ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-573/19 от 18.11.2019 Галичского районного суда (Костромская область)

.....

Дело № 2а-573/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2019 года гор.Галич Костромской области

Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Воронцовой Е.В.

при секретаре Савельевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к администрации городского округа – город Галич Костромской области о признании незаконным решения от <дата>..... об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома под магазин и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома под магазин,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа – город Галич Костромской области о признании незаконным решения от <дата>..... об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома под магазин и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома под магазин, мотивировав его тем, что <дата><данные изъяты> отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома под магазин. По мнению ФИО3 отказ является незаконным, нарушающим её права, свободы и законные интересы по следующим основаниям. <дата> она приобрела право собственности на жилой двухэтажный дом, кадастровый ..... и земельный участок кадастровый ....., расположенные по адресу: <адрес>. Дом находился в состоянии ремонта от прошлых владельцев. Его внешний вид запечатлен на фотографиях в сети Интернет, сделанных Картами Гугл в июне 2015 года. Из фотографий видно, что крыша дома покрыта металлочерепицей и в ремонте не нуждается. В 2016 году она (ФИО3) планировала взять кредит на ремонт здания и заказала оценку рыночной стоимости в «Независимой оценке собственности и бизнеса» (ИП ФИО2, член Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», рег. .....). В фотографиях отчета также видно состояние дома и крыши. В связи с тем, что в выдаче кредита ей (ФИО3) было отказано, она (ФИО3) приняла решение отремонтировать дом своими силами. Еще при планировании покупки она (ФИО3) рассматривала вариант использовать этот дом под магазин. Обратившись в администрацию городского округа – город Галич Костромской области, ей (ФИО3) сообщили, что необходимо оформить реконструкцию здания и начать следует с перевода земельного участка. Постановлением администрации городского округа – город Галич Костромской области ..... от <дата> целевое назначение земельного участка было изменено для использования под магазин товаров первой необходимости. <дата> она (ФИО3) получила разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства жилого дома под магазин. На основании разрешения она (ФИО3) обратилась в проектную организацию ООО «СтройИнвестПроект» за проектом реконструкции жилого дома под магазин. С учетом переделок, которые были сделаны предыдущими собственниками жилого дома, техническое задание на проект выглядело следующим образом: - первый этаж здания использовать под торговый зал; на втором этаже предусмотреть офисные помещения для администрации магазина. Иных заданий на планировку не содержалось. По результатам выполненных работ она (ФИО3) обратилась в администрацию городского округа – город Галич Костромской области за актом ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию. Ей (ФИО3) было отказано в выдаче со следующей мотивировкой: «в ходе осмотра было выявлено, что реконструированный объект не соответствует заключению Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ..... от <дата> в части материала кровельного покрытия. В согласованной проектной документации указано, что кровля обшита листами железа, по факту использован современный материал – металлочерепица. В градостроительном плане земельного участка № ..... от <дата>, выданным администрацией городского округа – город Галич Костромской области п.2.2.4 ч.2 указано «Сайдинг, металлочерепица и др.материалы, не соответствующие исторической застройке не допустимы». Согласно ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проект ООО «СтройИнвестПроект» содержал объем работы, которые надлежало выполнить на первом и втором этаже здания. Работы не охватывали ремонт кровли, крыши и замену одних кровельных материалов на другие. При согласовании с Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области внешнего вида здания, который бы соответствовал исторической части города Галича, указано, что крыша состоит из деревянных стропил, обшитых листами железа. СНиП II-26-76 «Кровли» (актуализированная редакция), 2010 г., утвержденные Министерством регионального развития содержат следующие виды кровельных материалов, которые необходимо применять на территории Российской Федерации при строительстве и реконструкции кровли: рулонные и мастичные; из мелкоштучных и волнистых листовых материалов; из цементно-песчаной и керамической черепицы; из гибкой черепицы; из металлочерепицы; из асбестоцементных и битумных волнистых листов; из асбестоцементных и сланцевых плиток; из металлического профилированного листа; из листовой стали, меди и цинк-титана; из железобетонных панелей лоткового сечения. В перечне материалов отсутствует такой вид материала, как листы железа. Согласных данных из Википедии: металлочерепица – кровельный материал, представляющий собой листы, изготовленные из тонколистовой стали, алюминия или меди, покрытые полимерным защитным слоем, профилированные методом холодного давления. Сталь – это сплав железа с углеродом (и с другими элементами), содержащий не менее 45 % железа и в котором содержание углерода находится в диапазоне от 0,02 до 2,14 %, причем содержанию от 0,6% до 2,14 % соответствует высокоуглеродистая сталь. Таким образом, ФИО3 считает, что листы металлочерепицы эквивалентны листам железа по своей структуре. Администрация городского округа – город Галич Костромской области в своем отказе привела следующие правовые нормы отказа в выдаче акта ввода в эксплуатацию: 1) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (п.2 ч.6 ГК РФ). Как уже было установлено выше в градостроительном плане земельного участка, выданном <дата> по заявлению ФИО3 указано, что «Сайдинг, металлочерепица и другие материалы, не соответствующие исторической застройке не допустимы». ФИО3 при реконструкции здания не были использованы указанные в градостроительном плане материалы, поскольку работы выполнялись в соответствии с проектом, заключением Охранкультуры Костромской области и не касались кровельных работ. 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство (п.2 ч.6 ГК РФ) Какое именно несоответствие вызвало выдать отказ в акте ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию не расписано, следовательно, она полагает, что этот пункт добавлен для весомости отказа, поскольку контролирующий орган коим является администрация городского округа – город Галич Костромской области должен в своей деятельности руководствоваться требованиями закона и указать в чем именно было несоответствие объекта, установленным в разрешении на строительство. На основании изложенного и руководствуясь ч.8 ст.55 ГрК РФ, главой 22 КАС РФ, просит суд признать незаконным решение администрации городского округа- город Галич Костромской области, изложенное в уведомлении от <дата>..... об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома под магазин по адресу: <адрес>, незаконным; возложить на администрацию городского округа- город Галич Костромской области повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление ФИО3 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного дома под магазин по адресу: <адрес>.

