68RS0027-01-2020-000924-80
дело № 2а-573/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2020 года г. Уварово Тамбовской области
Судья Уваровского районного суда Тамбовской области Сибилева О.Е., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Уваровского межрайонного прокурора, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию городской округ – город Уварово Тамбовской области в лице администрации город Уварово Тамбовской области о признании незаконным бездействия в период с 01 мая 2019 года по 01 сентября 2020 года по постановке на учёт безхозяйного объекта – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово до 01 января 2021 года, о возложении обязанности по постановке на учёт безхозяйный объект – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово, о возложении обязанности по принятию мер к предотвращению чрезвычайной ситуации, связанной с эксплуатацией безхозяйного объекта – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово,
УСТАНОВИЛ:
Уваровский межрайонный прокурор Тамбовской области обратился в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия в период с 01 мая 2019 года по 01 сентября 2020 года по постановке на учёт безхозяйного объекта – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово до 01 января 2021 года, о возложении обязанности по постановке на учёт безхозяйный объект – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово, о возложении обязанности по принятию мер к предотвращению чрезвычайной ситуации, связанной с эксплуатацией безхозяйного объекта – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово.
В обоснование административных исковых требований, указав, что Уваровской межрайонной прокуратурой установлено, что на территории города Уварово расположен газопровод, собственник которого неизвестен. Так, в соответствии с данными Уваровского филиала АО «Газпром газораспределение Тамбов» и сведениями представленными администрацией города Уварово на территории города находится подземно-надземный газопровод высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово, который на протяжении длительного времени является бехозяйным объектом, находящимся на территории города Уварово. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктом 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утверждённых постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878, объекты по которым транспортируется природный газ, являются опасными производственными объектами. Наличие опасного производственного объекта само по себе является потенциальной угрозой здоровью и имуществу граждан. В большей степени опасными он становится, если отсутствует собственник данного объекта, на котором в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса РФ лежит обязанность содержать принадлежащее ему имущество. В настоящее время указанный газопровод надлежащим образом не обслуживается, что ведёт к его разрушению и, как следствие, возникновению аварийных ситуаций, в результате которых может быть причинен вред жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга граждан, окружающей среде. Согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации безхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Частью 3 этой же статьи установлено, что безхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Согласно пункту 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Бездействием со стороны администрации города фактически допускается незаконная эксплуатация на территории города опасного объекта, что может привести к непредсказуемым негативным последствиям. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие в период с 01 мая 2019 года по 01 сентября 2020 года по постановке на учёт безхозяйного объекта – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово, возложить обязанность по постановке на учёт безхозяйный объект – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово до 01 января 2021 года, возложить обязанность по принятию мер к предотвращению чрезвычайной ситуации, связанной с эксплуатацией безхозяйного объекта – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово.
Статьей 291 КАС РФ предусмотрена возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
Административный ответчик не возражал против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, руководствуясь ст. 292 КАС РФ, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Поскольку рассматриваемые административные исковые требования Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области, поданные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию городской округ – город Уварово Тамбовской области в лице администрации города Уварово Тамбовской области о признании незаконным бездействия по постановке на учёт безхозяйного объекта - подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово, о возложении обязанности по принятию мер к предотвращению чрезвычайной ситуации, связанной с эксплуатацией безхозяйного объекта – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово, не нарушают права и интересы других лиц, признание административным ответчиком иска допустимо по данной категории административных дел, оно должно быть принято судом, а административные исковые требования подлежат безусловному удовлетворению.
Кроме того, административные исковые требования Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам человека, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствует нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Правовые нормы, содержащиеся в гл. 3 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», развивают конституционные положения, закрепленные в ст. 130 и 132 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение население вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Введя понятие местного значения, Конституция РФ закрепила основы компетенции местного самоуправления и в ст. 132 предоставила органам местного самоуправления наиболее важные полномочия по их решению: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка. Та же статья устанавливает, что органы местного самоуправления решают иные вопросы местного значения, а также предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Пункты 1, 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают, что к вопросам к вопросам местного значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения (пункт 1); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3); организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Исходя из положений Федерального закона от 31.03.1888 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», распределительный газопровод является объектом, ограниченным в обороте, и может находиться в собственности только у специального субъекта – организации-собственника газораспределительной системы, осуществляющей эксплуатацию сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающей услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Статьей 30 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что правовое регулирование промышленной безопасности в организациях, занимающихся газоснабжением в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», настоящим Федеральным законом и другими правовыми актами Российской Федерации. Порядок разработки и утверждения норм и нормативов области промышленной безопасности объектов систем газоснабжения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
Согласно ст. 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» организация – собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870, сеть газораспределения – это единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).
Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливается 2-3 класс опасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории муниципального образования городской округ – город Уварово Тамбовской области имеется объект недвижимого имущества, а именно, подземно-надземный газопровод высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово.
На наличие указанного объекта недвижимого имущества именно по данному адресу указывают акт приёмки законченного строительства объекта газораспределительной системы от 22 июля 2002 года, строительный паспорт ГРП № 10 – шкафной от 10 октября 2002 года. Из указанных документов усматриваются и индивидуализирующие характеристики газопровода протяженность, диаметр, местоположение (наружный и/или подземный), уровень давления – низкий, средний или высокий (л.д. 4-5, 6-7).
