Дело № 2а-573/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Называевск 08 декабря 2021 года
Называевский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи Н.В. Стручинской,
при секретаре Быструшкиной М.П.,
с участием старшего помощника Называевского межрайонного прокурора Омской области Лукьяновой О.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Называевского межрайонного прокурора Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и обязании подготовить документы, необходимые для списания необоснованно поставленного на учет противорадиационного укрытия инв. № по адресу: <адрес><адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Называевский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя свои требования тем, что Называевской межрайонной прокуратурой Омской области проведена проверка в администрации Лорис-Меликовского сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в сфере ГО и ЧС, о противодействии терроризму, а именно, установлено, что на балансе (в собственности) администрации Лорис-Меликовского сельского поселения находится здание Лорис-Меликовского ДК, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, в котором находится противорадиационное укрытие инв. №, которое не соответствует требованиям законодательства и в связи с этим необоснованно поставлено на учет. В нарушение требований Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области», Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», Указа Губернатора Омской области от 30.09.2008 № 109 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в Омской области», Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, администрацией Лорис-Меликовского сельского поселения до настоящего времени не приняты надлежащие меры для снятия указанного объекта ЗС ГО с учета, что, как указывает административный истец, нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в результате совершения террористического акта, военных действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Лорис-Меликовского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства, из ответа на представление следует, что администрацией Лорис-Меликовского сельского поселения до настоящего времени нарушения не устранены. Просит признать незаконным бездействие администрации Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по подготовке документов, необходимых для списания с учета противорадиационного укрытия инв. № 557-56 по адресу: 646124 Омская область, Называевский муниципальный район, с. Лорис-Меликово, ул. Ленина, д. 19, обязать администрацию Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области подготовить документы, необходимые для списания необоснованно поставленного на учет противорадиационного укрытия № 557-56 по указанному адресу.
В судебном заседании старший помощник Называевского межрайонного прокурора Омской области Лукьянова О.Ш., действующая на основании удостоверения, исковые требования поддержала в полном объеме. Уточнила, что администрация Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области нарушения не устранила, административным ответчиком были лишь создана комиссия и принято Положение, а документы в МЧС направлены не были, в чем выразилось бездействие администрации сельского поселения.
Представитель административного ответчика - администрации Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал, был извещен надлежаще, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела без его участия, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель заинтересованного лица - ТО НД Называевского района УНД ГУ МЧС РФ по Омской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежаще, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы административного дела, проверив фактическую обоснованность исковых требований на основе анализа представленных доказательств, заслушав процессуальную позицию участвующего лица, суд находит исковые требования Называевского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с. ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п.п. 1, 3, 6, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах, в частности: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу п. 4 ст. 3 вышеназванного Федерального закона № 35-ФЗ, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в частности, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с ч. 3.1 ст. 5 вышеуказанного закона, юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Пункт 8 ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона № 131-ФЗ относит к вопросам местного значения городского поселения участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Статьей 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» установлено, что за сельскими поселениями Омской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ.
П. «а» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 данного Федерального закона, органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в частности, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях, в числе прочего, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с абз. 2 п. 19 Указа Губернатора Омской области от 30.09.2008 № 109 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в Омской области», силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ликвидации последствий, вызванных террористическими акциями, в соответствии с законодательством.
Требованиями пунктов 2.5, 2.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, установлено, что с учета снимаются ЗС ГО в следующих случаях: при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, при этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда ЗС ГО; при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу, при этом к акту о снятии ЗС ГО с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу. В целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия решением соответствующего должностного лица: руководителем федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которого они находятся, - в отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, за исключением ЗС ГО, закрепленных за организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; руководителем организации - в отношении ЗС ГО, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения; руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, за исключением ЗС ГО, переданных в пользование организациям; руководителем организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации.
Следуя представленным исковой стороной доказательствам, Называевским межрайонным прокурором Омской области было внесено представление от 10.08.2021 № 27-03-2021 в адрес главы администрации Лорис-Меликовского сельского поселения об устранении нарушений, ссылка на которые имеется в административном исковом заявлении; предложено о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в межрайонную прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок (л.д. 9-13).
Как следует из ответа администрации Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес Называевской межрайонной прокуратуры, указанное представление от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено с участием помощника прокурора Цыценко П.Д., Лорис-Меликовский ДК не подпадает под перечень объектов, деятельность которых соприкасается с объектами, имеющими отношение к категории опасных производственных объектов, перечень которых указан в приложении № к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Территория Лорис-Меликовского сельского поселения и, соответственно, <адрес> не отнесено к категории по ГО и не имеет наиболее работающей смены, не имеет потребность эксплуатироваться как укрытие, т.к. находится на территории, не отнесенной к группе по гражданской обороне. Также Лорис-Меликовский ДК мобилизационного задания на военное время и категории по гражданской обороне не имеет. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ создана комиссия для снятия с учета (изменения типа) защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в оперативном управлении Лорис-Меликовского ДК, утверждено Положение, за допущенные нарушения законодательства специалисту администрации Гавриленко Е.А. объявлено замечание (л.д. 14, 15, 16-21).
Из ответа ГУ МЧС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что имеются объекты, в отношении которых правообладателями не проводится работа по снятию с учета (изменению типа) защитного сооружения, информация представлена в приложении №. В данном приложении, указан, в частности, Лорис-Меликовский сельский дом культуры (л.д. 22-23, 24-30). Также в ответе ГУ МЧС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№дсп работа комиссии по согласованию актов о снятии с учета (изменению типа) защитных сооружений гражданской обороны была приостановлена до особого распоряжения (в связи со сложной эпидемиологической остановкой). Как следует из пояснений помощника прокурора Лукьяновой О.Ш. по данному факту, в настоящее время работа комиссии по согласованию актов о снятии с учета (изменению типа) защитных сооружений гражданской обороны возобновлена, однако администрацией Лорис-Меликовского сельского поселения не была направлена на рассмотрение в МЧС России соответствующая документация, необходимая для снятия с учета противорадиационного укрытия, лишь создана комиссия для снятия с учета (изменения типа) защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в оперативном управлении Лорис-Меликовского ДК, а также утверждено Положение о комиссии для снятия с учета (изменения типа) защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в оперативном управлении Лорис-Меликовского ДК. В этой связи на данный момент вышеуказанный объект не исключен из соответствующих журналов учета защитных сооружений гражданской обороны.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацией Лорис-Меликовского сельского поселения необоснованно до настоящего времени не принято достаточных мер по снятию с учета не соответствующего требованиям законодательства противорадиационного укрытия инв. №, находящегося в здании Лорис-Меликовского ДК по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, находящемся на балансе (в собственности) административного ответчика.
При таких обстоятельствах, проанализировав представленные сторонами доказательства в их взаимосвязи и совокупности, приходит к выводу о доказанности допущенных административным ответчиком нарушений вышеуказанных требований законодательства, наличие которых может повлечь неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы. Доказательств отсутствия нарушений, заявленных к устранению прокурором, ответной стороной не представлено. При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 114КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.16НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, поскольку административный ответчик в лице администрации сельского поселения освобожден от уплаты государственной пошлины, она не подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Называевского межрайонного прокурора Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по подготовке документов, необходимых для списания с учета противорадиационного укрытия инв. № по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области подготовить документы, необходимые для списания необоснованно поставленного на учет противорадиационного укрытия инв. № по адресу: <адрес>, <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Называевский городской суд Омской области апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Стручинская
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.