности, выявлено, что в нарушение норм ст. 39.16 ЗК РФ необоснованно расширен перечень оснований для отказа, а именно незаконны следующие основания, в связи с: ограничением по условиям размещения в границах приаэродромных территорий; ограничением в связи с условием возможного размещения в границах полосы воздушных подходов аэродрома; отсутствием статуса малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Прокуратурой так же отмечено, что положения ЗК РФ и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ не содержат положений, предусматривающих прямую зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий. Предыдущий ответ Администрации содержит информацию о перечне необходимых документов для получения участка без проведения торгов, в котором предъявляется требование только к направлению заявления и оригинала справки об инвалидности (что соответствует подпункту 16 п. 1.3 Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№). На основании изложенного просит: признать отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № без торгов незаконным; возложить на ответчика обязанность предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером № без проведения торгов.
В ходе судебного разбирательства от административного истца поступили дополнения к административному исковому заявлению, согласно которым ФИО1 указывает на то, что она относится к лицам, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (реабилитированные лица и члены их семей в случае возвращения для проживания те местности, где они проживали до применения к ним репрессий), в связи с реабилитацией по факту применения политических репрессий, сопровождающихся высылкой с территории <адрес> на спецпоселение в Сибирь, <адрес>, что является основанием для постановки её на учет как нуждающейся в жилом помещении. Ответчиком в рамках межведомственного взаимодействия не были запрошены сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество истца и не проведен анализ имеющихся оснований для постановки на жилищный учет, в связи с чем решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ№ не может считаться законным. Указание в качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка на наличие ограничений по условиям размещения в границах приаэродромных территорий, ограничений в связи с условием возможного размещения в границах полосы воздушных подходов аэродрома, и наличие инженерных сетей и их охранных зон в границах испрашиваемого земельного участка, также является необоснованным, так как все они являются техническими условиями для строительства. Наличие инженерных сетей и, соответственно, охранных зон может расцениваться как основание для отказа в предоставлении земельного участка только в том случае, если они полностью «накрывают» земельный участок и его невозможно использовать по целевому назначению. Так как охранная зона занимает менее 50 % площади испрашиваемого земельного участка (1015 кв.м.), она не препятствует в использовании земельного участка по целевому назначению. В Росреестре не содержится каких-либо запретов и ограничений для предоставления участка с кадастровым номером №.
В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация <адрес>.
Административный истец, надлежащим образом уведомленная о времени и месте слушания дела посредством телефонограммы, в судебное заседание не прибыла, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия, в связи с чем суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца по представленным доказательствам.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании заявленные требования не признала, сославшись в обоснование возражений на то, что в департамент муниципальной собственности администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление ФИО1 (вх. №гр) о предоставлении земельного участка в аренду на основании пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации на 49 лет. Рассмотрев заявление, департамент принял решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов. Основанием для отказа явились обстоятельства, установленные п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, а именно: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Анализ норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации», позволяет сделать вывод о том, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Наличие у ФИО1 инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предварительного согласования предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. По информации управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации <адрес>ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в установленном законом порядке малоимущей не признавалась, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по городскому округу «<адрес>», не состоит. В связи с чем ФИО1 не подтверждена нуждаемость в улучшении жилищных условий, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов, предусмотренного п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ. Кроме того, по информации департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № по результатам сбора и анализа информации выявлено: наличие инженерных сетей и их охранных зон в границах испрашиваемого земельного участка, что создает препятствие для использования земельного участка в соответствии с параметрами разрешенного использования, установленными Правилами землепользования и застройки городского округа «<адрес>», утвержденными решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ). Возможности выноса указанных сетей за пределы испрашиваемого земельного участка не выявлено; наличие ограничений по условиям размещения в границах приаэродромных территорий аэродрома Хабаровск (Новый), утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№-П; наличие ограничений по условиям возможного размещения в границах полосы воздушных подходов аэродрома Хабаровск (Центральный). В настоящее время согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение о подготовке документации по планировке территории (проекта межевания) в границах <адрес> - пер. Ягодного - <адрес>». Документация проходит проверку на соответствие требованиям технических регламентов (и, до вступления в силу технических регламентов, нормативных технических документов), градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории культуры), границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования. Для возможности предоставления земельного участка документацией предусмотрена корректировка границ с целью исключения сооружения из границ данного земельного участка. Таким образом, требования административного истца о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов являются не подлежащими удовлетворению, поскольку правовые основания для удовлетворения требований в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют. Требование ФИО1 об обязании административных ответчиков предоставить в аренду земельный участок 27:23:0040609:107 без проведения торгов также не подлежит удовлетворению, поскольку суды не вправе подменять органы, осуществляющие публичные полномочия, по вопросам, отнесенным к их компетенции. На основании изложенного просила в удовлетворении заявленных ФИО5 требований отказать в полном объеме.
Выслушав представителя административных ответчиков, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46).
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГФИО1 через своего представителя ФИО6, действующую на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в департамент муниципальной собственности администрации <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка.
В указанном заявлении ФИО1 просила департамент муниципальной собственности администрации <адрес> предоставить ей земельный участок в аренду, на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, на срок 49 лет, площадью 1015 кв.м., в <адрес> по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, для индивидуального жилищного строительства.
