<данные изъяты>
дело №2а-574\2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2019 года г. Тверь
Московский районный суд г. Твери в составе:
Председательствующего судьи О.Ю. Тутукиной
при секретаре Ю.Н. Алексеенко
с участием представителя административного истца ФИО3, представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» ФИО4, представителя заинтересованного лица Правительства Тверской области ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к призывной комиссии города Твери, призывной комиссии Тверской области, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании решения призывной комиссии города Твери от 08.11.2018 года, решения призывной комиссии Тверской области от 21.12.2018 года незаконными,
установил:
ФИО6 обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии города Твери, призывной комиссии Тверской области о признании решения призывной комиссии города Твери от 08.11.2018 года, решения призывной комиссии Тверской области от 21.12.2018 года незаконными.
В обоснование административного иска указано, что приказом № от 04.08.2015 года ФИО6 был зачислен на 1 курс Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (далее РХТУ) по очной форме обучения на бюджетной основе по направлению подготовки (специальности) 090301.62 – информатика и вычислительная техника. Согласно справке РХТУ от 01.09.2015 года за подписью проректора по учебной работе ФИО1, предоставленной в военный комиссариат г. Москвы, срок окончания обучения в образовательном учреждении – 2019 год. Решением призывной комиссии ВК города Москвы от 01.04.2016 года ФИО6 была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в РХТУ им. Д.И. Менделеева до 01.04.2019 года. Однако данное решение в части срока предоставления отсрочки (до 1 апреля 2019 года) было незаконным в виду того, что отсрочка от призыва должна предоставляться студентам – очникам на весь период освоения общеобразовательной программы. Так, в соответствии с абзацем седьмым подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: - программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата. Согласно порядку организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», утвержденному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013г. №1367 г. Москва, срок получения высшего образования по образовательной программе включает в себя и период каникул, следующий за прохождением итоговой (государственной итоговой) аттестации (вне зависимости от предоставления указанных каникул обучающемуся). Таким образом, образовательный процесс получения высшего образования по программе бакалавриата, начатый обучающимся в РХТУ с 01.09.2015 года, заканчивается не ранее августа 2019 года. В мае 2018 года по семейным обстоятельствам ФИО6 был вынужден вернуться к месту постоянного жительства с переводом в Тверской государственный технический университет (далее ТвГТУ). В связи с этим, приказом от 01.06.2018 года ФИО6 был отчислен из РХТУ и приказом ректора № от 27 июня 2018 года зачислен в ТвГТУ в порядке перевода на образовательную программу бакалавриата на 4 семестр 2 курса очной формы обучения по направлению 09.03.01 (информатика и вычислительная техника) на место, обеспеченное бюджетным финансированием. Окончание обучения в образовательном учреждении – август 2020 года. После перевода ФИО6 на обучение в ТвГТУ условия для сохранения отсрочки, перечисленные в пп.а п.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», были соблюдены, поэтому право на предоставленную отсрочку от призыва на военную службу ФИО6 утрачено не было, так как перевод в другое учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, по тому же уровню образования, не влечет досрочное прекращение срока ранее предоставленной ФИО6 отсрочки от военной службы, действительной до 2020 года. Однако, решением призывной комиссии от 08.11.2018 года, подтвержденной решением областной призывной комиссии от 21.12.2018 года, ФИО6 был лишен права на отсрочку на период обучения в высшем учебном заведении, и должен будет явиться в военкомат в апреле 2019 года. Наличие у ФИО6 права на отсрочку от призыва на военную службу регулируется ст.24 п.2 пп. «а», абзац 12 Закона «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином: получившим в период обучения академический отпуск или перешедшим в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую образовательную программу того же уровня либо переведенным в другое имеющее государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательное учреждение для обучения по образовательной программе того же уровня. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлены отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данном образовательном учреждении или в образовательном учреждении, из которого осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год. Продление отсрочки подразумевает лишь увеличение срока первично предоставленной отсрочки от военной службы при соблюдении условий ее продления, указанных в абз. 14 пп.а п.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с прохождением обучения по одному и тому же уровню образования. Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность завершить высшее образование, не будучи призванными на военную службу. Период обучения в РХТУ им. Менделеева – до 2019 года. После перевода период обучения в ТвГТУ по той же специальности по образовательной программе того же уровня увеличивается ровно на 1 год. Поэтому ФИО6 имеет право на отсрочку от призыва на военную службу на весь период обучения в ТвГТУ, то есть до 2020 года. Решение призывной комиссии о призыве на военную службу было оспорено ФИО6 в призывной комиссии Тверской области, однако в удовлетворении жалобы отказано, о чем ФИО6 уведомлен письмом военного комиссара Тверской области ФИО2 от 25.12.2018 года Исх.№1/1167). Решением призывной комиссии Тверской области об отказе в удовлетворении жалобы на руки ФИО6 не выдавалось. Ссылаясь на Постановление КС РФ от 17 апреля 2018 года №15-П по делу о проверке конституционности положений подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», указано, что решение о призыве ФИО6 на военную службу в апреле 2019 года нарушает конституционное право ФИО6 на непрерывное и бесплатное получение высшего образования. Способом восстановления права является отмена решения призывной комиссии с констатацией наличия у ФИО6 права на отсрочку от призыва на военную службу до 2020 года.