Административный истец ФИО3 в судебном заседании административный иск поддержала по изложенным в нем обстоятельствам.

Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, административный иск не признала, суду пояснила о том, что на основании Приказа Минкультуры РФ № 418 и Минрегионразвития РФ № 339 от 29.07.2010 года «Об утверждении перечня исторических поселений» город Галич является историческим поселением федерального значения. Объект капитального строительства, находящийся по адресу <адрес>, расположен в зоне охраны культурного наследия «Участок культурного слоя посада города Никольской, Троицкой, Ямской слобод ХVI - VIII вв.». Принят под государственную охрану постановлением администрации Костромской области от <дата>..... и зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия.

Постановлением главы администрации Костромской области от <дата>..... «Об утверждении проектов зон охраны памятников истории и культуры городов Галича, Кологрива и п.г.т. Красное - на Волге» утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Галича, режимы использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны. Указанным постановлением земельные участки по <адрес> в г. Галиче включены в охранную зону строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности, применяемой для земельных участков исторической среды (целостной и частично нарушенной), сохранившей исторический облик, как важный градоформирующий фактор и формируемой высокоплотной, каменной застройкой разной этажности с целью регенерации, ограниченного преобразования и активного использования внутриквартальных пространств.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в случае, если реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается заключение органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального значения.

Согласно заключения инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ..... от <дата> раздел проектной документации объекта капитального строительства соответствует предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения и в описании внешнего облика объекта отражено: кровля - деревянные стропила или вальмовая без переломов обшитая листовым железом.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов градостроительного законодательства является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В силу ст. 55 Градостроительного кодекса РФ администрацией городского округа был проведен осмотр объекта капитального строительства, в ходе которого проверено соответствие объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, в результате чего было выявлено, что данный объект капитального строительства не соответствует вышеуказанному заключению Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области в части материалов кровельного покрытия.

В согласованной проектной документации указано, что кровля должна быть обшита листами железа, фактически же при кровельном покрытии был использован современный материал - металлочерепица.

В градостроительном плане земельного участка, выданном администрацией городского округа, в п.2.2.4. и п. 4.6. Заключения «Архитектурные решения» закреплены требования к используемым материалам - «Сайдинг, металлочерепица и другие материалы, не соответствующие исторической застройке, недопустимы», что позволяет сделать вывод о том, что объект капитального строительства не соответствует требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

В исковом административном заявлении и в суде истец утверждает о том, что листы железа эквивалентны листам металлочерепицы по своей структуре, что не соответствует действительности, поскольку это разные материалы и по технологии изготовления и по технике применения.

В соответствии со ст. 52 ч.6 ГрК РФ лицо, которое осуществляет строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка.