В заявлении, датированном ДД.ММ.ГГГГ и адресованном Главе администрации <адрес>ФИО7, департаменту муниципальной собственности администрации <адрес>, заявитель в качестве основания обращения сослалась на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приложив к нему помимо нотариально заверенной копии паспорта, нотариально заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности.
Письмом департамента муниципальной собственности администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ административному истцу отказано в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов, поскольку ФИО1 в установленном законом порядке малоимущей не признавалась, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по городскому округу «<адрес>» не состоит.
Также в оспариваемом отказе департамент муниципальной собственности администрации <адрес> сослался на: наличие инженерных сетей и их охранных зон в границах испрашиваемого земельного участка, что создает препятствие для использования земельного участка в соответствии с параметрами разрешенного использования, установленными Правилами землепользования и застройки городского округа «<адрес>», утвержденными решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№; наличие ограничений по условиям размещения в границах приаэродромных территорий аэродрома Хабаровск (Новый), утвержденных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-П; наличие ограничений по условиям возможного размещения в границах полосы воздушных подходов аэродрома Хабаровск (Центральный).
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, ФИО1 просит признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 27:23:0040609:107 без торгов и возложить на департамент муниципальной собственности администрации <адрес> обязанность предоставить ей в аренду земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040609:107 без проведения торгов, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что оспариваемый отказ нарушает её права и законные интересы на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка без проведения торгов на основании подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд руководствуется следующим.
Действующее в Российской Федерации земельное законодательство, как это определено в п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (п. 1 ст. 5 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Кроме того, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 ст. 11 ЗК РФ).
По общему правилу, изложенному в п. 2 ст. 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Подпунктом 14 п. 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Как провозглашено в статье 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации, являющейся социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В части 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель определил, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В свою очередь, в части 16 названной статьи закреплено право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов урегулирован статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ.
Так, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 39.14 ЗК РФ, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, реализация инвалидом, предусмотренного частью 16 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства носит заявительный характер.
Согласно п.п. 1.2.. Положения о департаменте муниципальной собственности администрации <адрес>, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, департамент муниципальной собственности создан на основании муниципального правового акта с целью осуществления в пределах своих полномочий управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда, водных объектов, находящихся в муниципальной собственности), от имени городского округа «<адрес>», а также земельными участками, являющимися муниципальной собственностью, и земельными участками на территории города, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу подп. «в» п. 2.2. названного Положения департамент от имени города выступает арендодателем земельных участков, являющихся муниципальной собственностью, а также земельных участков на территории города, государственная собственность на которые не разграничена, и заключает договоры аренды в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков без проведения торгов, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «<адрес>».
На основании пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Устава городского округа «<адрес>», постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка разработки, экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг», постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков без проведения торгов, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «<адрес>».
Как определено в пункте 2.1 Административного регламента, муниципальную услугу «Предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков без проведения торгов, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «<адрес>» предоставляет администрация <адрес> в лице департамента муниципальной собственности.
Результатом предоставления муниципальной услуги является: направление или выдача заявителю мотивированного решения о возврате заявления; направление или выдача заявителю мотивированного решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги; направление или выдача заявителю проекта договора аренды земельного участка с предложением его заключения (п. 2.3.).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, закреплен в пункте 2.6 Административного регламента.
В соответствии с п. 3.1 названного Административного регламента, максимальный срок предоставления муниципальной услуги составляет тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка. При этом предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием и регистрация заявления о предоставлении в аренду земельного участка;
2) рассмотрение заявления о предоставлении в аренду земельного участка и приложенных к нему документов;
3) подготовка и выдача (направление) решения об отказе в предоставлении земельного участка или подготовка и выдача (направление) проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах.
Основанием для начала исполнения административной процедуры является поступление в департамент заявления о предоставлении в аренду земельного участка и документов, указанных в подпункте 2.6.2 пункта 2.6 настоящего Административного регламента (п. 3.2.).
В свою очередь, основанием для начала исполнения административной процедуры, в силу п. 3.3 названного Регламента, является поступление в отдел договоров аренды земельных участков департамента заявления о предоставлении в аренду земельного участка и документов, указанных в подпункте 2.6.2 пункта 2.6 настоящего Административного регламента.
Специалист отдела договоров аренды земельных участков департамента проверяет соответствие содержания заявления о предоставлении муниципальной услуги требованиям, установленным подпунктом 2.6.1 пункта 2.6 настоящего Административного регламента, а также соответствие представленных документов перечню, указанному в подпункте 2.6.2 пункта 2.6 настоящего Административного регламента, и, при необходимости, осуществляет запрос документов, указанных в подпункте 2.6.3 пункта 2.6 настоящего Административного регламента, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
При отсутствии оснований для возврата документов специалист отдела договоров аренды земельных участков департамента передает заявление о предоставлении в аренду земельного участка с документами, указанными в пунктах 2.6.2 и 2.6.3 подраздела 2.6 настоящего Административного регламента, в сектор договорных отношений департамента для подготовки и выдачи (направления) проекта договора аренды земельного участка.