Административный истец просит решение призывной комиссии города Твери от 08.11.2018 года и решение призывной комиссии Тверской области от 21.12.2018 года о признании ФИО6 подлежащим призыву на военную службу в апреле 2019 года признать незаконным.
Протокольным определением суда от 18 марта 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Тверской области».
В судебное заседание административный истец ФИО6 не явился, поручив ведение дела своему представителю ФИО3, которая в судебном заседании поддержала заявленные административные требования по доводам, изложенным в административном иске, пояснив, что решение военного комиссариата г. Москвы противоречит закону и поэтому незаконно, в том числе и без права признания его судом незаконным. Об этом закреплено в ст.12 ГК РФ, также есть определения Верховного Суда РФ по этому вопросу. Отсрочка предоставляется на весь период обучения и никак не могла быть предоставлена до 01.04.2019г., поскольку учебный год никогда в марте не заканчивается. В период действия отсрочки даже с учетом ее предоставления до 01.04.2019г. в ноябре 2018 года военным комиссариатом проводились призывные мероприятия в отношении ФИО6, он призван на военную службу в осенний призыв, что является незаконным. Просила удовлетворить административный иск.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» ФИО4 с административным иском не согласилась, поддержала письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования; образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета; программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры. Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз. Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенными в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год. Как следует из материалов дела, решением призывной комиссии военного комиссариата г. Москвы от 01.04.2016 года административному истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в РХТУ им. Д.И. Менделеева до 01.04.2019г. Административный истец считает вышеуказанное решение незаконным, однако в установленном законом порядке оно обжаловано не было. Приказом ректора ТвГТУ от 27.06.2018 № зачислен с 28.05.2018г. в ТвГТУ в порядке перевода на 4 семестр 2 курса очной формы обучения. Согласно справке от 03.07.20 18 № окончание обучения в образовательном учреждении 31.08.2020г. В соответствии с представленными справками в результате перевода срок обучения увеличился более чем на год, а именно на 1 год и 4 месяца. Административное исковое заявление не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Дополнительно представитель указывала, что срок обучения ФИО7 необходимо считать с даты принятия решения призывной комиссии г. Москвы, в личном деле призывника данное решение отсутствует и призывной комиссией г. Твери и Тверской области не запрашивалось. Принятое в ноябре 2018 года призывной комиссией г. Твери решение о призыве ФИО7 на военную службу и которое было подтверждено призывной комиссией Тверской области, согласно имеющемуся протоколу не отменялось, но не было реализовано.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области ФИО5 с административным иском не согласилась, поддержала письменный отзыв на административное исковое заявление, указывала, что ФИО6 отсрочка по основанию абзаца 7 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» была предоставлена решением призывной комиссии города Москвы от 01.04.2016. Указанное решение ФИО6 не оспорено. Приведенные положения законодательства говорят о возможности однократного представления гражданину отсрочки от призыва на военную службу в рассматриваемом случае. Перевод ФИО6 в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования влечет лишь право на сохранение за истцом ранее предоставленной отсрочки. Распоряжением Губернатора Тверской области от 28.09.2018 № 466-рг «О создании призывных комиссий в Тверской области» создана призывная комиссия Тверской области в связи с осуществлением в октябре - декабре 2018 года призыва граждан призывного возраста, проживающих на территории Тверской области, на военную службу. Для осуществления призыва в апреле - июне 2019 года, призывная комиссия Тверской области будет создана вновь. Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. На момент вынесения оспариваемых решений весенний призыв еще не начался, следовательно, оспариваемые решения не могли нарушить права административного истца. Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Таким образом, проведение призыва граждан на военную службу отнесено к полномочиям призывных комиссий муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения и осуществляется ими в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 № 400. В этой связи, статус административного ответчика у призывной комиссии Тверской области не обоснован.
