№ 2а-5740/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 ноября 2016 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Лепетюх А.В.,
при секретаре Трушниковой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к административным ответчикам – Главному специалисту отдела контроля за использование земель ДИЗО г. Ростова-на-Дону ФИО2, ДИЗО г. Ростова-на-Дону, о признании незаконным предписания,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику обосновывая свои требования следующим. ДД.ММ.ГГГГ. главным специалистом отдела контроля за использованием земель ДИЗО г. Ростова-на-Дону ФИО2 проведена проверка в отношении ФИО1, на предмет исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ. №№, № на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Специалист пришел к выводу, что земельный участок площадью 26 кв. м. используется ФИО1, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок для размещения гаражного бокса, что является нарушением ст. 26 ЗК РФ, ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела контроля за использованием земель ДИЗО г. Ростова-на-Дону ФИО2 выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства №, которым истца обязывают устранить допущенное вышеуказанное нарушение в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При этом истец указывает, что он неоднократно обращался в ДИЗО г. Ростова-на-Дону с заявлениями о заключении с ним договора аренды земельного участка, однако получал отказы. Возложение на него предписанием от ДД.ММ.ГГГГ. № обязанности устранить допущенное нарушение является незаконным, поскольку исходя из положений действующего законодательства, право оформления соответствующих прав на земельный участок (передачу в собственность или аренду) принадлежит его собственнику, то есть в данном случае ДИЗО, то есть предписание заведомо невыполнимо. На основании изложенного просит признать действия главного специалиста отдела контроля за использованием земель ДИЗО г. Ростова-на-Дону ФИО2, предписание ДИЗО г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ. №, незаконными.
Явившийся в судебное заседание административный истец доводы искового заявления поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика ДИЗО г. Ростова-на-Дону ФИО3 требования не признал, просил отказать в удовлетворении.
Административный ответчик ФИО2, надлежаще извещенная о судебном заседании, в суд не явилась.
В отношении не явившихся, надлежаще извещенных лиц дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, утвержденном решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.06.2011 № 138 (в ред. от 03.03.2016 г.), департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий по проведению единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью, земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", как в пределах, так и за пределами его границ, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством) в пределах его границ.
В соответствии с абз.2 п. 2.3.1.2. Положения департамент обеспечивает в установленном порядке подготовки и принятия решений, определяющих вид разрешенного использования (его изменение) сформированных земельных участков на территории муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» (за исключением земельных участков, предназначенных для размещения и занимаемых нестационарными торговыми объектами, в том числе передвижными сооружениями, объектами общественного питания, в том числе летними площадками кафе, баров, ресторанов и объектами бытового обслуживания, садовых, огородных и дачных земельных участков, для временного размещения индивидуальных гаражей; земельных участков для эксплуатации существующих индивидуальных жилых домов).
Пунктом 1.2 Административного регламента № АР-128-20-К осуществления муниципального земельного контроля на территории города Ростова-на-Дону, утвержденного постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 14.03.2014 № 258, закреплено, что Департамент осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Ростова-на-Дону на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ростов-на-Дону», и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены объекты недвижимости и осуществляется строительство.
В соответствии с Положением, утвержденным решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 №138 «Об-утверждении «Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» (далее - Положение), Департамент является отраслевым органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий по проведению единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками в пределах городской черты.
Согласно пп. 1 пункта 2.3.2 части 2.3 Положения, Департамент в соответствии с основными задачами осуществляет функции (услуги) в сфере имущественно-земельных отношений по осуществлению муниципального земельного контроля за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах городского округа - муниципального образования «Город Ростова-на-Дону», требований законодательства, в том числе об исполнении предписаний об устранении нарушений требований законодательства, выданных при осуществлении муниципального земельного контроля, в рамках полномочий, предусмотренных настоящим пунктом.
Как установлено судом, по адресу: <адрес> находится земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2860 кв.м, на котором расположен гаражный бокс №, принадлежащий на праве собственности гражданину ФИО1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №, и занимающий земельный участок площадью 26 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером № имеет разрешенный вид использования «Для эксплуатации лечебных корпусов».
Земельный участок, площадью 26 кв.м используется гражданином ФИО1 не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок для размещения гаражного бокса и не в соответствии с разрешенным использованием, что является нарушением ст. 7, ст. 26 Земельного кодека РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Департаментом была проведена внеплановая, документарная проверка физического лица - ФИО1 с целью проверки исполнения ранее выданных Департаментом предписаний об устранении вышеуказанных нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ№, № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, установлена статьей 42 ЗК РФ.
Частью 3 ст. 37 ГрК РФ предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).
В обоснование заявленных исковых требований, Истец ссылается на обстоятельства того, что он неоднократно обращался в Департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, расположенного под принадлежащим ему гаражным боксом № и невозможность заключения данного договора в виду, невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка (письмо Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№).
Вышеуказанные доводы послужили основанием для вынесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ в отношении гражданина ФИО1, ввиду отсутствия доказательств, свидетельствующих наличие вины.
Однако суд приходит к выводу, что данные обстоятельства не имеют значения для рассмотрения настоящего дела, так как нарушением земельного законодательства является сам факт размещения и использования объекта – гаража, на земельном участке, не предоставленном для этих целей.
На основании изложенного, принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем предписание вынесено должностным лицом в соответствии с законом и в пределах предоставленных ему полномочий, права и свободы административного истца не нарушены, в связи с чем оснований для признания оспариваемого предписания незаконным не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ФИО1 к административным ответчикам – Главному специалисту отдела контроля за использование земель ДИЗО г. Ростова-на-Дону ФИО2, ДИЗО г. Ростова-на-Дону, о признании незаконным предписания, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 ноября 2016 года.
Судья Лепетюх А.В.