На основании ч.4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

Существование в нарушение утвержденного проекта, кровли из металлочерепицы в общем облике реконструированного и используемого здания, препятствует благоприятным условиям визуального восприятия и не соответствует его историческому облику.

В связи с вышеизложенным отказ администрации городского округа в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию правомерен, а исковые требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку фактические параметры объекта капитального строительства не соответствуют требованиям, установленным градостроительным планом земельного участка и заключению инспекции о соответствии архитектурных решений предмету охраны исторического поселения.

Представитель третьего лица, начальник инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО5 надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку в суд не обеспечила, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции, и отзыв, в котором указала следующее. Здание по адресу: <адрес> не является объектом культурного наследия. Земельный участок по указанному адресу расположен в историко-культурной заповедной территории г.Галич (проект зон охраны памятников истории и культуры города Галич, утвержденный постановлением главы администрации Костромской области от <дата>.....), в границах зон охраны памятников культуры (Правила землепользования и застройки г.Галич, утвержденные решением Думы городского округа – город Галич Костромской области от <дата>.....), а также в границах территории объекта археологического наследия. В силу п.1 ч.4 ст.36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия. Согласно ч.7 ст.36 ГрК РФ - использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В соответствии с постановлением администрации Костромской области от <дата>..... «Об уполномоченных органах по использованию земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются» (в редакции постановления администрации <адрес> от <дата>.....), инспекция определена уполномоченным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции определение использования земельных участков в границах территории памятников и ансамблей, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, действие градостроительных регламентов на которые не распространяется. Инспекцией выдано заключение по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников от <дата>...... В соответствии с п.4.6 Заключения «Архитектурные решения» сайдинг, металлочерепица и другие материалы, не соответствующие исторической застройке, недопустимы. Крыша – стропильная скатная или вальмовая без переломов с рядовым покрытием, возможно строительство двухскатной крыши с ориентацией фронтона на <адрес>. В соответствии с требованиями заключения инспекции органом местного самоуправления утвержден градостроительный план земельного участка № RU 44327-24 от <дата>, содержащий вышеуказанные требования к архитектурным решениям. В соответствии с ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка. Выдача разрешения на строительство осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с требования ст.51 ГрК РФ. Согласно приказу Министерства культуры РФ и Министерства регионального развития РФ от <дата>..... «Об утверждении перечня исторических поселений город Галич является историческим поселением федерального значения. В соответствии с ч.10.1, 11 ст. 51 ГрК РФ (до <дата>, ч.9 ст.51.1 ГрК РФ (после <дата>) Инспекция рассматривает раздел проектной документации и осуществляет подготовку заключения (уведомления) о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В рамках реализации данного полномочия инспекцией выдано заключение от <дата>..... о соответствии архитектурных решений индивидуального жилого дома предмету охраны исторического поселения федерального значения. В описании внешнего облика объекта значится: кровля-деревянные стропила обшиты листами железа. Довод административного истца о том, что листы металлочерепицы эквивалентны листам железа не представляется состоятельным. В силу п.п.3.1, 3.2 ГОСТ Р 58153-2018 «Листы металлические профилированные кровельные (металлочерепица). Общие технические условия»:металлочерепица – кровельный материал из стального холоднокатаного горячеоцинкованного, электролитически оцинкованного (либо с иным защитным металлическим покрытием) проката с полимерным покрытием, изготовляемый в виде листов методом холодного профилирования и штамповки; профиль металлочерепицы – конструктивная и эстетическая форма листов металлочерепицы (волнистая, имитирующая кладку из керамической черепицы, трапециевидная и т.п.), позволяющая осуществлять стыковку листов по длине и ширине. Рядовое кровельное покрытие, установленное заключениями инспекции, не предполагает наличие волнистого профиля. В силу ч.1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Соответственно, фактические параметры объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, установленным градостроительным планом земельного участка и заключению инспекции от <дата>..... о соответствии архитектурных решений предмету охраны исторического поселения. В связи с чем, отказ администрации городского округа – город Галич Костромской области в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является правомерным и обоснованным. На основании изложенного, инспекция считает заявленные административные исковые требования ФИО3 не подлежащими удовлетворению.

Выслушав административного истца ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, специалиста ФИО6, изучив отзыв представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из ч.9 ст.226 КАС РФ усматривается, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Приказом Минкультуры РФ № 418, Минрегиона РФ № 339 от 29.07.2010 "Об утверждении перечня исторических поселений" г.Галич входит в число исторических поселений (п.10).