Дополнительно представитель указывала, что если решение призывной комиссии было непосредственно о призыве истца на военную службу и оно не было реализовано, то подлежит отмене призывной комиссией Тверской области, что прямо предусмотрено законом. В данном случае такой отмены не состоялось, это решение уже не будет реализовано, так как создана призывная комиссия в ином составе, а у административного истца имеется иной способ защиты права, а именно обжаловать действия призывной комиссии в апреле 2019 года, если таковые будут происходить. Областная комиссия формируется на время призыва, сейчас ее уже не существует. Поскольку с апреля этого года уже начат новый призыв, истец до настоящего момента не призван, соответственно спорные решения остались нереализованными и права истца никак не нарушили. Имеются основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание заинтересованное лицо Администрация города Твери не явилось, извещены о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что полномочия по призыву граждан на военную службу в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются исключительно государственными полномочиями и регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Персональный состав призывной комиссии города Твери утверждается распоряжением Губернатора Тверской области два раза в год на весенний призыв (апрель-июль), осенний призыв (октябрь-декабрь), соответственно призывная комиссия города Твери осеннего призыва прекратила свои полномочия в связи с окончанием осеннего призыва в декабре 2018 года. Решения призывной комиссии города Твери принимаются коллегиально путем голосования ее членов, решения призывной комиссии города Твери могут быть обжалованы в призывной комиссии Тверской области. Решением Тверской городской Думы от 29.11.2017 №75 утверждена структура администрации города Твери. Призывная комиссия в структуру администрации города Твери не входит и Главе города Твери не подконтрольна и не подотчетна. Администрация города Твери в отношении ФИО6 никаких решений обязывающего характера не принимала. Администрация города Твери не является органом, издавшим правовой акт о создании призывной комиссии города Твери. Таким образом, решение не повлияет на права, обязанности и законные интересы администрации города Твери. Просили исключить администрацию города Твери из числа заинтересованных лиц по делу.
Административные ответчики призывная комиссия города Твери, призывная комиссия Тверской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседании не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайствами не обращались.
В силу ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая даты вынесения оспариваемых решений от 08.11.2018 года и от 21.12.2018 года, и дату подачи административного иска в суд 01.02.2019 года, административным истцом срок для подачи административного иска в суд не пропущен.
Судом установлено, что ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете с 23 января 2015 года.
Из заявления ФИО6 от 7 сентября 2015 года военному комиссару Тушинского района СЗАО г. Москвы следует, что в связи с переменой места жительства он просит поставить его на воинский учет.
Согласно отметки в учетной карте призывника, находящейся в личном деле призывника ФИО6, в разделе "решения призывной комиссии" имеется указание на решение призывной комиссии от 01.04.2016 года № о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на основании ст.24 п.2а до 01.04.2019г., решение (или выписка из него) в личном деле призывника отсутствует.
Из справки, выданной ФГБОУ ВПО Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева от 01.09.2015г. № для предоставления в отдел военного комиссариата, следует, что ФИО6 в 2015 году поступил в данное учебное заведение и в настоящее время обучается на 1 курсе по очной форме обучения по направлению подготовки 090301.62 (пр.565ст от 04.08.2015), окончание обучения в образовательном учреждении - 2019 год.
Согласно выписке из приказа №ст от 01 июня 2018 года РХТУ им. Д.И. Менделеева ФИО6 отчислен из университета с 28 мая 2018 года в связи с переводом в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный технический университет» (ТвГТУ).
Приказом ректора ТвГТУ от 27.06.2018 № ФИО6 зачислен с 28.05.2018г. в ТвГТУ в порядке перевода на 4 семестр 2 курса очной формы обучения по направлению подготовки 0960301.
Согласно справке ФГБОУ ВО Тверской государственный технический университет от 03.07.2018 № окончание обучения в образовательном учреждении 31.08.2020г., также имеется справка этого же учебного заведения от 15.11.2018г. №, в которой срок окончания обучения указан 30 июля 2020г., в справке от 13.12.2018г. №, срок окончания обучения указан без даты – 2020 год.
Из материалов дела также следует, что в ноябре 2018 года в отношении ФИО6 ответчиком проводились призывные мероприятия, 08.11.2018 года после проведения медицинского освидетельствования и определения годности к военной службе, призывная комиссия г. Твери Тверской области в отношении призывника ФИО6 вынесла оспариваемое решение о призыве его на военную службу (протокол № от 08 ноября 2018 года), категория годности «А» - годен к военной службе.
Не согласившись с решением, ФИО6 обжаловал его в призывную комиссию Тверской области, которая решением от 21 декабря 2018 года утвердила решение призывной комиссии г. Твери, при этом при вынесении решения, что следует из выписки из книги протоколов, комиссией произведена оценка предоставленной ранее отсрочки до 01.04.2019г., указано со ссылкой на № от 01.09.2015г., что срок обучения изменился более чем на один год.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Так, в силу положения подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета; программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если: первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином: получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год; восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается.