После чего специалист сектора договорных отношений департамента осуществляет проверку поступивших документов на соответствие требованиям законодательства РФ.
При установлении фактов, указанных в пункте 2.8 настоящего Административного регламента, заместитель директора департамента по земельным отношениям в письменной форме принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В решении должны быть указаны все основания отказа.
Решение об отказе направляется заявителю способом, указанным заявителем в заявлении о предоставлении муниципальной услуги. Вместе с решением об отказе возвращаются все приложенные документы (п. 3.4. Административного регламента).
Департамент муниципальной собственности администрации <адрес> принимает решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подп. 1 п. 2.8. Административного регламента).
В соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подп. 1).
В пункте 5 ст. 39.17 ЗК РФ также установлено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Таким образом, действующим в настоящее время земельным законодательством, включающим в себя также нормы правовых актов, принятых органами местного самоуправления, установлен определенный порядок подачи заявления о предоставлении в аренду земельного участка, его рассмотрения и принятия по итогам такого рассмотрения соответствующего решения.
Отказывая ФИО1 в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов, департамент муниципальной собственности администрации <адрес> в решении, оформленном письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, в качестве основания отказа сослался на отсутствие у заявителя права на приобретение земельного участка без проведения торгов, ввиду отсутствия сведений о признании ФИО1 малоимущей и нахождении её на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях.
Оспаривая принятое административным ответчиком решение, ФИО1 указывает в обоснование заявленных требований на то, что положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий.
С данными доводами административного истца суд согласиться не может, ввиду того, что исходя из системного анализа приведенных выше норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (части 1 и части 16), право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Лица, относящиеся к данной категории граждан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления ФИО1 в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости административного истца в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, наличие у административного истца инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов.
Действуя в рамках возложенных на него полномочий, департамент муниципальной собственности при исполнении административной процедуры направил соответствующие запросы о предоставлении в отношении заявителя и земельного участка документов, необходимых для принятия соответствующего решения по заявлению.
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ№, поступившей из управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации <адрес>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в установленном законом порядке малоимущей не признавалась, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по городскому округу «<адрес>», не состоит.
Доказательств обратного, в нарушение требований ч. 1 ст. 62 КАС РФ, административным истцом не представлено.
Указание ФИО1 в качестве основания для постановки её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на положения п. 1 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О жилищных правоотношениях в <адрес>», предусматривающего, что жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма предоставляются реабилитированным лицам и членам их семей в случае возвращения для проживания в те местности и населенные пункты края, где они проживали до применения к ним репрессий, судом во внимание не принимаются, поскольку обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями по договорам социального найма относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, а не органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что нуждаемость административного истца в улучшении жилищных условий является необходимым условием для предоставления ей в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов в порядке подп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, суд соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что при отсутствии сведений о постановке ФИО1 в установленном законом порядке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по городскому округу «<адрес>», оснований для принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемого заявителем земельного участка у департамента муниципальной собственности администрации <адрес> не имелось.
Указание в оспариваемом отказе на наличие инженерных сетей и их охранных зон в границах испрашиваемого земельного участка, на наличие ограничений по условиям размещения в границах приаэродромных территорий аэродрома Хабаровск (Новый), и наличие ограничений по условиям возможного размещения в границах полосы воздушных подходов аэродрома Хабаровск (Центральный), было предметом проверки проведенной Прокуратурой <адрес> по обращению ФИО1 по факту отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, по результатам которой Мэру <адрес>ФИО7 вынесено представление об устранении нарушения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ответ на представление и.о. Мэра города ФИО8 заместителю прокурора <адрес>ФИО9 сообщено, что указанные в отказе от ДД.ММ.ГГГГ№ три обстоятельства: наличие инженерных сетей и их охранных зон в границах испрашиваемого земельного участка, наличие ограничений по условиям размещения в границах приаэродромных территорий аэродрома Хабаровск (Новый), и наличие ограничений по условиям возможного размещения в границах полосы воздушных подходов аэродрома Хабаровск (Центральный), основанием для отказа в удовлетворении заявления ФИО1 не являлись; информация о наличии на испрашиваемом земельном участке ограничений была указана в отказе для сведения.
Приведенные обстоятельства подтверждаются и непосредственно решением департамента муниципальной собственности администрации <адрес>, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором в качестве основания для отказа административный ответчик указал только пункт 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из анализа положений ст.ст. 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании оспариваемого решения незаконным необходимо наличие двух условий – это несоответствие оспариваемого решения закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание, что ФИО1 на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях не состоит, при том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства непосредственно связано с нуждаемостью инвалидов в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом отказ в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ№ принят в установленном законом порядке уполномоченным на то органом в пределах имеющихся у него полномочий, при наличии законных повода и основания в соответствии с положениями действующего земельного законодательства, права и законные интересы ФИО1 не нарушает, поскольку не препятствует возможности повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа.
При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 27:23:0040609:107 без торгов и возложении на департамент муниципальной собственности администрации <адрес> обязанности предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040609:107 без проведения торгов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к департаменту муниципальной собственности администрации <адрес>, администрации <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, обязании предоставить в аренду земельный участок отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А. Прокопчик