Согласно положениям п. 14 ст. 1 ГрК РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч.1). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч.3). В границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (ч.4). Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.5). Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч.7).

Согласно ст.52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1). Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (ч.3)

В соответствии с ч.2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.10.1 ст.51 ГрК РФ в случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Частью 9 статьи 51.1 ГрК РФ определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение десяти рабочих дней со дня поступления от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления уведомления о планируемом строительстве и предусмотренного пунктом 4 части 3 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома рассматривает указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о соответствии или несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В силу ч.1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.6 ст. 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; 5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

Судом установлено, что согласно проекта зон охраны памятников истории и культуры города Галича, утвержденного постановлением главы администрации Костромской области от <дата>..... «Об утверждении проектов зон охраны памятников истории и культуры городов Галича, Кологрива и п.г.т.Красное-на-Волге» земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, расположен в историко-культурной заповедной территории г. Галича, в границах зон охраны памятников истории и культуры.

Судом установлено, что <дата> на основании договора купли-продажи ФИО3 приобрела в собственность жилой дом, <данные изъяты>, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права(л.д.9)

Судом установлено, что из фотографий жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, представленных административным истцом видно, что крыша дома покрыта металлочерепицей (л.д.32-34).

Согласно отчета ..... об оценке рыночной и ликвидационной стоимости жилого дома и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>, датированного 2016 годом, крыша жилого дома стропильная, покрыта металлочерепицей по деревянной обрешетке, техническое состояние новое (л.д.29-31).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером ..... расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты> принадлежит ФИО3 на основании договора купли-продажи от <дата>, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.10-11).

Судом установлено, что <дата> инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области администрации городского округа – город Галич Костромской области дано заключение по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников, согласно которого местом строительства значится: <адрес>, кадастровый номер з/у ...... В основных требованиях к архитектурно-планировочному решению указано на то, что строительство/реконструкцию необходимо проводить в соответствии с градостроительной ситуацией с соблюдением санитарных и противопожарных норм, градостроительных регламентов при планировке кварталов, линий градостроительного регулирования (в т.ч. – с учетом линий застройки), границ территорий объектов культурного наследия, программ комплексного развития систем коммунальной и транспортной инфраструктуры городского округа. В разделе архитектурных требований указано, что сайдинг, металлочерепица и другие материалы, не соответствующие исторической застройке, недопустимы. Крыша – стропильная скатная или вальмовая без переломов с рядовым покрытием, возможно строительство двухскатной крыши с ориентацией фронтона на <адрес> (л.д.58-60).

Постановлением главы администрации городского округа - город Галич от <дата>..... «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>» утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ....., расположенный по адресу: <адрес>, из которого следует, что строительство/реконструкцию вести с требованиями осуществления градостроительной деятельности в историческом поселении с соблюдением санитарных и противопожарных норм, градостроительных регламентов при планировке кварталов, линий градостроительного регулирования, границ территорий объектов культурного наследия, программ комплексного развития систем коммунальной и транспортной инфраструктуры городского округа……Архитектурное оформление фасадов обязательно в соответствии с исторической застройкой….Сайдинг, металлочерепица и др.материалы не соответствующие исторической застройке недопустимы (п.2.2.4) (л.д.17-19).

Судом установлено, что согласно проекту реконструкции жилого дома под магазин по адресу: <адрес> реконструкция заключается в переводе существующего индивидуального жилого дома в нежилое здание с целью организации торгового помещения магазина товаров первой необходимости и офисных помещений. В состав помещений здания до реконструкции входят: на первом этаже: <данные изъяты> (л.д.21-28).

По результатам рассмотрения проектной документации «Реконструкция индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, .....» инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО3 дано заключение о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения от <дата>...... Из приложения к заключению следует, что кровля должна представлять собой деревянные стропила, обшитые листами железа (л.д.14-16).

Судом установлено, что постановлением главы городского округа – город Галич Костромской области от <дата>..... «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» ФИО3 дано разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ....., площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки в 2-3 этажа по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - <данные изъяты> (л.д.20).

Судом установлено, что <дата> администрацией городского округа – город Галич ФИО3 дано разрешение №..... согласно которого разрешается реконструкция объекта капитального строительства: жилого дома под магазин, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер реконструированного объекта капитального строительства ..... (л.д.12-13).