В соответствии со ст.26 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.28 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу п.1 ст.25 указанного выше закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решение призывной комиссии, ранее установившей отсрочку от призыва на военную службу ФИО7 до 01.04.2019 года, в материалах личного дела призывника отсутствует, основания для принятия такого решения не установлены. Справка РХТУ им. Менделеева № от 01.09.2015г., на которую ссылается призывная комиссия Тверской области, также не содержит указания даты окончания обучения ФИО8, кроме указания года - 2019г. Аналогичного содержания (без даты окончания обучения) была выдана справка и ТвТГТУ от 13.12.2018г. №, а именно указан срок окончания обучения 2020г.
Вместе с тем, из имеющихся в личном деле призывника документов, в частности свидетельства о регистрации по месту пребывания №, выданному отделом УФМС России по г. Москве по р-ну Северное Тушино на срок с 05 ноября 2015г. по 01 августа 2019 года по месту учебы в общежитии, заявлению о регистрации по месту пребывания с отметками должностного лица "на учебу до 01.08.2019г. согл.спр.из РХТУ п.12" можно сделать вывод о том, что период обучения в РХТУ у ФИО6 должен был закончиться не ранее 31.07.2019г.
Кроме этого, согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 апреля 2017 года №301, образовательный процесс по образовательным программам организуется по периодам обучения - учебным годам (курсам), а также по периодам обучения, выделяемым в рамках курсов (семестрам и (или) триместрам) (далее - периоды обучения в рамках курсов), и (или) периодам освоения модулей, выделяемым в рамках срока получения высшего образования по образовательной программе (далее - периоды освоения модулей); учебный год по очной и очно-заочной формам обучения начинается 1 сентября. Организация может перенести срок начала учебного года по очной и очно-заочной формам обучения не более чем на 2 месяца. По заочной форме обучения срок начала учебного года устанавливается организацией. Общая продолжительность каникул в течение учебного года, если иное не установлено федеральным государственным образовательным стандартом, составляет: при продолжительности обучения в течение учебного года более 39 недель - не менее 7 недель и не более 10 недель; при продолжительности обучения в течение учебного года не менее 12 недель и не более 39 недель - не менее 3 недель и не более 7 недель, при продолжительности обучения в течение учебного года менее 12 недель - не более 2 недель. При расчете продолжительности обучения и каникул в указанную продолжительность не входят нерабочие праздничные дни. Осуществление образовательной деятельности по образовательной программе в нерабочие праздничные дни не проводится. Лицам, успешно прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию, выдаются в установленном порядке документы об образовании и о квалификации. Лицам, не прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию или получившим на итоговой (государственной итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией. Обучающимся по образовательным программам после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.
Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 года №1367, действовавшему на период возникновения правоотношений, кроме тех же норм, также было закреплено, что срок получения высшего образования по образовательной программе включается в себя период каникул, следующий за прохождением итоговой (государственной итоговой) аттестации (вне зависимости от предоставления указанных каникул обучающемуся).
Данные выводы суда подтверждаются также сведениями, содержащимися на официальном сайте РХТУ им. Менделеева, где опубликован учебный план обучения.
О том, что учебный год начинается 1 сентября, а заканчивается у студентов после сдачи итоговой аттестации и получения диплома об окончании ВУЗа не ранее 31 июня, что после каждого курса при положительной аттестации на период каникул студенты не отчисляются и их обучение не прерывается, относятся к общеизвестным обстоятельствам и в силу ч.1 ст.64 КАС РФ, не нуждаются в доказывании.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 апреля 2018 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданина ФИО9 и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан" указано, что одной из важнейших функций социального государства, в осуществлении которых участвуют все уровни публичной власти - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и местное самоуправление, является обеспечение права каждого на образование. Закрепляя в статье 43 (часть 1) данное право и одновременно провозглашая в статье 59 (части 1 и 2) защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, в том числе посредством несения военной службы, Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, оборону и безопасность, федеральную государственную, включая военную, службу (статья 71, пункты "в", "м", "т"), а к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - общие вопросы воспитания и образования (статья 72, пункт "е" части 1).
Реализуя предоставленные ему статьей 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации полномочия в этих сферах, федеральный законодатель предусмотрел в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в качестве одного из основных академических прав обучающихся право на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую им в связи с получением образования разного вида и уровня в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 8 части 1 статьи 34).
Отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность, является, таким образом, с одной стороны, установленной законом гарантией конституционного права на образование, а с другой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 октября 1999 года N 13-П, - составным элементом также установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан, притом что само предоставление отсрочки не означает освобождения от военной службы по призыву.
При регулировании оснований, условий и порядка предоставления отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность, федеральный законодатель наделен достаточно широкой дискрецией, которая, однако, имеет пределы, заданные Конституцией Российской закрепление Конституцией Российской Федерации в числе основных конституционных прав права каждого на образование и в качестве его составляющей - права каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (статья 43, части 1 и 3) подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) высшего образования.
Исходя из этого Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" определена цель высшего образования - обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации (часть 1 статьи 69), а также установлены его уровни - бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации (часть 5 статьи 10); к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование, к освоению программ магистратуры - лица, имеющие высшее образование любого уровня (части 2 и 3 статьи 69).
Для обеспечения баланса между указанной целью и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства, укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва на военную службу в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.
Согласно положениям статьи 24 названного Федерального закона воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу вправе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата (если они не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра), специалитета (если они не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра), магистратуры (если они не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата) - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по данным программам (абзацы седьмой-десятый и двенадцатый подпункта "а" пункта 2).
Кроме того, подпункт "г" пункта 2 той же статьи предусматривает отсрочку для граждан, которые успешно прошли государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, - на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации, что позволяет таким лицам, в том числе если им в период получения среднего общего образования уже исполнилось 18 лет, поступить в образовательную организацию для получения высшего образования незамедлительно после получения среднего общего образования.
Таким образом, федеральный законодатель в рамках реализации своих дискреционных полномочий - притом что Конституция Российской Федерации не гарантирует получение высшего образования как обязательного и, соответственно, не обусловливает необходимость установления для лиц, получающих высшее образование, отсрочек от призыва на военную службу - предоставил гражданам возможность завершить высшее образование, не будучи призванными на военную службу.
Руководствуясь названными положениями закона в их совокупности, а также обоснованности принятых решений и установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что ответчиками допущены существенные нарушения законных прав и интересов ФИО6 при осуществлении ответчиками призыва последнего на военную службу. Решением от 08.11.2018 года призывная комиссия г. Твери Тверской области вынесла решение о призыве на военную службу ФИО6 в период действия отсрочки даже учитывая период ее предоставления до 01.04.2019г., таким образом лишив права ФИО6 на получение высшего образования. При этом, призывной комиссией Тверской области принималось решение не по тем основаниям, по которым принято решение призывной комиссией г. Твери, вопросы отсрочки призывной комиссией г. Твери не обсуждались и не рассматривались, в противном случае об этом следовало бы из вынесенного ею 08.11.2018г. решения. Доводы стороны ответчика о том, что решение призывной комиссии г. Москвы не было оспорено ФИО6 в данном случае не имеют правового значения, поскольку призыв административного истца осуществлялся в период действующей отсрочки, при этом срок отсрочки фактически не был определен, решение призывной комиссии в материалах дела отсутствует, а имеющиеся документы и общеизвестные факты не обоснованно не были приняты во внимание при призыве ФИО6 в ноябре 2018 года на военную службу.
Также суд полагает необоснованными доводы представителя заинтересованного лица о том, что поскольку решение призывной комиссии не было реализовано, то оно подлежит отмене областной призывной комиссией и в силу этого не может нарушать права ФИО6
Как следует из материалов дела решение о призыве ФИО6 на военную службу от 08.11.2018г. не было отменено призывной комиссией Тверской области, а 21.12.2018г., когда до окончания срока призыва на военную службу оставалось 9 дней, данной комиссией принято оспариваемое решение, комиссия в прежнем составе расформирована и с 1 апреля 2019 года утвержден новый состав призывной комиссии, у которой полномочия на отмену решения призывной комиссии прежнего состава отсутствуют, что подтверждает нарушение законных прав административного истца на предоставление ему возможности окончания высшего учебного заведения, правом воспользоваться предоставленной ему для этого отсрочкой от призыва на военную службу, установленной законом с учетом установленного нормативными актами срока обучения.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление ФИО6 о признании решения призывной комиссии города Твери от 08.11.2018 года, решения призывной комиссии Тверской области от 21.12.2018 года незаконными подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО6 к призывной комиссии города Твери, призывной комиссии Тверской области, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» удовлетворить.
Признать решение о призыве ФИО6 на военную службу призывной комиссии города Твери от 08.11.2018 года, решение призывной комиссии Тверской области от 21.12.2018 года, незаконными.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> О.Ю. Тутукина
В окончательной форме решение принято 05 апреля 2019 года