Право собственности на указанный объект недвижимости ни за кем не зарегистрировано, о чем свидетельствуют уведомления Межрегионального территориального управления Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях от 22.10.2020г.
Статья 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации безхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации безхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Аналогичные положения содержатся в Порядке принятия на учёт безхозяйных недвижимых вещей, утверждённом приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701, согласно которому принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этих муниципальных образований (п.4); заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в порядке, установленном Законом для представления заявления о государственной регистрации прав (п.8).
По смыслу приведённых правовых норм орган местного самоуправления, на территории которого находятся объекты недвижимого безхозяйного имущества, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке такого имущества на учёт в качестве безхозяйного, а, следовательно, обязан это делать.
Из обращения директора АО «Газпром газораспределение Тамбов» филиала в г. Уварово от 10.04.2019 № 89 в адрес главы города Уварово ФИО1 следует, что в целях исключения непредвиденных аварийных ситуаций просит максимально сжатые сроки в порядке, определенном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет указанных объектов как безхозяйных с последующим признанием в судебном порядке права муниципальной собственности на эти объекты (л.д.8).
Согласно Перечню газопроводов, находящихся в зоне эксплуатации филиала АО «Газпром газораспределение Тамбов» в г. Уварово и не имеющих документов о балансовой принадлежности, являющегося приложением к письму филиала АО «Газпром газораспределение Тамбов» в г. Уварово от 10.04.2019 № 89, подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово, дата ввода в эксплуатацию которого – 23.12.2002, у которого собственник неизвестен или отсутствует (л.д. 9).
Согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения может находиться в собственности муниципальных образований.
Таким образом, спорный газопровод относится к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения, и может находиться к муниципальной собственности. Организация, построившая газопровод за собственный счет, фактически добровольно приняла на себя исполнение части полномочий местного самоуправления, самостоятельно обеспечив газом жителей домов № 16, № 18 на улице Шоссейная города Уварово Тамбовской области, что не освобождает органы местного самоуправления от обязанности решать вопросы газоснабжения населения.
Кроме того, проанализировав положения п. 1 ч. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», подпункта «в» пункта 3 и подпункта «а» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», суд приходит к выводу о том, что рассматриваемые сети наружного газопровода, не являются внутридомовым газовым оборудованием, относятся к газопроводу-вводу (газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа), и является самостоятельным объектом недвижимого имущества, поскольку прочно связаны с землей, и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Как установлено судом, до настоящего времени каких-либо мер со стороны администрации муниципального образования городской округ – город Уварово Тамбовской области в лице администрации город Уварово Тамбовской области по постановке на учёт спорного объекта недвижимого имущества не последовало.
Согласно приобщенного в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству заявления представителя административного ответчика - администрации г. Уварово Тамбовской области глава города Уварово Тамбовской области ФИО1 признает исковые требования Уваровской межрайонной прокуратуры в полном объеме.
Бездействие со стороны муниципального образования городской округ – город Уварово Тамбовской области в лице администрации город Уварово Тамбовской области может вызвать разрушение объекта жилищно-коммунального хозяйства и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, что может повлечь за собой причинение ущерба здоровью людей, проживающих на территории муниципального образования городской округ – город Уварово Тамбовской области, окружающей природной среде, значительные материальные потери.
Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая приведённые нормы материального права, суд приходит к выводу о незаконности бездействия муниципального образования городского округа – город Уварово Тамбовской области в лице администрации город Уварово Тамбовской области, выразившегося в самоустранении от принятии мер по постановке на учёт в качестве безхозяйного имущества объекта недвижимости – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь статьями 177-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Уваровского межрайонного прокурора, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию городской округ – город Уварово Тамбовской области в лице администрации город Уварово Тамбовской области о признании незаконным бездействия в период с 01 мая 2019 года по 01 сентября 2020 года по постановке на учёт безхозяйного объекта – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово, о возложении обязанности до 01 января 2021 года по постановке на учёт безхозяйный объект – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово, о возложении обязанности по принятию мер к предотвращению чрезвычайной ситуации, связанной с эксплуатацией безхозяйного объекта – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования городской округ – город Уварово Тамбовской области в лице администрации город Уварово Тамбовской области по непринятию мер в период с 01 мая 2019 года по 01 сентября 2020 года по постановке на учёт в качестве безхозяйного имущества объекта недвижимости – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово.
Возложить на муниципальное образование городской округ – город Уварово Тамбовской области в лице администрации город Уварово Тамбовской области обязанность до 01 января 2021 года принять меры для постановки на учёт в качестве безхозяйного имущества органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объекта недвижимости - подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово.
Возложить на муниципальное образование городской округ – город Уварово Тамбовской области в лице администрации город Уварово Тамбовской области обязанность принять меры о предотвращении чрезвычайной ситуации, связанной с эксплуатацией безхозяйного имущества объекта недвижимости – подземно-надземного газопровода высокого давления к ШРП № 18 протяженностью 7,9 метра на ул. Полевая г. Уварово.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Уваровский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: О.Е. Сибилева
Мотивированное решение составлено 22.10.2020 г.
Судья: О.Е. Сибилева