ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-573/2022 от 19.07.2022 Курагинского районного суда (Красноярский край)

24RS0031-01-2022-000672-10

Дело № 2а-573/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Курагино 19 июля 2022 г.

Курагинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Романовой А.В.,

при секретаре Ковалевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Курагинский район, в лице администрации Курагинского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курагинского района (с учетом уточнения от 05.07.2022) обратился в суд с иском к Муниципальному образованию Курагинский район, в лице администрации Курагинского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, в обоснование заявленного требования указано, что Прокуратурой Курагинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований федерального законодательства о безопасности зданий, сооружений. Проведенной проверкой установлено, что в собственности администрации Курагинского района находится объект незавершенного строительства (многоквартирный дом), расположенный по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. ФИО1, <адрес>, который не эксплуатируется, в здании отсутствуют дверные и оконные проемы, в связи с чем обеспечен беспрепятственный доступ граждан в их внутренние помещения, в том несовершеннолетних. Таким образом, администрацией Курагинского района, как собственником данного здания, в нарушение требований закона не выполняются мероприятия, направленные на обеспечение безопасности объекта для населения, в том числе, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания. Более того, указанный выше, объект может служить местом пребывания в нем несовершеннолетних, в том числе использоваться ими для целей проведения своего досуга, что делает данный объект наиболее опасным и уязвимым, поскольку нахождение в них несовершеннолетних детей является неконтролируемым как со стороны собственника объекта, так и со стороны законных представителей. Непринятие мер собственником по предотвращению свободного проникновения в вышеуказанное здание создает условия для совершения противоправных действий, представляет опасность и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу граждан, в том числе несовершеннолетним в случае разрушения здания или использования не по назначению, а также привести к иным чрезвычайным ситуациям. В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой района 20.05.2021 главе Курагинского района внесено соответствующее представление. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения закона не устранены. Просил признать незаконным бездействие администрации Курагинского района, связанное с непринятием мер по ограничению несанкционированного доступа людей в объект незавершенного строительства, расположенной по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Большая Ирба, <адрес>, обязать администрацию Курагинского района в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленных на ограничение несанкционированного доступа людей в здание, расположенное по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Большая Ирба, <адрес> путем закрытия дверных и оконных проемов.

Представитель административного истца помощник прокурора Великих Л.Г., требования административного истца поддержала по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснила, что в течение 1 года снос здания не произведен, здание не продано.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Курагинского района ФИО2, действующая на основании доверенности, не признала требования административного истца, представила в суд отзыв, в котором указала, что на основании решения Администрации Курагинского района здание по указанному адресу было включено в план приватизации, выставлено на продажу, 1-й этап аукциона не состоялся, приме заявок до 15.08.2022 года. С 2015 года задние принадлежит муниципальному образованию в целях его достройки и передачи детям-сиротам. Представила в суд письменное возражение на административное исковое заявление из которого следует, что в собственности муниципального образования Курагинский район находятся объект незавершенного строительства и земельный участок, расположенные по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р.п. Большая Ирба, <адрес>. На основании решения Курагинского районного Совета депутатов от 23.12.2021 № 18- 127р «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества района на 2022-2024 годы» объект незавершенного строительства - многоквартирный дом, кадастровый по адресу: р.п. Большая Ирба, <адрес> и земельный участок, кадастровый по адресу пгт Большая Ирба, <адрес> включены в прогнозный план приватизации муниципального имущества района на 2022-2024 годы. 26.05. 2022 года ООО «Стандарт-Эксперт» произведена оценка рыночной стоимости вышеназванного Имущества. 03.06.2022 Администрацией Курагинского района принято распоряжение № 250-р «Об условиях приватизации муниципального недвижимого имущества», согласно которого было принято решение о приватизации Имущества, способ приватизации - аукцион с открытой формой подачи предложений о цене имущества. Начало приема заявок на участите в продаже: 11.06.2022, окончание приема заявок на участие в продаже: 11.07.2022. Аукцион по продаже муниципального имущества признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок. В соответствии с распоряжением администрации Курагинского района от 15.07.2022 № 315-р «О проведении продажи муниципального имущества посредством публичного предложения» принято решение о повторной приватизации Имущества, способ приватизации имущества - посредством публичного предложения. Дата начала приема заявок: 16.07.2022, дата окончания приема заявок: 15.08.2022, дата подведения итого: 17.08.2022, цена имущества снижена на 50%. До подведения итогов продажи муниципального имущества посредством публичного предложения преждевременно выносить решение о возложении обязанности на администрацию по проведению мероприятий, направленных на ограничение несанкционированного доступа людей на объект незавершенного строительства, в связи с возможной сменой собственника вышеуказанного имущества. Таким образом, считают, что нарушений законодательства, выраженных в бездействии при распоряжении муниципальным имуществом, со стороны администрации не имеется. Администрация не бездействует, предпринимает все необходимые меры для передачи муниципального имущества в собственность граждан либо организаций, способных использовать Имущество по назначению, в соответствии с действующим законодательством. Просили в требованиях, заявленных прокурором Курагинского района, отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив и оценив в совокупности предоставленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен перечень вопросов местного значения муниципального района, к которым относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с положениями Федеральных законов от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, принимать меры по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