Судом установлено, что после обращения ФИО3 в администрацию городского округа – город Галич Костромской области за разрешением на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома под магазин, расположенного по адресу: <адрес> выдаче разрешения отказано в виду несоответствия объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка и несоответствия объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство.

Таким образом, судом было установлено, что реконструкция жилого дома под магазин была произведена с нарушением архитектурных требований, содержащихся в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером ....., расположенного по адресу: <адрес>.

Специалист ФИО1 дала суду консультацию о том, что г. Галич Костромской области – это историческое поселение федерального значения. Прежде, чем гражданин получает разрешение на строительство, объекта он обращается за градостроительным планом земельного участка. В соответствие с тем, что город является историческим поселением, необходимо сделать запрос в Инспекцию по охране объектов культурного наследия для заключения по выбору и отводу земли под проектирование. Инспекция по охране объектов культурного наследия прислала в администрацию заключение, где прописаны все требования, что можно строить на земельном участке по <адрес>, а что - нельзя. В требованиях к архитектурным решениям в заключении должно быть четко прописано, что использование современных строительных материалов недопустимо (сайдинг, металлочерепица и др.). При получении разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, ФИО3 было разъяснено о том, что в соответствии с градостроительным планом, современные материалы в отделке здания не допустимы. ФИО3 об этом знала и принесла проектную документацию, где никаких строительных материалов указано не было. В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса, мы отправляем раздел «архитектурные решения» на согласование в орган, уполномоченный по охране объектов наследия. «Архитектурные решения» были согласованы и ФИО3 была предупреждена, что при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию будут проверены соответствия объекта капитального строительства проектной документации и выданного градостроительного плана. Когда ФИО3 обратилась к ним за разрешением на ввод в эксплуатацию, здание было осмотрено и в техническом плане было прописано, что кровельный материал – это металлочерепица. В связи с тем, что градостроительным планом была запрещена металлочерепица, а также в архитектурных решениях металлочерепица запрещена, поэтому реконструированный объект капитального строительства не соответствует градостроительному плану и описанию внешнего облика, в связи с чем орган местного самоуправления был вынужден дать отказ на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома под магазин.

Довод ФИО3 о том, что проект ООО «СтройИнвестПроект» содержал только объем работ, которые было необходимо выполнить на первом и втором этажах здания без учета работы по ремонту крыши судом отклоняется ввиду того, что крыша является элементом конструкции объекта капитального строительства, и, следовательно, её замена не охватывается понятием реконструкции, приведенном в п.14 ст.1 ГрК РФ.

Довод ФИО3 о том, что в перечень материалов, определенных СНиП II-26-76 «Кровли», не входит такой вид материала как листы железа судом отклоняется, поскольку основан на неверном толковании положений СНиП.

Судом отклоняется и довод административного истца о том, что металлочерепица является эквивалентным материалом листам железа, ввиду следующего.

Пункт 3.1 ГОСТа Р 58153-2018 «Листы металлические профилированные кровельные (металлочерепица). Общие технические условия» содержит понятие металлочерепицы, определяя её как кровельный материал из стального холоднокатаного горячеоцинкованного, электролитически оцинкованного (либо с иным защитным металлическим покрытием) проката с полимерным покрытием, изготовляемый в виде листов методом холодного профилирования и штамповки. П.3.2 определено, что профиль металлочерепицы представляет собой конструктивную и эстетическую форму листов металлочерепицы (волнистую, имитирующую кладку из керамической черепицы, трапециевидную и т.п.), позволяющую осуществлять стыковку листов по длине и ширине. Листовое железо в свою очередь представляет собой металл в форме нерельефных листов.

Таким образом, листовое железо отличается от металлочерепицы наличием рельефа (профилем), что не может свидетельствовать об эквивалентности указанных материалов.

С учетом изложенного суд считает решение администрации городского округа – город Галич Костромской области от <дата>..... об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома под магазин законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО3 к администрации городского округа – город Галич Костромской области о признании незаконным решения от <дата>..... об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома под магазин и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома под магазин.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст.ст.1, 36, 48, 51, 51.1, 52, 55 ГрК РФ, руководствуясь ст.ст. 62, 218, 226, 227-228 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска ФИО3 к администрации городского округа – город Галич Костромской области о признании незаконным решения от <дата>..... об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома под магазин и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома под магазин отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Федеральный судья Е.В. Воронцова

Решение в окончательной форме принято «19» ноября 2019 года.

Федеральный судья Е.В.Воронцова