Согласно п. «а» ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии с ч.4 ст.52 Градостроительного кодекса РФ при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно ч.4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

Элементом работ по консервации объекта является принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

В соответствии со ст.35 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

В соответствии со ст.37 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, прокуратурой Курагинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства о безопасности зданий, сооружений, в ходе которой установлено, что на территории пос. Большая Ирба по адресу: <адрес> располо­жен объект незавершенного строительства - многоквартирный дом, площадь застройки объекта 1268,8 кв.м., степень готовности 28%, общая площадь 1168,8 кв.м., кадастровый , принадлежащий на праве собственности МО Курагинский район. Вышеуказанный объект незавершенного строительства находится на земельном участке с кадастровым номером , площадью 7672 кв.м., также находя­щемся в собственности МО Курагинский район. Данное здание собственником не эксплуатируется, вокруг здания отсутствует какое-либо ограждение. Дверные и оконные проемы первого этажа не заполнены, кровля здания отсутствует, в него имеют свободный доступ несовершеннолетних лиц, в подвальном помещении здания складируются отходы потребления.

11.05.2012г. Прокуратурой Курагинского района в адрес главы Курагинского района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о безопасности зданий, сооружений.

Из письма № 2303 от 10.06.2021 следует, что Глава Курагинского района ФИО3 уведомил прокурора Курагинского района о том, что в собственности муниципального образования Курагинский район находится объект незавершенного строительства многоквартирный дом, расположенный по адресу: пос. Большая Ирба, <адрес> а, площадью застройки 1268.8 кв.м., степень готовности 28 %, кадастровый , право собственности МО <адрес> на вышеуказанный объект возникло в порядке ст. 225 Гражданского кодекса РФ (бесхозяйное имущество), на основании решения Курагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Целью признания права муниципальной собственности на объект незавершенного строительства было завершение строительства многоквартирного дома и предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, нуждающимися в жилых помещениях в том числе для приобретения жилья детям-сиротам. Поиск инвесторов на завершение строительства не увенчался успехом и администрацией Курагинского района будет принято решение о сносе объекта незавершенного строительства в связи с чем, МКУ «УКС Курагинского района» дано поручение о подготовке сметы на снос данного объекта незавершенного строительства и проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.

Как следует из письма № 2456 от 21.06.2021 Глава Курагинского района ФИО5 уведомил прокурора Курагинского района о том, что ведется поиск специализированной организации для заключения муниципального контракта по разработке проекта организации работ по сносу объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, пгт <...>, <адрес>. Планируемая дата окончания работ по сносу объекта незавершенного строительства 31.12.2021.

Как следует из письма № 1641 от 13.04.2023 Глава Курагинского района ФИО6 уведомила прокурора Курагинского района о том, что Курагинским районным Советом депутатов Красноярского края отношении объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, <адрес>, принято решение от ДД.ММ.ГГГГр «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества на 2022-2024 годы». На основании принятого решения течении 2022 года данный Объект будет приватизирован.

Согласно письма Главы пгт. <...> М.В. от 01.05.2022 года № 386 на имя прокурора Курагинского района, в придомовой территории многоквартирных домов № и 19 по <адрес> пгт. Большая Ирба располагается сооружение (объект незавершенного строительства многоквартирного дома), которое не эксплуатируется около 20 лет. Собственником является муниципальное образование Курагинский район. Вокруг здания отсутствует какое-либо ограждение, территория не охраняется. Дверные и оконные проемы первого этажа не заполнены, чем обеспечен беспрепятственный доступ во внутренние помещения. Имеется возможность прохода на второй этаж и выше - на перекрытия второго этажа (перекрытия частично отсутствуют). Конструкция здания постепенно разрушается. Особое беспокойство вызывает тот факт, что постоянно в этом заброшенном здании собираются дети разного возраста. Нахождение несовершеннолетних на подобных объектах может привести к увечью и гибели детей. Собственником не выполняются мероприятия, направленные на обеспечение безопасности объекта для населения, в том числе, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание. Непринятие данных мер создает условия для совершения противоправных действий, представляет опасность и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц в случае разрушения здания или использования его не по назначению.

Из акта проверки от 20.05.2022 года с фототаблицей следует, что в собственности администрации Курагинского района находится объект незавершенного строительства (многоквартирный дом), расположенный по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Большая Ирба, <адрес>, который не эксплуатируется, в здании отсутствуют дверные и оконные проемы, в связи с чем обеспечен беспрепятственный доступ граждан в их внутренние помещения, в том несовершеннолетних.

Согласно представленной выписки из ЕГРН от 08.04.2022г. объект незавершенного строительства расположенный по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Большая Ирба, <адрес>, площадь застройки объекта 1268,8 кв.м., степень готовности 28%, общая площадь 1168,8 кв.м., кадастровый , принадлежащий на праве собственности МО <адрес>.

Как следует из Распоряжения <адрес>-р от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приватизации объекта незавершенного строительства расположенного по адресу: <адрес>, п. Большая Ирба, <адрес>, площадь застройки объекта 1268,8 кв.м., с кадастровым номером , земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: среднеэтажная жилая застройка, общей площадью 7672 кв.м. расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, <адрес>, поселок городского типа Большая Ирба, <адрес>, кадастровый . Способ приватизации- аукцион с открытой формой подачи предложения о цене имущества.

Как следует из Распоряжения Администрации Курагинского района № 315-р от 15.07.2022 года принято решение о повторной приватизации объекта незавершенного строительства расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Большая Ирба, <адрес>, площадь застройки объекта 1268,8 кв.м., с кадастровым номером , земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: среднеэтажная жилая застройка, общей площадью 7672 кв.м. расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, <адрес>, поселок городского типа Большая Ирба, <адрес>, кадастровый . Способ приватизации- посредством публичного предложения.

Анализ приведенных норм, а также материалы дела, указывают на вывод о том, что в муниципальной собственности находиться объект незавершенного строительства (многоквартирный дом), расположенный по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Большая Ирба, <адрес>, не эксплуатируется, и доступ в него не ограничен для неограниченного круга лиц, что свидетельствует о невыполнении административным ответчиком требований федерального законодательства.

На основании изложенного, суд исходит из того, что ответчиком МО Курагинский район допущены нарушения требований действующего законодательства.

Испрашиваемый срок исполнения обязанности по организации мероприятий, направленных на ограничение несанкционированного доступа людей на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Большая Ирба, <адрес>, путем закрытия дверных и оконных проемов, отвечает требованиям разумности и справедливости. Представителем административного ответчика не представлено доказательств того, что на исполнение указанных мероприятий, необходим более длительный срок, превышающий 3 месяца.

Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора Курагинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Курагинского района, связанное с непринятием мер по ограничению несанкционированного доступа людей на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Большая Ирба, <адрес>.

Обязать Муниципальное образование Курагинский район, в лице администрации Курагинского района в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на ограничение несанкционированного доступа людей на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Большая Ирба, <адрес>, путем закрытия дверных и оконных проемов.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Курагинский районный суд.

Председательствующий Романова А.В.

Мотивированное решение изготовлено и подписано 10 августа 2022

Судья Романова А.В.